Статьи выпуска № 4, год 2020

Methodological Support for Educators: Recurrent Professional Development Perspectives In the Aspect of Distance Learning

Автор(ы):

Анна Викторовна Молокова, доктор педагогических наук, профессор, проректор, ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-1879-2937, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

630007, Россия, г. Новосибирск, Красный проспект, 2, тел.: +7 (383) 2237484, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Надежда Ефимовна Буланкина, доктор философских и педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иноязычного образования, профессор, ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-4291-6354, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

630007, Россия, г. Новосибирск, Красный проспект, 2, тел.: +7 (383) 2236667, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Introduction. The purpose of this article is to present an extended analysis of specifics of hybrid learning of a pedagogue in the aspect of novel value educational dominants in the frameworks of recurrent/ continuous education that finds itself at a unique moment that the public school system, as it is currently being constructed, simply isn’t delivering on its promise of educational excellence for all children, and both future and current teachers – particularly for those in the underserved COVID-19 pandemic circumstances of totality of distance and e-learning formats.

Materials and methods. State and regional documents on the na- tional project ‘Education’, and its innovation initiatives, concepts and programs of educational and methodological complexes for both primary school, and international languages for both primary and secondary schools, are under consideration in this opus for methodological and theoretical substantiation of the comprehensive model of distance and e-learning that is considered a new approach that brings an improved result and is intended to prove the prior philosophical message of this research study concerning the possibility to create entirely new architectures within the existing architecture of the current system of advanced training and professional retraining of educators. The methods of critical analysis, statistics, and classification, modeling and programming, content analysis, search and longitudinal experiment, questionnaires, interviews, linguistic testing, diagnosis and teaching/learning /forming stages are intended to improve student/teacher achievement results.

Results of the study. This research includes several stages that cover the following positive outcomes of the comprehensive model under consideration and discussion: 1) both monitoring and neutralizing regional professional deficits, 2) both creation and correction of modular additional educational programs for teachers that cover Pedagogy, Knowledge Content and Technology of distance and e-learning in the aspect of axiological approach, 3) favorable educational spaces to perform facilitation function of the tutors in full. Finally, the article presents a series of recommendations designed to encourage the teachers who can improve the learning conditions of the innovative educational context building new virtual spaces through different platforms that give grounds to serve an existing population in radically different ways, and to find ourselves at a unique moment of broad consensus with the public.

Conclusion. Based on the analysis of current philosophy and methodology of training and retraining of educators in the aspect of their professional skills and competences, the authors of this study confidently state that the learners find themselves equipped to live in a world that no longer exists, and innovation in education merely is not for the sake of novelty but it is intended to increase student/ teacher achievement results.

Ключевые слова: pedagogue, distance learning technologies, e-learning, methodological support, upgrading, novel value educational dominants, cultural self-determination of an individual (CSD).

Для цитирования: Molokova, A.V., Bulankina, N. E. Methodological Support for Educators: recurrent professional development perspectives in the aspect of distance learning/ Pedagogical IMAGE. 2020. Vol. 14 No 4. Pp. 648-657. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-648-657

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-648-657

УДК: 371.14+37.018.43

Дата поступления в редакцию: 13.10.2020

Список литературы:

1. Bondarevskaya E. V. (2002). Unified educational space of the North Caucasus as an environment for educating a person of culture and morality / Materials of the All-Russian Conference ”Integration of Cultures in Essence-Created Education”. Makhachkala: DSU, Pp. 5–10 (in Russ.).

2. Bulankina N. E., Malakhova, N. N. (2019). Some problems of improving the abilities of students in accordance with the peculiarities of the interpretation of recurrent education // KANT. No. 2 (25). Pp. 32–37 (in Russ.).

3. Kartashova V. N. (2020). Historical and Cultural Heritage of the Region as a Substan- tive Basis for the Implementation of the Regional Approach in German Language Classes // Sibirskii Uchitel. No. 4 (131). Pp. 109–114 (In Russ.).

4. Molokova A. V. (2016). Modern Regulatory Requirements for ICT-competences of Teachers and their Feasibility // Pedagogical Review. No. 1 (11). Pp. 64–68 (In Russ.).

5. Philological education in the context of the digital environment (2019) / Collection of scientific articles on the results of the all-Russia scientific and practical conference of the Year. Russian Academy of Education, Moscow, May 30, 2018. Galaktionova T. G., Ka- zakova E. I., Pugach V. E, and others. Saint Petersburg: LEMA Publishing House. 2019. Pp. 31–34 (In Russ.).

