Статьи выпуска № 2, год 2021

Особенности проявлений агрессии у подростков с лёгкой умственной отсталостью

Автор(ы):

Людмила Александровна Самойлюк, кандидат психологических наук, доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития, ORCID https://orcid.org/0000-0002-4259-6661, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 243437, e-mail: lyuda1221@rambler.ru

Кристина Геннадьевна Логунова, старший преподаватель кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития, ORCID https://orcid.org/0000-0002-8069-8511, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 243437, e-mail: kristiana-irk@yandex.ru

Анна Эдуардовна Юшкова, магистр по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», профиль: психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования, учитель, ORCID https://orcid.org/0000-0001-6686-0626, Средняя общеобразовательная школа № 11

665852, г. Ангарск, м-н Китой, ул. Трактовая, 15, тел.: +7 (3955) 500001, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье представлены результаты сравнительного анализа проявлений агрессивного поведения у подростков с лёгкой умственной отсталостью с учётом его природы: как черты личности или поведения, обусловленного органическим поражением головного мозга.

Материалы и методы. Использовались методы экспертной оценки (педагогическая оценка нарушений поведения с помощью «Учительского опросника для выявления детей с нарушениями поведения», составлен Е. Л. Инденбаум); наблюдения, психодиа- гностический (проективная методика «Детский Апперцептивный Тест» (С. Беллак) (картинка 7); изучение медицинской документации и документов о микросоциальной ситуации развития подростков; метод математической статистики.

Результаты исследования. Проявления агрессивного поведения у подростков с органическим поражением головного мозга характеризуются грубыми нарушениями эмоциональной саморегуляции, неадекватностью проявлений силе раздражителя, ригидностью аффекта, длительным выходом из негативного состояния. Психологическими особенностями агрессивного поведения подростков с наличием агрессивности как устойчивой черты личности является ситуативно обусловленное проявление агрессии, возможность её само- и внешней регуляции.

Заключение. Результаты исследования показали, что у подростков с лёгкой умственной отсталостью существуют внутригрупповые различия в проявлениях агрессивного поведения в зависимости от его природы.

Ключевые слова: агрессивное поведение, проявления агрессии, подростки с ум- ственной отсталостью, агрессивность как черта характера, агрессия, обусловленная органическим поражением головного мозга.

Для цитирования: Самойлюк Л. А., Логунова К. Г., Юшкова А. Э. Особенности проявлений агрессивности у подростков с лёгкой умственной отсталостью // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 2 (51). С. 247–259. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-247-259

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-247-259

УДК: 376.4

Дата поступления в редакцию: 08.02.2021

Список литературы:

1. Бажукова О. А. Влияние фрустрации на поведение умственно отсталых учащихся подросткового возраста // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2011. № 139. С. 53–59.

2. Бажукова О. А. Коррекция дезадаптивного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10. Махачкала, 2006. 218 с.

3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М. : Эксмо-Пресс, 2016. 512 с.

4. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М. : АСТ ; СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 811 с.

5. Васильченко Н. А. Особенности агрессивности и образа родителей у подростков : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Краснодар, 2005. 22 с.

6. Воробьева К. А. Генезис агрессивных установок личности подростков из полных и неполных семей : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. М., 2012. 24 с.

7. Глуздова О. В. Психологические особенности вербальной агрессии в подростковом возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. Н. Новгород, 2002. 20 с.

8. Григорьева А. С. Коррекция дезадаптивного поведения подростков с легкой степенью умственной отсталости, воспитывающихся в условиях детского дома : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10. СПб., 2014. 192 с.

9. Дозорцева Е. Г. Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением. М. : ГНЦ ССП им. В. П. Сербского, 2004. 352 с.

10. Дроздов А.Ю. Агрессивность как системное свойство личности // Вестник Полоцкого государственного университета. 2019. № 15. С. 36–43.

11. Елашкина Н. М. Психологические факторы и формы проявления агрессии у подростков с девиантным поведением : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13. М., 2012. 27 с.

12. Ениколопов С. Н. Актуальные проблемы исследования агрессивного поведения // Прикладная юридическая психология. 2010. № 2. С. 37–47.

