Психоэмоциональное состояние студентов во время перехода на дистанционное обучение в первую волну самоизоляции
Автор(ы):
Татьяна Ивановна Куликова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики, ORCID https://orcid.org/0000-0001-8655-1599, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
300026, Россия, г. Тула, пр-т Ленина, 125 тел.: +7 (4872) 355474, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Введение. В статье приводятся результаты эмпирического исследования, проведённого среди студентов в период первой волны самоизоляции в мае – июне 2020 года. Цель исследования – выявление особенностей психоэмоционального состояния студентов в условиях дистанционного обучения в период самоизоляции. Задачи исследования: рассмотреть влияние вынужденной самоизоляции на психоэмоциональное состояние человека; определить особенности психоэмоционального состояния студентов; установить наличие связи между психическими состояниями и переживанием одиночества студентами.
Материалы и методы. В качестве основного метода использовался констатирующий эксперимент. Выборку составили 55 студентов, возраст – 19–22 года. Исследование проводилось в режиме виртуального взаимодействия. Результаты подвергались статистической обработке данных с применением коэффициента ранговой корреляции Кендалла и коэффициента корреляции r-Пирсона.
Результаты исследования. Выявлены особенности психоэмоционального состояния студентов во время перехода на дистанционное обучение в условиях самоизоляции; установлено наличие прямой отрицательной связи между переживанием одиночества и уровнем психической активации и интереса студентов, а также прямой положительной связи с тревожностью, фрустрацией и навязчивыми состояниями.
Заключение. Результаты исследования расширяют научные представления о психоэмоциональных состояниях студенческой молодёжи; способствуют совершенствованию методов регуляции психоэмоциональных состояний студентов вуза; могут быть использованы для разработки программ психопрофилактики, психокоррекции и психолого-педагогического сопровождения студентов, вынужденных находиться в условиях самоизоляции в связи с продолжительной болезнью, особыми возможностями здоровья или переходом на дистанционное образование.
Ключевые слова: психоэмоциональное состояние, психические состояния, студенты, дистанционное обучение, самоизоляция.
Для цитирования: Куликова Т. И. Психоэмоциональное состояние студентов во время перехода на дистанционное обучение в первую волну самоизоляции // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 15. No 1 (50). С.112–122.
DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-1-112-122
УДК: 159.99
DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-1-112-122
Дата поступления в редакцию: 20.01.2021
Список литературы:
1. Арбузова Е. Н., Семакова А. И. Оценка психологического состояния и ресурсов совладающего поведения обучающихся образовательной организации МВД России в условиях самоизоляции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. No 3 (87). С. 218‒226.
2. Бутузова Ю. А. Психологическая сущность эмоционального состояния личности // Омский научный вестник. 2011. No 5 (101). С. 173–175.
3. Гафиатулина Н. Х., Касьянов В. В., Самыгин П. С., Самыгин С. И. Российское общество в условиях самоизоляции. Социальные эффекты и последствия пандемии COVID-19: монография. М. : РУСАЙНС, 2020. 178 с.
4. Дроздова Н. В. Фрустрация как психологический барьер студентов-психологов в учебной деятельности // Научные исследования и разработки молодых ученых. 2016. No 12. С. 44–49.
5. Дружилов С. А., Олещенко А. М. Психические состояния человека в труде: теоретический анализ взаимосвязей в системе «Свойства личности – Состояния – Процессы» // Психологические исследования. 2014. Т. 7. No 34. С. 10.
6. Киясов Н., Ларионова В. Дистанционное обучение в экстремальных условиях [Электронный ресурс] // Интерфакс. Образование. 15 апреля 2020. URL: https:// academia.interfax.ru/ru/analytics/research/4491/ (дата обращения 17.01.2021).
7. Ковпак Д. В. Кризис и пандемия – опасности и возможности [Электронный ресурс] // Психологическая газета. URL: https://psy.su/feed/8211/ (дата обращения: 17.01.2021).
8. Кольцова И. В., Долганина В. В. Влияние пандемии на возникновение тревожности у студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. No 4. Т. 8. URL: https://mir-nauki.com/PDF/29PSMN420.pdf (дата обращения 17.01.2021).
9. Кулакова А. Б., Королева И. А. Эмоциональное состояние как фактор успешности учебной и профессиональной деятельности обучающихся [Электронный ресурс] // Вопросы территориального развития. 2013. Вып. 4 (4). URL: https://www.elibrary.ru/ contents.asp?id=33830174 (дата обращения: 12.02.2021).
10. Мысина Т. Ю. Психолого-педагогические условия регуляции психоэмоциональных состояний студентов младших курсов вуза : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. Самара, 2011. 25 с.
11. Петрова Е. Г. Исследование тревожности студентов в условиях экзаменационного стресса // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2010. No 2. С. 152‒157.
12. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж : МОДЭК. 2000. 304 c.
13. Решетников М. М. Профессор Михаил Решетников об охранительной самоизоляции [Электронный ресурс] // Психоанализ. URL: https://psychoanalysis.by/2020/04/13/ статья-профессор-михаил-решетников-о/ (дата обращения: 17.01.2021).
14. Руслякова Е. Е., Голубь А. А., Киселева Ю. П. Особенности нервно-психического напряжения у современных студентов в условиях вынужденной самоизоляции [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. No 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/31PSMN320.pdf (дата обращения 17.01.2021).
15. Сидоров К. Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2013. Вып. 2. С. 42‒52.
16. Сидячева Н. В., Зотова Л. Э. Ситуация вынужденной самоизоляции в период пандемии: психологический и академический аспекты // Современные наукоемкие технологии. 2020. No 5. С. 218‒225.
17. Чулкова М. А. Преодоление межличностной изоляции старшеклассников на основе формирования смысложизненных ориентаций : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. Екатеринбург, 2008. 26 с.
18. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции: учебное пособие для студентов, преподавателей и аспирантов психологических факультетов. СПб. : Питер, 2008. 255 с.
19. Kandaurova A. V., Surtaeva N. N., Afanasiev V. V., Ivanova O. A., Rezakov R. G. A research of the psycho-emotional state of a teacher under the influence of social changes // Revista ESPACIOS. 2018. Vol. 39. No. 46. P. 19. URL: https://www.revistaespacios.com/ a18v39n46/a18v39n46p19.pdf (дата обращения: 18.01.2021).
20. Maliqi A., Zeqaj-Maliqaj A., Borincaj-Cruss I. I. The Correlation between Academic Success and Depressive Symptoms among Students [Electronic resource] // Psychology. 2015. 6. Pp. 1775–1779. URL: https://www.scirp.org/pdf/PSYCH_2015110314401364.pdf (mode of access: 12.02.2021). DOI http://dx.doi.org/10.4236/psych.2015.614173
21. Olsen D. Work Satisfaction and Stress in the First and Third Year of Academic Appointment. Journal of Higher Education. 1993. Vol. 64. No 4. P. 453–471.
22. Tsitsas G., Nanopoulos P., Paschali A. Life Satisfaction, and Anxiety Levels among University Students [Electronic resource] // Creative Education. 2019. Vol. 10, No 5. Pp. 947–961. URL: https://www.scirp.org/journal/paperinformation.aspx?paperid=92527 (mode of access: 12.02.2021). DOI https://doi.org/10.4236/ce.2019.105071