Особенности профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной сельской школы

Автор(ы):

Бадашкеев Михаил Валерьевич

кандидат педагогических наук, педагог-психолог, ORCID: https://orcid.org/ 0000-0001-7308-0708, SPIN-код: 3179-8828

Тарасинская средняя общеобразовательная школа, 669311, Иркутская область, Боханский район, с. Тараса, ул. Ленина, 18, тел.: +7(950)0737480, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Современная российская действительность характеризуется кризисными явлениями в социально-экономической сфере и образовании, которые привели к определённой неясности в выборе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья будущей профессии. Материалы и методы. В данной работе рассматривается многообразие различных теоретических позиций по исследуемой проблематике относительно индивидуального развития сельских школьников с ограниченными возможностями здоровья. Внимание автора сконцентрировано на совместном психолого-педагогическом взаимодействии с родителями в рамках школы родительского сопровождения «Туя». Результаты исследования. В исследовании максимально используется образовательный ресурс современного села. Совместно с родителями мы создаём такие условия, которые позволяют особым детям максимально определиться с профессиональным будущим. Зафиксирована положительная динамика развития личностно-профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Обсуждение и заключение. Разработана программа профессиональной ориентации и профессиональных проб, а также система традиционных мероприятий, реализуемых совместно с родителями и социальными партнёрами школы. В ходе эмпирического исследования были определены наиболее эффективные пути реализации профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональные пробы, личностно-профессиональное самоопределение, индивидуально-психологические возможности, индивидуально-физические возможности, родительское сопровождение, сельский школьник, образовательная среда.

Для цитирования: Бадашкеев М. В. Особенности профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной сельской школы // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 1. С.57–68. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-57-68.

УДК: 371.91

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-57-68

Дата поступления в редакцию: 28.01.2019

Список литературы:

1. Афанасьева Р. А. Проектирование программ, направленных на содействие профессиональному самоопределению детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности // Сибирский Педагогический журнал. 2015. № 2. С. 191–195.

2. Афанасьева Р. А., Карпушенко В. И. Качество жизни и профессиональное самоопределение лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности в условиях семьи // Специальное образование. 2016. № 2 (42). С. 94–105.

3. Бадашкеев М. В. Развитие личности старшеклассников в условиях сельской школы // Педагогический журнал. 2017. Т. 7. № 1В. С. 442–449.

 4. Баранаускене И., Карвялис В. Модели профессиональной подготовки молодых людей с незначительным нарушением интеллекта: оценочный аспект // Дефектология. 2007. № 4. С. 60–69.

5. Бедерханова В. П. Становление личностно ориентированной позиции педагога : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01, 19.00.07. Краснодар, 2002. 47 с.

6. Бобкова О. В., Ермина А. В. Модель профориентационной работы с учащимися старших классов, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидность [Электронный ресурс] // Современные наукоёмкие технологии. 2017. № 5. С. 89–93. URL: http:// top-technologies.ru/ru /article/view?id= 36674 (дата обращения: 08.10.2018).

7. Герасименко Ю. А., Французова Е. А. Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профориентационной работы [Электронный ресурс] // Молодой учёный. 2017. № 39 (173). С. 76–78. URL: https://moluch.ru/archive/173/45747/ (дата обращения: 07.10.2018).

8. Климов Е. А. Путь в профессию. Л. : Лениздат, 1974. 190 с.

9. Кучергина О. В., Шелкунова О. В. Осуществление инновационной деятельности в условиях специальной (коррекционной) школы: нормативно-правовой аспект : учеб. пособие. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2017. 131 с.

10. Организация работы по профориентации и профадаптации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ: учебно-методический комплект / сост. Г. В.  Резапкина. Сыктывкар : КРИРО, 2014. 48 с.

11. Положение инвалидов [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. М., 2015. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/disabilities/ (дата обращения: 15.10.2018).

12. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. М. : Генезис, 2005. 208 с.

13. Ходина Т. К. Проблемы профессионального самоопределения современных школьников // Профессиональный потенциал. 2002. № 1. С. 43-47.

14. Чистякова С. Н. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение учащейся молодёжи / под ред. С. Я. Батышева. М. : Профессиональное образование. 1997. 386 с.

15. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение обучающихся: проблемы и пути решения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 11–122.

16. Щербакова А. М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 1996. № 4. С. 24–28.

17. Ярская-Смирнова Е. Р., Лошакова И. И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. 2003. № 5. С. 100–106.

18. Demirbağ M., & Kingir S. Promoting pre-service science teachers’ conceptual understanding about boiling by dialogic teaching. Journal of Baltic Science Education. 2017.  Vol. 16. № 4.

19. Kaltakci-Gurel D.  Development of an optics interest and experience scale  and exploring gender differences in prospective teachers’ interest and experience Journal of Baltic Science Education. 2018. Vol. 17. № 6. DOI: 10.33225/jbse/18.17.935.

20. Pipere A., Veisson M. & Salite I. Developing Research in Teacher Education for Sustainability: UN DESD via the Journal of Teacher Education for Sustainability. 2015. Vol. 17. No. 2. P. 5–43. DOI: 10.1515/jtes-2015-0009.

 

Скачать статью в формате pdf