Статьи выпуска № 1, год 2021

Психоэмоциональное состояние студентов во время перехода на дистанционное обучение в первую волну самоизоляции

Автор(ы):

Татьяна Ивановна Куликова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики, ORCID https://orcid.org/0000-0001-8655-1599, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

300026, Россия, г. Тула, пр-т Ленина, 125 тел.: +7 (4872) 355474, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье приводятся результаты эмпирического исследования, проведённого среди студентов в период первой волны самоизоляции в мае – июне 2020 года. Цель исследования – выявление особенностей психоэмоционального состояния студентов в условиях дистанционного обучения в период самоизоляции. Задачи исследования: рассмотреть влияние вынужденной самоизоляции на психоэмоциональное состояние человека; определить особенности психоэмоционального состояния студентов; установить наличие связи между психическими состояниями и переживанием одиночества студентами.

Материалы и методы. В качестве основного метода использовался констатирующий эксперимент. Выборку составили 55 студентов, возраст – 19–22 года. Исследование проводилось в режиме виртуального взаимодействия. Результаты подвергались статистической обработке данных с применением коэффициента ранговой корреляции Кендалла и коэффициента корреляции r-Пирсона.

Результаты исследования. Выявлены особенности психоэмоционального состояния студентов во время перехода на дистанционное обучение в условиях самоизоляции; установлено наличие прямой отрицательной связи между переживанием одиночества и уровнем психической активации и интереса студентов, а также прямой положительной связи с тревожностью, фрустрацией и навязчивыми состояниями.

Заключение. Результаты исследования расширяют научные представления о психоэмоциональных состояниях студенческой молодёжи; способствуют совершенствованию методов регуляции психоэмоциональных состояний студентов вуза; могут быть использованы для разработки программ психопрофилактики, психокоррекции и психолого-педагогического сопровождения студентов, вынужденных находиться в условиях самоизоляции в связи с продолжительной болезнью, особыми возможностями здоровья или переходом на дистанционное образование.

Ключевые слова: психоэмоциональное состояние, психические состояния, студенты, дистанционное обучение, самоизоляция.

Для цитирования: Куликова Т. И. Психоэмоциональное состояние студентов во время перехода на дистанционное обучение в первую волну самоизоляции // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 15. No 1 (50). С.112–122.

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-1-112-122

УДК: 159.99

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-1-112-122

Дата поступления в редакцию: 20.01.2021

Список литературы:

1. Арбузова Е. Н., Семакова А. И. Оценка психологического состояния и ресурсов совладающего поведения обучающихся образовательной организации МВД России в условиях самоизоляции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. No 3 (87). С. 218‒226.

2. Бутузова Ю. А. Психологическая сущность эмоционального состояния личности // Омский научный вестник. 2011. No 5 (101). С. 173–175.

3. Гафиатулина Н. Х., Касьянов В. В., Самыгин П. С., Самыгин С. И. Российское общество в условиях самоизоляции. Социальные эффекты и последствия пандемии COVID-19: монография. М. : РУСАЙНС, 2020. 178 с.

4. Дроздова Н. В. Фрустрация как психологический барьер студентов-психологов в учебной деятельности // Научные исследования и разработки молодых ученых. 2016. No 12. С. 44–49.

5. Дружилов С. А., Олещенко А. М. Психические состояния человека в труде: теоретический анализ взаимосвязей в системе «Свойства личности – Состояния – Процессы» // Психологические исследования. 2014. Т. 7. No 34. С. 10.

6. Киясов Н., Ларионова В. Дистанционное обучение в экстремальных условиях [Электронный ресурс] // Интерфакс. Образование. 15 апреля 2020. URL: https:// academia.interfax.ru/ru/analytics/research/4491/ (дата обращения 17.01.2021).

7. Ковпак Д. В. Кризис и пандемия – опасности и возможности [Электронный ресурс] // Психологическая газета. URL: https://psy.su/feed/8211/ (дата обращения: 17.01.2021).

8. Кольцова И. В., Долганина В. В. Влияние пандемии на возникновение тревожности у студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. No 4. Т. 8. URL: https://mir-nauki.com/PDF/29PSMN420.pdf (дата обращения 17.01.2021).

