Учебно-методическое пособие по химии для билингвального обучения иностранных студентов

Автор(ы):

Ирина Андреевна Штоббе, старший преподаватель кафедры химии, https://orcid.org/0000-0002-2475-2958, ID в РИНЦ: 603043 Scopus ID: 18435058500 Researcher ID: rid50102, Алтайский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации

656038, Россия, г. Барнаул, пр. Ленина, 40, тел.: +7 (495) 6272944, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Марат Анварович Ахметов, доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного, начального образования и методик преподавания общеобразовательных дисциплин, https://orcid.org/0000-0001-5608-8994, ID в РИНЦ: 199612 Scopus ID: 7003768118, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова

432071, Россия, г. Ульяновск, пл. Ленина, 4/5, тел.: +7 (8422) 443066, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье рассмотрены критерии отбора компонентов содержания и структурирования учебно-методического пособия по химии для билингвального обучения иностранных студентов. Оценено влияние учебно-методического пособия на полноту усвоения содержания учебного материала иностранными студентами.

Материалы и методы. Исследование было выполнено с помощью теоретических и эмпирических методов: системно-структурного анализа педагогической, психологической, методической литературы, отечественных и зарубежных учебников и учебно-методических пособий по химии, нормативных документов по модернизации образования; систематизации полученных данных; изучения опыта преподавания химии иностранным студентам в России и других странах; моделирования и проектирования учебно-методических материалов для обучения иностранных студентов; наблюдения за обучающимися; тестирования и анкетирования, сравнения полученных результатов; обобщения полученных данных; беседы со студентами и преподавателями.

Результаты исследования. Проведённое исследование показывает, что применение учебно-методического пособия для билингвального обучения химии позволяет повысить полноту усвоения содержания учебного материала иностранными студентами. Обсуждение и заключение. Полученные результаты позволяют повысить эффективность билингвального обучения иностранных студентов химии путём применения учебно-методического пособия, созданного в соответствии с выделенными в работе критериями.

Ключевые слова: учебно-методическое пособие, иностранные студенты, обучение химии, эффективность обучения, английский язык

Для цитирования: Штоббе И. А., Ахметов М. А. Учебно-методическое пособие по химии как средство повышения эффективности обучения иностранных студентов // Пе- дагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. No 4. C. 497–512. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-4-497-512

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-4-497-512

УДК: 378+372.854

Статья поступила в редакцию 19.09.2023, одобрена после рецензирования 10.11.2023, принята к публикации 15.11.2023.

Список источников:

1. Певзнер М. Н., Ширин А. Г. Билингвальное образование в контексте мирового опыта : (На примере Германии) : монография. Новгород : Изд-во Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 1999. 94 с.

2. Смирнова З. М. Дидактические условия эффективности билингвального обучения иностранных студентов в России : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. М., 2012. 25 с.

3. Салехова Л. Л., Шакирова Д. М. Билингвальное обучение и двуязычие для развития мышления и коммуникаций. Казань : ИРО, 2023. 120 с.

4. Шамионов Р. М., Гринина Е. С. Характеристики академической адаптации обучающихся на разных уровнях образования в России // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 370–380. DOI: 10.32744/pse.2021.4.24

5. Тимченко Н. С., Кочетова Ю. Ю., Бендрикова А. Ю. Академическая и средовая адаптация иностранных студентов медицинского вуза // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 2. С.  75–185. DOI: 10.17805/zpu.2020.2.16

6. Khamzina Z. B., Zhalelova G. M., Kaikenov D. B. Adaptation of foreign students to multicultural educational environment of university // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. No 2-6 (58). Pp. 159–164.

7. Ширин А. Г. Билингвальное образование в отечественной и зарубежной педагогике: дис. ... д-ра. пед. наук : 13.00.01. Великий Новгород, 2007. 341 с.

8. Шуляк И. В., Малашонок И. Е. Внедрение модели билингвального обучения в учебный процесс и разработка методического сопровождения как путь повышения качества химического образования // Высшее техническое образование: проблемы и пути развития : мат-лы VIII междунар. науч.-метод. конф. : в 2 ч. Ч. 2. (Минск, 17–18 ноября 2016 г.). Минск : БГУИР, 2016. С. 294–298.

9. Shtobbe I. A., Galaktionova L. P. Chemistry : Educational and Methodical Manual for the first year foreign students of General Medicine and Dentistry degree programs. Part I. Barnaul : Altai State Medical University, MOH Russia, 2022. 91 p.

10. Гаршин А. П. Методика использования пособий по химии в учебном процессе иностранных студентов // Россия в глобальном мире. 2014. No 5(28). С. 29–36.

11. Гаршин А. П. Проблема и опыт создания учебных пособий по химии для обучения иностранных учащихся в российских вузах // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 83. С. 170–178.

