Особенности ценностно-смысловой сферы педагогов основного и дополнительного образования (на примере педагогов средней общеобразовательной школы и детской школы искусств)

Автор(ы):

Ирина Сергеевна Бубнова, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления, https://orcid.org/0000-0001-9549-7248, Кубанский государственный университет

350058, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, тел.: +7 (861) 2199502, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Елена Васильевна Улько, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления, https://orcid.org/0000-0002-1707-3615, Кубанский государственный университет

350058, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, тел.: +7 (861) 2199502, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Артём Михайлович Компанеев, аспирант кафедры социальной психологии и социологии управления, https://orcid.org/0009-0002-4561-413X, Кубанский государственный университет

350058, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, тел.: +7 (861) 2199502, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Проблема исследования заключается в выявлении и описании особенностей ценностно-смысловой сферы педагогов основного и дополнительного образования, а также в рассмотрении данных особенностей в контексте их профессиональных отличий. Цель исследования: изучить, сравнить и выделить специфику ценностно-смысловой сферы педагогов общеобразовательных школ и школ искусств.

Материалы и методы. Методы исследования: методика «Опросник терминальных ценностей» И. Г. Сенина, методика «Система жизненных смыслов» В. Ю. Котлякова, методы математико-статистической обработки и интерпретации данных. Результаты исследования. В статье представлены результаты исследования ценностно-смысловой сферы педагогов основного и дополнительного образования. Выявлены основные особенности ценностно-смысловой сферы личности педагога каждой из групп. При помощи корреляционного анализа установлено, что субъективно-смысловое наполнение ценностной системы у педагогов разных групп отличается. Заключение. Эмпирическое исследование позволило выявить значимые статистические отличия между группами педагогов средней общеобразовательной школы и детской школы искусств по показателю «самореализация». Так, педагогам детской школы искусств свойственна большая субъективная значимость смыслов самореализации, чем педагогам средней общеобразовательной школы, т. е. педагоги детской школы искусств более ориентированы на то, чтобы исполнить своё предназначение, реализовать все свои способности и возможности, совершенствовать свою личность и отношения с окружающим миром, чем их коллеги из средней общеобразовательной школы.

Полученные данные являются основанием для более детального анализа каждой из групп педагогов при помощи качественных методов.

Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, педагоги, дополнительное образование, основное образование

Для цитирования: Бубнова И. С., Улько Е. В., Компанеев А. М. Особенности ценностно-смысловой сферы педагогов основного и дополнительного образования (на примере педагогов средней общеобразовательной школы и детской школы искусств) // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 4. C. 562–576. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-4-562-576

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-4-562-576

УДК: 37.08+374

Статья поступила в редакцию 01.10.2023, одобрена после рецензирования 24.11.2023, принята к публикации 27.11.2023.

Список источников:

1. Филенко И. А., Богомаз С.А. Изменение характеристик регуляторных процессов и ценностных ориентаций студенческой молодежи в условиях пандемии // Сибирский психологический журнал. 2022. No 83. С. 46–66. DOI: 10.17223/17267080/83/3

2. Шпрангер Э. // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 4 / под. ред. В. С. Степина. М. : Мысль, 2010. С. 395.

3. Франкл В. Человек в поисках смысла : сб. ; пер. с англ. и нем. / под общ. ред. Л. Я. Грозмана, Д. А. Леонтьева. М. : Прогресс, 1990. 368 с.

4. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. C. 31–46.

5. Все начинается с учителя : учеб. пособие для пед. ин-тов /сост. К. А. Иванов. Под ред. З. И. Равкина. М. : Просвещение, 1983. 175 с.

6. Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода / под ред. Б. Т. Лихачев. М. : Наука, 1980. 136 с.

7. Сластенин В. А., Исаев И. Ф. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального педагогического образования. М. : Прометей, 1999. 117 с.

8. Чижакова Г. И. Аксиология профессионально-педагогического образования // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2013. № 2 (24). С. 46–55.

9. Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Народное образование. 2010. № 1. С. 39–46.

10. Болотова Ж. А., Кострикова Ю. В., Радченко Е. А., Рахманова М. Н. Ценности педагогической деятельности [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. No 1-2. С. 257–259. URL: https:// applied-research.ru/ru/article/view?id=8362 (дата обращения: 12.10.2023).

11. Новый учитель для новой школы: теория, опыт и перспективы модернизации педагогического образования в России // доклады и тезисы выступлений участников Форума педагогических вузов России, 21–22 ноября 2011 года. М. : Инженер, 2012. С. 333–350.

12. Навазова Т. Г., Бубнова И. С., Пирожкова О. Б., Шибанкова Л. А. Роль и место социально-психологической готовности к инновациям в системе профессионального роста педагога // Казанский педагогический журнал. 2019. № 6 (137). С. 122–133.

13. Кубарев В. С. Механизм осознания жизненных смыслов в свете культурно-деятельностного подхода // Сибирский психологический журнал. 2021. № 81. С. 28–51. DOI: 10.17223/17267081/81/2

14. Rerke V. I., Bubnova I. S., Tatarinova L. V., Zhigalova O.V., Gordina O. V., Gordin A. I. Motivational readiness of teachers to innovate in educational organization: psychological aspect // Espacios. 2019. Т. 40. № 26. Порядк. № 8.

 Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 0 | Скачиваний: 15