9. Кулакова А. Б., Королева И. А. Эмоциональное состояние как фактор успешности учебной и профессиональной деятельности обучающихся [Электронный ресурс] // Вопросы территориального развития. 2013. Вып. 4 (4). URL: https://www.elibrary.ru/ contents.asp?id=33830174 (дата обращения: 12.02.2021).

10. Мысина Т. Ю. Психолого-педагогические условия регуляции психоэмоциональных состояний студентов младших курсов вуза : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. Самара, 2011. 25 с.

11. Петрова Е. Г. Исследование тревожности студентов в условиях экзаменационного стресса // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2010. No 2. С. 152‒157.

12. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж : МОДЭК. 2000. 304 c.

13. Решетников М. М. Профессор Михаил Решетников об охранительной самоизоляции [Электронный ресурс] // Психоанализ. URL: https://psychoanalysis.by/2020/04/13/ статья-профессор-михаил-решетников-о/ (дата обращения: 17.01.2021).

14. Руслякова Е. Е., Голубь А. А., Киселева Ю. П. Особенности нервно-психического напряжения у современных студентов в условиях вынужденной самоизоляции [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. No 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/31PSMN320.pdf (дата обращения 17.01.2021).

15. Сидоров К. Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2013. Вып. 2. С. 42‒52.

16. Сидячева Н. В., Зотова Л. Э. Ситуация вынужденной самоизоляции в период пандемии: психологический и академический аспекты // Современные наукоемкие технологии. 2020. No 5. С. 218‒225.

17. Чулкова М. А. Преодоление межличностной изоляции старшеклассников на основе формирования смысложизненных ориентаций : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. Екатеринбург, 2008. 26 с.

18. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции: учебное пособие для студентов, преподавателей и аспирантов психологических факультетов. СПб. : Питер, 2008. 255 с.

19. Kandaurova A. V., Surtaeva N. N., Afanasiev V. V., Ivanova O. A., Rezakov R. G. A research of the psycho-emotional state of a teacher under the influence of social changes // Revista ESPACIOS. 2018. Vol. 39. No. 46. P. 19. URL: https://www.revistaespacios.com/ a18v39n46/a18v39n46p19.pdf (дата обращения: 18.01.2021).

20. Maliqi A., Zeqaj-Maliqaj A., Borincaj-Cruss I. I. The Correlation between Academic Success and Depressive Symptoms among Students [Electronic resource] // Psychology. 2015. 6. Pp. 1775–1779. URL: https://www.scirp.org/pdf/PSYCH_2015110314401364.pdf (mode of access: 12.02.2021). DOI http://dx.doi.org/10.4236/psych.2015.614173

21. Olsen D. Work Satisfaction and Stress in the First and Third Year of Academic Appointment. Journal of Higher Education. 1993. Vol. 64. No 4. P. 453–471.

22. Tsitsas G., Nanopoulos P., Paschali A. Life Satisfaction, and Anxiety Levels among University Students [Electronic resource] // Creative Education. 2019. Vol. 10, No 5. Pp. 947–961. URL: https://www.scirp.org/journal/paperinformation.aspx?paperid=92527 (mode of access: 12.02.2021). DOI https://doi.org/10.4236/ce.2019.105071

Скачать статью в формате PDF

Изучение психологического благополучия личности педагога во взаимосвязи с его эмоционально-поведенческими качествами на примере классных руководителей

Автор(ы):

Людмила Борисовна Козьмина, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, ORCID https://orcid.org/0000-0002-6590-3118 664007, Институт развития образования Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 А, тел.: +7(3592)500904, e-mail: lbkozmina@iro38.ru

Аннотация. Введение. Статья посвящена исследованию психологического благополучия личности классных руководителей, их эмоционально-поведенческих качеств и связей между ними.

Материалы и методы. Представлены результаты исследования психологического благополучия, ассертивности и эмоционального выгорания педагогов (n=38), осуществляющих классное руководство в общеобразовательной школе. Методы исследования: опросник «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко; Тест «Ассертивность личности» В. П. Шейнова; «Диагностика эмоционального выгорания личности» В. В. Бойко; методы графического представления данных, математико-статистической обработки и интерпретации данных на уровне значимости р=0,05 (критерий ранговой корреляции Спирмена).

