Адекватность лингвистических знаний как условие формирования функциональной грамотности

Автор(ы):

Маркина-Гурджи Мария Геннадиевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии, ORCID https://orcid.org/0000-0003-4611-6503, Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования

 

295000, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ленина, 15, тел.: +7(3652)274515, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Аннотация. Введение. В статье рассматривается проблема формирования функциональной грамотности на уроках русского языка. Целью исследования является характеристика адекватности получаемых и приобретаемых обучающимися лингвистических знаний как обязательного условия овладения функциональной грамотностью на уроках русского языка. Утверждение об адекватности лингвистических знаний в качестве непременного условия успешного формирования функциональной грамотности при изучении русского языка демонстрирует новый подход к решению первоочередной задачи современного образования.

Материалы и методы. В качестве объекта исследования рассматривается процесс формирования функциональной грамотности, представленный в образовательной программе, учебнике и реализуемый на уроках по русскому языку. Исследование проводится на основе функционального подхода, в рамках которого язык рассматривается как инструмент социального взаимодействия и взаимовлияния, а также с использованием методов контент-анализа образовательных программ, учебной литературы.

Результаты исследования. Утверждается, что функциональная грамотность – способность применять знания о системе русского языка, его нормах для достижения своих целей в ходе речевого взаимодействия, то есть умение использовать язык согласно его назначению. Сделан вывод: непременным условием формирования данного умения является получение адекватных современной лингвистической науке знаний о языке, его законах, устройстве. На конкретных примерах проиллюстрирована реализация принципа формирования у учащихся адекватных современному состоянию науки о языке знаний, определены эффективные формы и методы работы по применению полученных знаний в реальных ситуациях речевого взаимо­действия.

Заключение. Результаты исследования ориентируют на необходимость отражения в программе по русскому языку и учебниках функционального описания языка и его единиц, в рамках которого формируются адекватные знания о языке как системе, устройство которой подчинено выполнению функции – быть инструментом взаимовлияния в условиях социального взаимодействия. Усвоение знаний о языке, не противоречащих его сущности, позволяет разработать систему работы по овладению навыком применять полученные знания в конкретной практике использования языка – сформировать функциональную грамотность на уроках русского языка.

Ключевые слова: функциональная грамотность, функция, регулятивная функция, подсистема номинативных средств, ситуация речевого взаимодействия.

Для цитирования: Маркина-Гурджи М. Г. Адекватность лингвистических знаний как условие формирования функциональной грамотности // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 3 (48). С. 357–374. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-357-374

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-357-374

УДК: 372.881.116.11

Дата поступления в редакцию: 04.05.2020

 

Список литературы:

1. Архипова Е. В., Лагунова Л. В. Дискурс учебника русского языка в рамках коммуникативной парадигмы языкового образования XXI века // Русский язык в школе. 2018. Т. 79. № 8. С. 15–21. DOI: https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-8-15-21.

2. Блакар Р. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. М. : Прогресс, 1987. С. 88–126.

3. Вершловский С. Г. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. 2007. № 5. С. 140144.

4. Воителева Т. М. Учебник как средство реализации содержания предмета «Рус­ский язык» в школе // Русский язык в школе. 2018. Т. 79. № 8. С. 1114. DOI: https://doi. org/10.30515/0131-6141-2018-79-8-11-14.

5. Козлова В. Ю. Методика развития функциональной грамотности у учащихся средней школы [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2019/08/25961 (дата обращения: 06.05.2020).

6. Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М. : Гнозис, 2003. 375 с.

7. Красных В. В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? (Человек. Сознание. Коммуникация). М. : Диалог-МГУ, 1998. 352 с.

8. Кузнецова М. И. Потенциал учебника русского языка в формировании коммуникативной грамотности младшего школьника // Русский язык в школе. 2018. Т. 79. № 8. С. 35–40. DOI: https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-8-35-40.

9. Латышев Л. К. Перевод : теория, практика и методика преподавания : учебное пособие. М. : Академия, 2003. 192 с.

10. Милославский И. Г. Развитие речи как цель и как содержание школьного предмета «Русский язык» [Электронный ресурс]. URL: http://www.gramota.ru/biblio/ magazines/gramota/education/28_152 (дата обращения: 10.04.2020).

11. Низенькова М. Г. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка [Электронный ресурс]. URL: https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokakh-russkogo-yazyka-article/ (дата обращения: 03.05.2020).

12. Новейший философский словарь ; 3-е изд., испр. М. : Книжный Дом, 2003. 1280 с.

13. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сб. мат-лов / под ред. А. А. Леонтьева. М. : Баласc, Издательский дом РАО, 2003. 368 с.

14. Палжанова М. Ш. Развитие функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы // Теория и практика образования в современном мире : мат-лы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). Казань, 2016. С. 60–65. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10869/ (дата обращения: 03.05.2020).

15. Примерная основная образовательная программа основного общего об­разования [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/ (дата обращения: 07.04.2020).

16. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya/ (дата обращения: 07.04.2020).

17. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов. М. : ОНИКС ; Мир и образование, 2003. 623 с.

18. Рудяков А. Н. Язык, или Почему люди говорят (опыт функционального определения естественного языка). Киев : Грамота, 2004. 224 с.

19. Рудяков А. Н. Топоры и тексты. Лингвистическая инструментология : учебное пособие. М. : Флинта : Наука, 2013. 312 с.

20. Рудяков А.Н. Учительские университеты: русский язык вчера и сегодня. Учебное пособие. Симферополь : КРИППО, 2014. 44 с.

21. Русский язык. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / А. Н. Рудяков и др. М. : Просвещение, 2019. 192 с.

22. Русский язык. 6 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / А. Н. Рудяков и др. М. : Просвещение, 2019. 160 с.

23. Сергеев В. М. Когнитивные методы в социальных исследованиях // Язык и моделирование социального взаимодействия. М. : Прогресс, 1987. С. 3–20.

24. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 07.04.2020).

25. Popovic Dusanka Functional Literacy and Text Creation [Электронный ресурс] // European Journal of Social Sciences Education and Research Vol. 1. No. 1 2014. Pp. 95–105. URL: https://www.researchgate.net/publication/318539002_Functional_Literacy_and_ Text_Creation (mode of access: 03.05.2020). (In Eng.).

26. Functional literacy : Theoretical issues and educational implications / Edited by Ludo Verhoeven. John Benjamins Publishing Company. 1994. 493 p. (In Eng.).

27. T. Skott Murray Functional literacy and numeracy: Definitions and options for measurement for the SDG Target 4.6 2017. 43 p. [Электронный ресурс]. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/gaml4-functional-literacy-numeracy.pdf (mode of access: 03.05.2020). (In Eng.).

Скачать статью в формате pdf