6. Lopatukhina T., Egorova E., Bulankina N., Mishutina. O. (2020). Personalized educa- tion: origins, characteristics and technology of use. [Electronic resource] // EduLearn, 2020, WoS, Valencia (Spain) 2020. 6–8 July Pp. 899–904 (in Engl.). URL: https://apps.webofknowl- edge.com/full_record.do?product=WOS&search_mode=GeneralSearch&qid=7&SID=- F3uw8faqG5F6v5Fzw6I&page=24&doc=1155 https://apps.webofknowledge.com/ full_record.do?product=WOS&search_mode=GeneralSearch&qid=7&SID=F3uw8faqG- 5F6v5Fzw6I&page=24&doc=1156 (mode of access: 04.08.2020).

7. Yao Wel. (2020). Implementation of the ‘Flipped Class’ Model in Vocal Education as one of the Directions of Reforming Higher Vocal Education in China // KANT, 2020. No. 3 (36). Pp. 418–428 (In Russ.).

 

Скачать статью в формате PDF

Сравнительные характеристики реализации технических действий спортсменами рукопашного боя в соревновательных поединках

Автор(ы):

Азат Хамитьянович Хасанов, тренер-преподаватель по рукопашному бою, соискатель, ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-4117-503X, Спортивный клуб «Тропа»

450006, Россия, г. Уфа, ул. Бульвар Ибрагимова, 23, тел.: +7 (347) 2736549, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Цель статьи – представить обобщённый анализ уровня технической подготовленности высококвалифицированных спортсменов, занимающихся рукопашным боем, с учётом новых правил соревнований 2018 года.

Материалы и методы. Для анализа уровня технической подготовленности высококвалифицированных спортсменов, занимающихся рукопашным боем, с учётом новых правил соревнований нами было выполнено стенографирование видеозаписей соревновательных поединков. При помощи полученных результатов была проведена оценка и анализ уровня технической подготовленности высококвалифицированных спортсменов, занимающихся рукопашным боем. Также осуществлено сравнение модельных характеристик реализации технических действий по правилам 2014 и 2018 годов с «идеальной» математической моделью технической подготовленности высококвалифицированных спортсменов, занимающихся рукопашным боем.

Результаты исследования. Сравнительный анализ технической подготовленности спортсменов, занимающихся рукопашным боем, в соревновательных поединках по старым и новым правилам соревнований свидетельствует о том, что изменения в правилах соревнований значительно сказались на рисунке поединков высококвалифицированных спортсменов в целом. На сегодняшний день у спортсменов наблюдается невысокий показатель практически во всех коэффициентах технической подготовленности.

Заключение. Наблюдается снижение целого ряда показателей результативности технических действий спортсменов, выступающих по новым правилам соревнований, в сравнении с реализацией этих технических действий по старым правилам соревнований. Уровень реализации технических действий в целом является низким, поэтому возникает необходимость в разработке новых организационно-методических основ технической подготовки в рукопашном бою.

Ключевые слова: рукопашный бой, техническая подготовленность, соревновательная деятельность.

Для цитирования: Хасанов А. Х. Сравнительные характеристики реализации технических действий спортсменами рукопашного боя в соревновательных поединках // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 4 (49). С. 639–647. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-639-647

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-639-647

УДК: 796.071.2; 796.8; 796.093

Дата поступления в редакцию: 22.07.2020

Список литературы:

1. Гареева А. С., Хасанов А. Х. Анализ проявления технических действий в сорев- новательных поединках высококвалифицированных спортсменов в рукопашном бою // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: материалы V международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 28 февраля 2016 г. Екатеринбург : «Рос. гос. проф. пед. ун-т». 2016. С. 118–122.

2. Мавлеткулова А. С. Развитие специальных физических качеств тхеквондистов-юношей : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. СПб., 2007. 165 с.

3. Новиков А. В. Технология развития координационных способностей у бойцов рукопашного боя: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. СПб., 2018. 171 с.

4. Пардаев Д. У. Анализ соревновательной деятельности спортсменов – представителей рукопашного боя // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2009. № 4 (50). С. 75–78.

