Статьи выпуска № 3, год 2018

Вариативность в школьном преподавании литературы как методическая проблема и образовательная политика

Автор(ы)

 

Беньковская Татьяна Екимовна

 

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры литературы, журналистики и методики преподавания литературы, Оренбургский государственный педагогический университет

460014, г. Оренбург, ул. Советская, 19, тел.: +7(3532)772452, e-mail: tbenkovskaya@yandex.ru

 

Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных проблем современного российского образования – его вариативности; истории формирования вариативного подхода к преподаванию литературы и образовательной политике по внедрению вариативных программ в школьную практику 2000-х годов на материале проведённого исследования. Результаты исследования показали, что состояние постоянного реформирования литературного образования, принятие нецелесообразных решений как на федеральном, так и региональном уровне разрушают принцип вариативности и неизбежно приводят к снижению качества обучения.

 

Ключевые слова: модернизация образования, вариативность образования, образовательная политика, литературное образование, концептуальность, системность, программное творчество, федеральный образовательный стандарт общего образования (литература).

 

Для цитирования: Беньковская Т. Е. Вариативность в школьном преподавании литературы как методическая проблема и образовательная политика // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 11. № 3 (40). С. 34–41. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-34-41

 

УДК: 371.302.2

 

DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-34-41

 

Дата поступления статьи в редакцию: 02.06.2018.

 

Список литературы:

 

1. Государственный образовательный стандарт и программное творчество учителей-словесников: мат-лы Герценовских чтений 14–15 мая 1994 г. / под ред. З. Я. Рез, Г. Н. Ионина. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1995. 114 с.

2. Ионин Г. Н. Об итогах конференции, посвященной программному творчеству // Государственный образовательный стандарт и программное творчество учителей-словесников: мат-лы Герценовских чтений 14–15 мая 1994 г. / под ред. З. Я. Рез, Г. Н. Ионина. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1995. С. 35–39.

3. Ланин Б. А. О составлении обязательной программы-минимум по литературе (11 класс) // Государственный образовательный стандарт и программное творчество учителей-словесников: мат-лы Герценовских чтений 14–15 мая 1994 г. / под ред. З. Я. Рез, Г. Н. Ионина. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1995. С. 25–27.

4. Лыссый Ю. И. Комментарий к «стандарту» // Государственный образовательный стандарт и программное творчество учителей-словесников: мат-лы Герценовских чтений 14–15 мая 1994 г. / под ред. З. Я. Рез, Г. Н. Ионина. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1995. С. 19–25.

5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М. : Большая российская энциклопедия. 2002. 527 с.

6. Преподавание литературы по новым программам: метод. пособие / под ред. Н. И. Кудряшева. М. : Просвещение, 1970. 247 с.

7. Филиппов В. М. Модернизация российского образования // Педагогика. 2004. № 3. С. 3–11.

 

Скачать статью в формате pdf

Профессиональный рост учителя-гуманитария в контексте теории культурного самоопределения личности

Автор(ы):

Буланкина Надежда Ефимовна

доктор философских и педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарного образования, профессор, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

630007, г. Новосибирск, Красный проспект, 2, тел.: +7 (495)1335874, e-mail: nebn@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье представлены некоторые новые результаты изучения специфики и возможностей региональной системы повышения квалификации специалистов и профессиональной переподготовки неспециалистов в области педагогического образования (Программы «Иностранные языки» и «Филология») в свете основных положений авторской теории культурного самоопределения учителя. В пространстве непрерывной профессиональной поддержки учителя на протяжении его педагогической деятельности в условиях проблемного социокультурного контекста современности в целом и региональных реалий превалирует программно-методическое обеспечение, основные принципы которого предполагают системный профессиональный рост педагога.

 

Ключевые слова: профессиональный рост учителя, творческая активность, профессионально-коммуникативный дискурс, культурное самоопределение, проблемные семинары, стажировочные площадки.

 

 

Для цитирования: Буланкина Н. Е. Профессиональный рост учителя-гуманитария в контексте теории культурного самоопределения личности. Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 11. № 3 (40). С. 9–15. DOI : 10.32343/2409-5052-2018-11-3-9-15.

 

УДК: 374.64

 

DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-9-15

 

 

Дата поступления в редакцию: 25.06.2018.

 

Список литературы:

1. Бондаревская Е. В. Духовно-нравственное воспитание учащихся в свете особенностей современной социально-педагогической ситуации и проекта новых образовательных стандартов // Известия кафедры педагогики Южного федерального университета. Вып 2. Концептосфера и культурные практики духовно-нравственного воспитания в школе и вузе. Ростов н/Д. : Булат, 2010. С. 3–11.

2. Буланкина Н. Е. Коммуникативные технологии в современном гуманитарном образовании в контексте требований ФГОС ОО : учебно-методическое пособие для педагогов. Новосибирск : НИПКиПРО. 2018. 170 с.

3. Габер И. В. Развитие системы дополнительного профессионального педагогического образования в сфере экологии, здоровья и безопасности // Сибирский учитель. 2017. № 4 (113). С. 32–39.

4. Голуб В. В., Голуб Л. В. Опыт моделирования полинаправленного инновационно ориентированного пространства непрерывного профессионального образования // Известия ЮФУ. Педагогические науки. Ростов н/Д. 2017. № 12. С. 126–135.

5. Карташова В. Н., Исаев Е. А. Теория культурного самоопределения младшего школьника в условиях раннего иноязычного образования : монография. Елец : ЕГУ, 2012. 99 с.

6. Комарова Ю. А. Основы формирования научно-исследовательской компетентности специалистов средствами иностранного языка : монография. СПб. : Стратегия будущего, 2008. 163 с.

7. Костина Л. М. Связь ведущего элемента психологической безопасности личности (тревожности) первоклассника с показателями школьной адаптации // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 1 (33). С. 6–12.

8. Крупнов А. И., Новикова И. А., Воробьева А. А. Соотношение системно-функциональной и пятифакторной моделей черт личности: к постановке проблемы // Вестник РУДН. Серия : Психология и педагогика. 2016. Т. 10. № 2. С. 45–56.

9. Krupnov A. Y., Kozhukhova Yu. V., Vorobyeva A. A. Ersistence and academic achievement in foreign language in natural sciences students // Вестник российского университета дружбы народов. Серия : психология и педагогика. 2017. Т. 14. № 2. C. 143–154.

10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. М., 2002. 272 с.

11. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. № 2. 2000. С. 3–10.

12. Полат Е. С. Типология телекоммуникационных проектов // Наука и школа. 1997. № 4.

13. Синенко В. Я., Кондратенко А. П., Буланкина Н. Е. Естественнонаучные знания в аспекте гуманитарного образования. Новосибирск : НИПКиПРО, 2016. 315 с.

14. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / под ред. Е. С. Полат. М. : Владос, 2000. 168 с.

15. Филонов Г. Н. Рефлексивный потенциал социальных трансформаций // Педагогика. 2013. № 7. С. 43–50.

Скачать статью в формате pdf