Результаты исследования. Выявлены и обобщены показатели и критерии психологического и эмоционального благополучия, ассертивности поведения педагогов (критерий – уровень изучаемых качеств); определены особенности связи этих показателей. Определена роль психологического благополучия и ассертивности педагога в профилактике эмоционального выгорания.

Заключение. Проведённое исследование восполняет дефицит знаний о связи психологического благополучия педагогов с их эмоционально-поведенческими характеристиками и риском эмоционального выгорания. Перспективы дальнейшей разработки темы связаны с определением направлений психолого-педагогического и методического сопровождения классных руководителей в целях оптимизации психологического благополучия и ассертивности.

Ключевые слова: ассертивность, классное руководство, личность педагога, школа, психологическое благополучие, психологическое здоровье, эмоциональное выгорание.

Для цитирования: Козьмина Л. Б. Изучение психологического благополучия личности педагога во взаимосвязи с его эмоционально-поведенческими качествами на примере классных руководителей // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 15. No 1 (50). С. 99–111.

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-1-99-111

УДК: 371.213.1+159.9

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-1-99-111

Дата поступления в редакцию: 21.01.2021

Список литературы:

1. Баева И. А., Баев Н. Н., Гаязова Л. А. Безопасность как психолого-педагогический ресурс образовательной среды и условие психологического благополучия ученика и учителя // Научное мнение. 2013. No 4. С. 183–196.

2. Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания; 2-е изд. М.: Питер, 2008. 336 с.

3. Дудина М. Н. Ассертивность личности как цель, процесс и результат в образовании // Специальное образование. 2020. No 2 (58). С. 132–149.

4. Козьмина Л. Б. Динамика психологического благополучия студентов-психологов: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Ярославль, 2014. 21 с.

5. Лебедева И. В. Психологические детерминанты ассертивности личности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Красноярск, 2015. 205 с.

6. Миниюрова С. А., Заусенко И. В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога // Педагогическое образование в России. 2013. No 1. С. 94–101.

7. Митина Л. М., Митин Г. В., Анисимова О. А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под общ. ред. Л. М. Митиной. М.: Академия, 2005. 362 с.

8. Мишина В. Двигатель внутреннего выгорания [Электронный ресурс] // Газета Коммерсант. 22.12.2020. No 235. С. 5. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4625823 (дата обращения: 13.01.2021).

9. Молокоедов А. В., Слободчиков И. М., Удовик С. В. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности. М.: Левъ, 2018. 250 с.

10. Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся / под ред. В. В. Рубцова, Н. И. Поливановой. М.-Обнинск : ИГ-СОЦИН, 2007. 288 с.

11. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями и дополнениями от 05.08.2016) [Электронный ресурс]: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. No 544н. URL: http://base.garant.ru/70535556/#ixzz6jPR6Hp2y (дата обращения: 01.09.2020).

12. Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.02.2006. No 21. URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/485196 (дата доступа: 01.09.2020).

13. Феофанов В. Н. Психическое выгорание специальных педагогов и его влияние на психологическое благополучие учащихся с отклонениями в развитии : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10. Нижний Новгород, 2009. 27 с.

14. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика 2005. No 3. С. 95–129.

15. Шейнов В. П. Ассертивное поведение: преимущества и восприятие // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. No 2. С. 107–120.

16. Шейнов В. П. Взаимосвязи ассертивности с психологическими и социально-психологическими характеристиками личности // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. No 2. С. 147–161. DOI: 10.22363/2313-1683-2018-15-2-147-161

17. Шейнов В. П. Разработка теста ассертивности, удовлетворяющего требованиям надежности и валидности // Вопросы психологии. 2014. No 2. С. 107–116.

