Современные практики модернизации образования в Западной Африке (на примере Республики Кот-д’Ивуар)

Автор(ы):

Лариса Николаевна Данилова, доктор педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории педагогики, https://orcid.org/0000-0002-1272-401X, Author ID в РИНЦ 652033, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского

150000, Россия, г. Ярославль, ул. Республиканская, 108, тел.: +7 (4852) 302325, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация

Введение. Многие африканские страны сегодня принимают меры по усовершенствованию своих образовательных систем, в большинстве из них основное внимание по-прежнему сосредоточено на тотальной ликвидации неграмотности населения. По данным ЮНЕСКО, каждый пятый ребёнок возраста начальной школы находится вне системы. Эти показатели демонстрируют тенденцию к некоторому снижению, однако ситуация осложняется достаточно высоким уровнем нищеты, частыми вооружёнными конфликтами и миграцией, а также факторами половой и религиозной принадлежности ребёнка, места его проживания и состояния здоровья. Образовательные реформы в государствах Африки осуществляются с учётом влияния этих факторов. В данной статье процесс реформирования образования и деятельность властей в этом направлении рассмотрены на примере экономического лидера субрегиона – Республики Кот-д’Ивуар. После долговременного комплексного кризиса, который пережила страна в конце 1990–2010-х гг., образовательная система, динамично развивавшаяся с конца 60-х гг. ХХ в., утратила лидирующие позиции и столкнулась с проблемами, обусловленными отсутствием всеобщего доступа даже к базовому образованию и глобальными образовательными вызовами (такими как информатизация образования, интеграция в него детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимость учёта гендерных запросов и т. д.). Цель исследования – проанализировать процесс модернизации системы образования Республики Кот-д’Ивуар: причины, условия и факторы, влияющие на его результаты.

Материалы и методы. Работа выполнена на основе культурологического подхода, дополненного методами сравнительно-педагогических исследований с привлечением большого спектра ивуарийских и других иностранных источников.

Результаты исследования. Охарактеризованы ивуарийские реформы, определена специфика, отличающая их от трансформаций, происходящих в системе образования других государств субрегиона. Установлены предпосылки реформ, их задачи и содержание. Выявлены закономерности текущей модернизации. Проведены параллели с изменениями, которые наблюдаются в этой сфере в субрегиональном контексте.

Выводы. Определено, что приоритетными направлениями развития образования в современном Кот-д’Ивуаре являются усовершенствование базового, расширение неформального, обновление педагогического образования, а также цифровизация. Установлено, что при проведении реформ власти опираются на принципы целенаправленности, плюрализма, открытости, культуросообразности, глобализма, научности. Всё это позволяет сделать вывод о том, что образовательная политика Кот-д’Ивуара имеет много общего с образовательной политикой прочих западноафриканских стран, но одновременно обладает своей спецификой, что делает ивуарийские изменения в сфере образования уникальными.

Ключевые слова: образовательные реформы, образование в Африке, образование в Кот-д’Ивуаре, развитие школы в Кот-д’Ивуаре, подготовка педагогов в Кот-д’Ивуаре

Для цитирования: Данилова Л. Н. Современные практики модернизации образования в Западной Африке (на примере Республики Кот-д’Ивуар) // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 2. C. 136–148. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-136-148 DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-136-148

УДК: 37.014

Статья поступила в редакцию 06.04.2024, одобрена после рецензирования

12.05.2024, принята к публикации 15.05.2024.

Список источников:

1. Ouattara O. New “Sacrificed Generation”? [Electronic resource]. Abidjan Journal. 2019. 21 March. URL: https://www.jda.ci/editos/edito-edito-2524-nouvelle-gnration (accessed 02.02.2024). (in French)

2. Koné J., Silwé K.S., Yéo P.A. Assessment of Ivorian education policy: insufficient [Electronic resource]. Afrobarometer. Policy Document. 2021, no. 77, p. 17. URL: https:// www.afrobarometer.org/wp-content/uploads/2022/02/pp77-bilan_de_la_politique_ivoirienne_ en_education-afrobarometer-3oct21.pdf (accessed 19.01.2024). (in French)

3. EGENA. Summary report of national consultations. Cote d’Ivoire. Abidjan [Electronic resource]. Ministry of Education and Literacy. 2022. 54 p. URL: https://planipolis.iiep.unesco. org/sites/default/files/ressources/cote_divoire_etats_generaux_de_leducation_2022_fre. pdf (accessed 02.03.2024). (in French)

4. Ivory Coast. State report on the national education system: Towards a more inclusive and effective education policy [Electronic resource]. Government of Cote d’Ivoire; UNICEF; IIPE – UNESCO Pôle de Dakar. Dakar, IIPE, 2016. 312 р. URL: https://docplayer. fr/49147471-Cote-d-ivoire-rapport-d-etat-sur-le-systeme-educatif-national-pour-une-politique-educative-plus-inclusive-et-plus-efficace.html (accessed 02.02.2024). (in French)