13. Инденбаум Е. Л. Школьники с легкими формами интеллектуальной недостаточности: психолого-педагогическая диагностика и характеристики психосоциального развития: монография. Иркутск : ВСГАО, 2012. 180 с.

14. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. Л. : Медицина, Ленингр. отд-ние, 1982. 224 с.

15. Козырева Е. В. Дифференциально-психологические аспекты ауто- и гетероагрессивности в подростково-юношеском возрасте и в период ранней взрослости : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. СПб., 2006. 25 с.

16. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. Исследования и терапевтические стратегии. СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2005. 286 с.

17. Коренева А. А. Взаимосвязь семейного воспитания и агрессивности в подрост- ковом возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2004. 16 с.

18. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. М. : Perse, 2002. 191 с.

19. Налчаджян А. А. Агрессивность человека. СПб. : Питер, 2007. 734 с.

20. Николаенко Я. Н. Агрессивное поведение подростков с нарушением интеллекта : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10. СПб., 2009. 26 с.

21. Польская Н. А. Феноменология и функции самоповреждающего поведения при нормативном и нарушенном психическом развитии : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.04. М., 2017. 423 с.

22. Реан А. А. Профилактика агрессии и асоциальности несовершеннолетних // На- циональный психологический журнал. 2018. № 2 (30). С. 3–12.

23. Реан А. А. Социальные установки и асоциальное поведение детей и подростков // Российский психологический журнал. 2015. № 1. Т. 12. С. 29–40.

24. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. : Флинта, 1998. 96 с.

25. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении). В 3 т. Т. 3. М. : Медицина, 1974. 320 с.

26. Токарская Л. В. Психологические особенности агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10. Екатеринбург, 2008. 24 с.

27. Guedes M., Santos A. J., Ribeiro O., Freitas M., Rubin K., Verissimo M. Perceived attachment security to parents and peer victimization: Does adolescent’s aggressive behaviour make a difference? // Journal of Adolescence. 2018. No. 65. Pp. 196–206. June 2018 DOI:10.1016/j.adolescence.2018.03.017

28. Jiménez T.I., Estévez E. School aggression in adolescence: Examining the role of individual, family and school variables // International Journal of Clinical and Health Psychology. 2017. No. 17 (3). Pp. 251–260. DOI:10.1016/j.ijchp.2017.07.002

Скачать статью в формате pdf

Личностные особенности одарённых учащихся с разным уровнем психологического благополучия

Автор(ы):

Елена Борисовна Лактионова, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии развития и образования, ORCID https://orcid.org/0000-0002-7863-1414, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

191186, Россия, г. Санкт-Петербург, н. р. Мойки, 48, тел.: +7 (812) 3150725, e-mail: lena_laktionova@mail.ru

Ирина Владимировна Кондакова, кандидат психологически наук, доцент кафедры психологии развития и образования, ORCID https://orcid.org/0000-0001-6320-5757, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

191186, Россия, г. Санкт-Петербург, н. р. Мойки, 48, тел.: +7 (812 )3150725, e-mail: kondakovaiv@herzen.spb.ru

Александра Сергеевна Тузова, ассиcтент кафедры психологии развития и образования, ORCID https://orcid.org/0000-0002-6830-5543, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

191186, Россия, г. Санкт-Петербург, н. р. Мойки, 48, тел.: +7 (812) 3150725, e-mail: alexandra.tuzova25@mail.ru

Аннотация.  Введение. В статье представлены результаты сравнительного анализа личностных характеристик одарённых учащихся с разным уровнем психологического благополучия.

Материалы и методы. Использовались методики «Тест жизнестойкости С. Мадди», «Тест-опросник самоотношения» В. В. Столина, С. Р. Пантелеева, «Тест совладания с трудными ситуациями» Р. Лазаруса и С. Фолкмана, «Тест на определение стиля познания» Д. Колба, Тест «Определение творческих способностей» Х. Зиверта.

Результаты исследования. Для учащихся с высоким уровнем благополучия характерны конструктивные стратегии разрешения проблемных ситуаций, высокий уровень жизнестойкости и позитивное самоотношение. Учащиеся с низким уровнем благополучия характеризуются низкой степенью самопринятия, высокой степенью самообвинения, стремлением избежать решения проблем, отсутствием контроля над собственной жизнью.

