Автор(ы):
Маркина-Гурджи Мария Геннадиевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии, ORCID https://orcid.org/0000-0003-4611-6503, Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования
295000, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ленина, 15, тел.: +7(3652)274515, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Введение. В статье рассматривается проблема формирования функциональной грамотности на уроках русского языка. Целью исследования является характеристика адекватности получаемых и приобретаемых обучающимися лингвистических знаний как обязательного условия овладения функциональной грамотностью на уроках русского языка. Утверждение об адекватности лингвистических знаний в качестве непременного условия успешного формирования функциональной грамотности при изучении русского языка демонстрирует новый подход к решению первоочередной задачи современного образования.
Материалы и методы. В качестве объекта исследования рассматривается процесс формирования функциональной грамотности, представленный в образовательной программе, учебнике и реализуемый на уроках по русскому языку. Исследование проводится на основе функционального подхода, в рамках которого язык рассматривается как инструмент социального взаимодействия и взаимовлияния, а также с использованием методов контент-анализа образовательных программ, учебной литературы.
Результаты исследования. Утверждается, что функциональная грамотность – способность применять знания о системе русского языка, его нормах для достижения своих целей в ходе речевого взаимодействия, то есть умение использовать язык согласно его назначению. Сделан вывод: непременным условием формирования данного умения является получение адекватных современной лингвистической науке знаний о языке, его законах, устройстве. На конкретных примерах проиллюстрирована реализация принципа формирования у учащихся адекватных современному состоянию науки о языке знаний, определены эффективные формы и методы работы по применению полученных знаний в реальных ситуациях речевого взаимодействия.
Заключение. Результаты исследования ориентируют на необходимость отражения в программе по русскому языку и учебниках функционального описания языка и его единиц, в рамках которого формируются адекватные знания о языке как системе, устройство которой подчинено выполнению функции – быть инструментом взаимовлияния в условиях социального взаимодействия. Усвоение знаний о языке, не противоречащих его сущности, позволяет разработать систему работы по овладению навыком применять полученные знания в конкретной практике использования языка – сформировать функциональную грамотность на уроках русского языка.
Ключевые слова: функциональная грамотность, функция, регулятивная функция, подсистема номинативных средств, ситуация речевого взаимодействия.
Для цитирования: Маркина-Гурджи М. Г. Адекватность лингвистических знаний как условие формирования функциональной грамотности // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 3 (48). С. 357–374. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-357-374
DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-357-374
УДК: 372.881.116.11
Дата поступления в редакцию: 04.05.2020
Список литературы:
1. Архипова Е. В., Лагунова Л. В. Дискурс учебника русского языка в рамках коммуникативной парадигмы языкового образования XXI века // Русский язык в школе. 2018. Т. 79. № 8. С. 15–21. DOI: https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-8-15-21.
2. Блакар Р. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. М. : Прогресс, 1987. С. 88–126.
3. Вершловский С. Г. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. 2007. № 5. С. 140–144.
4. Воителева Т. М. Учебник как средство реализации содержания предмета «Русский язык» в школе // Русский язык в школе. 2018. Т. 79. № 8. С. 11–14. DOI: https://doi. org/10.30515/0131-6141-2018-79-8-11-14.
5. Козлова В. Ю. Методика развития функциональной грамотности у учащихся средней школы [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2019/08/25961 (дата обращения: 06.05.2020).
6. Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М. : Гнозис, 2003. 375 с.
7. Красных В. В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? (Человек. Сознание. Коммуникация). М. : Диалог-МГУ, 1998. 352 с.
8. Кузнецова М. И. Потенциал учебника русского языка в формировании коммуникативной грамотности младшего школьника // Русский язык в школе. 2018. Т. 79. № 8. С. 35–40. DOI: https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-8-35-40.
9. Латышев Л. К. Перевод : теория, практика и методика преподавания : учебное пособие. М. : Академия, 2003. 192 с.
10. Милославский И. Г. Развитие речи как цель и как содержание школьного предмета «Русский язык» [Электронный ресурс]. URL: http://www.gramota.ru/biblio/ magazines/gramota/education/28_152 (дата обращения: 10.04.2020).
11. Низенькова М. Г. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка [Электронный ресурс]. URL: https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokakh-russkogo-yazyka-article/ (дата обращения: 03.05.2020).
12. Новейший философский словарь ; 3-е изд., испр. М. : Книжный Дом, 2003. 1280 с.
13. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сб. мат-лов / под ред. А. А. Леонтьева. М. : Баласc, Издательский дом РАО, 2003. 368 с.
14. Палжанова М. Ш. Развитие функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы // Теория и практика образования в современном мире : мат-лы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). Казань, 2016. С. 60–65. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10869/ (дата обращения: 03.05.2020).
15. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/ (дата обращения: 07.04.2020).
16. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya/ (дата обращения: 07.04.2020).
17. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов. М. : ОНИКС ; Мир и образование, 2003. 623 с.
18. Рудяков А. Н. Язык, или Почему люди говорят (опыт функционального определения естественного языка). Киев : Грамота, 2004. 224 с.
19. Рудяков А. Н. Топоры и тексты. Лингвистическая инструментология : учебное пособие. М. : Флинта : Наука, 2013. 312 с.
20. Рудяков А.Н. Учительские университеты: русский язык вчера и сегодня. Учебное пособие. Симферополь : КРИППО, 2014. 44 с.
21. Русский язык. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / А. Н. Рудяков и др. М. : Просвещение, 2019. 192 с.
22. Русский язык. 6 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / А. Н. Рудяков и др. М. : Просвещение, 2019. 160 с.
