Особенности формирования педагогического коллектива «Гимназии и реального училища Я. Г. Гуревича»
Автор(ы):
Кира Викторовна Романенчук, кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории педагогики и образования, https://orcid.org/0009-0007-3714-8155, SPIN-код: 3317-4741, Author ID: 671672, Российский Государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48, тел.: +7 (812) 3124492,
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Введение. Статья посвящена изучению истории деятельности «Гимназии и реального училища Я. Г. Гуревича», показано становление педагогического коллектива учебного заведения, выделены основные периоды и особенности его формирования. На основании анализа обширного массива архивных документов восстановлены биографии преподавателей В. В. Мусселиуса, Н. И. Вульфа, впервые введены в научный оборот сведения о педагогической деятельности в частном учебном заведении Я. Г. Гуревича преподавателя А. К. Юнгмейстера.
Материалы и методы. Метод источниковедения позволил существенно расширить фактологическую базу знаний об истории «Гимназии и реального училища Я. Г. Гуревича» и выполнить реконструкцию процесса формирования педагогического коллектива этой школы в 1883–1917 годы.
Результаты исследования. В исследовании показан личный вклад содержателей Я. Г. и Я. Я. Гуревичей в формирование педагогического коллектива учебного заведения, дано представление о составе преподавателей в разные годы и его изменениях, раскрыто значение педагогической работы Н. И. Вульфа и В. В. Мусселиуса. В научной работе описана педагогическая деятельность в школе Я. Г. Гуревича известных филологов И. Ф. Анненского, С. Л. Пташицкого, П. И. Вейнберга. В статье выделены такие принципы кадровой политики Я. Г. и Я. Я. Гуревичей, как: привлечение педагогов-профессионалов; сплочение коллектива общими педагогическими подходами и концепцией; коллегиальное руководство школой через педагогические советы; моральное и материальное поощрение лучших преподавателей; кропотливое взращивание собственных педагогических кадров.
Выводы. В ходе работы было определено четыре периода формирования педагогического коллектива, а также ряд отличительных особенностей учебного заведения Я. Г. Гуревича: профессионализм, многопоколенность, полиэтничность.
Ключевые слова: педагогический коллектив, частное учебное заведение, директор, гимназия, реальное училище, историко-педагогический источник, метод источниковедения
Для цитирования: Романенчук К. В. Особенности формирования педагогического коллектива «Гимназии и реального училища Я. Г. Гуревича» // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. No 4. C. 470– 481. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023- 17-4-470-481
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023- 17-4-470-481
УДК: 37.08
Статья поступила в редакцию 13.11.2023, одобрена после рецензирования 07.12.2023, принята к публикации 10.12.2023.
Список источников:
1. Богуславский М. В. Формирование научно-педагогического мировоззрения К. Д. Ушинского // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2 № 52 (92). С. 30– 36. DOI: 10.24412/2224-0772-2023-92-30-36
2. Богуславский М. В. Выдающийся идейно-научный вклад К. Д. Ушинского в создание русского национального образования // Народное образование.2023. № 5 (1500). С. 43–47.
4. Седова Н. В., Романенчук К. В., Терентьева А. В., Мищурис А. В. Создателю отечественной педагогики – всенародная дань признательности и почитания: к 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2023. No 208. С. 9–21.
5. Романенчук К. В. Содержатели и педагоги частных школ дореволюционной России: штрихи к портретам // Учитель и его формирование: исторический опыт передачи образованности и культуры : сб. науч. трудов Междунар. науч.-практ. конф. – XXXI сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки Российской академии образования. (Тверь, 6–7 июня 2016 г.). Тверь, 2016. С. 162–167.
6. Богоявленский Д. С. Педагогическое наследие Якова Григорьевича Гуревича // Вестник студенческого научного общества РГПУ им. А. И. Герцена : сборник лучших научных студенческих работ. СПб., 2017. С. 18–20.
7. Пилосян М. К. Э. П. Шаффе и ее школа // Вестник студенческого научного общества РГПУ им. А.И. Герцена : сборник лучших научных студенческих работ. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб., 2017. С. 120–123.
8. Шевелев А. Н. Педагогическая система К. И. Мая (1856–1890): к 200-летнему юбилею [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования. 2021. № 3. С. 138–149. URL: http://www.pmedu.ru/index.php/ru/2021-year/nomer-3 (дата обращения: 23.06.2023). DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-138-149
9. Корнетов Г. Б. Культурологическая интерпретация инноваций в образовании в историко-педагогическом процессе // Психолого-педагогический поиск. 2019. № 3 (51). С. 34–51.
10. Корнетов Г. Б. Всемирная история педагогики: цивилизационный подход // Пе- дагогика. 1995. № 3. С. 23–29.
11. Иваскевич А. Н., Иваскевич А. А. К вопросу об изучении наследия Я. Г. Гуревича (1843–1906) // Интеллектуальный капитал XXI века. Пенза. 2020. C. 49–52.
12. Кутеева И. Н., Гуревич Я. Г.: педагог и методист-историк (1843–1906). Тула. 2008, [б. и.]. 74 c.
13. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб.). Ф. 171.
14. ЦГИА СПб. Ф. 171. Оп. 2. Д. 4085. Л. 64.
15. ЦГИА СПб. Ф. 171. Оп. 2. Д. 923. Л. 63.
16. Стравинский И. Ф. Диалоги. Воспоминания. Размышления. Комментарии. Л. : Музыка, 1971. 414 с.
17. ЦГИА. СПб. Ф. 171. Оп. 2. Д. 4023. Л. 157.
18. ЦГИА. СПб. Ф. 171. Оп. 2. Д. 4001. Л. 54.
19. ЦГИА. СПб. Ф. 171. Оп. 2. Д. 4081. Л. 65.
20. Чуковский К. И. Серебряный герб. СПб. : Качели, 2021. 256 с.
21. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 733. Оп. 201. Д. 77. Л. 1.
22. Гуревич Я. Г. К вопросу о реформе системы среднего образования, в особенности же классических гимназий. СПб. : тип. И. Н. Скороходова, 1900. 55 c. 23. ЦГИА. СПб. Ф. 171. Оп. 2. Д. 4085. Л. 64.
24. ЦГИА. СПб. Ф. 171. Оп. 2. Д. 3941. Л. 57.