Заключение. Результаты исследования показали, что существуют взаимосвязи между психологическим благополучием одарённых учащихся и показателями их жизнестойкости, копинг-стратегиями, самоотношением, стилем познания и креативностью. Выявлено, что учащиеся с разным уровнем благополучия различаются по ряду изучаемых характеристик.

Ключевые слова: психологическое благополучие, одарённость, специализированные школы, личностные характеристики, жизнестойкость, самоотношение, копинг-стратегии, креативность.

Для цитирования: Лактионова Е. Б., Кондакова И. В., Тузова А. С. Личностные особенности одарённых учащихся с разным уровнем психологического благополучия // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 2 (51). С. 234–246. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-234-246

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-234-246

УДК: 159.928.22

Дата поступления в редакцию: 22.04.2021

Список литературы:

1. Балаш А. В., Топоева Е. Ю. Особенности психологического благополучия старших подростков с признаками одаренности // Вестник науки и образования. 2020. № 1 (79). С. 101–105. DOI: 10.24411/2312-8089-2020-10104

2. Батухтина Т. В. Психологические ресурсы адаптации к стрессовым ситуациям у творчески одаренных подростков. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 105. С. 145–150.

3. Ермаков П. Н., Дикая Л. А., Кац Е. Б. Психофизиологические и психологические особенности одаренных старшеклассников, испытывающих психологические трудности // Российский психологический журнал. 2009. № 3. Т. 6. С. 10–21.

4. Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. 2007. № 3. С. 93–112.

5. Лактионова Е. Б., Баева И. А., Орлова А. В., Кондакова И. В., Тузова А. С. Роль образовательной среды в психологическом благополучии учащихся специализированных и общеобразовательных школ // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2020. № 197. С. 31–41.

6. Лактионова Е. Б., Орлова А. В., Кондакова И. В. Ресурсы психологического благополучия одаренных учащихся в отечественных и зарубежных исследованиях // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2020. № 197. С. 74–84.

7. Леонтьев Д. А., Братусь Б. С. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 1. 2002. С. 56–65.

8. Леонтьев Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18–37. doi: 10.17223/17267080/62/37

9. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М. : Смысл, 2006. 63 с.

10 Мякотина Л. В. Особенности социальной адаптации и социализации творчески одарённых школьников // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2017. Т. 9. № 4. С. 34–41.

11. Определение вашего стиля познания по методу LSI [Электронный ресурс]: статья Дэвида А. Уэттена в сокращённом и адаптированном переводе. URL: http:// www. http://www.elitarium.ru/stil-obuchenie-informaciya-poznanie-put-issledovanie-opytproblema-nablyudenie-ehksperimentirovanie-abstraktnaya-rezultat/ (дата обращения: 18.04.2021).

12. Столин В. В., Пантилеев С. Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М. : Изд-во МГУ, 1988. С. 123–130.

13. Фадеева Е. И., Ясюкевич М. В. От выбора профессии к успеху в жизни: учебное пособие. М. : Перспектива, 2008. 125 с.

14. Щербинина О. С. Особенности взаимоотношений одаренных школьников с микросоциумом в современных образовательных условиях // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24. № 2. С. 17–20.

15. Яшкин М. А., Солобутина М. М. Особенности личностной идентичности и социально-психологической адаптации одаренных подростков // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2019. № 3. С. 82–86.

16. . Ryff С. D., Keyes С. L. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69 (4). Pp. 719–727. DOI:10.1037/0022-3514.69.4.719

Скачать статью в формате pdf

Особенности преподавания гуманитарных предметов в творческом вузе

Автор(ы):

Юлия Сергеевна Метёлкина, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник учебно-научной лаборатории развития гендерного образования, ORCID https://orcid.org/ 0000-0003-2594-705X, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

119991, Россия, г. Москва, ул. Ленинские горы, 1, стр. 52, тел.: +7 (495) 9393281, e-mail: redaktor-kursa@yandex.ru

Аннотация. Введение. Данная статья посвящена особенностям преподавания гуманитарных предметов в творческом вузе. Новизна исследования заключается в анализе особенностей образовательного процесса и контингента студентов, условия проведения занятий в творческих вузах. Представленные результаты могут быть использованы для преподавания цикла гуманитарных предметов в вузах, в которых осуществляется подготовка специалистов творческих специальностей.