5. Павлов С. В. Контроль в спортивной деятельности тхеквондистов // учебное пособие. Челябинск : УралГАФК, 2003. С. 74

6. Правила вида спорта «Рукопашный бой» [Электронный ресурс]: приказ Министерства спорта Российской Федерации № 304 от 6 апреля 2018 года. URL: https://www. garant.ru (дата обращения: 17.05.2020).

7. Стулов В. В., Веселов В. И., Серегин С. А. Методические особенности совершенствования двигательно-координационных способностей на учебно-тренировочных занятиях по рукопашному бою // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 3. С. 119–128. DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10315

8. Цекунов С. О. Модельные характеристики уровня специальной физической подготовки спортсменов, занимающихся рукопашным боем высокого уровня // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. № 10 (176). С. 364–366.

9. Хасанов А. Х. Сравнительный анализ результативности технических действий в соревновательных поединках высококвалифицированных спортсменов, занимающихся рукопашным боем в соответствии с изменениями в правилах соревнований // Журнал Кант. 2019. № 4 (33). С. 352–355.

 

Скачать статью в формате PDF

Преодоление трудностей коммуникации у детей с умеренной умственной отсталостью (по итогам эмпирического исследования)

Автор(ы):

Екатерина Анатольевна Кремнева, научный сотрудник лаборатории психолого-педагогичеких исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями, ORCID https://orcid.org/0000-0003-4370-2953, Институт коррекционной педагогики Российской академии образования

119121, Россия, г. Москва, ул. Погодинская, 8, корп. 1, тел.: +7 (499)2450452, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье рассматривается важная для коррекционной педагогики тема «Активизация коммуникативных возможностей у детей с интеллектуальными нарушениями и преодоление трудностей коммуникации». Акцентируется внимание на трудностях детей изучаемой категории в коммуникации и на этой основе предлагаются примеры игровых ситуаций, направленных на активизацию коммуникативных возможностей. Логика демонстрируемых ситуаций подчёркивает необходимость поэтапной коррекционно-развивающей работы в этом направлении.

Методы: наблюдение, коррекционно-развивающее обучение.

Цель исследования. Разработка содержания обучающих ситуаций для преодоления трудностей коммуникации.

Результаты исследования. Раскрыты этапы и содержание коммуникативных ситуаций, которые адаптированы с учётом особенностей психического развития детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. Определено, что главная коррекционная задача состоит в формировании у ребёнка ориентировки на нового взрослого.

Заключение. Создание специальных педагогических условий для формирования у ребёнка потребности в коммуникации и умений обучаться позволяет облегчить адаптацию к условиям дошкольного учреждения и сформировать ориентиры на окружающих взрослых. Материалы статьи представляют интерес для специалистов дошкольной образовательной организации, дают ориентиры для планирования коррекционно-педагогической работы с детьми.

Ключевые слова: коммуникация, общение, коммуникативная активность, коммуникативные возможности, дети с интеллектуальными нарушениями, коррекционно-развивающее обучение, коммуникативные ситуации.

Для цитирования: Кремнева Е. А. Преодоление трудностей коммуникации у детей с умеренной умственной отсталостью (по итогам эмпирического исследования) // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 4 (49). С. 619–628. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-619-628

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-619-628

УДК: 376.42

Дата поступления в редакцию: 12.10.2020

Список литературы:

1. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии / отв. ред. Б. Ф. Ломов. М. : Наука, 1981. С. 218–241.

2. Агаева И. Б., Вечер М. В. Проблема формирования коммуникативных навыков в системе образования лиц с умеренной умственной отсталостью // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2016. № 1. С. 95–98.

3. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М. : Смысл, 2001. 414 с.

4. Брушлинский А. В. Психология субъекта: индивида и группы (часть 1) // Психо- логический журнал. 2002. Т. 23. № 1. С. 71–80.

5. Вечер М. В. Коммуникативные средства младших школьников с умеренной умственной отсталостью: к постановке проблемы исследования // Специальное образование. 2015. № 4. С. 27–33.

6. Закрепина А. В. Развиваем социальные умения: родителям детей с ОВЗ: учебно-практическое пособие. М. : ИНФРА-М, 2019. 162 с.

7. Защиринская О. В. Современные исследования невербальной коммуникации умственно отсталых детей // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. № 1. С. 228–237.

8. Исенина Е. И. Дословесный период развития речи детей. С. : Изд-во Саратов. ун-та, 1986. 163 с.

9. Кремнева Е. А. Изучение коммуникативных проявлений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Дефектология. 2016. № 4. С. 88–92.

