Статьи выпуска № 3, год 2018

Особенности самореализации замужних женщин с различным социально-психологическим климатом в семье

Автор(ы):

 

Кедярова Елена Александровна

кандидат психологических наук, доцент, доцент базовой кафедры педагогической и возрастной психологии, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7(3952)426417, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Уварова Маргарита Юрьевна

 

кандидат психологических наук, доцент, доцент базовой кафедры педагогической и возрастной психологии, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7(3952)426417, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Савенко Дарья Сергеевна

 

магистрант факультета психологии, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7(3952)426417, e-mail: kafedra408@mail.ru

 

Чернецкая Надежда Игоревна

 

доктор психологических наук, профессор базовой кафедры педагогической и возрастной психологии, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7(3952)426417, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Аннотация. В статье представлено исследование, в котором самореализация женщины рассмотрена через связь с системой взаимоотношений в семье. Установлено, что показатели самореализации увеличиваются как по мере стабилизации семейного статуса женщины, так и по мере возрастания степени благоприятности социально-психологического климата в семье, что позволяет сделать вывод о выявленных различиях в особенностях самореализации замужних женщин с различным социально-психологическим климатом в семье. Доказано, что существуют отличия самореализации как между замужними женщинами и женщинами с иным семейным статусом, так и внутри группы замужних женщин: между женщинами с различным социально-психологическим климатом в семье. Особенности самореализации замужних женщин с благоприятным социально-психологическим климатом в семье проявляются в принятии ответственности, доверии к себе и открытости новому, что отличает их от замужних женщин с неблагоприятным социально-психологическим климатом.

 

Ключевые слова: самореализация, самоактуализация, личностное развитие, семья, семейный статус, замужняя женщина, социально-психологический климат.

 

Для цитирования: Кедярова Е. А., Уварова М. Ю., Савенко Д. С., Чернецкая Н. И. Особенности самореализации замужних женщин с различным социально-психологическим климатом в семье // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 3 (40). C. 193–202.

 

УДК: 159.9.072

 

DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-193-202

 

Дата поступления в редакцию: 16.07.2018

 

Заявленный вклад авторов:

 

Кедярова Е. А.:

– составление плана исследования, подбор библиографических источников;

– написание аналитической части.

Уварова М. Ю.:

– написание интерпретации результатов исследования;

– подготовка библиографического списка.

Савенко Д. С.:

– сбор эмпирических данных, их математико-статистическая обработка;

Чернецкая Н. И.:

– помощь в интерпретации результатов исследования;

– оформление статьи, аннотирование.

 

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

 

Список литературы:

 

1. Бодалев А. А. Субъективная значимость другого человека и определяющие её факторы // Вестник МГУ. Сер. 14 : Психология. 1985. № 2. C. 69–75.

2. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М. : Флинта : Наука, 1998. 168 с.

3. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М. : Филинъ, 1996. 472 с.

4. Вахрушина М. О. Самоактуализация современной женщины в семье как психологическая проблема // Молодой учёный. 2011. № 4. Т. 2. С. 57–59.

5. Котляков В. Ю. Методика исследования системы жизненных смыслов // Сибирская психология сегодня : сб. науч. трудов. Кемерово, 2003. Вып. 2. 410 с.

6. Коржова Е. Ю., Бурлачук Л. Ф. Экземплификация : образцы и модели в жизни человека // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 44–51.

7. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб. : СпбГУ, 2002. 292 с.

8. Криштал В. В., Агишева Н. К. Коммуникация в супружестве: норма и патология // Междунар. мед. журн. 2002. Т. 8. № 1–2. С. 79–83.

9. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) ; 2-е изд. М. : Смысл, 2000. 18 с.

10. Медведев Д. А. Развитие внутреннего мира человека в современной социокультурной среде // Психическое развитие человека и социальное влияние : коллективная монография. СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. C. 91–106.

11. Практикум по психодиагностике личности : дидактические материалы / ред. Н. К. Ракович. Минск : БГПУ, 2002. 248 с.