18. Bishop S. Develop Your Assertiveness. Kogan Page Publishers. 2013. P. 168.

19. Ryff С. D., Keyes С. L. M. The structure of psychological well-being revisited [Electronic resource] // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69 (4). Pp. 719– 727. URL: https://www.scirp.org/reference/referencespapers.aspx?referenceid=1850913 (mode of access: 12.02.2021). DOI: http://dx.doi.org/10.1037/0022-3514.69.4.719

20. Ryff C. D. Psychological well-being revisited: advances in the science and practice of eudaimonia // Psychother Psychosom. 2014. N. 83(1):10-28. DOI : 10.1159/000353263

Скачать статью в формате PDF

Изучение профессиональной направленности студентов профиля «Физическая культура» на основе мотивов

Автор(ы):

Владимир Робертович Кузекевич, кандидат педагогических наук, доцент, ORCID https:// orcid.org/ 00000003-2992-5413, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 410120, e-mail: kuzekevich@rambler.ru

Александр Альбертович Русаков

кандидат педагогических наук, доцент, ORCID //orcid.org/ 0000-00026453-3928, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 410120, e-mail: irkrusarov@yadex.ru

Аннотация. Введение. Данная статья посвящена изучению вопроса профессиональной направленности студентов профиля «Физическая культура» через анализ личностных мотивов, мотивов будущей профессиональной, учебной, физкультурно-спортивной деятельности.

Материалы и методы. Нами было проведено лонгитюдное исследование, направленное на изучение профессиональной направленности студентов, которое проводилось в течение десяти лет в период с 2008 по 2019 гг. Анализ профессиональной мотивации включал в себя мотивы, разделённые нами на три группы: мотивы будущей профессиональной и учебной деятельности; мотивы физкультурно-спортивной деятельности; личностные мотивы.

Обсуждение и результаты. На основе анализа мотивационного комплекса можно отметить следующее: часто студенты выбирают мотивы, содержание которых в некотором роде противоречит друг другу, что говорит о несформированности мотивационного комплекса и отсутствии у студентов чётких целей и ориентиров; профессиональная направленность процесса обучения зачастую не осознаётся студентами как процесс подготовки к профессиональной деятельности и, как следствие, появляются студенты, которые не планируют свою будущую работу по профилю; в то же время многие студенты осознают и понимают новые возможности для профессиональной самореализации.

Ключевые слова: мотивы, студенты, физическая культура, учебная деятельность, профессиональная подготовка.

Для цитирования:

Кузекевич В. Р., Русаков А. А. Изучение профессиональной направленности студентов профиля «Физическая культура» на основе мотивов // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 15. No 1 (50). С. 78–87.

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-1-78-87

УДК: 378.14

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-1-78-87

Дата поступления в редакцию: 24.01.2020

Список литературы:

1. Андриенко О. А. Особенности профессионально-педагогической направленности студентов-первокурсников // Перспективы науки и образования. 2018. No 1 (31). С. 39–43.

2. Бахольская Н. А., Бахольская А. А. К вопросу о формировании профессиональной направленности у студентов педагогических специальностей // Modern developmental psychology: main trends and prospects of research. Materials of the III international scientific conference. Prague, 20–21 октября 2017 года. 2017. С. 28–30.

3. Долгова В. И., Нуртдинова А. А. Исследование профессионально-педагогической направленности личности студентов // Современные проблемы науки и образования. 2017. No 6. С. 142.

4. Краев Ю. В. Мотивация профессиональной деятельности как фактор ее эффективности у преподавателей физической культуры // Экономика и предпринимательство. 2018. No 9 (98). С. 1226–1229.

5. Перегудова Н. В., Монахова Е. Г., Яковлева В. Н. Проблемы определения гуманистической парадигмы обучения будущих преподавателей физической культуры // Современные проблемы науки и образования. 2018. No 2. С. 70-74.

6. Попова Н. В. Организационные особенности формирования профессиональной направленности личности студентов // Экономика и социум. 2017. No 3 (34). С. 1860– 1863.

7. Русаков А. А. Интегрированный спецкурс в процессе формирования профессиональной стиля будущего учителя в педагогическом вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. No 3 (107). С. 65–68.

8. Русаков А. А., Кулешова О. В. Организация физкультурно-оздоровительных занятий студентов с учетом их потребностей // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. No 3 (169). С. 274–278.

9. Сергеев А. Н. Реализация профессиональной направленности обучения студентов педагогического вуза в социальной образовательной сети // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. No 9 (132). С. 27–32.

