Удовлетворённость студентов-первокурсников учебно-профессиональной деятельностью педагогического университета
Автор(ы):
Ольга Анатольевна Козырева, кандидат педагогических наук, доцент, ORCID https://orcid.org/0000-0002-2537-1639, Волгоградский государственный социально-педагогический университет
400066, Россия, г. Волгоград, проспект имени Ленина, 27, тел.: +7 (8933) 3211777, e-mail: kozyrevaoa @mail.ru
Аннотация. Введение. В статье рассматривается вопрос изучения удовлетворённости студентов-первокурсников учебно-профессиональной деятельностью педагогического университета. Цель исследования состояла в изучении удовлетворённости студентов-первокурсников учебно-профессиональной деятельностью, осуществляемой в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» в период пандемии.
Материалы и методы. С помощью метода аналитического бенчмаркинга нами был выявлен дефицит исследований удовлетворённости студентов-первокурсников учебно-профессиональной деятельностью педагогического университета в период пандемии. Применялся опросник «Удовлетворённость учебной деятельностью» Л. В. Мищенко.
Результаты исследования. В статье представлены результаты проведённого нами эмпирического исследования. Выявлены средние значения удовлетворённости студентов-первокурсников по следующим шкалам: «удовлетворённость учебным процессом», «удовлетворённость воспитательным процессом», «удовлетворённость избранной профессией», «удовлетворённость отношениями с однокурсниками», «удовлетворённость взаимодействием с преподавателями вуза», «удовлетворённость бытом, досугом, бюджетом, состоянием здоровья». И по отдельной шкале – «Общая удовлетворённость». Результаты исследования обусловлены пандемией и кризисными условиями протекания учебно-профессиональной деятельности студентов-первокурсников. Наибольшую удовлетворённость вызывает осуществляемая вузом воспитательная работа, взаимодействие с преподавателями университета и сам процесс профессиональной подготовки, осуществляемый педагогическим университетом. Наименьшее значение из всех шкал имеет «удовлетворённость бытом, досугом, бюджетом, состоянием здоровья».
Заключение. Исследование демонстрирует, что учебно-профессиональная деятельность студентов-первокурсников факультета социальной и коррекционной педагогики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» в период пандемии носит характер положительного эмоционально-оценочного отношения. В условиях смешанного формата обучения при пандемии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» смогло обеспечивать высокое качество процесса профессиональной подготовки будущих педагогов и их психологическое благополучие.
Ключевые слова: учебно-профессиональная деятельность, студенты, университет.
Для цитирования: Козырева О. А. Удовлетворённость студентов-первокурсников учебно-профессиональной деятельностью педагогического университета // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 2 (51). С. 160–168. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-160-168
DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-160-168
УДК: 378.14
Дата поступления в редакцию: 07.02.2021
Список литературы:
1. Ангеловский А. А. Формирование конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: монография. Челябинск : Образование, 2006. 187 с.
2. Бичева И. Б., Китов А. Г. О готовности преподавателей к инновационным преобразованиям в учебно-профессиональной деятельности // Интернет-журнал Наукове- дение. 2014. № 6 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-gotovnosti-prepodavateleyk-innovatsionnym-preobrazovaniyam-v-uchebno-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 04.02.2021).
3. Большой психологический словарь / ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. М. : АСТ ; СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2009. 811 с.
4. Бородаева Л. Г. Проблема духовно-нравственного воспитания студентов в социокультурных условиях современной России // Грани познания. 2012. № 3 (17). С. 24–28.
5. Буравлева Н. А. Ценностные основания в подготовке студентов к профессиональной деятельности // Научно-педагогичнское обозоение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 6 (26). С. 234–239.
6. Вербицкий А. А., Ильязова М. Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография. М. : Логос, 2011. 287 с.
7. Клепач Ю. В., Рубцова Т. В. Особенности мотивации учебной деятельности подростков // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 6 (28). С. 63–72.
8. Косырев В. Н. Отчуждение учебного труда студента // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 138–143.
9. Лихачева Е. А. Педагогическое стимулирование учебной деятельности как функция преподавателя современного вуза // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 6 (34). С. 98–104.
10. Мищенко Л. В. К проблеме диагностики отношения студентов к учебной деятельности // Вестник практической психологии образования. 2007. № 3. С. 122–128.
11. Профессиональная педагогика: учебник / под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. М. : Проф. образование, 2010. 456 с.
12. Ревякина В. И. Аксиологические аспекты педагогического образования // Вестник ТГПУ. Серия: Педагогика. 2000. № 8 (24). С. 9–12.