12. Савенко Д. С., Кедярова Е. А. Самореализация замужних женщин с различным социально-психологическим климатом в семье // Проблемы теории и практики современной психологии : мат-лы XVII ежегод. Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2018. С. 283–285.

13. Сорокоумова Е. А., Вахрушина М. О. Понимание, самопознание и самореализация современной женщины в семье // Инициативы ХХI века. М., 2012. Вып. 3. С. 94–96.

14. Сорокоумова Е. А., Вахрушина М. О. Экспериментальное исследование психологических аспектов самореализации современной женщины в семье // Известия Самарского научного центра РАН. Самара, 2013. Т. 15. Вып. 2 (2). С. 403–408.

15. Сорокоумова Е. А., Вахрушина М. О. Мотивация самореализации женщин в семье // Социально-гуманитарные знания. 2014. Вып. 4. С. 231–237.

16. Федеральная служба государственной статистики: браки [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo31.xls (дата обращения: 12.08.2018).

17. Федеральная служба государственной статистики: разводы [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo32.xls. (дата обращения: 12.08.2018).

18. Чернецкая Н. И. Кедярова Е. А., Уварова М. Ю. Профессиональная деформация женщин в «мужской» профессии [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters) : элек-

тронный научный журнал. 2015. июль. URL: http://www.emissia.org/offline/2015/2380.htm (дата обращения: 23.07.2018).

19. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия : учеб. пособие для врачей и психологов. 2-е изд. СПб. : Речь, 2006. 352 с. 20. Denmark F.L., Paludi M.A. Psychology of women : A handbook of issues and theories / 2nd ed. p. cm. Westport, Connecticut, London, 2008. 807 p.

 

Скачать статью в формате pdf

Формирование индивидуальной образовательной траектории как компонента практико-ориентированной среды обучения

Автор(ы):

 

Пожаркова Ирина Николаевна

 

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры пожарно-технических экспертиз

Сибирская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

662972, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Северная, 1, тел.: +7(3919)735405, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Носкова Елена Евгеньевна

 

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры систем автоматики, автоматизированного управления и проектирования, Сибирский федеральный университет

660074, г. Красноярск, ул. Киренского, 26, тел.: +7(391)2912575, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Трояк Евгений Юрьевич

 

аспирант кафедры педагогики и психологии начального образования Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева

660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89, тел.: +7(391)2171717, e-mail: trev191186@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы организации практико-ориентированной среды обучения в вузе на основе адаптивных электронных обучающих ресурсов. Представлена структура типового адаптивного электронного обучающего ресурса. Описаны особенности построения индивидуальных образовательных траекторий в рамках изучения дисциплин инженерно-технического профиля с учётом особенностей обучаемого, в том числе доминирующего типа восприятия информации, уровня остаточных знаний по дисциплинам, предшествующим изучаемой, индивидуальных целей обучения, профориентации. Обобщён опыт создания адаптивных электронных обучающих ресурсов на базе среды электронного обучения Moodle. Представлены результаты экспериментов по внедрению в учебный процесс адаптивных электронных обучающих ресурсов. На основе объективных показателей в виде баллов за выполнение итогового теста сделан вывод о более высоких результатах освоения дисциплины контрольной группой студентов c индивидуальной образовательной траекторией, по сравнению с аналогичной группой обучающихся по традиционной модели. Отмечена более высокая самостоятельность, мотивация, вовлечённость и ответственное отношение к обучению у студентов, проходивших подготовку в формате адаптивного электронного обучающего ресурса.

 

Ключевые слова: практико-ориентированная среда обучения, адаптивное обучение, электронная информационная образовательная среда, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, LMS Moodle.