10. Кремнева Е. А. Коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью: влияние коррекционного обучения // Дошкольное воспитание. 2017. № 10. С. 86–91.

11. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с методическими рекомендациями / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. М. : Просвещение, 2019. 349 с.

12. Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка: феноменология, факторы возникновения, динамика: монография. Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014. 358 с.

13. Самохвалова А. Г. Психология затрудненного общения ребенка: монография. Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. 418 с.

14. Сергиенко Е. А. Ранние этапы развития субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М. : ИП РАН; ПЭР СЭ, 2002. С. 270–309.

15. Стребелева Е. А., Мишина Г. А. Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. М. : ИНФРА-М, 2020. 178 с.

16. Brodin J., Stancheva-Popkostadinova V. Intervention of Communication in Children with Intellectual Disabilities / J.Brodin, V.Stancheva-Popkostadinova //Scientific Research. 2009. No 1. URL: https://www.researchgate.net/publication/238099747 Intervention of Com- munication in Children with Intellectual Disabilities.

17. Coupland N., Wiemann J. M., Giles H. Talk as «problem» and communications as «miscommunication» an integrative analysis // Miscommunications and Problematic Talk. Newbury Park, CA: Sage. 1991. Pp. 1–17.

18. Guralnick M.J. Early Intervention for Children with Intellectual Disabilities: An Up- date [Electronic resource] // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2017. 30. Pp. 211–229. URL: https://depts.washington.edu/chdd/guralnick/pdfs/2017-Guralnick-Ear- ly%20Intervention%20_for_Children-Update.pdf (mode of access: 04.07.2019).

 

Скачать статью в формате PDF

Параметры объёма и интенсивности тренировочной нагрузки квалифицированных тяжелоатлетов при подготовке к соревнованиям

Автор(ы):

Александр Владимирович Большой, начальник спортивного клуба, ORCID https://orcid.org/0000-0002-1034-2923, Томский государственный архитектурно-строительный университет,

634003, Россия, Томская область, г. Томск, пл. Соляная, 2, тел.: +7 (3822) 653930, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Олег Иннокентьевич Загревский, доктор педагогических наук, профессор, ORCID https://orcid.org/0000-0002-1758-6592, Тюменский государственный университет, Национальный исследовательский Томский государственный университет

634050, г. Томск, пр. Ленина, 36, тел.: +7 (3822) 529718, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В настоящее время в тренировочном процессе квалифицированных тяжелоатлетов величина нагрузки достигает значений, которые близки к пределу. В связи с этим возрастает важность оптимального соотношения параметров объёма и интенсивности нагрузки.

Материалы и методы. В ходе написания статьи был проведён анализ научно-методической литературы по теме исследования, опубликованной в последние годы. Также были изучены дневники и тренировочные планы некоторых спортсменов, выступавших на всероссийских и международных стартах в период с 2000 по 2020 год.

Результаты исследования. В работе представлены усреднённые параметры объёма и интенсивности, которые могут быть использованы при разработке модельных характеристик нагрузки в микро- и мезоциклах соревновательной подготовки квалифицированных тяжелоатлетов.

Заключение. Динамика изменения параметров нагрузки у квалифицированных тяжелоатлетов имеет зависимость от типа микроцикла и периода тренировок в годичном цикле подготовки. Наибольшее изменение величины нагрузки отмечается в ударном и соревновательном микроциклах.

Ключевые слова: тяжёлая атлетика, тренировочная нагрузка, объём, интенсивность, мезоцикл, микроцикл.

Для цитирования: Большой А. В., Загревский О. И. Параметры объёма и интенсивности тренировочной нагрузки квалифицированных тяжелоатлетов при подготовке к соревнованиям // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 4 (49). С. 629–638. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-629-638

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-629-638

УДК: 796.88

Дата поступления в редакцию: 09.04.2020

Список литературы:

1. Абдулмеджидов М. М., Скотников В. Ф., Соловьёв В. Б. Объём нагрузки в рывковых и толчковых упражнениях у женщин-тяжелоатлеток Китая и России в зависимости от массы тела // Теория и практика физической культуры. 2012. № 5. С. 66–68.

2. Ахметов Р. С., Витютнев Е. Е. Динамика тренировочных нагрузок и скоростно-силовой подготовленности тяжелоатлетов высокой квалификации на этапе предсоревновательной подготовки // Ученые записки университета им П. Ф. Лесгафта. 2018. № 12 (166). С. 11–15.

