Статьи выпуска № 4, год 2020

Учёт социокультурных различий при организации учебного процесса для китайских студентов

Автор(ы):

Ирина Владимировна Бойко, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры филологии и методики, ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-8842-4881, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 240700, e-mail: iv.boj@mail.ru

Цайин Гао, магистр, преподаватель кафедры иностранных языков и лингвистики, ORCID https://orcid.org/0000-0002-3656-4372, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 240700, e-mail: gaolena@ro.ru

Аннотация. В статье говорится о необходимости учёта социокультурных особенностей китайцев при планировании стратегии организации учебного процесса в условиях инокультурной – российской среды. Китайский уклад жизни строго регламентирован и до сих пор обусловлен философскими догматами мыслителя Конфуция, несущими в себе основные морально-нравственные критерии и определяющими национальный менталитет. Это, прежде всего, признание руководящей роли государства (государственных органов) и, как следствие, иерархичной структуры социума, безоговорочного подчинения младших старшим; уважительное отношение к образованным и культурным людям как к достойным членам общества; приверженность правилам и ритуалам в организации повседневной жизни; соблюдение норм поведения в общении с согражданами, старшими, младшими и др. Учёт этих особенностей позволит грамотно спланировать стратегию образовательного процесса и облегчит китайским гражданам адаптацию в инокультурной (российской) среде.

Ключевые слова: национальные социокультурные особенности, идентичность, менталитет, адаптация, инокультурная среда.

Для цитирования: Бойко И. В., Гао Ц. Учёт социокультурных различий при организации учебного процесса для китайских студентов // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 4 (49). С. 536–544. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-536-544

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-536-544

УДК 376.68

Дата поступления в редакцию: 30.05.2020

Список литературы:

1. Афонасенко Е. Особенности этнического самосознания современных китайцев // Развитие личности. 2004. № 1. С.  31–143.

2. Буров В. Г. Китай и китайцы глазами российского учёного. М. : Изд-во Института философии РАН. 2000. 206 с.

3. Ван Цюн. Влияние социокультурных особенностей Китая и России на российско-китайские отношения : автореф. дис. ... канд. полит. наук : 23.00.04. М., 2007. 179 с.

4. Маслов А. А. Наблюдая за китайцами. Скрытые правила поведения. М. : РИПОЛ классик. 2010. 288 с.

5. Чеснокова Н. В. Этнокультурные аспекты адаптации китайских студентов в России // Ойкумена. 2012. № 1. С. 80–86.

6. Feng jie yu. Dang dai daxuesheng duli yishi yanjiu xi’an jianzhukeji daxue. Xi’an. 2013. [Diànzǐ zīyuán] // www.cnri.com.cn (Shēnqǐng rìqí: 07.07.2019).

7. Тер-Минасова С. Г. Война и мир языков и культур: вопросы теории и практики межъязыковой и межкультурной коммуникации: учебное пособие. М. : АСТ : Астрель : Хранитель. 2007. 286 с.

8. Конфуций: биография, цитаты, афоризмы. М. : Э. 2016. 288 с.

9. Чжу Сяомань. Реформа содержания образования в Китае // Педагогика. 2005. № 1. С. 96–99.

 

Скачать статью в формате PDF

Содержание требований к личностным результатам обучающихся начальной школы в Российской Федерации и Монголии

Автор(ы):

Александра Ивановна Улзытуева, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования, ORCID https://orcid.org/ 0000-0003-0998-0327, Забайкальский государственный университет

672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30, тел.: +7 (3022) 416444, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Светлана Анатольевна Базарова, магистрант, ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-5557-339X, Забайкальский государственный университет

672000, Россия, г. Чита, ул. Бабушкина, 129, тел.: +7 (3022) 416444, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье авторы актуализируют проблему оценки качества образования в мире, в частности в России и Монголии. Обосновано обращение к работам учёных, исследующих компаративистский, системный подходы.

