Автор(ы):
Татьяна Александровна Ткачёва, преподаватель, Ангарский педагогический колледж, ORCID https://orcid.org/0000-0002-0782-9239
665830, Россия, Иркутская область, г. Ангарск, кв. 61, стр. 1, тел.: +7 (3955) 522192, e-mail: tkachevi2014@mail.ru
Аннотация. Введение. Подготовка будущих педагогов является одной из самых обсуждаемых тем в области образования. Особое внимание уделяется сельской школе и её кадровому обеспечению. Мы полагаем, что будущий педагог сельской школы должен обладать высоким творческим потенциалом, социальной активностью, устойчивым эмоциональным интеллектом. Уметь быстро и неординарно решать профессиональные задачи, стремиться к самосовершенствованию. И, в конечном счёте, принимать участие в решении ранее не свойственных ему задач, вступая в конструктивный диалог с властью и населением, проживающим в селе; причём делать это грамотно и успешно. Специфика сельской среды требует от будущего педагога овладения ещё одним видом профессиональной деятельности – просветительской. Таким образом, в качестве объекта анализа мы выделяем феномен просветительской деятельности будущего педагога в условиях сельской среды. В данной статье раскрыто понятие «просветительская деятельность» будущего педагога; уточнена её структура; выявлены особенности сельской среды; определены основные направления просветительской деятельности будущего педагога в условиях сельской среды; представлены обобщающие результаты социологического опроса по заявленной теме исследования.
Материалы и методы. В статье представлен обобщающий анализ проблемы просветительской деятельности будущего педагога в условиях сельской среды. В ходе исследования были реализованы следующие методы: анализ научной, психолого-педагогической литературы по вопросам организации просветительской деятельности в сельской школе; педагогическое наблюдение; беседа, анкетирование учителей начальных классов, педагогов дошкольного и дополнительного образования, студентов Ангарского педагогического колледжа, их родителей или лиц, их заменяющих.
Результаты исследования. В процессе анализа теоретико-методологических позиций в области педагогического просвещения сельского населения была уточнена сущностная характеристика понятия «просветительская деятельность», представлена структура данной деятельности. С целью выявления особенностей сельской среды, основных направлений просветительской деятельности в условиях сельской среды был организован социологический опрос «Моя малая родина, какая она?». В данном опросе приняли участие студенты Ангарского педагогического колледжа и их родители, учителя начальных классов, педагоги дошкольного и дополнительного образования, проживающие в сельской местности. Результаты опроса обобщены и представлены данной статье.
Заключение. Практическая значимость работы заключается в рассмотрении феномена «просветительская деятельность» будущего педагога в условиях сельской среды. Исследование продолжается, но по предварительным данным можно сделать вывод о необходимости внедрения в образовательные программы Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Ангарский педагогический колледж» разделов, направленных на формирование умений, необходимых для осуществления просветительской деятельности будущих педагогов в условиях сельской среды.
Ключевые слова: просветительская деятельность, просвещение, будущий педагог, сельская среда, профессиональная деятельность, местожительство, семейно-соседская микросреда.
Для цитирования: Ткачёва Т. А. Просветительская деятельность будущего педа- гога в условиях сельской среды // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 2 (51). С. 222–233. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-222-233
DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-222-233
УДК: 377.1
Дата поступления в редакцию: 13.11.2020
Список литературы:
1. Байбородова Л. В. Современные экономические и социальные условия образования сельских школьников // Педагогика сельской школы. 2019. № 1 (1). С. 9–23.
2. Богодухова О. А., Нежельченко А. Ю., Данилова А. М. Сравнительный анализ мер по поддержке развития сельских территорий России и ЕС // Проблемы и решения современной аграрной экономики: мат-лы XXI междунар. науч.-произв. конф. В 2 т. Т. 2. п. Майский. Белгород, 2017. С. 176–177.
3. Гурьянова М. П. Развитие социально-педагогической деятельности с детьми и семьями в пространстве места жительства. Монография. М. : ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2018. 155 с.
