|
С. |
5 |
|
РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» |
|
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА |
|
Игумнова Е. А. Диалогическое взаимодействие – вектор развития современного образования |
8
|
Аннотация. В статье обосновывается диалогическое взаимодействие как первостепенная функция, базовый принцип философии воспитания и перспективное направление развития образования в условиях демократизации современного общества. Диалог рассмотрен как поликультурный феномен с философских, педагогических и психологических аспектов. Приведены аргументы, доказывающие, что разработанная автором технология учебных вопросов отвечает критериям технологичности и по концептуальным основаниям относится к гуманитарным технологиям, содействующим раскрытию человеческого потенциала. |
|
Ключевые слова: диалогическое взаимодействие, гуманитарные технологии, технология учебных вопросов. |
|
Галицких Е. О., Давлятшина О. В. Научно-методическое сопровождение педагогов в современных условиях развития школы |
16
|
Аннотация. Актуальность проблемы научно-методического сопровождения повышения квалификации педагогов в современных условиях развития школы обусловлена требованиями Профессионального стандарта педагогов. Цель статьи заключается в определении ресурсов и условий научно-методического сопровождения педагогов в общеобразовательной организации. В статье раскрыты теоретические основы научно-методического сопровождения педагогов в условиях общеобразовательной организации и описан экспериментальный опыт организации научно-методического сопровождения педагогов; доказана эффективность организационно-методических условий для профессионально-личностного развития и саморазвития педагогов. |
|
Ключевые слова: сущность, структура, содержание, уровни научно-методического сопровождения; методологические подходы; организационно-методические условия; профессионально-личностное развитие педагогов; Профессиональный стандарт педагогов. |
|
Казарина В. В. Лучшие практики работы с одарёнными детьми в Иркутской области |
28
|
Аннотация. В статье обучение одарённых рассматривается как одна из основных образовательных задач в мире. Проводится анализ использования опыта педагогов Германии, Австралии и других зарубежных стран в работе с одарёнными детьми в образовательных организациях Иркутской области. Описываются лучшие практики работы с одарёнными детьми. Представлены результаты апробации структуры базы видов внеучебных достижений и механизма формирования регионального электронного портфолио в школах Иркутской области. |
|
Ключевые слова: одарённые дети, обучение одарённых в мире, лучшие практики в работе с одарёнными детьми, внеучебные достижения, портфолио. |
|
Кирдянкина С. В. |
46
|
Аннотация. Раскрываются актуальность и сущность инновационного проектирования с позиций кардинальных изменений в сфере образования. Описывается соотнесение категорий «система образования» и «образовательная система». Предлагается авторское видение образовательной системы образовательной организации. |
|
Ключевые слова: проектирование, инновационное проектирование, инновация, нововведение, новшество, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационный проект, система образования, образовательная система. |
|
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ |
|
Степанова Н. В. |
56
|
Аннотация. В статье рассматривается проблема, связанная с изменением функций отечественного школьного учебника в истории педагогики второй половины XIX – конца XX вв. Анализируются школьные учебники данного периода, на примере которых раскрывается расширение их функциональных возможностей. Представленный потенциал учебников способствует их практической направленности, отвечающей современным идеям компетентностного подхода. |
|
Ключевые слова: компетентностный подход, школьный учебник, функции учебника; «рабочая книга», «рассыпной» учебник. |
|
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ |
|
Беньковская Т. Е. Формирование концепции школьного литературного образования в методической науке (1900–2010-е гг.) |
62
|
Аннотация. В статье обозначено содержание понятий «концепция», «концептуальный подход», осмыслен и проанализирован сложный и противоречивый исторический путь формирования концепции школьного литературного образования в российской методической науке XX–XXI вв. как ориентира для всех участников образовательного процесса: учащихся, учителей, авторов учебных программ и пособий по литературе. |
|
Ключевые слова: концепция, концепция литературного образования, научность, системность, аксиологический подход, научно-методические традиции, литературное развитие, читатель-школьник. |
|
Сосновская И. В. Вопросы современного литературного образования (методическая рефлексия) |
71
|
Аннотация. В статье анализируется состояние современного литературного образования в школе в связи с социокультурными факторами. Автор не просто констатирует то, что сегодня негативно сказывается на восприятии, чтении и изучении классических произведений современными читателями-школьниками, но и задаётся вопросами, что следует пересматривать или менять в преподавании литературы в аспекте соотношения традиций и инноваций. |
|