Материалы и методы. Рассмотрены нормативный, содержательный и организационный компоненты оценки качества образования в России и Монголии, выполнен сравнительный анализ требований к личностным результатам младших школьников в этих странах. Представлены планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования в России и анализ этапов модернизации начального образования в Монголии.

Результаты исследования. Как в России, так и в Монголии основополагающей целью начальной школы является становление личности младшего школьника, освоение им умения учиться, его духовно-нравственное развитие. Важной задачей начальной школы обоих государств является формирование у младших школьников структурных компонентов учебной деятельности и универсальных учебных действий, а также сохранение национальной культуры.

Заключение. Резюмируя тенденции модернизации содержания образования в начальной школе Российской Федерации и Монголии, авторы отмечают, что изменения в структурировании содержания начального общего образования связаны со способами организации его усвоения и ориентацией на конечные результаты.

Ключевые слова: начальное общее образование, личностные результаты обучающихся, начальное образование в Монголии, управление качеством образования.

Для цитирования: Улзытуева А. И., Базарова С. А. Содержание требований к личностным результатам обучающихся начальной школы в Российской Федерации и Монголии // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 4 (49). С. 525–535. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-525-535

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-525-535

УДК: 372.4

Дата поступления в редакцию: 20.07.2020

Список литературы:

1. Аванесов B. C. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля : дис. ... д-ра. пед. наук : 13.00.01. М., 1994. 339 с.

2. Бабанский Ю. К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса: (В вопросах и ответах) ; пер. Д. Орозалиев. Фрунзе : Мектеп, 1984. 224 с.

3. Бариушанов Н. Этапы реформирования начальной школы Монголии // Наука и школа. 2017. № 2. С. 156–162.

4. Бариушанов Н. Сравнительный анализ модернизации содержания начального об- разования в России и Монголии в конце XX – начале XXI века : дис. ... канд.. пед. наук : 13.00.01. М., 2017. 186 с.

5. Богуславский М. Моделирование процесса развития отечественной педагогики ХХ века // Історико-педагогічний альманах. 2009. Випуск 1. С. 4–14.

6. Боловсролтой холбогдох тогтоол, тушаал, дурэм, журмын эмхтгэл. III (Сборник правил, приказов и постановлений об образовании, Вып. III). –Улаанбаатар : Гэгээр- лийняам, 1997. 232 p.

7. Будаева Т.Ч., Намсараев С.Д. Об особенностях дошкольного и общего образова- ния Монголии // БГЖ. – 2017. – № 4(21). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-osobennostyah-doshkolnogo-i-obschego-obrazovaniya- mongolii (дата обращения: 24.11.2020).

8. Бэхбаатар Батсайхан. Теория и практика становления и развития педагогиче- ского образования в Монголии в XX веке : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. М., 2004. 22 с.

9. Вохминова Л. В., Савченко А. П. Проблемы качества начального образования // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 5. С. 148–156.

10. Греченко Е. Ю. Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония» // Теория и практика образо- вания в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). СПб. : Реноме, 2012. С. 67–70.

11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. М. : Просвещение, 2008. 151 с.

12. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон М. : Проспект, 2019. 192 с.

13. Оюунтуяа Д., Бэгз Н. Роль проблемно-ориентированных информационно-вычислительных систем для развития национальных образовательных систем и нацио- нальных научных школ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: информатизация образования. 2017. Т. 14. № 1. С. 100–107.

14. Панасюк В. П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. СПб., 1998. 49 с.

15. Селезнева Н. А. Качество высшего образования как объект системного исследования: лекция-докл. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. 95 с.

16. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2013. 576 с.

17. Субетто А. И. Квалиметрия: малая энциклопедия. Вып. 1. СПб. : ИПЦ СЗИУ – фил. РАНХиГС, 2015. 244 с.

18. Супрунова Л. Л., Свиридченко Ю. С. Поликультурное образование: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. Л. Л. Супруновой. М. : Академия, 2013. 240 c.

19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf7 41eb2d1ecc4ddb4c33/#friends (дата обращения: 12.07.2020).

20. Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами. М. : Академия, 2007. 382 с.

 

Скачать статью в формате PDF