Единство дифференциации и интеграции в содержании общего образования

Автор(ы):

Татьяна Владимировна Суханова, кандидат педагогических наук, заместитель директора по научно-методической работе, https://orcid.org/0009-0004-0570-4899, AuthorID: 1137550, ООО «Образовательные технологии ПРО», группа компаний «Просвещение»

127473, Россия, г. Москва, ул. Краснопролетарская, 16, стр. 3, подъезд 8, тел. : +7 (495) 7893040, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ольга Сергеевна Пономарева, директор по маркетингу АО «Издательство «Просвещение», https://orcid.org/0009-0009-1629-5708

127473, Россия, г. Москва, ул. Краснопролетарская, 16, стр. 3, подъезд 8, тел. : +7 (495) 7893040, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: Введение. Структура содержания общего образования в России традиционно строится на основе системы учебных предметов. Научная проблема состоит в определении обоснованных путей отбора содержания образования на основе предметного подхода. Цель статьи: выявить детерминанты отбора содержания общего образования на основе принципа единства дифференциации и интеграции.

Материалы и методы. Методологическую основу составляет системный подход. Использованы методы теоретического анализа научных источников, научно-педагогической литературы, анализ нормативной документации, метод дескриптивного анализа практики отбора содержания образования.

Результаты исследования. Единство дифференциации и интеграции в отборе содержания общего образования детерминировано целями общего образования; представлениями о содержании образования на общетеоретическом уровне; закономерностями развития культурного и социального опыта человечества; достижениями наук о человеке в аспекте его способности к получению образования; характерными для школы формами организации образовательного процесса и методами обучения и воспитания. Показана амбивалентность процессов дифференциации и интеграции и значимость их объединения для соответствия содержания общего образования современному образу ценностно-целевого результата.

Процессы дифференциации и интеграции в содержании образования как подсистеме системы образования поддерживаются тремя группами связей: 1) содержательные связи между отраслями науки, сферами культуры и искусства, областями человеческой деятельности, в совокупности представляющими культурный опыт человечества и составляющими допредметное содержание образования; 2) операционально-деятельностные связи между уровнями общего образования и группами планируемых результатов общего образования; 3) организационно-методические связи между формами и методами организации образовательного процесса.

Обсуждение и заключение. Статья вносит вклад в обсуждение концептуальных подходов к отбору содержания общего образования, к обеспечению дифференциации содержания образования в условиях единого образовательного пространства; в развитие методологических оснований разработки программно-методических материалов и учебных пособий.

Ключевые слова: содержание образования, интеграция, дифференциация, предметность, учебный предмет, школа

Для цитирования: Суханова Т. В., Пономарева О. С. Единство дифференциации и интеграции в содержании общего образования // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18. № 4. С. 441–453. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-441-453

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-441-453

УДК: 371.214

Статья поступила в редакцию 15.11.2024, одобрена после рецензирования 05.12.2024, принята к публикации 08.12.2024.

Список литературы:

1. Перминова Л. М. Методологические основания предметности обучения // Инновации в образовании. 2012. No 11. С. 71–85.

2. Рыжаков М.В., Кузнецов А.А. О разработке концептуальных основ федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения // Профильная школа. 2005. No 2 (11). С. 6–14.

3. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М. : Педагогика, 1983. 352 с.

4. Зорина Л. Я. Системность – качество знаний. М. : Знание, 1976. 64 с.

5. Данилюк А. Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д. : РГПУ, 2000. 225 с.

6. Осмоловская И. М. Предметность обучения и учебные предметы в контексте различных дидактических подходов // Образование и наука. 2012. No 7(96). С. 67–78.

7. Дмитриев Н. С., Осмоловский Н. Н. Букварь для детей / под общ. ред. В. П. Правдухина. Ново-Николаевск : Сибир. Гос. изд-во, 1922. 84 с.

8. Колокольникова З. У., Лунгуль А. А. Реализация программ ГУСа в Приенисейской Сибири в 1920-е гг. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. No 12-2. C. 306–308.

9. Очерки истории становления и развития методик общего среднего образования / науч. ред. М. В. Рыжаков. Т. 1, ч. 1. Гуманитарное образование. М. ; СПб. : Нестор-История, 2014. 125 с.

10. Веселов М. О. Учебные планы начальной и средней школы. М. : Учпедгиз, 1939. 80 с.

11. Шахмаев Н. М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе // Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. Н. М. Скаткина ; 2-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 1982. С. 269–296.

12. Кузнецов А. А., Филатова Л. О. Информатика в профильной школе // Информатика и образование. 2003. No 6. С. 14–18.

13. Полонский В. М. Образование и педагогика. Большой тематический словарь. М. : Мастер-Принт, 2021. 812 с.

14. Самылкина Н. Н. Организация углубленного обучения информатике на основе интегративного подхода : монография. М. : МПГУ, 2020. 346 с.

15. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29.12.2012 No 273–ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745 (дата обращения: 20.11.2024).

16. Леднев В. С. Содержание образования. М. : Высшая школа, 1989. 360 с.

17. Суханова Т. В. Феноменологический анализ школьных учебных планов // Сибирский педагогический журнал. 2023. No 5. С. 26–34. DOI 10.15293/1813-4718.2305.03

18. Басырова Э. Р., Буденный С. А., Грачева Н. В. Искусственный интеллект: учебное пособие, 7–8 классы / науч. ред. Е. И. Казакова, А. А. Павлов. М. : Просвещение, 2025. 192 с.

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 5 | Скачиваний: 1