Материалы и методы. В статье раскрывается специфика методов и форм контроля, которые необходимо адаптировать для повышения их эффективности. Приводятся примеры форм промежуточного и итогового контроля, способов поддержания и повышения мотивации студентов разных форм обучения. Статья написана на основе опыта преподавания автора в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский институт театрального искусства – ГИТИС».

Результаты исследования. Обоснование выбора методов обучения дополнено примерами практических заданий, способами повышения и поддержания высокого уровня мотивации студентов, актуализирована необходимость использования имитационных игровых и неигровых методов обучения, индивидуализации форм контроля.

Выводы. В статье отражены особенности преподавания гуманитарных предметов в творческих вузах, обусловленные факторами образовательной среды, контингента обучающихся, спецификой образовательного процесса и учебных планов.

Ключевые слова: гуманитарные предметы, творческий вуз, студенты, образовательный процесс, мотивация, методы, формы контроля.

Для цитирования: Метёлкина Ю. С. Особенности преподавания гуманитарных предметов в творческом вузе // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 2 (51). С. 215–221. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-215-221

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-215-221

УДК: 378.147

Дата поступления в редакцию: 10.01.2021

Список литературы:

1. Агапова Т. В., Айснер Л. Ю. Basic forms of interaction and teaching methods in higher school (passive, active and interactive teaching methods) // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 1-1. С. 269–275. DOI: 10.34670/AR.2019.44.1.054

2. Горшкова О. В. Активные методы обучения: формы и цели применения [Электронный ресурс] // Концепт. 2017. No 53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivnye-metody-obucheniya-formy-i-tseli-primeneniya (дата обращения: 12.06.2020).

3. Долгова В. И., Нуртдинова А. А. Исследование профессионально-педагогической направленности личности студентов // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27043  

4. Казун А. П., Пастухова Л. С. Практики применения проектного метода обучения: опыт разных стран [Электронный ресурс] // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktiki-primeneniya-proektnogo-metoda-obucheniya-opyt-raznyh-stran (дата обращения: 15.09.2020).

5. Кирланов Т. Г. Классификация методов активного обучения применительно к высшей школе [Электронный ресурс] // Молодой учёный. 2010. № 4 (15). С. 337–339. URL: https://moluch.ru/archive/15/1455/ (дата обращения: 24.02.2021).

6. Кузнецова А. Я., Омельченко Е. А. Современные парадигмы образования в контексте теории научных революций [Электронный ресурс] // Концепт. 2017. № 11. С. 24–33. URL: http://e-koncept.ru/2017/170219.htm (дата обращения: 23.09.2020).

7. Перова В. И. Проектный метод обучения: эффективность учебной и научной деятельности [Электронный ресурс] // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия : Социальные науки. 2015. № 3 (39). С. 252–257. URL:

http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik_soc/18115942_2015__3(39)_unicode/0252-0257.pdf (дата обращения: 17.05.2020).

8. Полякова Е. И. Ролевые игры как средство стимулирования у студентов интереса к освоению опыта межкультурного взаимодействия // Высшее образование сегодня. 2008. № 2. С. 39–41.

9. Kapp K. The Gamification of Learning and Instruction: Game-based Methods and Strategies for Training and Education. Pfeiffer: San Francisco. 2012. 302 p.

10. Morgan D. Integrating Qualitative and Quantitative Methods: A Pragmatic Approach. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2013. 288 p. DOI: 10.4135/9781544304533

Скачать статью в формате pdf

Просветительская деятельность будущего педагога в условиях сельской среды

Автор(ы):

Татьяна Александровна Ткачёва, преподаватель, Ангарский педагогический колледж, ORCID https://orcid.org/0000-0002-0782-9239

665830, Россия, Иркутская область, г. Ангарск, кв. 61, стр. 1, тел.: +7 (3955) 522192, e-mail: tkachevi2014@mail.ru