 

Для цитирования: Пожаркова И. Н., Носкова Е. Е., Трояк Е. Ю. Формирование индивидуальной образовательной траектории как компонента практико-ориентированной среды обучения // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 3 (40). С. 179–192. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-179-192

 

УДК: 378.147-322

 

DOI: DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-179-192

 

Дата поступления в редакцию: 04.06.2018

 

Заявленный вклад авторов:

Пожаркова И. Н.:

– разработка, описание методов и алгоритмов построения индивидуальных образовательных траекторий с учётом психофизиологических особенностей обучаемого, уровня начальных знаний, индивидуальных целей обучения, профориентации;

– реализация подсистем и компонентов адаптивного электронного обучающего ресурса в среде электронного обучения Moodle;

– разработка, описание методики формирования и измерения умений/навыков при использовании адаптивного электронного обучающего ресурса в учебном процессе;

– внедрение и апробация адаптивного электронного обучающего ресурса в учебном процессе, корректировка адаптивного электронного обучающего ресурса по результатам апробации;

– приведение адаптивного электронного обучающего ресурса в соответствие с требованиями к учебно-методическому обеспечению дисциплин (модулей) на русском и иностранных языках ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет».

Носкова Е. Е.:

– анализ технологий адаптивного обучения, позволяющих реализовать персонификацию процесса обучения при организации практико-ориентированной среды обучения в вузе;

– описание структуры адаптивного электронного обучающего ресурса;

–разработка, описание алгоритма построения индивидуальной образовательной траектории с учётом профессиональных интересов обучающегося;

–разработка, описание структуры подсистемы выполнения практических заданий адаптивного электронного обучающего ресурса;

–анализ необходимых условий формирования индивидуальной образовательной траектории при выполнении практических заданий и/или лабораторных работ;

– внедрение и апробация адаптивного электронного обучающего ресурса в учебном процессе, корректировка адаптивного электронного обучающего ресурса по результатам апробации.

Трояк Е. Ю.:

– анализ сред электронного обучения (E-learning), использующихся в образовательных учреждениях РФ, с точки зрения возможности реализации автоматизированной навигации по адаптивному электронному обучающему ресурсу;

– анализ Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ в части реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

– сбор и анализ статистических данных, полученных по результатам обучения контрольной группы студентов с использованием адаптивного электронного обучающего ресурса: распределения по индивидуальным образовательным траекториям, вовлечённости в учебный процесс, итоговой оценки за курс.

 

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

 

Список литературы:

 

1. Вайнштейн Ю. В., Носков М. В., Шершнева В. А. Построение адаптивных образовательных ресурсов // Информатизация образования: Теория и практика : сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф., 18–19 ноября 2016 г. ; под общ. ред. М. П. Лапчика. Омск : Омский государственный педагогический университет, 2016. С. 80–83.

2. Елисеева Е. В., Захарова Н. И., Злобина С. Н. и др. Информационные технологии в образовательном процессе : монография. Новосибирск : ЦРНС, 2015. 196 с.

3. Крившенко Л. П., Вайндорф-Сысоева М. Е. и др. Педагогика: учебник. М. : ТК Велби ; Проспект, 2010. 432 с.

4. Лучшие практики электронного обучения : мат-лы III метод. конф. Томск : НИ ТГУ, 2017. 62 с.

5. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 14.07.2018).

6. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры. Утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 апреля 2017 г. № 301 [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220229/

(дата обращения: 22.06.2018).

7. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 [Электронный ресурс]. URL: https://minjust.consultant.ru/documents/36757 (дата обращения:

21.06.2018).

8. Пожаркова И. Н., Лагунов., А. Н., Трояк Е. Ю., Гапоненко М. В. Видеолекции в системе дистанционного обучения вузов МЧС России // Природные и техногенные риски (физико-математические и прикладные аспекты). СПб. : СПб. ун-т Гос. противопожарной службы Министерства Р. Ф. по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2017. № 3 (23). С. 59–66.

9. Положение о реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в СФУ [Электронный ресурс]. URL: http://about.sfukras.ru/docs/9739/pdf/693828 (дата обращения 26.05.2018).

10. Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. СПб. : Речь, 2000. 187 с.

11. Талалаева Г. В., Демченко О. Ю, Газизова Ю. С., Контобойцева М. Г., Ферапонтова Ю. В. Особенности реализации приоритетных направлений современной системы образования РФ в образовательных организациях МЧС России // Техносферная безопасность. 2018. № 1 (18). С. 98–113.

12. Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : мат-лы Всерос. науч.-метод. конф., 31.01.–02.02. Оренбург : ОГУ, 2018 [Электронный ресурс]. URL: oren-psuti.ru/index.php/nov/228-vserossijskaya-nauchno-metodicheskaya-konferentsiya-universitetskij-kompleks-kak-regionalnyj-tsentrobrazovaniya-nauki-i-kult (дата обращения: 23.05.2018).

13. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп : уч. пособие. М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. C. 237–238.

14. Царев Р. Ю., Тынченко С. В., Гриценко С. Н. Адаптивное обучение с использованием ресурсов информационно-образовательной среды // Современные проблемы науки и образования. Пенза : Академия Естествознания. 2016. № 5. 219 с.

15. EDCRUNCH Ural: новые образовательные технологии в вузе-2017. [Электронный ресурс]. URL: http://notv.urfu.ru/ru (дата обращения: 26.05.2018).

Скачать статью в формате pdf

Вклад системы СПО в развитие человеческого капитала: опыт стран Европейского Союза

Автор(ы):

 

Дудырев Фёдор Феликсович

 

кандидат исторических наук, директор Центра исследования среднего профессионального образования, Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 20, тел.: +7(495)7713232, e-mail: fdudyrev@hse.ru

 

Романова Ольга Анатольевна

 

аналитик Центра исследования среднего профессионального образования, Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 20, тел.: +7(495)7713232, e-mail: oromanova@hse.ru

 

Аннотация. В статье представлен обзор лучших практик стран – членов Европейского Союза в области среднего профессионального образования. Проекты с участием профессиональных образовательных организаций Германии, Дании, Ирландии, Нидерландов, Норвегии, Хорватии и других стран были направлены на подготовку рабочих кадров для высокотехнологичных секторов экономики, а также на реинтеграцию в систему образования той части молодёжи, которая не получила аттестат о среднем образовании и профессиональной квалификации. Особое внимание уделено механизмам государственно-частного партнёрства в сфере среднего профессионального образования, в также наиболее эффективным организационным решениям и моделям взаимодействия образовательных организаций с бизнес-структурами и представителями органов власти. Лучший зарубежный опыт в сфере подготовки кадров для постиндустриальной экономики, а также в области социальной инклюзии может быть использован при разработке программ развития системы среднего профессионального образования в Российской Федерации.

 

Ключевые слова:. среднее профессиональное образование, государственно-частное партнёрство, образовательные инновации, социальная инклюзия.

 

Для цитирования: Дудырев Ф. Ф., Романова О. А. Вклад системы СПО в развитие человеческого капитала: опыт стран Европейского Союза // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 3 (40). С. 162–168. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-162-168

 

УДК: 373.6

 

DOI: DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-162-168

 

Дата поступления в редакцию: 28.08.2018

 

Заявленный вклад авторов:

 

Дудырев Ф. Ф. :

– обзор работ, связанных с проблематикой человеческого капитала в СПО;

– анализ структуры инновационных проектов в области СПО, разработка структуры статьи;

– редактирование основной части статьи, посвящённой описанию отдельных инновационных проектов в области СПО;

– написание введения и заключения статьи.

Романова О. А. :

– поиск данных о проектах в области образовательных инноваций на сайтах CEDEFOP (Европейский центр развития профессионального образования и обучения) и национальных министерств образования;

– обзор отдельных образовательных инновационных проектов в области СПО;

– подготовка описания образовательных проектов в соответствии с подготовленной структурой описания.

 

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

 

Список литературы:

 

1. Двенадцать решений для нового образования. Доклад Центра стратегических разработок и Высшей

школы экономики. [Электронный ресурс] // М. : НИУ «Высшая школа экономики», 2018. URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf (дата обращения: 15.08.2018).

2. CroCooS – Prevent dropout! 2014. [Electronic resource]. URL: taskecrocoospzes.tka.hu/en/ (дата обращения: 16.08.2018).