10. Тиньков И. В., Макеева В. С. Проектная деятельность как часть профессионального развития бакалавров физической культуры и спорта // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4. No 2. С. 19–23.

11. Берекбуссунова Г. М., Альмухамбетов Б. А., Ала П. Программа формирования педагогической направленности будущих учителей физкультуры в ходе профессиональной подготовки // Теория и методика физической культуры. 2019. No 2 (56). С. 26–30.

12. Morgan D. Integrating Qualitative and Quantitative Methods: A Pragmatic Approach. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2013. 288 p. DOI: 10.4135/9781544304533

Скачать статью в формате PDF

Индивидуальный стиль саморегуляции как фактор преодоления асоциального поведения за время обучения в вузе у студентов-психологов разного уровня образования

Автор(ы):

Людмила Николаевна Бабинцева, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-5480-3771, Институт развития образования Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 А, тел.: +7 (3592) 500904, e-mail: : lyu-kolmynina@yandex.ru

Аннотация. Введение. В данной статье рассматривается проблема индивидуального стиля саморегуляции и его значение в преодолении склонности к асоциальному поведению у студентов-психологов разного уровня образования.

Методы исследования: при исследовании проблемы использовался тест для диагностики коммуникативной социальной компетентности (В. В. Козлов, Н. П. Фетискин); методы математико-статистической обработки: U-критерий Манна-Уитни для выявления различий между выборками от курса к курсу; корреляционный анализ для выявления многоуровневых статистически значимых связей.

Результаты исследования. За время обучения у студентов-психологов меняется нормативность поведения, при этом наблюдаются сходства и различия в изменении склонности к асоциальному поведению в зависимости от уровня образования. Выявлены возможные связи между склонностью к асоциальному поведению и различными компонентами индивидуального стиля саморегуляции.

Заключение. Одним из факторов преодоления склонности к асоциальному поведению у студентов-психологов разного уровня образования является высокий уровень саморегуляции и некоторых его компонентов (моделирование и программирование своей деятельности, оценивание себя и результатов своей деятельности). У студентов-психологов, обучающихся на специалитете, дополнительными факторами являются планирование и регуляторная гибкость.

Ключевые слова: саморегуляция, индивидуальный стиль саморегуляции, асоциальное поведение, факторы преодоления асоциального поведения.

Для цитирования: Бабинцева Л. Н. Индивидуальный стиль саморегуляции как фактор преодоления асоциального поведения за время обучения в вузе у студентов-психологов разного уровня образования // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 15. No 1 (50). С.88–98. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-1-88-98

УДК: 159.923+378.1

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-1-88-98

Дата поступления в редакцию: 13.11.2020

Список литературы:

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.

2. Бабинцева Л. Н. Развитие индивидуального стиля саморегуляции и его параметров у студентов психологов за время обучения в вузе // Методология современной психологии / под ред. В. В. Козлова, А. В. Карпова, В. А. Мазилова, В. Ф. Петренко. М. : Ярославль : ЯрГУ, ЛКИИСИ РАН, МАПН. Вып. 6. 2016. С. 3–13.

3. Бадмаева Д. Г. Саморегуляция активности личности в стрессовых ситуациях: На примере экзаменационного стресса : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. Красноярск, 2004. 157 с.

4. Зобков А. В., Турчин А. С. Саморегуляция учебной деятельности: монография. Владимир : изд-во Владим. гос. ун-та им. А. Г. и Н. Г. Столетовых; Иваново : Иван. гос. ун-т, 2013. 250 с.

5. Лейтес Н. С. На пути к изучению самых общих предпосылок способностей // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1972. Т. 7. С. 223–231.

6. Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М. : Наука, 2010. 519 с.

7. Отклоняющееся поведение молодежи. Краткий словарь-справочник / под общ. ред. В. А. Попова, С. А. Завражина. Владимир : изд-во ВППУ, 1994. 141 с.

8. Реан А. А. Асоциальное поведение несовершеннолетних как проблема психологии образования [Электронный ресурс] // Российский психологический журнал. 2005. Т. 2. No 3. С. 68–77. URL: hrrps//www.elibraly.ru/item.asp?id=16528040 (дата обращения: 15.11.2020).

