Пашинова Ольга Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практик специального обучения и воспитания, Педагогический институт, Иркутский государственный университет
664011, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, тел.: +7(3952)200739, e-mail: shelk72@mail.ru
Аннотация. Актуальность проблемы, исследуемой в статье, определяется тем фактом, что в настоящее время перед специальными (коррекционными) школами стоит задача обеспечить педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В статье анализируются вариативные
подходы к раскрытию сущности феномена «профессиональное самоопределение», компоненты, этапы, условия профессионального самоопределения, рассматриваются вопросы и проблемы, препятствующие профессиональному самоопределению выпускников специальных (коррекционных) школ. Представлены процедура и результаты исследования профессиональных предпочтений школьников старшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональные предпочтения, школьники с интеллектуальными нарушениями.
Для цитирования: Пашинова О. В. Особенности профессионального самоопределения и профессиональных предпочтений школьников с интеллектуальными нарушениями // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 11. № 3 (40). С. 86–98. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-86-98.
УДК: 371.921
DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-86-98
Дата поступления статьи в редакцию: 07.05.2018.
Список литературы:
1. Аверкиева О. Л. О профессиональном самоопределении лиц с ограниченными возможностями // Профориентация и психологическая поддержка. Теория и практика. Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Томск. 2004. .С. 7–11
2. Акимова О. И. Внеурочная деятельность как средство формирования профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03. Екатеринбург, 2012. 23 с.
3. Аленкина О. А. Изучение готовности к профессиональному выбору у школьников с ограниченными возможностями интеллектуального развития и их сверстников из общеобразовательных школ // Коррекционная педагогика. 2011. № 1. С. 24–30.
4. Баранаускене И., Карвялис В. Модели профессиональной подготовки молодых людей с незначительным нарушением интеллекта: оценочный аспект // Дефектология. 2007. № 4. С. 60–69.
5. Васенков Г. В. Педагогические аспекты становления профессионально-трудового обучения умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2008. № 1. С. 16–23.
6. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. М. : Академия, 2013. 416 с.
7. Катаева Л. И., Полозова Т. А. К вопросу о сущности профессионального самоопределения личности в пространстве становления нового российского общества // Мир психологии. 2005. № 1. С. 147–156.
8. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М. : Академия. 2004. 304 с.
9. Как выбирать профессию : кн. для учащихся ст. классов сред. шк.; 2-е изд., доп. и дораб. М. : Просвещение, 1990. 159 с.
10. Ковалева Е. А. О подготовке учащихся вспомогательных школ к обучению в профессионально-технических училищах // Дефектология. 1991. № 4. С. 32–34.
11. Кондрат Е. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением // Alma mater. 2003. № 4. С. 16–19.
12. Кузнецова О. В. Роль временной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении подростков // Психологическая наука и образование. 2007. № 3. С. 5–15.
13. Медведев Д. С. Модель профессионального самоопределения старшеклассников в профильной школе // Профильная школа. 2009. № 4. С. 58–62.
14. Муравьёва Е. В. Особенности развития профориентационной направленности умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика. 2009. № 5. С. 75–80.
15. Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. М. : Сфера, 2006. 128 с.
16. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М. : Изд-во УРАО, 2002. 169 с.
17. Поляков В. А., Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2 / гл. ред. В. В. Давыдов. М. : Большая российская энциклопедия, 1999. С. 212–213.
18. Попович А. Э. К вопросу о профессиональном самоопределении выпускников общеобразовательных школ // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 2. С. 169–177.
19. Сазонов А. Д., Сазонов В. А., Сазонов И. А. Профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ России : монография. Курган : Изд-во КГУ. 2000. 192 с.
20. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: метод, пособие / под ред. Е. М. Старобиной. М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2007. 304 с.
21. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 62–72.
22. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия. 2006. 496 с.
23. Ретивых М. В. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению. Брянск : Изд-во БГПУ, 1999. 111 с.
24. Рылеева А. С. Влияние вариативной образовательной среды на процесс готовности подростков группы риска к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 6 (55). С. 31–35.
25. Сайко Е. В. Совершенствование трудового обучения в школе VIII вида // Дефектология. 2005. № 4. С. 81–82.
26. Сафин В. Ф., Ников Г. П. Психологические аспекты самоопределения личности // Психологический журнал. 1986. № 4. С. 65–73.
27. Столяренко Л. Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. Ростов н/Д : Феникс, 2005. 416 с.
28. Сторожева Г. О. О профессиональном самоопределении учащихся // Воспитание школьников. 2004. № 10. С. 37–44.
29. Твоя профессиональная карьера: методика: кн. для учителя / И. А. Умовская, А. И. Цуканов, С. Н. Чистякова, Т. И. Шалавина; под ред. С. Н. Чистяковой. М. : Просвещение, 2006. 160 с.
30. Трошин О. В., Жулина Е. В., Кудрявцев В. А. Основы социальной реабилитации и профориентации. М. : Сфера, 2007. 384 с.
31. Турчинская К. М. Профориентация во вспомогательной школе. Киев : Радянська школа, 1976. 126 с.
