Концепция трагического оптимизма Фридриха Вильгельма Ницше: философское осмысление и педагогическая интерпретация
Автор(ы):
Юлия Владимировна Андреева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории, https://orcid.org/0000-0003-0377-8427, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
450057, Россия, г. Уфа, ул. Октябрьской Революции, 55, тел. : +7 (347) 2462447, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация: Введение. Предметом исследования является концепция «трагического оптимизма» Ф. В. Ницше. Автор выявляет антропологические и гуманистические аспекты сопутствующих оптимизму феноменов, среди которых: человек как мерило бытия; жизнеутверждающая философия воли в аспекте смирения с тем, чего нельзя изменить; воля как витальный дух в своей живой непосредственности; воля как интуитивное постижение жизни. Определяются место и роль феноменов в существовании человека. Прослежены динамика отказа Ф. Ницше от пессимизма А. Шопенгауэра и взаимосвязь ницшеанства, горьковского оптимизма и педагогического оптимизма А. Макаренко как веры в человека и его способность менять мир и себя к лучшему благодаря мечте, борьбе и смирению.
Методология исследования. Методы исследования. Общенаучные. Историко-философский анализ и педагогическая интерпретация произведений Ницше («Рождение трагедии из духа музыки»; «ECCE HOMO»; «Шопенгауэр как воспитатель»; нигилизм Ницше в «Весёлой науке» и др.) Частнонаучные: описательный, сопоставительный анализ; изучение текстов, конкретизация основных понятий и идей философии Ницше в педагогическом ключе.
Подходы. 1. Идеи неклассической немецкой философии Ф. В. Ницше о морали, духе и воле к жизни, которые принимают формы мечты, борьбы и смирения, согласно которым метафизическая мечта познать мир и исправить мир сменяется духом борьбы с ужасами смерти и смирения с тем, что нельзя изменить; идея принятия действительности как способность человека жить сегодняшним днём; идея трагичности жизни как бездны (идея дионисийства в человеке как способа его бытия) и унизительность не страдания, а нежелания человека его замечать и принимать; идея развития личности и переосмысления ценностей; идея нравственного долга человека перед жизнью – утвердить свою мощь, воплотить желания и выразить себя в искусстве и творчестве; идея искусства как проявления подлинной жизни, наполненной смыслом (идея аполлонизма); идея единства искусства и жизни как творческой силы; идея защитной функции искусства как эстетического феномена и идея утешения человека, усомнившегося в могуществе духа; идея amor fati (любви к своей судьбе); опора на дух принятия.
2. Философия иррационализма, героического пессимизма и оптимистического нигилизма: идея иллюзии смысла и мира без цели, в котором человек свободен, чтобы принять утешающее оптимистическое мировоззрение, которое развеет экзистенциальный ужас, тоску, движение-к-смерти; идея искусства как возвышенное преодоление ужасного.
3. Трагический характер философии Ницше в противоречивом сочетании с духом самоутверждения составляет его идею полноты жизни.
Результаты исследования. Трагический оптимизм как феномен философии жизни парадоксален, так как с точки зрения педагогики и самовоспитания представляет собой движение человека по пути ницшеанского самосовершенствования от трагического минуса к оптимистическому плюсу. Говоря словами Ницше, «то, что не убивает нас, делает нас сильнее». Имеют педагогическое значение только усилия человека по улучшению своей нравственной природы и жизни. Такой оптимизм имеет две стороны. С одной стороны, это способность человека усовершенствовать мир благодаря мечте, которая исходит из его потребности «аполлонизма» (движения к свету, к прекрасному, лучшему); с другой – это способность к преодолению трудностей жизни и страданий человека, которая требует признать, что есть в жизни худшее, которое следует преодолеть, исходя из потребности «дионисийства» (потребности забыть себя посредством отречения от своих страданий). Оба инстинкта позволяют человеку забыть все тяготы существования.
В педагогической интерпретации философии жизни Ницше обнаруживается несколько способов, позволяющих научиться трагическому оптимизму. Среди них метод amor fati («любовь к жизни»), который можно трактовать как отказ ретушировать прошлое и приукрашивать будущее, как способ отношения к ошибкам и смирение с тем, чего нельзя изменить. Принято решение рассмотреть все способы как методы самовоспитания.
