Формирование навыков безопасного поведения у младших школьников посредством подвижных игр на уроках физической культуры

Автор(ы):

Владимир Робертович Кузекевич, кандидат педагогических наук, доцент,

https://orcid.org/0000-0003-2992-5413, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 410120, kuzekevich@rambler.ru

Александр Альбертович Русаков, кандидат педагогических наук, доцент,

https://orcid.org/0000-0002-6453-3928 Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 тел.: +7 (3952) 410120, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Формирование различных аспектов основ культуры младшего школьника является одной из глобальных задач системы начального образования. При этом культура безопасного и ответственного поведения в отношении собственной жизни на сегодняшний день рассматривается как значимая задача и базовая основа жизненно важных интересов ребёнка.

Цель исследования: развивать способности детей (наблюдательность, внимание, координация) для формирования навыков безопасного поведения на уроках физической культуры.

Методика и организация исследования. С учётом степени готовности детей к безопасному поведению нами были подобраны и разработаны комплексы подвижных игр, направленные на формирование основ безопасного поведения, а также экспериментально проверена эффективность использования данных игр.

Для проверки эффективности подобранных игр мы использовали методику «Корректурная проба» (определение уровня развития внимания школьников); методику «Таблицы Шульте» (определение скорости ориентировочно-поисковых движений взора у первоклассников). Уровень сформированности координационных способностей мы оценивали с помощью тестов: челночный бег 3Х10 м (с), статическое равновесие (с), способность к дифференциации мышечных усилий – попадание в цель (количество попаданий при 5 попытках в вертикальную и 5 попытках в горизонтальную мишени).

Результаты исследования. Доказано, что использование специально подобранных подвижных игр позволяет повысить культуру безопасного поведения младших школьников.

Ключевые слова: младшие школьники, подвижные игры, безопасность ребёнка

Для цитирования: Кузекевич В. Р., Русаков А. А. Формирование навыков безопасного поведения у младших школьников посредством подвижных игр на уроках физической культуры // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 429-436. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-429-436

 

https://doi.org/10.32343/2409-5052-2021-15-4-429-436

УДК: 372.8:796+373.3

Дата поступления в редакцию: 03.11.2021

Список литературы:

1. Задорина Т. В., Капранова О. С., Гридчина Л. Ю. Формирование у дошкольников устойчивых представлений о жизни и здоровье как безусловной ценности: развитие навыков безопасного поведения на дороге // Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. 2020. № 1 (19). С. 30–35.

2. Брыксина Т. А. Обзор современных настольных игр для формирования навыков

безопасного поведения на дорогах у младших школьников // Известия института педагогики и психологии образования. 2021. № 1. С. 36–40.

3. Гильфанова Г. Ф. Игра как форма обучения детей правилам безопасного поведе- ния на дорогах // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 3. С. 41–43.

4. Киреев В. Л. Красный, жёлтый, зелёный // Физическая культура в школе. 2019. № 4. С. 10–12.

5. Кузекевич В. Р., Русаков А. А. Практикум по дисциплине «Теория и методика преподавания командно-игровых видов спорта и подвижных игр» (игры на развитие внимания и сообразительности). Учеб.-метод. пособие. Иркутск : Репроцентр А-1, 2017. 153 с.

6. Abduvaliyev H. A. The role of mobile games in the lessons of physical culture in the initial classes // Science and World. 2019. Т. 2. № 7 (71). С. 34–36.

7. Чиркова Е. В., Матис Л. А. Спортивные игры – высшая ступень подвижных игр // Вестник научных конференций. 2019. № 7-2 (47). С. 105–106.

8. Клявс Ю. П., Чуева Т. В., Лазарева А. В. Формирование межличностного взаимодействия обучающихся младшего школьного возраста средствами подвижных игр // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2019. Т. 1. С. 49–52.

9. Шараковас О. С. Использование интерактивных игр для обучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 1. С. 58–62.

10. Silva P. Sousa, M., Sá, C., Ribeiro, J., & Mota, J. Physical Activity in High School during ‘Free-Time’, Periods. European Physical Education Review. 2014. vol. 21 (2), pp. 135–148. doi: 10.1177/1356336x14555295

 

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 38 | Скачиваний: 29