Особенности родительско-детского взаимодействия в семье ребёнка c задержкой психического развития
Автор(ы):
Юлия Николаевна Данилова, психолог, ассистент кафедры общей и практической психологии, https://orcid.org/0000-0002-9964-0256, Институт специального образования и психологии, Московский городской педагогический университет
127287, Россия, г. Москва, Петровско-Разумовский пр-д, 27, тел.: +7 (495) 6121436, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Введение. В данной статье рассматривается родительско-детское взаимодействие в семье со старшими дошкольниками с задержкой психического развития и в семье с нормально развивающимися сверстниками на материале эмпирического исследования. Обосновывается актуальность изучения психологических особенностей родительско-детского взаимодействия с дошкольниками с задержкой психического развития, c одной стороны, недостаточностью психологических исследований, изучающих данную проблему, a c другой – значимостью данной тематики для социализации детей исследуемой категории. Целью исследования является выявление психологических особенностей родительско-детского взаимодействия в семьях дошкольников с задержкой психического развития на основе сравнения с семьями с нормально развивающимися сверстниками.
Материалы и методы. Основным методом исследования являлся констатирующий эксперимент, включающий в себя диагностическую методику «Изучения взаимодействия родителей с детьми» И. М. Марковской, методы математико-статистической обработки и интерпретации данных по методике Манна-Уитни и кластерный анализ.
Результаты исследования. Эмпирическое исследование показало наличие в семьях с дошкольниками с задержкой психического развития психологических особенностей родительско-детского взаимодействия, которые характеризовались неоднородностью и уровневыми различиями количественных и качественных критериально обоснованных характеристик взаимодействия родителей и дошкольников с задержкой психического развития на основе сравнения с семьями с нормально развивающимися сверстниками.
Заключение. Проведённый эксперимент подтвердил выдвинутую гипотезу о наличии психологических особенностей родительско-детского взаимодействия в семье ребёнка с задержкой психического развития, проявляющихся в незрелости, дисгармоничности, неоднородности, что, в свою очередь, отражает специфику внутрисемейной атмосферы, обусловленную рождением ребёнка данной категории. А также подтвердил теоретическое положение о единстве закономерностей психического развития нормально развивающихся дошкольников и с задержкой психического развития, реализующееся в контексте взаимодействия родителей и ребёнка данной категории на этапе дошкольного детства.
Ключевые слова: семья, родительско-детское взаимодействие, дошкольники с задержкой психического развития, шкалы взаимодействия
Для цитирования: Данилова Ю. Н. Особенности родительско-детского взаимодействия в семье ребёнка c задержкой психического развития // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2. C. 286–299 . DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-286-299
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-286-299
УДК: 376.4
Статья поступила в редакцию 14.04.2023, одобрена после рецензирования 16.05.2023, принята к публикации 01.06.2023.
Список источников:
1. Ульенкова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии ; 5-е изд. М. : Академия, 2011. 175 с.
2. Медведева Е. А, Югова О. В. Особенности ресурсных возможностей семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-1. С. 198–201.
3. Ткачева В. В. Семья ребенка c ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. М. : Нац. кн. центр, 2014. 149 с.
4. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов н/Д. : Феникс, 1998. 412 с.
5. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М. : Академ. проект, 2006. 238 с.
6. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. М., 1986. 206 с.
7. Галасюк И. Н., Шинина Т. В. Семейная психология: методика «оценка детско-родительского взаимодействия». Evaluation of child-parent interaction (ECPI-2.0) : практ. пособие ; 2-е изд. М. : Юрайт, 2023. 223 с.
8. Maccoby, E. E.; Martin, J. A. Socialization in the context of the family: parent-child interaction. Handbook of child psychology : formerly Carmichael’s Manual of child psychology / P. H. Mussen, editor. New York : Wiley, 1983. Pp. 1–101.
9. Марковская И. М. Психология детско-родительских отношений: монография. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2007. 92 с.
10. Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. Системно-историческая ретроспектива категории «семья» в социологии и психологии // Системная психология и социология, 2022. № 2 (42). С. 53–64.
11. Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. Системно-историческая ретроспектива социального статуса семьи ребенка c ограниченными возможностями здоровья // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 81–94. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.07
12. Мелентьева Е. В. Психологические особенности взаимодействия родителей c детьми дошкольного возраста в современной семье // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. II. № 4.С. 259–263.
13. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека ; пер. с англ. / общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной ; 2-е изд. М. : Прогресс, 1998. 480 с.
14. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2 т. Т. 2. М. : Апрель Пресс ; ЭКСМО-Пресс, 2000. 464 с.
15. Фромм Э. Кризис психоанализа ; пер. с англ. СПб. : Академ. проект, 2000. 215 с.
16. Хитрина И. Ю. Внутрисемейное взаимодействие в психологически благополучной семье : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05. СПб., 2008. 216 с.
17. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М. : Педагогика, 1989. 157 с.
18. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи ; 4-е изд. СПб. : Питер, 1999. 656 c.
19. Эриксон Э. Г. Идентичность: юность и кризис. М. : Прогресс, 1996. 344 с.
20. Вишневский В. А. О динамике психогенных депрессивных расстройств, вызванных рождением в семье больного ребенка // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1984. Т. 84. Вып. 4. С. 563–567.
21. Вишневский В. А., Воскресенский Б. А. Некоторые аспекты медико-педагогической работы с родителями больных ДЦП // Вопросы клинической психиатрии : тезисы докладов науч.-практ. конф. / под ред. А. Д. Ткачева. Кемерово, 1985. С. 42–44.
22. Никишина В. Б. Социально-психологическая детерминация нарушений психического развития детей : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.05 ; 19.00.10. Ярославль, 2004. 54 с.
23. Пастухова Л. А. Детско-родительские отношения в семьях с детьми, имеющими недоразвитие интеллекта : дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. Ярославль, 2006. 217 с.
24. Реан А. А., Баранов А. А. Махмутова Р. К. Оптимизация внутрисемейного эмоционального взаимодействия в диаде мать – ребенок дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Национальный психологический журнал 2016. № 4 (24). С. 108–114.
25. Ляксо Е. Е., Фролова О.В. Речевое поведение матерей при взаимодействии детьми с синдромом Дауна // Теоретическая и прикладная лингвистика, 2020. Т. 6. № 1.
С. 103–124. DOI: 10.22250/2410-7190_2020_6_1_103_124
26. Чекушина М. В. Особенности эмоционального взаимодействия матерей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с психосоматическими расстройствами // Молодой учёный. 2021. № 48 (390). С. 514–517.
27. Высотина Т. Н. Особенности родительского отношения к детям с атипичным аутизмом : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.10. СПб., 2013. 22 с.
28. Печникова Л. С. Материнское отношение к ребенку-аутисту в зависимости от наличия в семье здорового сибса // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь : мат-лы всерос. науч.-практ. конф. : тезисы докладов. М. : МГУ, 1998. С. 173–174.
29. Котова Е. В. Особенности родительского отношения к соматически больным детям старшего дошкольного возраста: на примере часто болеющих детей и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 ; 19.00.04. Казань, 2003. 179 с.
30. Крючева Я. В. Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Тюмень, 2004. 26 с.
31. Крушная Н. А. Социально-психологическая специфика отношения родителей к детям старшего дошкольного возраста c задержкой психического развития : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05. Ярославль, 2010. 25 с.
32. Маркина А. Ю., Герасимова О. Ю., Семченко Л. Н. Детско-родительские отношения в семьях детей с задержкой психического развития // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области, 2015. № 3(10). С. 19–22
33. Стреленко А. А. Гендерная идентичность в культуре родительско-детского взаимодействия в замещающих семьях // Право. Экономика. Психология, 2021. № 2(22).
С. 83–98.
34. Красильникова Е. Н., Дериш Ф. В. Взаимосвязи характеристик сиблинговых и детско-родительских отношений // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. № 1. С. 47–56.
35. Кузьмишина Т. Л. Манипулятивное общение между детьми дошкольного возраста и их родителями в современной семье // Проблемы современного образования. 2018. № 3. С. 80–88.
36. Карабанова О. А., Поскребышева Н. Н. Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. № 2. С. 36–47.