32. Фадеева Г. А. Подготовка учащихся к труду и выбору профессии // Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы и перспективы. Новосибирск. 2003. С. 137–138.
33. Хаймина А. Г. Профессиональное самоопределение воспитанников детских домов и школ-интернатов : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. Ярославль. 2006. 22 с.
34. Ходина Т. К. Проблемы профессионального самоопределения современных школьников // Профессиональный потенциал. 2002. № 1. С. 43–47.
35. Хохлина Е. П. Исследование психолого-педагогических основ коррекционной направленности трудового обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. 2003. № 2. С. 25–34.
36. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение обучающихся: проблемы и пути решения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 118–122.
37. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М. : Педагогика, 1981. 96 с.
38. Шеховцов О., Шеховцова Л. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе : учебное пособие. Спб. : Северо-Запад, Ростов н/Д : Феникс. 2006. 176 с.
39. Щербакова А. М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 1996. № 4. С. 24–28.
40. Юматова, И. И. Динамика профессионального самоопределения студентов (на примере педагогического вуза) : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. Ростов н/Д., 2000. 27 с.
Скачать статью в формате pdf
Автор(ы)
Пруцких Татьяна Анатольевна
кандидат филологических наук, доцент, декан русско-китайского факультета, Байкальский государственный университет
664003, г. Иркутск, ул. Красноармейская, 6, тел.: +7(3952)522620, e-mail: pruta@mail.ru
Скобелкина Наталья Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры языковой подготовки, Байкальский государственный университет
664003, г. Иркутск, ул. Красноармейская, 6, тел.: +7(3952)522620, e-mail: snmirkutsk@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы языковой интерференции в лингводидактическом аспекте. В работе представлены виды интерференции и их конкретные проявления на примере типичных ошибок китайских студентов Байкальского государственного университета, даётся лингвистический комментарий. Показана важность сопоставительного анализа систем контактирующих языков и разработки специальных методических мер для предупреждения и коррекции интерференционных ошибок в целях повышения эффективности обучения китайских учащихся русскому языку.
Ключевые слова: языковая интерференция, виды интерференции, интерференционные ошибки, языковая система, уровни языка, методика обучения русскому языку как иностранному.
Для цитирования: Пруцких Т. А., Скобелкина Н. М. Языковая интерференция в лингводидактическом аспекте // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 11. № 3 (40). С. 71–78. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-71-78.
УДК: 378.14
DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-71-78
Дата поступления в редакцию: 14.06.2018.
Заявленный вклад авторов:
Пруцких Т. А.:
– лингвистический комментарий к примерам с позиций системы китайского языка;
– описание языковых закономерностей китайского языка, актуальных для рассмотрения исследуемой проблемы;
– перевод на китайский язык примеров в статье;
– разработка формы и структуры карточки для формирования картотеки ошибок китайских учащихся.
Скобелкина Н. М.:
– рассмотрение видов языковой интерференции;
– подбор примеров с ошибками китайских учащихся, обусловленными влиянием родного языка;
– методический комментарий к процессу преодоления типичных трудностей, возникающих у китайских студентов;
– описание рекомендуемых упражнений;
– редактирование статьи.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Список литературы:
1. Алексахин А. Н. Теоретическая фонетика китайского языка. М. : АСТ : Восток-Запад, 2006. 204 с.
2. Балыхина Т. М., Игнатьева О. П. Лингводидактическая теория ошибки и пути преодоления ошибок в речи иностранных учащихся : учебное пособие. М. : РУДН, 2010. 195 с.
3. Беляева Е. В. Когнитивные механизмы возникновения речевых ошибок при усвоении русского языка в иноязычной аудитории: на материале ошибок китайских студентов : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01. Красноярск. 2004. 188 с.
4. Ван Ли. Части речи // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXII. М., 1989. С. 37–53.
5. Каверина В. В. Обучение русскому произношению лиц, говорящих на китайском языке (на основе сопоставительного анализа китайской и русской фонетических систем). Язык, сознание, коммуникация : сб. науч. статей // ред. Л. П. Клобукова, В. В. Красных, А. И. Изотов. М. : Диалог-МГУ, 1998. Вып. 6. С. 78–92.
6. Карасик В. И., Прохвачева О. Г., Зубкова Я. В., Грабарова Э. В. Иная ментальность. М. : Гнозис, 2005. 352 с.
7. Ли Сяндун. Языковые различия и их отражение в лексической семантике китайского и русского языков // Вопросы филологии. М. 2003. № 2 (14). С. 30–34.
8. Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск 25. Контрастивная лингвистика / сост. В. П. Нерознак, В. Г. Гак. М. : Прогресс, 1989. 438 с.
9. Рогозная Н. Н. Лингвистический атлас нарушений в русской речи иностранцев. Иркутск : Иркутская областная типография № 1, 2001. 332 с.
10. Спешнев Н. А. Введение в китайский язык. Фонетика и разговорный язык. СПб. : Каро, 2008. 256 с.
11. Стернин И. А. Контрастивная лингвистика. Проблемы теории и методики исследования. М. : АСТ : Восток-Запад, 2007. 288 с.
12. Теренин А. В. Взгляд на языковую интерференцию и степени её проявления // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 561.
Скачать статью в формате pdf