Аннотация. Введение. Подготовка будущих педагогов является одной из самых обсуждаемых тем в области образования. Особое внимание уделяется сельской школе и её кадровому обеспечению. Мы полагаем, что будущий педагог сельской школы должен обладать высоким творческим потенциалом, социальной активностью, устойчивым эмоциональным интеллектом. Уметь быстро и неординарно решать профессиональные задачи, стремиться к самосовершенствованию. И, в конечном счёте, принимать участие в решении ранее не свойственных ему задач, вступая в конструктивный диалог с властью и населением, проживающим в селе; причём делать это грамотно и успешно. Специфика сельской среды требует от будущего педагога овладения ещё одним видом профессиональной деятельности – просветительской. Таким образом, в качестве объекта анализа мы выделяем феномен просветительской деятельности будущего педагога в условиях сельской среды. В данной статье раскрыто понятие «просветительская деятельность» будущего педагога; уточнена её структура; выявлены особенности сельской среды; определены основные направления просветительской деятельности будущего педагога в условиях сельской среды; представлены обобщающие результаты социологического опроса по заявленной теме исследования.

Материалы и методы. В статье представлен обобщающий анализ проблемы просветительской деятельности будущего педагога в условиях сельской среды. В ходе исследования были реализованы следующие методы: анализ научной, психолого-педагогической литературы по вопросам организации просветительской деятельности в сельской школе; педагогическое наблюдение; беседа, анкетирование учителей начальных классов, педагогов дошкольного и дополнительного образования, студентов Ангарского педагогического колледжа, их родителей или лиц, их заменяющих.

Результаты исследования. В процессе анализа теоретико-методологических позиций в области педагогического просвещения сельского населения была уточнена сущностная характеристика понятия «просветительская деятельность», представлена структура данной деятельности. С целью выявления особенностей сельской среды, основных направлений просветительской деятельности в условиях сельской среды был организован социологический опрос «Моя малая родина, какая она?». В данном опросе приняли участие студенты Ангарского педагогического колледжа и их родители, учителя начальных классов, педагоги дошкольного и дополнительного образования, проживающие в сельской местности. Результаты опроса обобщены и представлены данной статье.

Заключение. Практическая значимость работы заключается в рассмотрении феномена «просветительская деятельность» будущего педагога в условиях сельской среды. Исследование продолжается, но по предварительным данным можно сделать вывод о необходимости внедрения в образовательные программы Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Ангарский педагогический колледж» разделов, направленных на формирование умений, необходимых для осуществления просветительской деятельности будущих педагогов в условиях сельской среды.

Ключевые слова: просветительская деятельность, просвещение, будущий педагог, сельская среда, профессиональная деятельность, местожительство, семейно-соседская микросреда.

Для цитирования: Ткачёва Т. А. Просветительская деятельность будущего педа- гога в условиях сельской среды // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 2 (51). С. 222–233. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-222-233

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-222-233

УДК: 377.1

Дата поступления в редакцию: 13.11.2020

Список литературы:

1. Байбородова Л. В. Современные экономические и социальные условия образования сельских школьников // Педагогика сельской школы. 2019. № 1 (1). С. 9–23.

2. Богодухова О. А., Нежельченко А. Ю., Данилова А. М. Сравнительный анализ мер по поддержке развития сельских территорий России и ЕС // Проблемы и решения современной аграрной экономики: мат-лы XXI междунар. науч.-произв. конф. В 2 т. Т. 2. п. Майский. Белгород, 2017. С. 176–177.

3. Гурьянова М. П. Развитие социально-педагогической деятельности с детьми и семьями в пространстве места жительства. Монография. М. : ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2018. 155 с.

4. Гурьянова М. П. Сельская социальная среда как пространство развития современного детства // Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования: мат-лы I Всерос. науч.-практ. конф. Москва, 16–18 апреля 2018 года. М., 2018. Т. 2. С. 120–128.

5. Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Портрет российской сельской школы // Мониторинг экономики образования. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2020. № 35. С. 1–16.

6. Иванова И. Ю. Организационные и содержательные основы просветительской деятельности : учебное пособие. ЮУрГГПУ. Челябинск : Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. 198 с.

7. Котькова Г. Е. Создание воспитывающей среды сельских школьников // Педагогика сельской школы. 2019. № 1 (1). С. 46–55.

8. Красильников Ю. Д. Основы теории культурно-просветительной работы : учебное пособие для студентов культ.-просвет. фак. ин-тов культуры. МГИК. М. : Изд-во МГИК, 1982. 80 с.

