Социально-педагогическое сопровождение как средство профилактики девиантного поведения у подростков из многодетных семей

Автор(ы):

Бубнова Ирина Сергеевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, ORCID:https://orcid.org/00000001-9549-7248, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664011, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, тел.: +7(3952)200739, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Рерке Виктория Игоревна

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, ORCID:https://orcid.org/00000002-7722-8287, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664011, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, тел.: +7(3952)200739, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Необходимость организации социально-педагогического сопровождения многодетной семьи определяется нарушением таких её функций, как воспитание, социализация, обеспечение эмоциональной защищённости и безопасности подростков. Актуальность статьи обусловлена отсутствием научных разработок в области организации социально-педагогического сопровождения многодетной семьи как средства профилактики отклоняющегося поведения подростков. Цель статьи – выявить склонности к отклоняющемуся поведению у подростков из многодетных семей и выработать соответствующие рекомендации по их профилактике посредством организации социально-педагогического сопровождения такой семьи. Опираясь на фундаментальные основы решения рассматриваемой проблемы, отражённые в трудах Е. Ф. Ачильдиевой, Л. А. Соколовой, А. В. Орловой и др. в области социализации, а также на отдельные положения о социально-педагогическом сопровождении семьи, представленные в работах Г. С. Курагиной, Л. Я. Олиференко, авторами было уточнено понятие «социально-педагогическое сопровождение», изучены проблемы социализации подростка в многодетной семье. В статье представлены результаты эмпирического исследования склонности к девиантному поведению у подростков из многодетных семей. Проведённое исследование показало, что подростки, воспитывающиеся в многодетных семьях, отличаются выраженной склонностью к девиантному поведению. Профилактика девиантного поведения у подростков из многодетных семей возможна посредством реализации специально разработанной программы социально-педагогического сопровождения, направленной на организацию индивидуального и системно-ориентированного сопровождения многодетной семьи, воспитывающей ребёнка подросткового возраста; организацию консультативного сопровождения родителей, педагогов, классных руководителей. В статье показано, что организация социально-педагогического сопровождения таких семей играет ключевую роль в профилактике отклонений в поведении у детей. Полученные результаты позволили выработать практические рекомендации по организации социально-педагогического сопровождения подростков из многодетных семей. Статья рекомендуется для использования в работе психологов, социальных педагогов, сотрудников учреждений профилактики девиантного поведения, классных руководителей, учителей.

Ключевые слова: сопровождение, социально-педагогическое сопровождение, многодетная семья, профилактика, девиантное поведение.

Для цитирования: Бубнова И. С., Рерке В. И. Социально-педагогическое сопровождение как средство профилактики девиантного поведения у подростков из многодетных семей // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 2 (43). С. 202-212. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-2-202-212.

УДК: 364.446

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-2-202-212

Дата поступления в редакцию: 27.11.2018

Список литературы:

1. Ачильдиева Е. Ф., Леушкина Н. А. Родительская ассоциация: анализ положения и прогноз развития движения // Тенденции развития современной семьи. М., 1992. С. 90–103.

2. Бестужева С. Семья в нашей стране: историческая правда // Воспитание школьников. 2008. № 10. С. 6–9.

3. Бубнова И. С., Рерке В. И. Специфика современных условий семейного воспитания подростков и ее влияние на формирование их Я-концепции // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 1 (72). С. 211–214.

4. Варламова С. Н., Носкова А. В., Седова Н. Н. Семья и дети в жизненных установках россиян [Электронный ресурс] // Социс. 2006. №11. С. 61–72. URL: http://www. isras.ru/socis_2006_11.html (дата обращения: 12.04.2019).

5. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Академия, 2001. 160 с.

6. Госпорьян А. С. Уровень жизни как индикатор измерения социального самочувствия населения Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление : инновационные аспекты развития. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. Вып. 4. С. 52–55.

7. Гуслова М. Н. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи : учеб. пособие. М. : Академия, 2010. 20–28 с.

8. Дивицына Н.Ф. Семьеведение : учеб. пособие для вузов. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. 325 с.

9. Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учеб. и пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М. : Академия, 2000. 158 с.

10. Курагина Г. С. Социально-педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05. СПб., 2006. 20 с.

11. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М. : Академия, 2008. 256 с.

13. Орлова А. В. Обеспечение доступа к образованию выходцам из многодетных семей в регионе : автореф. дис. ... канд. социолог. наук : 22.00.08. Кемерово, 2005. 22 с.

14. Осипова И. И. Установление контактов с семьей в процессе патронажа: методики и технологии // Отечественный журнал социальной работы. 2005. № 3. С. 56–65.

15. Павленок П. Д. Технологии социальной работы с различными группами населения : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2009. 272 с.

16. Смирнова К. С. Конституционно-правовые аспекты социальной поддержки многодетных семей: российский и зарубежный опыт // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2009. № 2 (19). С. 96 –101.

17. Соколова Л. А. Особенности межличностных отношений в городской многодетной семье. М. : Академия, 2012. 450 с.

18. Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи. Ростов-н/Д. : Феникс, 2004. 283 с.

19. Sergey D. Neverkovich, Irina S. Bubnova, Nikolay N. Kosarenko, Regina G. Sakhieva, Zhanna M. Sizova, Valeria L. Zakharova, Marina G. Sergeeva. Students’ Internet Addiction: Study and Prevention // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018; 14 (4) : 1483–1495. DOI:https://doi.org/10.29333/ejmste/83723.

Скачать статью в формате pdf