3. Electromobility and renewable energy VET information platform 2014 [Electronic resource]. URL: http://www.energiebildung.info/ (mode of access: 06.04.2018).

4. Europe 2020. A strategy for smart, sustainable and inclusive growth [Electronic resource] // European Comission,2010. URL: https://eurlex.europa.eu/legalcontent/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52010DC2020&from=EN (mode of access: 05.08.2018).

5. Innovation in VET – Croatia [Electronic resource] // European Centre for the Development of VocationalTraining (CEDEFOP), 2014. URL: https://cumulus.cedefop.europa.eu/files/vetelib/2014/2014_Innovation_in_VET_HR.pdf (mode of access: 10.08.2018).

6. Innovative and Creative Skills in Norwegian Upper Secondary VET. A Case Study from Sam Eyde UpperSecondary School [Electronic resource] // Norvegian Directorate for Education and Training, 2014. URL: https://www.udir.no/globalassets/upload/fagopplaring/udir-publisert-cedefop-artikkel-2014_innovation-in-vet.pdf (mode of access: 09.08.2018).

7. Senior Experts project (Senior Experten Service «VеrА») [Elektronische Ressource]. URL: https://vera.sesbonn. de/auszubildende/ (Anfragedatum: 16.08.2018).

8. Skills for green jobs: an update. Denmark [Electronic resource] // European Centre for the Development of Vocational Training (CEDEFOP), 2018. URL: http://www.cedefop.europa.eu/files/denmark_country_report_2018.

pdf (mode of access: 09.08.2018).

9. The Bruges Communiqué on enhanced European Cooperation in Vocational Education and Training for the period 2011-2020 [Electronic resource] // Communiqué of the European Ministers for Vocational Education and Training, 2010. URL: http://ec.europa.eu/dgs/education_culture/repository/education/policy/vocational-policy/doc/

brugescom_en.pdf (mode of access: 03.08.2018).

10. The Copenhagen Declaration. [Electronic resource] // Declaration of the European Ministers of Vocational Education and Training, and the European Commission, 2002. URL: https://europass.cedefop.europa.eu/sites/default/files/copenhagen-en.pdf (mode of access: 03.08.2018).

11. The Drive to Reduce Dropout Rates programme in Dutch schools. [Electronic resource] // Centre for Public

Impact, 2016. URL: https://www.centreforpublicimpact.org/case-study/drive-reduce-dropout-rates-programmedutch-schools/ (mode of access: 05.07.2018).

12. The Global Human Capital Report 2017. Preparing people for the future of work [Electronic resource] // World Economic Forum, 2017. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Global_Human_Capital_Report_2017. pdf (mode of access: 16.08.2018).

13. VET toolkit for tackling early leaving: 2014. [Electronic resource] URL: http://www.cedefop.europa.eu/et/toolkits/vet-toolkit-tackling-early-leaving/resources/certificate-practice-praksisbrev (mode of access: 15.08.2018).

14. Youthreach: programme for early school leavers aged 15–20. 2018. [Electronic resource] URL: http://www.youthreach.ie/ (mode of access: 16.08.2018).

 

Скачать статью в формате pdf

Экспериментальная проверка влияния методов самомаркетинга на адаптацию в образовательной среде в рамках образовательного менеджмента

Автор(ы):

 

Журавлева Маргарита Михайловна

 

кандидат педагогических наук, доцент кафедры туризма, Иркутский государственный

университет

664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7(3952)241843, e-mail: margo32@mail.ru

 