9. Тice D. M., Baumeister R. F., Shmueli D., Muraven M. Restoring the self: Positive affect helps improve self-regulation following ego depletion // Journal of Experimental Social Psychology. 2007. Vol. 43. Рp. 379–384.

10. Zimmerman B. J. Effects of model persistence and statements of confidence on children’s efficacy and problem solving // Journal of Educational Psychology. 1981. Vol. 73 (4). Рp. 485–493. DOI: 10.1037/0022-0663.73.4.485

Выбор методов формирования готовности студентов – будущих инженеров к профессиональному иноязычному общению

Автор(ы):

Ирина Сергеевна Дементьева, старший преподаватель, аспирант, ORCID https://orcid.org/0000-0003-0528-6442, Сибирский федеральный университет

660041, Россия, г. Красноярск, пр. Свободный, 79, тел.: +7 (391) 2063745, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Светлана Ивановна Осипова, доктор педагогических наук, профессор, ORCID https://orcid.org/0000-0002-4728-2282, Сибирский федеральный университет

660041, Россия, г. Красноярск, пр. Свободный, 79, тел.: +7 (391) 2063745, e-mail: osisi@yandex.ru

Аннотация. Введение. Настоящее исследование выявляет основания для выбора методов обучения с целью формирования готовности к профессиональному иноязычному общению и представляет конкретные методы обучения. Научная новизна данной статьи заключается в выделении критериев выбора методов формирования готовности студентов – будущих инженеров к профессиональному иноязычному общению, соотнесённых с компонентами готовности. Теоретическая значимость – это расширение представления о формировании готовности к профессиональному иноязычному общению за счёт обоснованного выбора методов, соотнесённых с компонентами исследуемой категории. Практическая значимость исследования заключается в использовании обоснованных методов обучения в образовательном процессе для формирования готовности студентов, обучающихся по направлению подготовки «Машиностроение: сварочное производство (CDIO)» в Сибирском федеральном университете (г. Красноярск). Полученные результаты исследования также могут быть использованы в рамках преподавания иностранного языка для студентов различных специальностей.

Материалы и методы. Для достижения цели исследования используются общетеоретические методы: анализ нормативной информации; сравнительно-сопоставительный анализ методов обучения, анализ и синтез, рефлексивно-оценочные процедуры в ходе обоснования методов обучения в соответствии с поставленной целью. Материалами исследования являются психолого-педагогические источники: научные статьи, диссертационные исследования, монографии и т. д.

Результаты исследования. Требования к выбору методов обучения дополнены требованием обеспечения коммуникативности с ориентацией на сущность исследуемой готовности к профессиональному иноязычному общению, необходимостью повышения мотивации и возможностью получить конкретный видимый результат. Обосновано, что результативное формирование готовности к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности может быть осуществлено при использовании активных методов обучения, в частности мозгового штурма, метода кейсов, игровых методов, учитывающих коммуникативную сущность формируемого феномена и профессиональный контекст в его реализации при обучении английскому языку студентов по направлению подготовки «Машиностроение: сварочное производство» в Сибирском федеральном университете. Представлено практическое применение метода игры в сценарии занятий и его предполагаемый результат.

Выводы. В данном исследовании рассмотрено одно из педагогических условий, относящееся к выбору метода обучения, позволяющее вовлечь обучающихся в активную познавательную деятельность в рамках её реализации в профессионально ориентированной образовательной среде. Указываются основания для выбора методов обучения с целью формирования готовности студентов – будущих инженеров к профессиональному иноязычному общению. Осуществляется выбор методов для продуктивного формирования готовности к профессиональному иноязычному общению в соответствии с требованиями компетентностного и деятельностного подходов. Для достижения поставленной цели в рамках образовательного процесса по направлению «Машиностроение: сварочное производство» выделены три активных метода обучения: мозговой штурм, метод кейсов, игровые технологии. Практическое применение результатов исследования актуально в рамках преподавания иностранного языка для студентов различных специальностей.

Ключевые слова: готовность, иноязычное общение, активные методы обучения, профессиональная деятельность.