9. Гохберг Л. М., Озерова О. К., Саутина Е. В., Шугаль Н. Б. Краткий статистический сборник : Образование в цифрах: 2020. М. : НИУ ВШЭ, 2020. 120 с.

10. Найданов А. С. Социально-воспитательная работа с населением в семейно-соседском социуме // Вестник тамбовского университета. 2010. № 5 (85). С. 270–276.

11. Симбирцева Н. А., Челышева И. В., Симбирцева Н. А. Просветительская деятельность: структурно-содержательный анализ понятия в отечественной традиции // Педагогический журнал Башкортостана. 2020. № 4-5 (89-90). С. 127 –140.

12. Стефановская Н. А. Просвещение как традиция духовной жизни : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06. Тамбов, 2001. 16 с.

13. Даль В. И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка. М. : Абрис/ОЛМА : 2018 г. 448 с.

14. Федосова И. В., Кибальник А. В. Готовность к семейной жизни студентов, оставшихся без попечения родителей: опыт эмпирического исследования // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2020. № 2 (30). С. 233–243.

15. Якушкина М. С., Илакавичус М. Р., Якушкина И. И., Матина Г. О., Амбурцев Р. А., Загривная Т. А., Кожемякина Л. А. Просветительство как ресурс развития пространства образования взрослых государств-участников СНГ: коллективная монография / под общ. ред. М. С. Якушкиной. СПб. : СПб ИУО РАО, 2016. 237 с.

16. Яровенко Т. В. Культурно-просветительская деятельность как аспект подготовки бакалавра в педагогическом вузе / Вестник Омского государственного университета гуманитарные исследования. 2019. № 1 (22). С. 148–150.

17. О просветительской деятельности: Модельный закон [Электронный ресурс] : Приложение к постановлению МПА СНГ от 20 мая 2016 года № 44-11. URL: https:// iacis.ru/public/upload/files/1/640.pdf (дата обращения: 03.02.2021).

18. Amini C., Nivorozhkin E. The urban–rural divide in educational outcomes: Evidence from Russia [Electronic resource] // International Journal of Educational Development 2015. 44: 118–133. URL: https://www.researchgate.net/publication/282462525_The_urban-ru- ral_divide_in_educational_outcomes_Evidence_from_Russia (mode of access: 08.05.2021). DOI:10.1016/j.ijedudev.2015.07.006

19. Echazarra A., Radinger Т. Learning in rural schools: Insights from PIZA, TALIS and the literature OECD // OECD Education Working Paper. 2019 (4). No 196. 77 p.

20. Kapur R. Education in Rural Areas [Electronic resource] // ACTA SCIENTIF- IC AGRICULTURE. 2019. 3.7. 79–86. URL: https://www.researchgate.net/publica- tion/329059160_Education_in_Rural_Areas (mode of access: 01.05.2021). DOI:10.31080/ ASAG.2019.03.0520

Скачать статью в формате pdf

Творческие задания по литературе: от истории к современности, от консервации форм к их развитию и трансформации (общий обзор)

Автор(ы):

Елена Станиславовна Романичева, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик, ORCID https://orcid.org/0000-0003-2649-3715, Институт системных проектов, Московский городской педагогический университет

129226, Россия, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, тел.: +7 (499) 1812462, e-mail: RomanichevaES@mgpu.ru

Аннотация. Во введении к статье автор ставит исследовательский вопрос: в чём причины кризиса, который сегодня переживает «традиционное» сочинение, утратившее свой творческий характер, и есть ли пути выхода из этого кризиса.

Материалы и методы. В процессе поиска ответа на поставленный вопрос автор, используя методы сравнительно-сопоставительного анализа источников, показывает, как отечественные методисты ХХ века решали «проблему сочинения», какие задания предлагали, чтобы текст, написанный учащимися, был оригинальной «репликой» в их диалоге с художественным текстом.

Обзор литературы. Большой объём источников, привлекаемый автором, придаёт этой части статьи характер аналитического обзора. Он призван убедить читателя, что установка на «творческое чтение» (Абакумов) и «творческие сочинения» (Абакумов) была одной из ведущих тенденций в методике ХХ века. В заключение этого раздела сделан вывод о том, что сегодня литературное творчество школьников может и должно быть поддержано с помощью цифровых инструментов. Цифровизация современного литературного образования, в том числе и через включение в учебный процесс творческих заданий нового типа, ‒ условие его развития в ХХI веке.

