Особенности социально-психологической адаптации школьников с разной гендерной идентичностью

Автор(ы):

Анастасия Игоревна Коротаева, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения, ORCID https://orcid.org/0000-0002-8647-9109, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского

150000, Россия, г. Ярославль, ул. Республиканская, 108/1, тел.: +7 (4852) 305661, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Михаил Юрьевич Кузьмин, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, ORCID https://orcid.org/0000-0002-7538-8375, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 243244, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье рассмотрена проблема социально-психологической адаптации младших школьников и подростков с разной гендерной идентичностью. Целью исследования являлось изучение особенности социально-психологической адаптации

школьников с разной гендерной идентичностью.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 153 учащихся (4-е и 6-е классы общеобразовательной школы, включающие как девочек, так и мальчиков, как классы с раздельным обучением, так и с параллельным). Кроме того, привлекалась группа классных руководителей (6 испытуемых). Использовались: тест школьной тревожности Филлипса, схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся Э. М. Александровской и Ст. Громбаха, опросник А. И. Захарова «Идентификация ребёнка с родителями». Для обработки применялись коэффициент корреляции r Спирмена, критерий χ2 Пирсона, U-критерий Манна-Уитни.

Результаты. Установлено, что в разном возрасте для испытуемых с разной гендерной идентичностью будут свои условия более успешной социально-психологической адаптации. Выявлены различия в связях между гендерной идентичностью и социально-психологической адаптацией, характерные для младших школьников и подростков, обучающихся как в классах с раздельным, так и параллельным обучением.

Заключение. Полученные в ходе исследования результаты могут использоваться при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов в средней школе.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, гендерная идентичность, младшие школьники, подростки.

Для цитирования: Коротаева А. И., Кузьмин М. Ю. Особенности социально-психологической адаптации школьников с разной гендерной идентичностью // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 4 (49). С. 729–742. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-729-742

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-729-742

УДК: 159.923.2

Дата поступления в редакцию: 27.03.2020

Список литературы:

1. Барканова О. В., Петрищев В. И. Особенности социально-психологической адаптации подростков из семей мигрантов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2013. № 2(24). С. 151–159.

2. Бауэр Е. А. Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации подростков-мигрантов : автореф. ... дис. д-ра психол. наук. : 19.00.07. Н. Новгород. 2012. 60 с.

3. Василенко Е. А. Особенности социально-психологической адаптации детей и подростков, воспитывающихся в неполных семьях // IV Междунар. науч.-практ. конф. «Новое слово в науке: перспективы развития». 2015. Вып. 2(4). C. 168–170.

4. Васильева Н. Л., Журавлева И. И. Особенности социально-психологической адаптации старших подростков с разными характеристиками личностного развития // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2011. № 1(30). С. 7–19

5. Веселкова К. Е. Оптимизация социально-психологической адаптации подростков с физическими травмами в условиях стационара : автореф. ... дис. канд. психол. наук : 19.00.05. М., 2012. 24 с

6. Григорьева В. А., Зорина Д. А. Гендерные особенности социально-психологической адаптации старшеклассников, обучающихся в классах с разным профилем // Современные научные исследования и разработки. 2016. № 7 (7). С. 84–85.

7. Захаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 1982. № 1. С. 59–68. URL: http://www. voppsy.ru/issues/1982/821/821059.htm (дата обращения: 23.10.2019).

8. Здравомыслова Е., Темкина А. Понятийное поле исследования гендерных отношений // Гендерные отношения в современной России: исследования 1990-х годов. Сборник научных статей / под ред. Л. Н. Попковой, И. Н. Тартаковской. Самара: Самарский университет, 2003. С. 10–23.

9. Клецина И. С. Психология гендерных отношений: теория и практика. СПб. : Алетейя, 2004. 403 с.

10. Коротаева А. И. Динамика развития гендерной идентичности младших школьников // Ярославский педагогический вестник (Психолого-педагогические науки). 2011. Т. II. № 4. С. 241–244.

11. Коротаева А. И. Гендерные особенности проявления агрессивности у правонарушителей младшего школьного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-1. С. 322–330.

12. Лебеденко О. А., Глухова Е. А. Особенности социально-психологической адаптации младших подростков с различным уровнем тревожности // Теория и практика науки третьего тысячелетия: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. 2014. С. 306–310.

13. Литвиненко Н. В. Школьная тревожность как показатель нарушения адаптации школьников к образовательной среде // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 627.

14. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М. : Сфера, 1998 240 с.

15. Рекунова Е. В. Гендерные особенности социально-психологической дезадаптации подростков // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: Материалы VIII Всерос. студен. науч.-практ. конф. с междунар. участием. В 2 ч. Ч. 2. 2019. С. 303–304

16. Шамсутдинов А. В. Исследование взаимосвязи коммуникативных установок и социально-психологической адаптации у подростков // Академическая публицистика. 2017. № 5. С. 131–134.

17. Шматова С. А. Зависимость социально-психологической адаптации подростков от стратегий совладающего поведения // Электронный научный журнал. 2015. № 3(3). С. 230–238.

18. Aoyagi, K., Santos, C. E., & Updegraff, K. A. Longitudinal Associations between Gender and Ethnic-Racial Identity Felt Pressure from Family and Peers and Self-Esteem among African American and Latino/a Youth. Journal of Youth and Adolescence. 2017. 47(1). Pp. 207–221. DOI:10.1007/s10964-017-0750-0

19. Cook R. E., Nielson M. G., Martin C. L., DeLay D. (2019). Early Adolescent Gender Development: The Differential Effects of Felt Pressure from Parents, Peers, and the Self. Journal of Youth and Adolescence. 2019. 48. Pp. 1912–1923. DOI: 10.1007/s10964-019- 01122-y

20. DeLay D., Martin C. L., Cook R. E., Hanish L. D. The Influence of Peers During Adolescence: Does Homophobic Name Calling by Peers Change Gender Identity? Journal of Youth and Adolescence. 2018. 47(3). Pp. 636–649. DOI: 10.1007/s10964-017-0749-6

 

Скачать статью в формате PDF


Просмотров: 12 | Скачиваний: 11