Для цитирования: Дементьева И. С., Осипова С. И. Выбор методов формирования готовности студентов – будущих инженеров к профессиональному иноязычному общению // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 15. No 1 (50). С.63–77.

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-1-63-77

УДК: 378.147+81.243

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-1-63-77

Дата поступления в редакцию: 27.11.2020

Список литературы:

1 Агапова Т. В., Айснер Л. Ю. Basic forms of interaction and teaching methods in higher school (passive, active and interactive teaching methods) // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. No 1-1. С. 269–275. DOI: 10.34670/AR.2019.44.1.054.

2. Акулова Е. А. Эффективность метода кейс-стади как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции инженеров-бакалавров // Международный научный журнал «Символ науки». 2016. No 2-1 (14). С. 51–53.

3. Ахмадбекова М. Г. Проблемы технологии выбора методов обучения // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2014. No 4(41). С. 154.

4. Волкова С. В. Использование активного метода обучения студентов инженерного профиля на базе НИУ МИЭТ // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2017. No 2 (14). С. 55–57.

5. Всемирная инициатива CDIO. Планируемые результаты обучения (CDIO Syllabus): информационно-методическое издание / пер. с англ. и ред. А.И. Чучалиной, Т.С. Петровской, Е.С. Кулюкиной. Томск : Изд-во Томского политехнич. ун-та, 2011. 22 с.

6. Гусакова Е. М., Гусакова Т. А. Применение активных методов при преподавании математики в вузе // Перспективы науки и образования. 2018. No 1 (31). C. 33–38.

7. Дементьева И. С. К вопросу о формировании готовности студентов неязыковых специальностей к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности // Педагогика и психология: перспективы развития. Сборник материалов X Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 15 ноября 2019 года. Чебоксары, 2019. С. 25–27.

8. Дементьева И. С. Критерии сформированности готовности к профессиональному иноязычному общению [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и обра- зования. 2020. No 2. С. 82. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29761 (дата обращения: 19.11.2020).

9. Кирланов Т. Г. Классификация методов активного обучения применительно к высшей школе // Молодой учёный. 2010. No 4 (15). С. 337–339. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/15/1455/ (дата обращения: 24.02.2021).

10. Кузнецова А. Я., Омельченко Е. А. Современные парадигмы образования в контексте теории научных революций [Электронный ресурс] // Концепт. 2017. No 11. С. 24–33. URL: http://e-koncept.ru/2017/170219.htm (дата обращения: 19.11.2020).

11. Международный семинар по вопросам инноваций и реформированию инженерного образования «Всемирная инициатива CDIO»: Материалы для участников семинара (Пер. С. В. Шикалова) / под ред. Н. М. Золотаревой и А. Ю. Умарова. М. : Изд. Дом МИСиС. 2011. 60 c.

12. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС. 2004. С. 204.

13. Проскура Я. В., Терехова Е. А. Применение современных психолого-педагогических технологий в формировании познавательного интереса и мотивации на занятиях иностранного языка // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. No 3. С. 3081–3089. DOI: 10.15372/PEMW20190320

14. Basta J. Role of case studies in teaching English for business and economics // The journal of teaching English for specific and academic purposes. 2017. Vol. 5. No 3. Pp. 553– 566. DOI: 10.22190/JTESAP1703553B

15. EF English Proficiency Index [Electronic resource]. URL: https://www.ef.com/wwen/ epi/ (mode of access: 24.02.2021).

16. Kapp K. The Gamification of Learning and Instruction: Game-based Methods and Strategies for Training and Education. Pfeiffer: San Francisco. 2012. 302 p.

17. Lom B. Classroom Activities: Simple Strategies to Incorporate Student-Centered Activities within Undergraduate Science Lectures // The Journal of Undergraduate Neuroscience Education (JUNE). 2012 Fall; 11(1). A64-A71.

18. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants. Part 1 // On the Horizon. 2001. V. 9. No 5. P. 1–6. DOI: 10.1108/10748120110424816

19. Tamer O. A dissertation on students’ readiness for autonomous learning of English as a foreign language. University of Sunderland. 2/15/2013. 81 p.

Скачать статью в формате PDF