5. WFP. Cote D’Ivoire Annual Country Report 2021. Country Strategic Plan. 2019-2023 [Electronic resource]. Rome, 2021. 69 р. URL: https://docs.wfp.org/api/documents/WFP-0000137855/download/?_ga=2.223822491.1064605970.1678200457-1182159860.1678200457 (accessed 22.02.2024). (in English)

6. Ounnebo G. M. Impact of Bridge Classes on Access to Formal Education for Out-Of-School Children in the Cocoa Producing Communities in Cote d’Ivoire. EAS Journal of Humanities and Cultural Studies. 2022. V. 4, I. 5, pр. 194–200. DOI: 10.36349/easjhcs.2022.v04i05.001 (in English)

7. Oyeniran R. Education for All in Developing Countries: A Critical Analysis of Ivorian Educational System. Journal of Educational System. 2018. V. 2, I. 12. Pр. 25–33. (in English)

8. Malé C., Wodon Q. Basic Profile of Child Marriage in Côte d’Ivoire [Electronic resource]. Knowledge Brief. 2016. March. p. 1. URL: https://docs.yandex.ru/docs/ view?tm=1717396657&tld=ru&lang=en&name=5.pdf&text=Oyeniran%20R.%20Education%

20for%20All%20in%20Developing%20Countries%3A%20A%20Critical%20Analysis%20%2F%2F%20Journal%20of%20Educational%20System.%202018.%20 (accessed: 22.02.2024). (in English)

9. Reform of women’s training and education institutions (IFEF): The government announces a total budget of 10.05 billion fcfa [Electronic resource]. Official portal of the Government of Cote d’Ivoire. 2023. September, 28. URL: https://www.gouv.ci/_actualite-article. php?recordID=15747 (accessed: 22.02.2024). (in French)

10. NORC. Assessing Progress in Reducing Child Labor in Cocoa Production in Cocoa Growing Areas of Côte d’Ivoire and Ghana [Electronic resource]. Chicago. NORC, 2020. 281 р. URL: https://www.norc.org/content/dam/norcorg/pdfs/NORC%202020%20Cocoa%20Report_English.pdf (accessed: 22.02.2024). (in English)

11. Cote d’Ivoire. Multiple Indicator Cluster Survey 2016. National Institute of Statistics (Côte d’Ivoire); United Nations Children’s Fund (UNICEF). New York, UNICEF, 2018. 40 р (in English)

12. Profile of pre-primary provision in Abidjan and Bouaké: a review and policy implications for establishing a pilot. EPG; Côte d’Ivoire. Ministry of National Education, Technical Education and Vocational Training. London. Education Partnerships Group, 2019. 77 p. (in English)

13. PASEC 2019: Quality of Education Systems in Francophone Sub-Saharan Africa. CONFEMEN Education Systems Analysis Program [Electronic resource]. Dakar, PASEC, 2020. 444 р. URL: https://pasec.confemen.org/wp-content/uploads/sites/2/2022/08/Rapport-Pasec2019_Rev2022_WebOK.pdf (accessed: 24.02.2024). (in French)

14. Human Development Insights: Access and explore human development data for 193 countries and territories worldwide [Electronic resource]. The United Nations Development Program. 2020. URL: https://hdr.undp.org/data-center/country-insights#/ranks (accessed: 04.02.2024). (in English)

15. Hasha R., Wadesango N. Exploring the influence of educators’ continuous professional development programmes in enhancing students’ achievement in South African schools. African Journal of Gender, Society and Development. 2020. V. 9(2). Pр. 137–162. doi.org/10.31920/2634-3622/2020/9n2a7 (in English)

16. Inclusive education: The Government in action to provide quality education for children with sensory impairments [Electronic resource]. Official portal of the Government of Côte d’Ivoire. 28.11.2021. URL: https://www.gouv.ci/_actualite-article.php?recordID=12865 www.gouv.ci (accessed: 27.03.2024).

17. Barro L. Côte d’Ivoire: NGOs announce the creation of an ‘inclusive primary school’ for children with intellectual disabilities [Electronic resource]. Abidjan.net. 2023. 26 July. URL: https://news.abidjan.net/articles/722766/cote-divoire-des-ong-annoncent-la-creationdune-ecole-primaire-inclusive-avec-des-enfants-en-situation-de-deficience-intellectuelle (accessed: 28.03.2024). (in French)

18. Wagner D. A., Castillo N. Learning, Marginalization, and Improving the Quality of Education in Low-income Countries Cambridge. 2022. 488 p. doi.org/10.11647/OBP.0256 (in English)

19. Ndoye M. Educational reforms: expectations and change management. Sèvres International Review of Education. 2020. № 83. Pp. 45–55. https://doi.org/10.4000/ries.9292 (in French)

Скачать статью в формате pdf.

 


Просмотров: 6 | Скачиваний: 3