Результаты. В этой части статьи автор перечисляет возможные виды мультимедийных творческих заданий (подкаст, буктрейлер, лонгрид, видеопоэзия и ряд других), показывая, что последние, выполненные с использованием IT-инструментов, есть не отказ от традиционных творческих заданий, а их развитие и трансформация в условиях цифровой среды. Выдвинутый тезис автор иллюстрирует, обращаясь к фанфикшену и показывая, какие традиционные формы творческих заданий предшествовали фанфикам. Автор показывает, что выполнение этих заданий (в отличие от написания «традиционного» сочинения) обретает для школьников ценность и смысл, потому что эти задания отличает конвергентность и партиципаторность. Именно через них происходит вовлечение современных школьников в культуру соучастия, в рамках которой сегодня живут тексты художественной литературы. В заключение этого раздела автор говорит о том, что предложенная им система творческих заданий мультимедийного характера, безусловно, нуждается в обсуждении, экспериментальной проверке и корректировке по её итогам.

В заключение автор, ссылаясь на методистов ХХ века, которые говорили об ученическом творчестве как необходимом условии постижения художественного текста и продуктивном диалоге с ним, обозначает те задачи методической науки, которые стоят перед ней применительно к проблеме, вынесенной в заголовок статьи. К их числу относятся: формирование глоссария терминов, где определены возможные творческие задания мультимедийного характера, и подготовка методических рекомендаций, в которых описаны алгоритм их создания и технология включения в учебный процесс.

Ключевые слова: традиционные и мультимедийные творческие задания, ценность и смысл, конвергентность и партиципаторность, фанфикшен, классификация мультимедийных творческих заданий.

Для цитирования: Романичева Е. С. Творческие задания по литературе: от истории к современности, от консервации форм к их развитию и трансформации (общий обзор) // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 2 (51). С. 198–214. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-198-214

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-198-214

УДК: 371.38

Дата поступления в редакцию: 10.01.2021

Список литературы:

1. Абакумов С. И. Творческое чтение : опыт методики чтения художественных про- изведений в школах начального типа. Л. : Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1925. 136 с.

2. Авдеева И. Б. Электронно-опосредованная коммуникация: степень её новизны // Мир русского слова. 2020. № 3. С. 18‒28. DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13016

3. Беньковская Т. Е. Методические школы в отечественной методике преподавания литературы // Методика обучения литературе. ХХI век: учебное пособие / под ред. Е. К. Маранцман. СПб. : ВВМ, 2019. С. 76‒117.

4. Борисенко Н. А., Миронова К. В., Шишкова С. В., Граник Г. Г. Особенности цифрового чтения современных подростков: результаты теоретико-эмпирического исследования [Электронный ресурс] // Science for Education Today. 2020. Т. 10. № 5. С. 28–49. URL: http://sciforedu.ru/article/4566 (дата обращения: 23.12.2020). DOI: http://dx.doi. org/10.15293/2658-6762

5. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. Тула : Автограф, 2000. 223 с.

6. Дженкинс Г. Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа / пер. с англ. А. Гасилина. М. : РИПОЛ классик, 2019. 384 с.

7. Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. Вып. 16 «Чтение как средство коммуникации» / сост. Ю. П. Мелентьева / под ред. В. А. Лекторского. М. : Наука. РАН. 2019. Вып. 16. 146 с.

8. Жабицкая Л. Г. Восприятие художественной литературы и личность. Литературное развитие в юности. Кишинев : Штиинца, 1974, 132 с.

9. Жвалевский А., Пастернак Е. Смерть мертвым душам! Повесть с 10 фанфиками в придачу. М. : Розовый жираф, 2014. С. 265‒340.

10 Зинин С. А. Самоопределение в пространстве современности. О судьбах литературного образования // Литература в школе. 2020. № 1. С. 121‒128. DOI: 10.31862/0130- 3414-2020-1-121-128

11. Курикалова Н. М., Котлеров П. С., Федоров А. В., Зотина К. А. Портфолио читателя: читать здорово! // Человек читающий: Homo legens-12. Сб. научных статей / под ред. М. В. Белоколенко. М. : Русская ассоциация чтения, 2020. С. 137‒149.

