Система работы по формированию жанровых ожиданий на уроках литературного чтения

Автор(ы):

Мария Павловна Воюшина, доктор педагогических наук, профессор, https://orcid.org/0000-0002-9160-9086, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, тел.: +7 (812) 3124492, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловливается потребностью методической науки и школьной практики в определении путей преодоления противоречия между необходимостью восприятия произведения в единстве формы и содержания и объективной трудностью овладения сложным понятием «жанр» в младшем школьном возрасте.

Материалы и методы исследования – теоретический анализ жанровой специфики произведений, входящих в программу начального литературного образования, и возрастных особенностей восприятия художественного произведения младшими школьниками; педагогическое проектирование, в ходе которого были созданы учебники по литературному чтению для 1–4-х классов; наблюдение за процессом обучения по данным учебникам. Вектор исследования задан критическим анализом актуальных методических источников по проблеме смыслового чтения, освоения литературных жанров школьниками.

Результаты исследования. Изучение художественных произведений в их жанровой специфике – требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и один из принципов организации школьного анализа художественного произведения. Однако недостаточное развитие у младших школьников абстрактного мышления создаёт трудности в овладении ими понятием «жанр». Цель пропедевтической работы по ознакомлению с жанровой спецификой изучаемых произведений – формирование у юных читателей жанровых ожиданий, что делает читательское восприятие более целенаправленным и эстетически адекватным. В методике формирования жанровых ожиданий у начинающих читателей выделены четыре этапа:

1. Дошкольное детство. Накопление читательских впечатлений.

2. Первый класс. Наблюдение за спецификой произведений одного жанра при чтении близких по теме и проблематике произведений, относящихся к одному жанру; введение в активный словарь ребёнка названий жанров (без дефиниций).

3. Второй и третий классы. Диалог близких по теме, проблеме произведений, относящихся к разным жанрам. Наблюдение за жанровыми особенностями и спецификой восприятия и анализа произведений разных жанров в процессе сопоставительного анализа.

4. Четвёртый класс. Появление жанровых ожиданий; самостоятельный выбор приёмов анализа, определяющийся родовой и жанровой спецификой произведений, а также их индивидуальными особенностями.

Ключевые слова: литературное чтение, учебник, младший школьник, жанровые ожидания, сопоставительный анализ, диалог

Для цитирования: Воюшина М. П. Система работы по формированию жанровых ожиданий на уроках литературного чтения // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 2. C. 149–161. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-149-161

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-149-161

УДК: 372.882

Статья поступила в редакцию 20.03.2024, одобрена после рецензирования 08.04.2024, принята к публикации 10.04.2024.

Список источников:

1. Белина Е. В. Влияние целей и задач современного урока литературного чтения на формирование культуры чтения младшего школьника // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 50-2. С. 31–35.

2. Азыркина Е. И., Мотина О. А. Инновационные технологии при изучении жанра повести на уроках родной литературы // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2022. № 1–2 (62). С. 5–7.

3. Формирование читательской грамотности у младших школьников (Из опыта работы педагогов Липецкой области) / под ред. Е. Е. Пановой. Липецк : ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020. 116 с.

4. Хопренинова В. А. Эстетическое переживание как условие художественного восприятия поэтического текста на уроках литературного чтения в начальной школе // Наука и школа. 2013. № 6. С. 64–68.

5. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии ; 2-е изд. М. : Просвещение, 1966. 307 с.

6. Колкова Н. А. Своеобразие путей изучения литературных жанров в VIII классе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. СПб., 1996. 19 с.

7. Маранцман В. Г. Труд читателя: От восприятия лит. произведения к анализу : кн. для учащихся ст. кл. сред. шк. М. : Просвещение, 1986. 127 с.

8. Бордовский Г. А., Воюшина М. П., Суворова Е. П. Концепция инновационной образовательной системы «Диалог»; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб. : Астерион, 2013. 56 с.

9. Первова Г. М. Теоретико-методические основы планирования уроков чтения в начальных классах // Начальная школа. 2002. № 1. С. 46–53.

10. Первова Г. А., Строганова Л. В. Теоретическая пропедевтика в начальном литературном образовании // Вестник Тульского государственного университета. 2011.

Вып. 11(103). С. 193–197.

11. Рудкова С. Г. Сопровождение литературного образования младших школьников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 18. С. 282–288.

12. Куликова Ж. А. Организация учебного диалога с младшими школьниками на уроках начального литературного образования // Проблемы науки. 2016. № 10 (11). С. 31–32.

13. Черемисинова Л. И. Стиховедческий анализ текста: к проблеме формирования читательской компетентности младшего школьника // Известия Саратовского университета. Серия «Акмеология образования. Психология развития». 2014. Т. 3. Вып. 4 (12). С. 375–380.

14. Фирсова Т. Г. Соотношение эмпатийного потенциала и литературного развития читателя-школьника // Известия Саратовского университета. Серия «Акмеология образования. Психология развития». 2015. Т. 4. Вып. 3 (15). С. 276–282.

15. Молько А. В., Исламова С. Э. Особенности поэтики басни и вопросы речевого развития детей // Вестник науки и образования 2021. № 17–2 (120). С. 87–90.

16. Грахова С. И., Мухутдинова А. Д. Особенности изучения народных сказок в начальной школе // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2021. № 2 (31). С. 23–25.

17. Эткинд Е. Г. Проза о стихах. СПб. : Знание, 2001. 448 с.

Скачать статью в формате pdf.

 


Просмотров: 14 | Скачиваний: 1