4. Гурьянова М. П. Сельская социальная среда как пространство развития современного детства // Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования: мат-лы I Всерос. науч.-практ. конф. Москва, 16–18 апреля 2018 года. М., 2018. Т. 2. С. 120–128.
5. Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Портрет российской сельской школы // Мониторинг экономики образования. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2020. № 35. С. 1–16.
6. Иванова И. Ю. Организационные и содержательные основы просветительской деятельности : учебное пособие. ЮУрГГПУ. Челябинск : Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. 198 с.
7. Котькова Г. Е. Создание воспитывающей среды сельских школьников // Педагогика сельской школы. 2019. № 1 (1). С. 46–55.
8. Красильников Ю. Д. Основы теории культурно-просветительной работы : учебное пособие для студентов культ.-просвет. фак. ин-тов культуры. МГИК. М. : Изд-во МГИК, 1982. 80 с.
9. Гохберг Л. М., Озерова О. К., Саутина Е. В., Шугаль Н. Б. Краткий статистический сборник : Образование в цифрах: 2020. М. : НИУ ВШЭ, 2020. 120 с.
10. Найданов А. С. Социально-воспитательная работа с населением в семейно-соседском социуме // Вестник тамбовского университета. 2010. № 5 (85). С. 270–276.
11. Симбирцева Н. А., Челышева И. В., Симбирцева Н. А. Просветительская деятельность: структурно-содержательный анализ понятия в отечественной традиции // Педагогический журнал Башкортостана. 2020. № 4-5 (89-90). С. 127 –140.
12. Стефановская Н. А. Просвещение как традиция духовной жизни : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06. Тамбов, 2001. 16 с.
13. Даль В. И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка. М. : Абрис/ОЛМА : 2018 г. 448 с.
14. Федосова И. В., Кибальник А. В. Готовность к семейной жизни студентов, оставшихся без попечения родителей: опыт эмпирического исследования // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2020. № 2 (30). С. 233–243.
15. Якушкина М. С., Илакавичус М. Р., Якушкина И. И., Матина Г. О., Амбурцев Р. А., Загривная Т. А., Кожемякина Л. А. Просветительство как ресурс развития пространства образования взрослых государств-участников СНГ: коллективная монография / под общ. ред. М. С. Якушкиной. СПб. : СПб ИУО РАО, 2016. 237 с.
16. Яровенко Т. В. Культурно-просветительская деятельность как аспект подготовки бакалавра в педагогическом вузе / Вестник Омского государственного университета гуманитарные исследования. 2019. № 1 (22). С. 148–150.
17. О просветительской деятельности: Модельный закон [Электронный ресурс] : Приложение к постановлению МПА СНГ от 20 мая 2016 года № 44-11. URL: https:// iacis.ru/public/upload/files/1/640.pdf (дата обращения: 03.02.2021).
18. Amini C., Nivorozhkin E. The urban–rural divide in educational outcomes: Evidence from Russia [Electronic resource] // International Journal of Educational Development 2015. 44: 118–133. URL: https://www.researchgate.net/publication/282462525_The_urban-ru- ral_divide_in_educational_outcomes_Evidence_from_Russia (mode of access: 08.05.2021). DOI:10.1016/j.ijedudev.2015.07.006
19. Echazarra A., Radinger Т. Learning in rural schools: Insights from PIZA, TALIS and the literature OECD // OECD Education Working Paper. 2019 (4). No 196. 77 p.
20. Kapur R. Education in Rural Areas [Electronic resource] // ACTA SCIENTIF- IC AGRICULTURE. 2019. 3.7. 79–86. URL: https://www.researchgate.net/publica- tion/329059160_Education_in_Rural_Areas (mode of access: 01.05.2021). DOI:10.31080/ ASAG.2019.03.0520
Скачать статью в формате pdf
Автор(ы):
Елена Станиславовна Романичева, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик, ORCID https://orcid.org/0000-0003-2649-3715, Институт системных проектов, Московский городской педагогический университет
129226, Россия, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, тел.: +7 (499) 1812462, e-mail: RomanichevaES@mgpu.ru
Аннотация. Во введении к статье автор ставит исследовательский вопрос: в чём причины кризиса, который сегодня переживает «традиционное» сочинение, утратившее свой творческий характер, и есть ли пути выхода из этого кризиса.
