Автор(ы):
Пожаркова Ирина Николаевна
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры пожарно-технических экспертиз
Сибирская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
662972, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Северная, 1, тел.: +7(3919)735405, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Носкова Елена Евгеньевна
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры систем автоматики, автоматизированного управления и проектирования, Сибирский федеральный университет
660074, г. Красноярск, ул. Киренского, 26, тел.: +7(391)2912575, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Трояк Евгений Юрьевич
аспирант кафедры педагогики и психологии начального образования Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева
660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89, тел.: +7(391)2171717, e-mail: trev191186@mail.ru
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы организации практико-ориентированной среды обучения в вузе на основе адаптивных электронных обучающих ресурсов. Представлена структура типового адаптивного электронного обучающего ресурса. Описаны особенности построения индивидуальных образовательных траекторий в рамках изучения дисциплин инженерно-технического профиля с учётом особенностей обучаемого, в том числе доминирующего типа восприятия информации, уровня остаточных знаний по дисциплинам, предшествующим изучаемой, индивидуальных целей обучения, профориентации. Обобщён опыт создания адаптивных электронных обучающих ресурсов на базе среды электронного обучения Moodle. Представлены результаты экспериментов по внедрению в учебный процесс адаптивных электронных обучающих ресурсов. На основе объективных показателей в виде баллов за выполнение итогового теста сделан вывод о более высоких результатах освоения дисциплины контрольной группой студентов c индивидуальной образовательной траекторией, по сравнению с аналогичной группой обучающихся по традиционной модели. Отмечена более высокая самостоятельность, мотивация, вовлечённость и ответственное отношение к обучению у студентов, проходивших подготовку в формате адаптивного электронного обучающего ресурса.
Ключевые слова: практико-ориентированная среда обучения, адаптивное обучение, электронная информационная образовательная среда, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, LMS Moodle.
Для цитирования: Пожаркова И. Н., Носкова Е. Е., Трояк Е. Ю. Формирование индивидуальной образовательной траектории как компонента практико-ориентированной среды обучения // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 3 (40). С. 179–192. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-179-192
УДК: 378.147-322
DOI: DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-179-192
Дата поступления в редакцию: 04.06.2018
Заявленный вклад авторов:
Пожаркова И. Н.:
– разработка, описание методов и алгоритмов построения индивидуальных образовательных траекторий с учётом психофизиологических особенностей обучаемого, уровня начальных знаний, индивидуальных целей обучения, профориентации;
– реализация подсистем и компонентов адаптивного электронного обучающего ресурса в среде электронного обучения Moodle;
– разработка, описание методики формирования и измерения умений/навыков при использовании адаптивного электронного обучающего ресурса в учебном процессе;
– внедрение и апробация адаптивного электронного обучающего ресурса в учебном процессе, корректировка адаптивного электронного обучающего ресурса по результатам апробации;
– приведение адаптивного электронного обучающего ресурса в соответствие с требованиями к учебно-методическому обеспечению дисциплин (модулей) на русском и иностранных языках ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет».
Носкова Е. Е.:
– анализ технологий адаптивного обучения, позволяющих реализовать персонификацию процесса обучения при организации практико-ориентированной среды обучения в вузе;
– описание структуры адаптивного электронного обучающего ресурса;
–разработка, описание алгоритма построения индивидуальной образовательной траектории с учётом профессиональных интересов обучающегося;
–разработка, описание структуры подсистемы выполнения практических заданий адаптивного электронного обучающего ресурса;
–анализ необходимых условий формирования индивидуальной образовательной траектории при выполнении практических заданий и/или лабораторных работ;
– внедрение и апробация адаптивного электронного обучающего ресурса в учебном процессе, корректировка адаптивного электронного обучающего ресурса по результатам апробации.
Трояк Е. Ю.:
– анализ сред электронного обучения (E-learning), использующихся в образовательных учреждениях РФ, с точки зрения возможности реализации автоматизированной навигации по адаптивному электронному обучающему ресурсу;
– анализ Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ в части реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
– сбор и анализ статистических данных, полученных по результатам обучения контрольной группы студентов с использованием адаптивного электронного обучающего ресурса: распределения по индивидуальным образовательным траекториям, вовлечённости в учебный процесс, итоговой оценки за курс.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Список литературы:
1. Вайнштейн Ю. В., Носков М. В., Шершнева В. А. Построение адаптивных образовательных ресурсов // Информатизация образования: Теория и практика : сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф., 18–19 ноября 2016 г. ; под общ. ред. М. П. Лапчика. Омск : Омский государственный педагогический университет, 2016. С. 80–83.