12. Шапоринский С. А. Обучение и научное познание. М. : Педагогика, 1981. 208 с.

13. Shulyak I.V., Malashonok I.E. Chemistry: workbook for foreign students of the pre-university department. Minsk : BSTU, 2017. 148 р.

14. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М. : Педагогика, 1989. 191 с.

15. Самойлик Л. С., Мосюров С. Е. Особенности преподавания химии будущим иностранным магистрантам и аспирантам на довузовском этапе // Международное об- разование и сотрудничество : сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. ; в 3 т. Т. 3. М. : МАДИ, 2015. С. 122–124.

16. Кутузова Г. И., Левина В. И., Перфилова И. Л. Пути реализации принципа межпредметной координации при обучении иностранных студентов на этапе довузовской подготовки // Проблемы подготовки национальных кадров для зарубежных стран : тезисы докладов междунар. науч.-практ. конф. СПб. : СПбГТУ, 1995. С. 15–16.

17. Перфилова И. Л., Соколова Т. В., Юмашева Л. В. О курсе общей химии для иностранных студентов, обучающихся по адаптивной программе на уровне бакалавра // Актуальные вопросы обучения иностранных студентов : сборник научно-методических трудов. СПб. : Изд-во Политехн. ин-та. 2014. 276 с.

18. Шуляк И. В., Малашонок И. Е. Разработка учебно-методических материалов на иностранном языке для изучения химических дисциплин иностранными студентами на подготовительном отделении [Электронный ресурс] // Труды Белорусского государ- ственного технического университета. 2016. № 8 (190). С. 89−92. URL: https://elib.bels- tu.by/handle/123456789/20421 (дата обращения: 21.07.2023).

19. Bettelheim F. A., Brown W. H., Campbell M. K. General, Organic and Biochemistry. 10th Edition. Belmont : Cengage Learning, 2013. 1032 p.

20. Gateway to Science – Chemistry for Class X. Goyal Brothers Prakashan, 2020. 123 p.

21. Павлюк Л. В. Международные проблемы академической адаптации иностранных студентов [Электронный ресурс] // Вестник педагогических наук. 2022. № 3. С. 63−68. URL: https://vpn-journal.ru/wp-content/uploads/2022/04/vestnik-pedagogicheskih-nauk-3-2022.pdf (дата обращения: 21.08.2023).

22. Гаршин А. П. Общая и неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах, химических реакциях ; 2-е изд. СПб. : Питер, 2015. 304 c.

23. Панаетова Т. Д., Зайцева И. С. Химия (учеб. пособие для иностранных учащихся подготовительного отделения). Харьков : ХНАГХ, 2013. 95 с.

24. Общая химия. Базовый уровень = General chemistry. Basic level : учеб. пособие для студентов вуза, обучающихся по всем инженерно-техническим направлениям подготовки по дисциплине «Общая химия» / Г. В. Соловьёва, О. А. Неволина, Т. С. Берсенёва, И. А. Мустаева. Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2017. 181 с.

25. Эстрин Э. Р. Химия на английском языке (General Chemistry). Ч. 1. Рабочая программа и учеб.-метод. пособие. СПб. : РГГМУ, 2019. 46 с.

26. Smirnova Z. M., Kyagova A. A., , Zhambalova B. A., Machneva T. V., Kvashnina Yu. A., Kreinina M. V., Larina N. A., Lysenko E. P. Laboratory works in physics: tutorial : учебное пособие. М. : РНИМУ им. Н.И. Пирогова, 2022. 136 с.

27. Фомина Т. К. Социокультурные параметры процесса обучения в российских высших учебных медицинских учреждениях (Обучение иностранных граждан) : моногр. Волгоград : Изд-во Волгогр. гос. мед. ун-та, 2003. 185 с.

28. Майер Л. В., Владимирова Т. М. Анализ различных подходов к преподаванию дисциплины «Химия» для иностранных студентов // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Т. 4, No 4. С. 12–18.

29. Борзова Л. Д., Черникова Н. Ю., Якушев В. В. Основы общей химии. СПб. : Лань, 2022. 480 с.

30. Никитина Н. А., Агафонов А. А., Голосная М. Н., Бедняков А. С., Пичугина Д. А., Кузьменко Н. Е. Опыт реализации учебного курса по химии в совместном университете МГУ-ППИ // Предвузовское обучение иностранных граждан в современной образовательной среде : сб. мат-лов межвузов. науч.-практ. конф. (Москва, 7–8 июня 2018 г.). М. : РУДН, 2018. С. 112–116.

31. Усова А. В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. М. : Знание, 1987. 80 с.

32. Новиков Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М. : МЗ-Пресс, 2004. 67 с.

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 0 | Скачиваний: 13