Обсуждение. В философии жизни прослеживается влияние на Ф. Ницше А. Шопенгауэра, который развернул данный тезис об оптимизме по-своему. Взгляд философа интересен для педагогики. На протяжении всей жизни человека все усилия его направлены на то, чтобы с помощью мечты извлечь из страданий «волю к победе». Выражением этого усилия является искусство. Такие направления искусства, как танец и музыка, служат средствами подчинения страданий ритму. Музыку Ницше трактовал как «подательницу забвения тягот жизни». В целом, с точки зрения Ницше, все виды искусства порождены одним и тем же оптимизмом – «порывом человеческого духа к лучшему миру». Иногда место музыки в трудах Ф. Ницше занимает диалог или актёрское действо. Их также можно трактовать как педагогические методы, а не только как воплощение воли к жизни.
Заключение. Философия жизни неоднозначна по сути и многогранна по содержанию: она предлагает интеллектуальный инструментарий не только на период борьбы, воли к жизни, но и на период спокойного принятия и любви к жизни во всех её проявлениях. На основе философской реконструкции и авторской педагогической интерпретации идей Ф. Ницше выявлено несколько методик преодоления страдания. Так, популярная концепция воли дополнена методами смирения и всеобъемлющего принятия. В этом новизна нашего исследования. Установлено, что философия жизни может представлять собой воспитательный проект и содержать способы, которые можно интерпретировать в педагогическом ключе как методы, образующие методику самовоспитания.
Ключевые слова: философия жизни, педагогическая интерпретация, трагический оптимизм
Для цитирования: Андреева Ю. В. Концепция трагического оптимизма Фридриха Вильгельма Ницше: философское осмысление и педагогическая интерпретация // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 4. С. 454–465. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-454-465
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-454-465
УДК: 141.21
Статья поступила в редакцию 09.09.2024, одобрена после рецензирования 08.11.2024, принята к публикации 10.11.2024.
Список литературы:
1. Горький М. Песня о Буревестнике. Стихотворения и воспоминания. М. : ЭКСМО, 2024. 288 с.
2. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. М. : АСТ, 2024. 800 с.
3. Ницше Ф. Рождение трагедии / под общ. ред. А. Россиуса. Перевод А. Михайлова. M. : Ad Marginem, 2001. С. 13–46.
4. Шопенгауэр А. Собрание сочинений в 6 т. Т. 1. Мир как воля и представление. М. : Республика. 1999. 497 с.
5. Ницше Ф. Странник и его тень. Шопенгауэр как воспитатель [Электронный ресурс]. Сочинение в 3 т. Т. 2. М. : REFl-book. 1994. URL: https://lib.ru/NICSHE/razmyshleniya3. txt_with-big-pictures.html (дата обращения: 12.05.2024).
6. Ницше Ф. О будущности наших образовательных учреждений / Несвоевременные размышления [Электронный ресурс]. Полное собрание сочинений : в 13 т. Т 3. Ин-т философии. М. : Культурная революция, 2005. Из наследия 1872–1873 гг. 480 с. URL:
https://www.libfox.ru/113485-fridrih-nitsshe-o-budushchnosti-nashih-obrazovatelnyh- uchrezhdeniy.html (дата обращения: 22.07.2024).
7. Смолинская О. Е. Идея единства образования и культуры в трудах Ф. Ницше, В. Дильтея, А. Бергсона // Научный диалог. 2013. Вып. 8 (20). С. 36–50.
8. Пойзнер Б. Н., Захарова Э. А. Проблема образования и ницшеанский идеал самосозидающей личности // Вестник высшей школы. 1992. № 4-6. С. 32–35.
9. Ницше Ф. В. «Сумерки кумиров, или Как философствуют молотом». СПб. : Художественная литература. 1993. С. 608–609.
10. Ницше Ф. Собрание сочинений в 5 т. Т. 1. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм. М. : Пальмира. 2018. 479 с.
11. Ницше Ф. Письма Фридриха Ницше. М. : Культурная революция. 2007. 400 с.
12. Ницше Ф. Весёлая наука. М. : Азбука, 2023. 352 с.
13. Ницше Ф. ECCE HOMO. Как становятся сами собою. М. : Фолио, 2013. 224 с.
14. Адо П. Что такое античная философия? М. : Из-во гуманит. литер. 1999. 317 с.