Материалы и методы. В процессе поиска ответа на поставленный вопрос автор, используя методы сравнительно-сопоставительного анализа источников, показывает, как отечественные методисты ХХ века решали «проблему сочинения», какие задания предлагали, чтобы текст, написанный учащимися, был оригинальной «репликой» в их диалоге с художественным текстом.
Обзор литературы. Большой объём источников, привлекаемый автором, придаёт этой части статьи характер аналитического обзора. Он призван убедить читателя, что установка на «творческое чтение» (Абакумов) и «творческие сочинения» (Абакумов) была одной из ведущих тенденций в методике ХХ века. В заключение этого раздела сделан вывод о том, что сегодня литературное творчество школьников может и должно быть поддержано с помощью цифровых инструментов. Цифровизация современного литературного образования, в том числе и через включение в учебный процесс творческих заданий нового типа, ‒ условие его развития в ХХI веке.
Результаты. В этой части статьи автор перечисляет возможные виды мультимедийных творческих заданий (подкаст, буктрейлер, лонгрид, видеопоэзия и ряд других), показывая, что последние, выполненные с использованием IT-инструментов, есть не отказ от традиционных творческих заданий, а их развитие и трансформация в условиях цифровой среды. Выдвинутый тезис автор иллюстрирует, обращаясь к фанфикшену и показывая, какие традиционные формы творческих заданий предшествовали фанфикам. Автор показывает, что выполнение этих заданий (в отличие от написания «традиционного» сочинения) обретает для школьников ценность и смысл, потому что эти задания отличает конвергентность и партиципаторность. Именно через них происходит вовлечение современных школьников в культуру соучастия, в рамках которой сегодня живут тексты художественной литературы. В заключение этого раздела автор говорит о том, что предложенная им система творческих заданий мультимедийного характера, безусловно, нуждается в обсуждении, экспериментальной проверке и корректировке по её итогам.
В заключение автор, ссылаясь на методистов ХХ века, которые говорили об ученическом творчестве как необходимом условии постижения художественного текста и продуктивном диалоге с ним, обозначает те задачи методической науки, которые стоят перед ней применительно к проблеме, вынесенной в заголовок статьи. К их числу относятся: формирование глоссария терминов, где определены возможные творческие задания мультимедийного характера, и подготовка методических рекомендаций, в которых описаны алгоритм их создания и технология включения в учебный процесс.
Ключевые слова: традиционные и мультимедийные творческие задания, ценность и смысл, конвергентность и партиципаторность, фанфикшен, классификация мультимедийных творческих заданий.
Для цитирования: Романичева Е. С. Творческие задания по литературе: от истории к современности, от консервации форм к их развитию и трансформации (общий обзор) // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 2 (51). С. 198–214. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-198-214
DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-198-214
УДК: 371.38
Дата поступления в редакцию: 10.01.2021
Список литературы:
1. Абакумов С. И. Творческое чтение : опыт методики чтения художественных про- изведений в школах начального типа. Л. : Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1925. 136 с.
2. Авдеева И. Б. Электронно-опосредованная коммуникация: степень её новизны // Мир русского слова. 2020. № 3. С. 18‒28. DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13016
3. Беньковская Т. Е. Методические школы в отечественной методике преподавания литературы // Методика обучения литературе. ХХI век: учебное пособие / под ред. Е. К. Маранцман. СПб. : ВВМ, 2019. С. 76‒117.
4. Борисенко Н. А., Миронова К. В., Шишкова С. В., Граник Г. Г. Особенности цифрового чтения современных подростков: результаты теоретико-эмпирического исследования [Электронный ресурс] // Science for Education Today. 2020. Т. 10. № 5. С. 28–49. URL: http://sciforedu.ru/article/4566 (дата обращения: 23.12.2020). DOI: http://dx.doi. org/10.15293/2658-6762
5. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. Тула : