Феномен театральной читки и её методический потенциал при изучении литературы в школе: результаты теоретико-эмпирического исследования
Автор(ы):
Матвей Вадимович Зверков, аспирант кафедры методики преподавания литературы, https://orcid.org/0009-0000-5714-0950, Институт филологии, Московский педагогический государственный университет
Россия, 119435, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, тел.: +7 (499) 2465712; учитель литературы и истории школы № 1101 г. Москвы
Россия, 117133, г. Москва, ул. Академика Виноградова, 11, тел.: +7 (495) 1236659, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация: Введение. Статья посвящена актуальной проблеме: поиску новых подходов к обучению литературе в старших классах, что призвано повысить мотивацию учащихся к чтению литературных произведений и способствовать более глубокому пониманию художественных текстов. Результаты, представленные в статье, были получены в рамках теоретико-эмпирического исследования, проведённого в ходе работы над диссертацией на соискание учёной степени кандидата педагогических наук на тему «Методический потенциал театральной читки при изучении литературы в старших классах».
Материалы и методы. Методологической основой исследования стали работы театроведов, искусствоведов, филологов (В. Н. Всеволодский-Гернгросс, М. Аронсон, С. Рейсер, М. И. Сизова, М. А. Черняк и др.), труды деятелей театра (К. С. Станиславский, М. А. Чехов, М. О. Кнебель и др.), а также работы методистов-словесников, посвящённые вопросам организации читки литературных произведений (В. В. Голубков), истории и теории методики выразительного чтения (В. В. Голубков, Р. Р. Майман, Б. С. Найдёнов и др.), применения отдельных элементов системы К. С. Станиславского в школьном курсе литературы (В. В. Голубков, Н. А. Демидова и др.), связей уроков литературы и театра (Т. С. Зепалова, М. Г. Качурин, В. Г. Маранцман и др.). Автором использованы теоретические (анализ, синтез) и эмпирические (констатирующий эксперимент) методы исследования. Разработана анкета для учителей-словесников.
Результаты исследования. Теоретический анализ научной литературы позволил, с одной стороны, определить своеобразие театральной читки как особого способа репрезентации текста, с другой – установить неразработанность в современной методике обучения литературе вопроса об использовании театральной читки в школьном курсе литературы, несмотря на её несомненный методический потенциал (ресурс для приобщения к чтению, приём анализа литературного произведения; способ его интерпретации). Данные, полученные в ходе эмпирического исследования, свидетельствуют об интересе педагогов-словесников к театральной читке и готовности обращаться к ней при изучении литературы. Однако не все учителя имеют представление о специфике этого театрального жанра и способах его включения в образовательный процесс.
Обсуждение и заключение. На основе полученных в ходе теоретико-эмпирического исследования результатов нами разработана методическая модель использования театральной читки при изучении литературы в старших классах, которая в данный момент проходит апробацию в рамках обучающего эксперимента. Предварительные итоги представлялись автором на следующих научных конференциях: XXXIII Голубковские чтения (20 марта 2025 г., г. Москва, МПГУ), V Международная научно-практическая конференция «Чтение и литературное образование в цифровую эпоху»
(23 ноября 2024 г., г. Москва, МПГУ).
Ключевые слова: методика обучения литературе, театральная читка, театрализация, драматизация, выразительное чтение по ролям, учитель-словесник, старшеклассник-читатель, старшеклассник-зритель
Для цитирования: Зверков М. В. Феномен театральной читки и её методический потенциал при изучении литературы в школе: результаты теоретико-эмпирического исследования // Педагогический ИМИДЖ. 2025. Т. 19, № 2. С. 177–191. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2025-19-2-177-191
DOI: https://doi.org/10.32343/2409- 5052-2025-19-2-177-191
УДК: 372.882:792.09
Статья поступила в редакцию 16.04.2025, одобрена после рецензирования 15.05.2025, принята к публикации 20.05.2025.
Список литературы:
1. Научная школа В. В. Голубкова: чтение и методика обучения литературе в информационную эпоху: монография / под ред. В.Ф. Чертова. М. : МПГУ, 2023. 190 с.
2. Педагогика чтения в цифровую эпоху: монография / под ред. В. Ф. Чертова и А. М. Антиповой. М. : МПГУ, 2024. 226 с.
3. Школьное литературное образование: современные практики и технологии: монография / под научн. ред. И. В. Сосновской. Иркутск : Аспринт, 2023. 234 с.
4. Зверков М. В. Театральная читка в восприятии и оценках школьников // Литературное образование и воспитание: ценностные ориентиры и стратегии в информационную эпоху. XXXII Голубковские чтения : мат-лы Междунар. науч.-практ. конф., г. Москва, 14–15 марта 2024 г. / отв. ред. В. Ф. Чертов, А. М. Антипова. М. : МПГУ, 2024. С. 258–264.
5. Всеволодский-Гернгросс В. Н. История русского театра. В 2 т. Т. 1 / предисл. и общ. ред. А. В. Луначарского. Ленинград : Теа-кино-печать; М. : Теа-кино-печать, 1929. 576 с.
6. Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. М. : Аграф, 2001. 398 с.
7. Майман Р. Р. Обучение школьников выразительному чтению на занятиях по литературе / Избранные труды / под общ. ред. Р. В. Якименко. Южно-Сахалинск : СахГУ, 2025. С. 25–102.
8. Станиславский К. С. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 2. М. : Искусство. 1954. 421 с.
9. Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 4. Работа актера над ролью : материалы к книге / сост., вступит. ст. и коммент. И. Н. Виноградской. М. : Искусство, 1991. 399 с.
10. Чехов М. А. О технике актера. М. : АСТ, 2024. 288 с.
11. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие. ; 5-е изд. М. : ГИТИС, 2008. 432 с.
12. Кнебель М. О. Слово в творчестве актера. М. : ГИТИС, 2009. 160 с.
13. Черняк М. А. Читка // Чтение. Энциклопедический словарь / под ред. Ю. П. Мелентьевой. М. : ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, 2021. С. 346.
14. Сизова М. И. Экспериментальный словарь русской драматургии рубежа XX– XXI веков (Подготовительные материалы) // Современная драматургия. 2015. № 4. URL: https://disk.yandex.ru/i/0LX7WZhsVuNuQA (дата обращения: 15.03.2025).
15. Сизова М. И. Читка: от театрального формата к отдельному драматургическому жанру «текст для исполнения» // Сфера культуры. 2021. № 4 (6). С. 43–50.
16. Театральная читка: зачем и кому она нужна? URL: https://www.teatrall.ru/ post/2511-so-smehom-murashkami-i-slezami-/ (дата обращения: 02.04.2025).
17. Голубков В. В. Методика преподавания литературы: учеб. пособие для высших педагог. учеб. заведений. М. : Учпедгиз, 1938. 288 с.
18. Голубков В. В. Методика преподавания литературы: пособие для преподавателей лит-ры и студентов лит. фак-тов ; 3-е изд., испр. и доп. М. : Учпедгиз, 1945. 340 с.
19. Колосов П. И. Литературно-драматическая работа в школе II ступени // Родной язык в школе. 1923. Кн. 4. С. 107–113.
20. Колосов П. И. Из опыта летней драматической работы // Родной язык в школе. 1924. Кн. 5. С. 111–114.
21. Финлей X. Джонсон. Драматизация как метод преподавания ; пер. с англ. Р. Ландсберг. М. : типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К° 1917. 43 с.
22. Найденов Б. С. Выразительное чтение пьесы // Литература в школе. 1964. № 1. С. 21–27.
23. Голубков В. В. Методика преподавания литератур ; 7-е изд., доп. и перераб. М. : Учпедгиз, 1962. 495 с.
24. Демидова Н. А. Использование элементов системы К. С. Станиславского при изучении драматических произведений в старших классах // Проблемы современного филологического образования : межвузов. сб. науч. ст. / под ред. С. А. Леонова. М., Ярославль : МПГУ – Ремдер, 2005. Вып. 6. С. 218–226.
25. Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр. М. : Просвещение, 1982. 175 с.
26. Рубина Ю. И. Искусство театра в системе эстетического воспитания. М. : Просвещение, 1982. 63 с.
27. Качурин М. Г. Два крыла, или литературный театр на уроке // Пути и формы анализа художественного произведения: сборник научных трудов. Владимир : ВГПИ им. П. И. Лебедева-Полянского, 1991. С. 11–24.
28. Маранцман В. Г. Театр и школа // Литература в школе. 1991. № 1. С. 131–140.
29. Македон Т. А. Сценическо-игровая деятельность на уроках литературы в средних классах как средство углубления восприятия художественного произведения : дис. ... канд. пед. наук. М., 1994. 219 с.
30. Костина И. Б. Инсценирование и драматизация на уроках литературы в 5–8 классах : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1998. 250 с.
31. Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока общения и поведения учителя: пособие для учителя. М. : Моск. психол.-социал. ин-т : Флинта, 1998. 232 с.
32. Зверков М. В. Театральная читка как ресурс приобщения школьников к чтению // Чтение и литературное образование в цифровую эпоху : мат-лы Междунар. науч.-практ. видеоконф. / отв. ред. В.Ф. Чертов, А. М. Антипова. (г. Москва, 14–15 октября 2021 г.; 25–26 ноября 2022 г.; 24–25 ноября 2023 г.). М. : МПГУ, 2024. С. 265–270.
33. Зверков М. В. Роль театральной читки в развитии творческого потенциала школьника как читателя и зрителя // Литературное образование в условиях цифровой трансформации: развитие творческого потенциала личности. XXXIII Голубковские чтения : мат-лы Междунар. науч.-практ. конф., посв. 145-летию В. В. Голубкова и 140-летию М. А. Рыбниковой / отв. ред. В. Ф. Чертов, А. М. Антипова (г. Москва, 20–21 марта 2025 г.). М. : МПГУ, 2025. С. 276–285.