3. Большой А. В., Загревский О. И. Тренировка тяжелоатлетов высокой квалификации в соревновательном мезоцикле // Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта. 2020. № 1 (179). С. 34–40.

4. Виноградов Г. П., Томилов В. В., Томилов В. Н. К проблеме повышения устойчи- вости движений в тяжелой атлетике // Ученые записки университета им П. Ф. Лесгафта. 2018. № 6 (160). С. 33–37.

5. Дворкин Л. С. Тяжелая атлетика в 2 т. Т. 1 : учебник для академического бакалавриата 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2018. 273 с.

6. Медведев А. С. Система многолетней тренировки в тяжелой атлетике. М. : Физкультура и спорт, 1986. 272 с.

7. Мишустин В. Н. Дифференцирование тренировочных нагрузок квалифицированных тяжелоатлетов на различных стадиях их подготовки // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2012. № 2 (4). С. 17–25.

8. Роман Р. А. Тренировка тяжелоатлета. 2-е изд., перераб. и дополн. М. : Физкультура и спорт, 1986. 175 с.

9. Соловьев В. Б. Параметры тренировочной нагрузки тяжелоатлетов высшей ква- лификации при переходе из юниоров в сеньоры : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. М., 2007. 147 с.

10. Сивохин И. П. Федоров А. И., Тапсир М., Огиенко Н. А., Калашников А. П., Комаров О. Ю. Алактатная тренировка как фактор повышения эффективности подготовки элитных тяжелоатлетов // Человек. Спорт. Медицина. 2016. Т. 16, № 4. С. 75–86.

11. Сулейманов Н. Л. Методические возможности управления тренировочной нагрузкой квалифицированных тяжелоатлетов в соревновательном периоде подготовки // Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта. 2015. № 3 (121). С. 136–142.

12. Туркилери Э., Сивохин И. П., Ни А. Г., Дон Л. Н. Программа многолетней подготовки тяжелоатлетов: учеб. пособие. Костанай : КГПИ, 2005. 56 с.

13. Черняк А. В. Методика планирования тренировки тяжелоатлета. М. : Физкультура и спорт, 1978. 136 с.

 

Скачать статью в формате PDF

Разработка и внедрение электронного учебного курса по начертательной геометрии для дистанционного сопровождения образовательного процесса у слабослышащих студентов

Автор(ы):

Ольга Викторовна Жуйкова, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой «Инженерная графика и технология рекламы», ORCID https://orcid.org/0000-0002-0609-0217, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7, тел.: +7 (3412) 776055, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Юлия Витальевна Красавина, кандидат педагогических наук, исполняющий обязанности заведующего кафедрой «Профессиональная педагогика», ORCID https://orcid.org/0000-0001-9250-7631, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7, тел.: +7 (3412) 776055, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Юлия Вадимовна Серебрякова, кандидат культурологии, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, ORCID https://orcid.org/0000-0003-2229-8963, Ижевский юридический институт – филиал Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

426052, Россия, г. Ижевск, Заречное шоссе, 23, тел.: +7 (3412) 940300, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Екатерина Петровна Пономаренко, старший преподаватель кафедры «Английский язык», ORCID https://orcid.org/0000-0002-8764-8998, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7, тел.: +7 (3412) 776055, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Статья посвящена вопросам использования дистанционных образовательных технологий в Ижевском государственном техническом университете имени М. Т. Калашникова для студентов с нарушением слуха. Целью статьи является публикация предварительных результатов исследования эффективности образовательного онлайн-курса, учитывающего особые образовательные потребности глухих и слабослышащих студентов, определяющиеся отличительными особенностями их мышления и восприятия информации.

Материал и методы. В данной статье авторы публикуют результаты опроса студентов с нарушением слуха, работа которых была организована с помощью специально подготовленного электронного учебного курса по начертательной геометрии. Результаты представлены на основе тестирования, анкетирования студентов и педагогического наблюдения.

Результаты исследования. Представлена структура электронного учебного курса по начертательной геометрии, ресурсы и элементы. Электронный курс дистанционного обучения включает в себя учебные презентации, конспект лекций, рабочую тетрадь с заданиями, пошаговые инструкции к выполнению заданий, электронные учебно-методические пособия, анимационные ролики, 3D-модели, рисунки, чертежи, учебные макеты, справочники, сборники ГОСТ. Приведены результаты выполнения заданий курса и результаты анкетирования студентов о работе с курсом в процессе самостоятельной работы.

