Методический приём «Тематическая открытка» как инструмент развития креативности в обучении английскому языку студентов-нелингвистов
Автор(ы):
Островерхая Ирина Владимировна, кандидат филологических наук, доцент Ресурсного Центра (кафедры) иностранных языков, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
236016, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14, тел.: +7(4012)595597, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Андреева Наталья Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент, директор Ресурсного Центра (кафедры) иностранных языков, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
236016, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14, тел.: +7(4012)595597, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Введение. Настоящее исследование посвящено вопросам обнаружения, формирования и развития креативности, которая жизненно необходима современному квалифицированному специалисту-профессионалу, способному принимать активное участие в интеграции отечественной экономики на мировом рынке, обеспечивать её конкурентоспособность и устойчивое развитие. Статья нацелена на изучение возможностей использования методического приёма «Тематическая открытка» как инструмента развития креативных способностей обучающихся.
Материалы и методы. В статье обобщаются результаты мероприятия по изготовлению тематических открыток в рамках реализации учебно-методического краеведческого сценария «Янтарный Марафон» на примере освоения дисциплины «Английский язык» студентами неязыковых специальностей Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта. Основными методами исследования являются анкетирование обучающихся и анализ разработанных обучающимися тематических открыток с позиций формы и содержания.
Результаты исследования. Определяются наиболее благоприятные стартовые условия, необходимые для использования данного приёма в учебном процессе. Выявляются возможные индивидуальные траектории воплощения творческого замысла по изготовлению англоязычных просветительских открыток на тему «Янтарь». Прослеживается соотнесённость уровня креативности обучающихся со степенью репродукции базового учебного материала и выходом за его рамки, а также с наличием или отсутствием предыдущего практического опыта применения оформительских техник. Устанавливается преимущественно позитивное отношение обучающихся к применению приёма «Тематическая открытка».
Заключение. Определяется, что более высокий уровень креативности демонстрируется теми обучающимися, которые не ограничиваются репродукцией базового учебного материала и выходят за его рамки благодаря самостоятельному совершенствованию иноязычной компетенции, собственной поисковой деятельности и приобретению новых сопутствующих технических навыков. Подчёркивается, что применение приёма «Тематическая открытка» развивает познавательную самостоятельность обучающихся, благотворно влияет на их саморазвитие и самовыражение, способствует генерации положительных эмоций от практической деятельности, содействует подготовке обучающихся к будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: тематическая открытка, креативность, базовый учебный материал, метод проектов, индивидуальная траектория.
Для цитирования: Островерхая И. В., Андреева Н. В. Методический приём «Тематическая открытка» как инструмент развития креативности в обучении английскому языку студентов-нелингвистов // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 2 (47). С. 290–303. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-290-303
DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-290-303
УДК: 378.147
Дата поступления в редакцию: 15.11.2019
Список литературы:
1. Ананьева Т. 10 компетенций, которые будут востребованы в 2020 году [Электронный ресурс] // HR-Portal. 31.10.2017. URL: https://hr-portal.ru/article/10-kompetenciy-kotorye-budutvostrebovany-v-2020-godu (дата обращения 22.03.2019).
2. Бутыльская Л. В. Коммуникативная полифункциональность русской поздравительной открытки // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. 2014. № 2 (55). С. 12–15.
3. Бутыльская Л. В. Социокультурный феномен открытки (на примере русской свадебной открытки) // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. 2013. № 2 (49). С. 66–70.
4. Коробова Е. А., Федорова Д. В. Видеоматериалы «TED – TALKS» как средство развития навыков творческого письма // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. 2018. № 8. С. 15–22.
5. Коряковцева Н. Ф. Креативность в изучении иностранного языка и культуры. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Образование и педагогические науки. 2012. № 636. С. 43–52.
6. Креативность // Большая иллюстрированная энциклопедия. В 32 т., Т. 14. М. : АСТ, Астрель, 2010. С. 263.
7. Лапаева И. В., Каверина О. Г., Горобец И. А. Исследование изменений необходимых навыков современных высококвалифицированных специалистов // Актуальные проблемы экономики и управления: теоретические и прикладные аспекты: мат-лы Третьей междунар. науч.-практ. конф. Горловка, 30 марта 2018 г. Донецк : Изд-во ДонНТУ. 2018. С. 510–516.
8. Михайловская Е. Н. Применение креативных методов в обучении с целью развития познавательной самостоятельности студентов // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. 2014. № 15. С. 60–69.
9. Николаева Н. Н., Маторина И. Н. Эффективность интерактивных методов обучения профессионально-ориентированному английскому языку студентов неязыковых вузов // Проблемы современного образования. 2017. № 6. С. 204–219.
10. Осипова Н. В., Щербатых Л. Н. Развитие творческого потенциала студентов на практических занятиях по иностранному языку в контексте глобального образования // Психология образования в поликультурном пространстве. 2017. № 39 (3). С. 70–76.
11. Островерхая И. В., Андреева Н. В., Егорова И. Р. Опыт интеграции краеведческогокомпонента в обучение английскому языку в нелингвистическом вузе // Вестник педагогических инноваций. 2019. № 4 (56). С. 71–77.
12. Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642. URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748426/ (дата обращения 13.11.2019).
13. Проскура Я. В. Мозговой штурм и его разновидности как эффективная технология в обучении иностранным языкам // Гуманитарное образование и наука в техническом вузе: сб. докладов всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Ижевск, 24–27 октября 2017 г. Ижевск : Изд-во: ИжГТУ им. М. Т. Калашникова. 2017. С. 588–592.
14. Шейхет А. И. Развитие креативности студентов на занятиях по английскому языку // Актуальные вопросы лингводидактики и межкультурной коммуникации. Сб. науч. статей. Чебоксары : Изд-во: Чуваш. гос. пед. ун-т. 2017. С. 244–249.