Аннотация. В статье представлена экспериментальная проверка влияния методов самомаркетинга на адаптацию специалистов в сфере образования. В последние годы растёт популярность такого понятия, как самомаркетинг, и сфера образования не исключение в данном случае. Понятие «самомаркетинг» прочно закрепилось в сфере образовательного менеджмента и маркетинга. Стоит обратить внимание на то, что в условиях современности роль образования как социального института возрастает и его основными функциями становится ещё и функция, связанная с адаптацией сотрудника к постоянно изменяющимся условиям и требованиям общества. Процесс адаптации, как объективный процесс, играет большую роль в любой профессии, в том числе и в области образовательной деятельности. Одной из главных задач статьи является демонстрация и подведение итогов двух ранее проведённых этапов исследования. Первый этап касается исследования уровня адаптации профессорско-преподавательского состава методом оценки соответствия занимаемой должности сотрудника и его сформированных компетенций. Следующий этап рассматривает методы самомаркетинга, помогающие молодым специалистам адаптироваться к системе образования. Данная статья представляет результаты экспериментальной проверки влияния методов самомаркетинга на адаптацию в образовательной среде, которая проводилась на кафедре туризма. В опросе приняли участие 60 респондентов. Гипотеза исследования была подтверждена.

 

Ключевые слова:

 

образовательный процесс, компетентностный подход, компетенции, активизация учебного процесса, самомаркетинг, образовательный менеджмент и маркетинг, экспериментальная проверка методов самомаркетинга, влияние процесса адаптации в образовательной среде, анкета, респонденты, результаты анкетирования.

 

Для цитирования: Журавлева М. М. Экспериментальная проверка влияния методов самомаркетинга на адаптацию в образовательной среде в рамках образовательного менеджмента // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 3 (40). С. 169–178.

 

DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-169-178

 

УДК: 378.14

 

DOI: DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-169-178

 

Дата поступления в редакцию: 07.08.2018

 

Список литературы:

 

1. Журавлева М. М., Наконечных В. Н. Самомаркетинг как неотъемлемая часть адаптации специалистов в сфере образования на рынке труда // Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 7. Улан-Удэ : БГУ, 2017. С. 137–149.

2. Кривокора Е. И. Деловые коммуникации : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2012. 190 с.

3. Кибанов А. Я. Управление персоналом в организации : учебник / под ред. А. Я. Кибанова ; 3-е изд., доп. и перераб. М. : ИНФРА-М, 2006. 638 с.

4. Кафидов В. В. Управление человеческими ресурсами : учебное пособие. Стандарт третьего поколения. СПб. : Питер, 2013. 208 с.

5. Карташова Л. В. Управление человеческими ресурсами : учебник. М. : НИЦ ИНФРА-М, 2013. 235 с.

6. Персикова Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура : учебное пособие. М. : Логос, 2004. 224 с.

 

Скачать статью в формате pdf

Рекомендации по формированию профессиональных компетенций в системе подготовки бакалавров «Управление персоналом» посредством наставнической деятельности

Автор(ы):

 

Блинникова Анна Валерьевна

 

кандидат философских наук, доцент кафедры прикладной информатики и документоведения, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7(3952)521065, e-mail: kaf-pid@yandex.ru

 

Большедворская Марина Владимировна

 

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры прикладной информатики и документоведения, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7(3952)521065, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Кузнецова Марина Валерьевна

 

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры прикладной информатики и документоведения, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7(3952)426417, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Аннотация. Наставничество – один из методов развития персонала. Типы наставничества: корпоративное, квалификационное и социальное. Наставничество связано с другими функциями управления персоналом: мотивация, адаптация, обучение, компетентность, развитие персонала. Различают формальное и неформальное наставничество. Основные модели наставничества: «Гуру и его последователь»; «Мастер и подмастерье»; «Творческий тандем». Основные процедуры наставничества – это инструктаж, объяснение и развитие. Наставник – это человек, обладающий опытом, которым он готов делиться с менее опытными людьми. Преимуществами наставничества в управлении персоналом являются: возможность обучения сотрудников на рабочем месте, персональный подход, ускорение процесса адаптации, распространение корпоративных правил, снижение текучести кадров, повышение мотивации сотрудников, улучшение взаимодействия сотрудников. Недостатками метода являются: снижение рабочей эффективности наставника, отсутствие педагогических навыков, неструктурированная подача информации, отсутствие педагогических методов обучения. Компетентностный подход помогает сформировать практико-ориентированные результаты обучения: знание принципов, видов, форм и методов наставничества и умение применять их на практике в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист по управлению персоналом».