12. Кутузов А. Г. Система творческих заданий как средство постижения произведения в его идейно-художественной специфике : автореф. ... канд. пед наук : 13.00.02. М., 1990. 16 с.

13. Кутузов А. Г., Романичева Е. С., Киселев А. Г. Как войти в мир литературы. 5 класс: методическое пособие ; 7-е изд., доп. М. : Дрофа, 2006. 222 с.

14. Мокшина Ю. Л. Фанфикшн как инструмент приобщения современных школьников к чтению классической литературы : дис. ... канд. пед. наук. СПб. : 2018. 455 с. [Электронный ресурс] // URL: https://www.dissercat.com/content/fanfikshn-kak- instrument-priobshcheniya-sovremennykh-shkolnikov-k-chteniyu-klassicheskoi-lit. (дата обращения: 04.01.2021).

15. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. М. : Академия; Высшая школа, 1999. 272 с.

16. Маранцман В. Г. Анализ литературного произведения в соотношении с читательским восприятием школьников : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. М., 1980. 48 с.

17. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М. : Науч.-исслед. ин-т содерж. и методов обучения АПН СССР, 1976. 224 с.

18. Новлянская З. Н. Драма как род литературы в развивающем обучении // Психология. Литература. Театр. Кино: коллективная монография / под общ. ред. Н. Л. Карповой. М. : Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2020. С. 111‒116.

19. Пранцова Г. В. Элективные курсы по литературе: 10‒11 классы: программы, тематические планы, методические рекомендации, хрестоматия. М. : Вербум-М, 2006. 189 с.

20. Романичева Е. С. Проект «Кинопоэзия» ‒ новый ресурс приобщения к чтению или инструмент изучения поэзии? // Литература на экране / под ред. А. А. Мелик-Пашаева, Н. Л. Карповой, Н. А. Борисенко, С. Ф. Дмитренко. В 2 ч. Ч. 1. М. : Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2018. С. 137−142.

21. Романичева Е. С. «Сад расходящихся тропок»: о разных способах освоения канона в школьных образовательных практиках // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 3 (53). С. 8‒18. DOI 10.25688/2076-9121.2020.53.3.01

22. Россинская А. Н. Где читают «нечитающие» и пишут «непишущие» // Читатель в школе: сборник статей / под ред. Е. А. Асоновой и Е. С. Романичевой. М. : Библиомир, 2020. С. 178‒189.

23. Рыбникова М. А. Избранные труды / сост. В. В. Шевелев. М. : Изд-во АПН, 1958. С. 401‒472.

24. Рыбникова М. А. От маленького писателя к большому читателю // Русский язык в советской школе. 1929. № 2. С. 81‒89.

25. Самутина Н. В. Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта // Социологическое обозрение. 2013. Т. 12. № 3. С. 137‒194.

26. Самутина Н. В. Практики эмоционального чтения и любительская литература (фанфикшн) // Новое литературное обозрение. 2017. Т. 143. № 1. С. 246‒269.

27. Соколов Н. М. Изучение литературных произведений в начальной школе. М.‒Л. : Государственное издательство, 1928. 160 с.

28. Соколов Н. М. Устное и письменное слово учащихся. М.‒Л. : Государственное издательство, 1927. 121 с.

29. Сосновская И. В., Островская В. В. Активизация работы с «нелинейным знанием» как мотивационный аспект современного урока [Электронный ресурс] // URL: «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» ‒ международный информационно-аналитический журнал. 2014. № 2 (09). Сентябрь. URL: http://ce.if-mstuca.ru/ (дата обращения: 04.01.2021).

30. Чертов В. Ф., Сосновская И. В. Гармония теории и практики в трудах В. В. Голубкова // Литература в школе. 2020. № 1. С. 108‒120 DOI: 10.31862/0130-3414-2020- 1-108-120

31. Чтение и грамотность в образовании и культуре: буква в цифре : сб. мат-лов VI международной научно-практической конференции / под общей ред. М. В. Белоколенко. М. : Русская ассоциация чтения, 2020. 170 с.

Скачать статью в формате pdf