Изучение допрофессиональных навыков у подростков с тяжёлыми множественными нарушениями развития посредством профессиональных проб: результаты экспериментального исследования

Автор(ы):

Ольга Викторовна Пашинова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практик специального обучения и воспитания, https://orcid.org/0000-0002-8000-8621, Иркутский государственный университет

Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 241097, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: Введение. На современном этапе развития системы специального образования изучение допрофессиональных возможностей подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития приобретает особую актуальность. Овладение доступными допрофессиональными умениями и навыками в процессе школьного обучения способ­ствует нормализации жизни обучающихся изучаемой категории через их интеграцию в общество, облегчая пути использования социальных привилегий и благ.

В статье представлены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение у подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития допрофессиональных навыков посредством профессиональных проб.

Материалы и методы. 30 обучающихся специальных (коррекционных) школ г. Иркутска и Иркутской областной общественной организации родителей детей с ограниченными возможностями «Радуга» (от 10 до 14 лет).

Методы: тестирование (варианты профессиональных проб по трём направлениям «Декоративное цветоводство», «Картонажное дело», «Швейное дело»); анализ ре­зультатов.

Результаты исследования. Выделены уровни (достаточный, средний, низкий) сфор­мированности допрофессиональных навыков у подростков с тяжёлыми множественными нарушениями развития, а также трудности, препятствующие их формированию.

Определены направления для овладения допрофессиональными умениями и навыками применительно к конкретным профессиям с учётом возможностей обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития.

Заключение. Материалы исследования могут быть использованы учителями, тьюторами, специалистами коррекционного образования. Результаты исследования представляют интерес для родителей, воспитывающих ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Ключевые слова: подростки, тяжёлые множественные нарушения развития, допро­фессиональные умения и навыки, профессиональные пробы

Для цитирования: Пашинова О. В. Изучение допрофессиональных навыков у подростков с тяжёлыми множественными нарушениями развития посредством профессиональных проб: результаты экспериментального исследования // Педагогический ИМИДЖ. 2025. Т. 19, № 2. С. 211–224. DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-2-211-224

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2025-19-2-211-224

УДК: 376:37.048.4

Статья поступила в редакцию 11.04.2025, одобрена после рецензирования 17.06.2025, принята к публикации 18.06.2025.

Список литературы:

1. Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития : учеб.-метод. пособие / авт.-сост. И. А. Филатова, Е. В. Каракулова. Екатеринбург : УрГПУ, 2018. 160 с.

2. Старобина Е. М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью : метод. пособие. М. : НЦ ЭНАС, 2003. 118 с.

3. Лисовская Т. В. Непрерывное образование и сопровождение лиц с инвалидностью: проблемы и пути решения // Дефектология. 2015. № 3. С. 82–91.

4. Лисовская Т. В. Теоретические основы коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. № 4-2 (52). С. 113–117. RXBODV

5. Вариативные модели успешной социализации лиц с выраженными нарушениями интеллекта и с ТМНР (от предпрофессиональной подготовки до трудовой занятости) [Электронный ресурс] : сб. метод. мат-лов, Псков : ФРЦ, 2019. URL: http://умксипр.рф/ images/met_rec/2_do_tr (дата обращения: 26.03.2025).

6. Царев А. М. Модель непрерывного и преемственного образования и социальной адаптации лиц с выраженными нарушениями интеллекта и с ТМНР (от ранней помощи до профессиональной реабилитации). [Электронный ресурс] : метод. мат-лы. Псков : ФЗЦ, 2019. URL: http://xn--h1adfofdl.xn--p1ai/images/met_rec/5_sistema.pdf (дата обращения: 26.03.2025)

7. Маллер А. Р. Развитие жизненных компетенций у детей с инвалидностью : методическое пособие. М. : Изд-во В. Секачев, 2019. 161 с.

8. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития : программы / С. В. Андреева и др. Псков : АНО «Центр социального проектирования «Возрождение», 2004. 124 с.

9. Озерова В. А., Ткачева В. В. Об особенностях формирования профессионально-трудовых навыков у молодых людей с тяжелыми множественными нарушениями развития // Психолого-педагогическое сопровождение слепоглухих и лиц с тяжелыми множественными нарушениями: исследования и опыт помощи : науч.-практ. сб. / под ред. Т. А. Басиловой. М. : Инфра-М, 2020. С. 217–233.

10. Князева А. П., Ванцаев М. С., Волкова А. В., Кузьмичева Т. Ю., Шибаева Ю. А., Алиева Р. П-К., Лобай В. Г. Технология допрофессиональной и профессиональной подготовки детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью в рамках дополнительного образования на основе обучения народным ремеслам [Электронный ресурс] : сайт «Дополнительное образование в Ярославской области». URL: http://dno.iro.yar.ru/?p=772 (дата обращения: 30.02.2019).

11. Шпицберг И. Л. Система непрерывного сопровождения людей, имеющих особенности развития в ментальной сфере // Комплексная система межведомственного, междисциплинарного долгосрочного сопровождения человека с ментальными особен­ностями : по мат-лам Междунар. конф. «Люди с синдромом Дауна и другими ментальными особенностями: право на будущее» (Москва, 1–2 дек. 2017 г.). М., 2018. НО «Благотворительный фонд “ДаунсайдАп”». С. 7–31.

12. Волкова О. О., Головина Г. А. Опыт и перспективы профессионального обучения молодых людей с аутизмом // Профессиональное образование. Столица. 2018. № 5. С. 28–32. YXOTRV

13. Давалис М. В., Рудакова Е. А., Сухарева О. Ю., Царёв А. М. Организация про­фориентации обучающихся с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множе­ственными нарушениями развития (ТМНР) [Электронный ресурс]: сайт ИКП. Метод. пособие, 2020. URL: https://ikp-rao.ru/metodicheskie-rekomendacii/soderzhanie-13/ (дата обращения: 26.03.2025).

14. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта ; 2-е изд., перераб. и доп. СПб. : Речь, 2005. 477 с.

15. Шмелева Е. А. Психолого-педагогическая поддержка семьи в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Особые дети в обществе : сб. трудов конф. I Всерос. съезд дефектологов (26–28 октября 2015 г.). М. : Ставролит, 2015. С. 260–264.

16. Ткачева В. В. Профориентационная психодиагностика лиц со сложным дефектом // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. С. 15–21. WXJEDN

17. Ткачева В. В., Евтушенко И. В., Жигорева М. В. Профориентация и социализация обучающихся со сложными нарушениями развития : учеб. пособие. М. : НИЦ ИНФРА-М, 2024. 198 с.

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 5 | Скачиваний: 4