 

Ключевые слова: управление персоналом, наставничество, модели наставничества, наставник, компетентностный подход, профессиональные компетенции, обучение.

 

Для цитирования: Блинникова А. В., Большедворская М. В., Кузнецова М. В. Рекомендации по формированию профессиональных компетенций в системе подготовки бакалавров «Управление персоналом» посредством наставнической деятельности // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 11. № 3 (40). С. 148–161.

DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-148-161

 

УДК: 378.14

 

DOI: DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-148-161

 

Дата поступления в редакцию: 28.05.2018

 

Заявленный вклад авторов:

 

Блинникова А. В.:

– компетентностный подход в образовательном процессе;

– анализ профессиональных компетенций федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Управление персоналом», квалификация  – бакалавриат (ФГОС ВО);

– сформированность модуля «Наставничество как метод развития персонала» в системе подготовки бакалавров направления «Управление персоналом».

Большедворская М. В.:

– обоснование необходимости наставничества для развития системы управления персоналом;

– модели, процедуры, технологии наставничества;

– процесс наставничества в организации: разработка системы материального стимулирования труда наставников и документальное сопровождение наставничества в организации;

– анализ профессионального стандарта специалиста по управлению персоналом.

Кузнецова М. В.:

– обоснование актуальности темы;

– историко-теоретические аспекты темы;

– актуальность компетентностного подхода в системе современного образования.

 

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

 

Список литературы:

 

1. Агафонова О. Как не упустить знания? Поможет обратное наставничество [Электронный ресурс].

URL: http://www.hr-journal.ru/articles/op/op_872.html.(дата обращения: 15.05.2018).

2. Андреева Я. Н. Принципы хорошего наставничества [Электронный ресурс] // Скиф. 2018. № 1 (17). 127–131. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-horoshego-nastavnichestva (дата обращения: 23.02.2018).

3. Антипин С. Г. Традиции наставничества в истории отечественного образования : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. Н. Новгород. 2011. 30 с.

4. Гедулянова Н. С., Горовая Л. В., Богданович Е. В. Рациональная модель системы наставничества как условие эффективного управления персоналом в Российской организации // Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 2 (3). С. 11–21.

5. Долгушева А. Н., Кадневский В. М., Сергиенко Е. И. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Вестник Омского университета. 2013. № 4 (70). С. 264–268.

6. Модель GROW: метод наставничества ; пер. Айрапетовой О. А. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hr-portal.ru/blog/model-grow-metod-nastavnichestva (дата обращения: 21.09.2018).

7. Носте Паэс Е. А., Казакевич Т. А. Документационные аспекты оценки деятельности наставника [Электронный ресурс] // Сервис plus. 2012. № 1. C. 79–83. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dokumentatsionnye-aspekty-otsenki-deyatelnosti-nastavnika (дата обращения: 14.05.2018).

8. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом» : Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 октября 2015 г. N 691н [Электронный ресурс]. URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192913/d29f2e0ed4a31c07894ff0d7af3cc1512ff69e7a/ (дата обращения: 12.05.2018).

9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом (уровень бакалавриата) : Приказ Минобрнауки России от 14.12.2015 № 1461 (ред. от 20.04.2016) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192913/ (дата обращения: 23.10.2017).

10. Тонгуш В. В., Рощектаева У. Ю. Наставничество как один из методов обучения и развития персонала [Электронный ресурс] // Инновационная наука. 2017. № 4–2. С. 190–192. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-odin-iz-metodov-obucheniya-i-razvitiya-personala (дата обращения: 11.06.2018).

11. Фаляхов И. И. Диверсификация моделей наставничества: ментор, тьютор, коуч, фасилитатор и идентификация их готовности к осуществлению наставнической деятельности [Электронный ресурс] // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2–1 (115). С. 45–49. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diversifikatsiya-modeley-nastavnichestva-mentor-tyutor-kouch-fasilitator-i-identifikatsiya-ih-gotovnosti-k-osuschestvleniyu (дата обращения: 12.07.2018).

 

Скачать статью в формате pdf