2. Елисеева Е. В., Захарова Н. И., Злобина С. Н. и др. Информационные технологии в образовательном процессе : монография. Новосибирск : ЦРНС, 2015. 196 с.
3. Крившенко Л. П., Вайндорф-Сысоева М. Е. и др. Педагогика: учебник. М. : ТК Велби ; Проспект, 2010. 432 с.
4. Лучшие практики электронного обучения : мат-лы III метод. конф. Томск : НИ ТГУ, 2017. 62 с.
5. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 14.07.2018).
6. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры. Утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 апреля 2017 г. № 301 [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220229/
(дата обращения: 22.06.2018).
7. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 [Электронный ресурс]. URL: https://minjust.consultant.ru/documents/36757 (дата обращения:
21.06.2018).
8. Пожаркова И. Н., Лагунов., А. Н., Трояк Е. Ю., Гапоненко М. В. Видеолекции в системе дистанционного обучения вузов МЧС России // Природные и техногенные риски (физико-математические и прикладные аспекты). СПб. : СПб. ун-т Гос. противопожарной службы Министерства Р. Ф. по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2017. № 3 (23). С. 59–66.
9. Положение о реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в СФУ [Электронный ресурс]. URL: http://about.sfukras.ru/docs/9739/pdf/693828 (дата обращения 26.05.2018).
10. Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. СПб. : Речь, 2000. 187 с.
11. Талалаева Г. В., Демченко О. Ю, Газизова Ю. С., Контобойцева М. Г., Ферапонтова Ю. В. Особенности реализации приоритетных направлений современной системы образования РФ в образовательных организациях МЧС России // Техносферная безопасность. 2018. № 1 (18). С. 98–113.
12. Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : мат-лы Всерос. науч.-метод. конф., 31.01.–02.02. Оренбург : ОГУ, 2018 [Электронный ресурс]. URL: oren-psuti.ru/index.php/nov/228-vserossijskaya-nauchno-metodicheskaya-konferentsiya-universitetskij-kompleks-kak-regionalnyj-tsentrobrazovaniya-nauki-i-kult (дата обращения: 23.05.2018).
13. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп : уч. пособие. М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. C. 237–238.
14. Царев Р. Ю., Тынченко С. В., Гриценко С. Н. Адаптивное обучение с использованием ресурсов информационно-образовательной среды // Современные проблемы науки и образования. Пенза : Академия Естествознания. 2016. № 5. 219 с.
15. EDCRUNCH Ural: новые образовательные технологии в вузе-2017. [Электронный ресурс]. URL: http://notv.urfu.ru/ru (дата обращения: 26.05.2018).
Скачать статью в формате pdf
Автор(ы):
Дудырев Фёдор Феликсович
кандидат исторических наук, директор Центра исследования среднего профессионального образования, Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 20, тел.: +7(495)7713232, e-mail: fdudyrev@hse.ru
Романова Ольга Анатольевна
аналитик Центра исследования среднего профессионального образования, Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 20, тел.: +7(495)7713232, e-mail: oromanova@hse.ru
Аннотация. В статье представлен обзор лучших практик стран – членов Европейского Союза в области среднего профессионального образования. Проекты с участием профессиональных образовательных организаций Германии, Дании, Ирландии, Нидерландов, Норвегии, Хорватии и других стран были направлены на подготовку рабочих кадров для высокотехнологичных секторов экономики, а также на реинтеграцию в систему образования той части молодёжи, которая не получила аттестат о среднем образовании и профессиональной квалификации. Особое внимание уделено механизмам государственно-частного партнёрства в сфере среднего профессионального образования, в также наиболее эффективным организационным решениям и моделям взаимодействия образовательных организаций с бизнес-структурами и представителями органов власти. Лучший зарубежный опыт в сфере подготовки кадров для постиндустриальной экономики, а также в области социальной инклюзии может быть использован при разработке программ развития системы среднего профессионального образования в Российской Федерации.
Ключевые слова:. среднее профессиональное образование, государственно-частное партнёрство, образовательные инновации, социальная инклюзия.