Ключевые слова: культурологический подход, герменевтический подход, принципы обучения, метапредметность, стратегии. |
|
Петрова С. М. |
78
|
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы профессиональной подготовки магистров по русскому языку как иностранному в Северо-Восточном федеральном университете имени М. К. Аммосова. Проводится анализ основных аспектов магистратуры «Мультикультурное обучение русскому языку как иностранному в сфере образования и туризма». Исследуются новые подходы к подготовке магистров в сфере обучения русскому языку как иностранному. Основу данных подходов составляет наша инновационная авторская программа графико-символического анализа художественного произведения с использованием семиотики, мнемотехники, эргономики. В статье впервые представлена программа подготовки магистров в сфере международного образовательного туризма. Новизной программы является создание семиотической карты Республики Саха (Якутия), где будет дана ландшафтная, национально-региональная, историко-культурная картина самого большого региона на северо-востоке Российской Федерации, что поможет иностранцам составить наиболее полное представление о северных территориях нашей страны. |
|
Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), региональные особенности, магистратура по РКИ, международный образовательный туризм. |
|
Островская В. В. |
85
|
Аннотация. Автор предлагает вариант использования современного, нестандартного учебного инструментария школьного анализа, позволяющего старшеклассникам увидеть и понять специфическое и общее в литературе при изучении произведений современных авторов. В статье раскрывается понятие «авторское сознание», говорится о его типологии, описан сценарий урока по рассказу В. Г. Распутина «В ту же землю». |
|
Ключевые слова: сознание, автор произведения, художественный текст, авторское сознание. |
|
Климова Т. Ю. Изучение композиции стихотворения как способ познания его идеи |
100
|
Аннотация. В статье обосновывается уникальность композиции стихотворения как «сложно построенного смысла» (Ю. Лотман) и рассматриваются возможности вычленения универсальных структурных единиц в лирике, актуальные в школьном преподавании. Автор статьи предлагает варианты интерпретации композиций в поэтическом наследии неоакмеистов Д. Самойлова и А. Кушнера. |
|
Ключевые слова: теория композиции в школе, композиция противопоставления тезиса и антитезиса, композиция развертывания метафоры, композиция сравнения с прототекстом. |
|
Ермолаева Е. Н. |
111
|
Аннотация. В статье рассматривается категория «целостность», содержащаяся в трудах философов, педагогов и психологов, специалистов в области методики преподавания литературы. Предлагается анализ материалов, который позволит учителям, преподавателям вузов и ссузов, студентам филологических специальностей расширить свои знания по вопросам преподавания литературы, определиться с категорией «целостность». |
|
Ключевые слова: категория «целостность», методика преподавания литературы, анализ научных работ по проблеме – категория «целостность». |
|
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
|
Косогова А. С., Кочева Т. С. |
117
|
Аннотация. В статье рассматриваются сущностные характеристики понятия «коммуникативная компетентность будущего мастера производственного обучения», выделяются такие его структурные компоненты, как когнитивно-эмоциональный компонент, выражением которого выступает уровень развития социального интеллекта, и контекстный компонент, который проявляется в теоретическом осмыслении и воспроизведении практического производственного опыта. Даётся характеристика особенностей обучения, направленного на формирование коммуникативной компетентности будущего мастера производственного обучения. Выделены уровни развития исследуемого качества, дана их характеристика. |
|
Ключевые слова: мастер производственного обучения, коммуникативная компетентность, когнитивно-эмоциональный компонент коммуникативной компетентности, контекстный компонент коммуникативной компетентности, социальный интеллект. |
|
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА |
|
Белюшина Н. В., Изиляева О. В., Кучергина О. В., Масютина Л. С., Нечаева С. В., Черных Л. Ф. |
124
|
Аннотация. В контексте деятельности специальной (коррекционной) школы для обучающихся с задержкой психического развития и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представлены основные направления организации мониторинга внутренней системы оценки качества образования в условиях стандартизации инклюзивного образования. |
|
Ключевые слова: инклюзивное образование, качество образования, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) школа, внутренняя система оценки качества образования. |
|
РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» |
|
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ |
|
Подлиняев О. Г. |
134 |
Аннотация. В статье рассматриваются стили педагогического общения, анализируются критерии, позволяющие идентифицировать стиль общения; дана характеристика психологической природы, лежащей в основе того или иного стиля педагогического общения. |
|
Ключевые слова: стили педагогического общения, идентификационные критерии, психологическая природа стиля общения. |