23. Сергеев В. М. Когнитивные методы в социальных исследованиях // Язык и моделирование социального взаимодействия. М. : Прогресс, 1987. С. 3–20.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 07.04.2020).
25. Popovic Dusanka Functional Literacy and Text Creation [Электронный ресурс] // European Journal of Social Sciences Education and Research Vol. 1. No. 1 2014. Pp. 95–105. URL: https://www.researchgate.net/publication/318539002_Functional_Literacy_and_ Text_Creation (mode of access: 03.05.2020). (In Eng.).
26. Functional literacy : Theoretical issues and educational implications / Edited by Ludo Verhoeven. John Benjamins Publishing Company. 1994. 493 p. (In Eng.).
27. T. Skott Murray Functional literacy and numeracy: Definitions and options for measurement for the SDG Target 4.6 2017. 43 p. [Электронный ресурс]. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/gaml4-functional-literacy-numeracy.pdf (mode of access: 03.05.2020). (In Eng.).
Скачать статью в формате pdf
Автор(ы):
Доржеева Анастасия Анатольевна, аспирант кафедры педагогики, ORCID https://orcid.org/0000-0002-5352-8840, Педагогический институт, Иркутский государственный университет
664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7(3952)240700, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Введение. Современный быстро изменяющийся социум предъявляет значительные требования к адаптационным способностям человека, поскольку от степени адаптированности зависит успешность как профессиональной, так и познавательной деятельности. Цель публикации – провести контент-анализ феномена адаптации.
Материалы и методы. Для решения поставленной задачи проведён анализ философской и психолого-педагогической литературы с последующим обобщением.
Результаты исследования. Выявлено, что адаптация – это процесс приспособления к среде, который может протекать на различных уровнях: биологическом, физиологическом, психологическом, социальном, социально-психологическом, социально-педагогическом. Адаптация является индивидуальным процессом, основанным на анализе потребностей и мотивов личности. Кроме того, различают адаптацию как процесс и адаптированность как результат. Также существует несколько разновидностей адаптации: аллопластическая и аутопластическая, а также внешняя и внутренняя.
Заключение. Полученные результаты определили основные особенности, подходы и разновидности процесса адаптации; характеристику феномена адаптации в рамках различных форм и категорий.
Ключевые слова: адаптация, контент-анализ, социальная адаптация, бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ, отечественная психология.
Для цитирования: Доржеева А. А. Контент-анализ феномена адаптации // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 3 (48). С. 346–356. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-346-356
DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-346-356
УДК: 159.99
Дата поступления в редакцию: 24.04.2019
Список литературы:
1. Андреева Д. А. О понятии адаптация // Человек и общество : ЛГУ. 1973. № 1. С. 62–69.
2. Бирюкова М. В. Современные подходы к пониманию социально-педагогической адаптации как психолого-педагогического явления // О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Красноярск, ноябрь 2014 г. Красноярск : Инновационный центр развития образования и науки, 2014. С. 21–23.
3. Гартманн Г. Эго – психология и проблемы адаптации личности. М. : Институт общегуманитарных исследований, 2002. 160 с.
4. Дарвин Ч. Происхождение видов путём естественного отбора, или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь ; пер. с 6-го изд. [Лондон, 1872]. СПб. : Наука, 1991. 539 с.
5. Зеленая Л. В. Проблема адаптации в педагогической психологии [Электронная версия] // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. «Современная психология». Казань, октябрь 2016 г. Казань : Бук, 2016. С. 43–45. URL: https:// moluch.ru/conf/psy/archive/236/11143/ (дата обращения: 19.02.2019).
6. Лейбин В. М. Словарь-справочник по психоанализу. СПб. : Питер, 2001. 688 с.
7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975. 130 с.
8. Лурье С. Я. Демокрит: Тексты. Перевод. Исследования. Л. : Наука, 1970. 664 с.
9. Макиавелли Н. Государь. М. : Эксмо, 2013. 672 с.
10. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб. : Евразия, 1999. 478 с.
11. Молокова О. А. Психологическая адаптация: основные концепции: монография. Иркутск : ИГЛУ, 2014. 274 с.
12. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегии. М. : Эксмо, 2010. 368 с.
13. Орлов Е. В. Философский язык Аристотеля. Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2011. 317 с.
14. Петровский А. В. Общая психология: учебник для педагогических институтов ; 2-е изд. / под ред. А. В. Петровского. М. : Просвещение, 1976. 479 с.
15. Прохоров А. М. Большой энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, Ленинградская галерея, 1993. 1628 с.
16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 1. М. : Педагогика, 1989. 488 с.
17. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе. Хрестоматия по психологии учебное пособие. М. : Просвещение, 1977. С. 305–310.
18. Сэнфорд Р. От Роджерса к Глейку и от Глейка к Роджерсу // Карл Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге ХХI века. М. : Когито-Центр, 2005. С. 271–292.
19. Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб. : Питер, 2001. 416 с.
20. Фрейд З. Исследования истерии ; пер. С. В. Панкова // Полное собрание сочинений в 26 т. Т. 1. СПб. : ВЕИП, 2005. 464 с.
21. Фролова И. Т. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М. : Республика, 2001. 719 с.
22. Хорев И. М. Социальная адаптация студентов вузов как актуальная психолого-педагогическая проблема [Электронный ресурс] // Вестник ЧГПУ. 2012. № 12. С. 140–147. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-studentov-vuzov-kak-aktualnaya-psihologo-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 07.05.2019).
23. Янков В. А. Строение вещества в философии Анаксагора // Вопросы философии. 2003. № 5. С. 135–149.
24. Ясницкий А. К истории культурно-исторической гештальтпсихологии: Выготский, Лурия, Коффка, Левин и др. // Dubna Psychological Journal – Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 1. С. 60–97.
Скачать статью в формате pdf