Заключение. Внедрение электронного учебного курса по начертательной геометрии для слабослышащих студентов технического вуза позволяет утверждать, что с использованием дистанционных технологий эффективность обучения возрастает. Однако необходимо учитывать ряд сложностей, которые возникают у данных студентов при самостоятельной работе с электронными ресурсами.

Ключевые слова: дистанционные технологии, электронный учебный курс, начертательная геометрия, обучение студентов с нарушением слуха.

Для цитирования: Жуйкова О. В., Красавина Ю. В., Пономаренко Е. П., Серебрякова Ю. В. Разработка и внедрение электронного учебного курса по начертательной геометрии для дистанционного сопровождения образовательного процесса у слабослышащих студентов // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 4 (49). С. 607–618. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-607-618

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-607-618

УДК: 371.68+376.33

Дата поступления в редакцию: 25.09.2020

Список литературы:

1. Дочкин С. А., Мичурина Е. С. Технологии визуализации знаний как необходимый аспект подготовки преподавателей университета // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 3 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii- vizualizatsii-znaniy-kak-neobhodimyy-aspekt-podgotovki-prepodavateley-universiteta (дата обращения: 17.09.2020).

2. Жуйкова О. В., Красавина Ю. В., Пономаренко Е. П., Серебрякова Ю. В. Применение дистанционных технологий для студентов с нарушением слуха // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : материалы 25-й Междунар. науч.-практ. конф., Т. 1., Екатеринбург, 7–8 апреля 2020 г. / под науч. ред. Е. М. Дорожкина, В. А. Федорова. Екатеринбург : Изд-во РГППУ, 2020. С. 235–237.

3. Корнилова Т. В., Скотникова И. Г., Чудина Т. В., Шуранова О. И. Когнитивный стиль и факторы принятия решения в ситуации неопределенности // Когнитивные стили: Тезисы научно-практического семинара / под. ред. В. Колги. Таллин : ТПИ, 1986. С. 99–103.

4. Лепе Л. И. Специальные информационные технологии для обучения слабовидящих и слабослышащих студентов / Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии. Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Орёл, 4–5 апреля 2019 г. Орёл : Изд-во ОГУ им. И. С. Тургенева, 2019. С. 195–197.

5. Новожилова Т. Н. Развитие когнитивной компетенции слабослышащих студентов в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Вестник МГУКИ. 2019. № 2 (88). С. 185–192. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kognitiv-noi-kompetentsii-slaboslyshaschih-studentov-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 14.09.2019).

6. Магалашвили В. В., Бодров В. Н. Ориентированная на цели визуализация знаний // Образовательные технологии и общество. 2008. № 1. C. 420–433 URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/orientirovannaya-na-tseli-vizualizatsiya-znaniy (дата обращения: 17.09.2020).

7. Михеенкова Е. С., Смирнова В. И. Визуализация теоретического материала для слабослышащих студентов на примере разверток в курсе инженерной графики // Меж- дународный научно-исследовательский журнал. – 2020. № 4 (94). Ч. 1. С. 31–35. URL: https://research-journal.org/technical/vizualizaciya-teoreticheskogo-materiala-dlya-slabos- lyshashhix-studentov-na-primere-razvertok-v-kurse-inzhenernoj-grafiki/ (дата обращения: 17.09.2020).

8. Петухова А. В., Болбат О. Б., Андрюшина Т. В. Теория и практика разработки мультимедиа ресурсов по графическим дисциплинам. Новосибирск : Изд-во СГУПС. 2018. 78 с.

9. Серебрякова, Ю. В. Особенности инклюзивного обучения в вузе (на материале методики преподавания курсов «Философия» и «Русский язык и культура речи») / Ю. В. Серебрякова, А. А. Шишкина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 6. С. 107–111.

10. Станевский А. Г., Столярова З. Ф. Проблемы адаптации основной образовательной программы в вузе для лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху // Психологическая наука и образование psyedu.ru 2017. Т. 9. № 1. С. 23–37. DOI:10.17759/ psyedu.2017090103.

11. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума ; 2-е изд. СПб. : Питер, 2004. 384 с.

12. Шкуратова И. П. Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности // Первая российская конференция по когнитивной науке: сб. тезисов докладов. Казань : КГУ, 2004. C. 256–257.

 

Скачать статью в формате PDF