Филологический анализ художественного текста в средней школе как средство формирования мировоззрения выпускников

Автор(ы):

Корбут Александра Юрьевна

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры филологии и методики, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664011, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, тел.: +7(3952)200739, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Актуальность исследования заключается в необходимости разработки гуманитарных технологий обучения. Новизна предложенной в данной статье технологии заключается в сочетании принципов разноаспектности и целостности, возможности реализовать индивидуальный подход к филологическому анализу как к самостоятельному исследованию обучающихся и мировоззренческой направленности учебных действий. Материалы и методы. В исследовании применены следующие методы: анализ методологической базы понятия филологического анализа художественного текста и проблемы постановки цели анализа, обобщение при постановке цели для обучающихся, алгоритмизация порядка разноаспектного филологического анализа художественного текста, интеграция при обсуждении и представлении варианта итоговой письменной работы и критериев её оценки. Сравнительный анализ выполнен на материале стихотворений Пушкина и Тютчева. Результаты исследования. Получен методически значимый вывод: для повышения мотивации обучающихся эффективны постановка мировоззренческой цели, целенаправленная работа с материалами информационной сети. Заключение. Представленная методика филологического анализа художественного текста реализует следующие требования федерального образовательного стандарта: метапредметность, креативность, интеграция, исследовательская составляющая, мировоззренческая направленность, системно-деятельностный подход.

Ключевые слова: филологический анализ художественного текста, метапредметность, принцип разноаспектности, принцип целостности, индивидуальный исследовательский подход, мировоззренческая информация, Пушкин и Тютчев.

Для цитирования: Корбут А. Ю. Филологический анализ художественного текста в средней школе как средство формирования мировоззрения выпускников // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 1 (42). С. 29–45. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-29-45.

УДК: 371.302.2

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-29-45

Дата поступления в редакцию: 08.10.2018.

Список литературы:

1. Беленький Г. И. Теория литературы в средней школе : Формирование общих понятий (VII–X кл.) : пособие для учителя. М. : Просвещение, 1976. 222 с.

2. Белоусов К. И. Теория и методология полиструктурного синтеза текста : монография. М. : Флинта : Наука, 2009. 216 с.

3. Благой Д. Д. Во глубине сибирских руд // Пушкин в школе : пособие для учителя / сост. В. Я. Коровина. М. : Просвещение, 1978. С. 38–42.

4. Болдина Н. Н. Филологический анализ произведений М. Ю. Лермонтова : учебно-методическое пособие. Пенза : ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2005. 163 с.

5. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста : учеб. пособие; 4-е изд. М. : Флинта : Наука, 2009. 520 с.

6. Воропаев Владимир Опыт прочтения одного стихотворения Ф. М. Тютчева [Электронный ресурс] // Литературная Россия. № 38. 17 сентября 2004 г. URL: https:// ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/tyutcheva/14-dekabrya-1825 (дата обращения: 29.10.2018).

7. Гессен А. Во глубине сибирских руд. [Электронный ресурс]. URL: http://d1825.ru/ viewtopic.php?id=1568 (дата обращения: 15.11.2018).

8. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М. : Гос. изд-во худ. лит., 1957. 416 с.

9. Колова С. Д., Мардаева Т. В. Школьный анализ литературного произведения: интеграция традиционных и инновационных технологий [Электронный ресурс] // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева № 3. 2012. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/shkolnyy-analiz-literaturnogo-proizvedeniya-integratsiya-traditsionnyh-iinnovatsionnyh-tehnologiy (дата обращения: 27.11.2018).

10. Корбут А. Ю. Виды информации в художественном тексте // Филологическая компетентность в контексте современной образовательной парадигмы: содержание, формирование, пути оптимизации: мат. науч-практ. конф. Иркутск : ВСГАО, 2013. С. 35–43.

11. Корбут А. Ю. «Филологический анализ текста» как учебная дисциплина: поиски, подходы и проблемы преподавания [Электронный ресурс] // Векторы развития филологии в контексте модернизации современного филологического образования : мат-лы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием XXV Кудрявцевcкие педагогические чтения ; Иркутск, 6-10 сентября 2018 г. / отв. ред. Л. Н. Роженцова. Иркутск : Аспринт, 2018.  С. 71–78.

12. Кубрякова Е. С. Текст и его понимание // Русский текст. 1994. № 2. С. 18–27.

13. Ланин Б. А. Преподавание литературы в школе: неудавшиеся реформы // Общественные науки и современность. 2000. № 1. С. 175–186.

14. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста: структура стиха. Ленинград : Просвещение, Ленинград. отд., 1972. 272 с.

15. Николина Н. А. Филологический анализ текста : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2003. 256 с.

16. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 27.11.2018).

17. Шанский Н. М., Махмудов Ш. А. Филологический анализ художественного текста : книга для учителя ; 2-е изд. М. : Русское слово – учебник, 2013. 256 с.

18. Щерба Л. В. Опыты лингвистического толкования стихотворений: «Воспоминание» Пушкина [Электронный ресурс] // Избранные работы по русскому языку. М. : Учпедгиз, 1957. С. 26–44. URL: http://www.ruthenia.ru/apr/textes/sherba/sherba2.htm (дата обращения: 15.11.2018).

19. Elena O. Galitskih, Svetlana Yu. Zalutskaya, Nadezhda I. Nikonova, Irina V. Sosnovskaya, Olga Yu. Yurieva Humanistic technologies in education: the dialogue-building experience  // Espacios. 2018. 39 (40). P. 24–25.

 

Скачать статью в формате pdf