Для цитирования: Дудырев Ф. Ф., Романова О. А. Вклад системы СПО в развитие человеческого капитала: опыт стран Европейского Союза // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 3 (40). С. 162–168. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-162-168
УДК: 373.6
DOI: DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-162-168
Дата поступления в редакцию: 28.08.2018
Заявленный вклад авторов:
Дудырев Ф. Ф. :
– обзор работ, связанных с проблематикой человеческого капитала в СПО;
– анализ структуры инновационных проектов в области СПО, разработка структуры статьи;
– редактирование основной части статьи, посвящённой описанию отдельных инновационных проектов в области СПО;
– написание введения и заключения статьи.
Романова О. А. :
– поиск данных о проектах в области образовательных инноваций на сайтах CEDEFOP (Европейский центр развития профессионального образования и обучения) и национальных министерств образования;
– обзор отдельных образовательных инновационных проектов в области СПО;
– подготовка описания образовательных проектов в соответствии с подготовленной структурой описания.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Список литературы:
1. Двенадцать решений для нового образования. Доклад Центра стратегических разработок и Высшей
школы экономики. [Электронный ресурс] // М. : НИУ «Высшая школа экономики», 2018. URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf (дата обращения: 15.08.2018).
2. CroCooS – Prevent dropout! 2014. [Electronic resource]. URL: taskecrocoospzes.tka.hu/en/ (дата обращения: 16.08.2018).
3. Electromobility and renewable energy VET information platform 2014 [Electronic resource]. URL: http://www.energiebildung.info/ (mode of access: 06.04.2018).
4. Europe 2020. A strategy for smart, sustainable and inclusive growth [Electronic resource] // European Comission,2010. URL: https://eurlex.europa.eu/legalcontent/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52010DC2020&from=EN (mode of access: 05.08.2018).
5. Innovation in VET – Croatia [Electronic resource] // European Centre for the Development of VocationalTraining (CEDEFOP), 2014. URL: https://cumulus.cedefop.europa.eu/files/vetelib/2014/2014_Innovation_in_VET_HR.pdf (mode of access: 10.08.2018).
6. Innovative and Creative Skills in Norwegian Upper Secondary VET. A Case Study from Sam Eyde UpperSecondary School [Electronic resource] // Norvegian Directorate for Education and Training, 2014. URL: https://www.udir.no/globalassets/upload/fagopplaring/udir-publisert-cedefop-artikkel-2014_innovation-in-vet.pdf (mode of access: 09.08.2018).
7. Senior Experts project (Senior Experten Service «VеrА») [Elektronische Ressource]. URL: https://vera.sesbonn. de/auszubildende/ (Anfragedatum: 16.08.2018).
8. Skills for green jobs: an update. Denmark [Electronic resource] // European Centre for the Development of Vocational Training (CEDEFOP), 2018. URL: http://www.cedefop.europa.eu/files/denmark_country_report_2018.
pdf (mode of access: 09.08.2018).
9. The Bruges Communiqué on enhanced European Cooperation in Vocational Education and Training for the period 2011-2020 [Electronic resource] // Communiqué of the European Ministers for Vocational Education and Training, 2010. URL: http://ec.europa.eu/dgs/education_culture/repository/education/policy/vocational-policy/doc/
brugescom_en.pdf (mode of access: 03.08.2018).
10. The Copenhagen Declaration. [Electronic resource] // Declaration of the European Ministers of Vocational Education and Training, and the European Commission, 2002. URL: https://europass.cedefop.europa.eu/sites/default/files/copenhagen-en.pdf (mode of access: 03.08.2018).
11. The Drive to Reduce Dropout Rates programme in Dutch schools. [Electronic resource] // Centre for Public
Impact, 2016. URL: https://www.centreforpublicimpact.org/case-study/drive-reduce-dropout-rates-programmedutch-schools/ (mode of access: 05.07.2018).
12. The Global Human Capital Report 2017. Preparing people for the future of work [Electronic resource] // World Economic Forum, 2017. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Global_Human_Capital_Report_2017. pdf (mode of access: 16.08.2018).
13. VET toolkit for tackling early leaving: 2014. [Electronic resource] URL: http://www.cedefop.europa.eu/et/toolkits/vet-toolkit-tackling-early-leaving/resources/certificate-practice-praksisbrev (mode of access: 15.08.2018).
14. Youthreach: programme for early school leavers aged 15–20. 2018. [Electronic resource] URL: http://www.youthreach.ie/ (mode of access: 16.08.2018).
Скачать статью в формате pdf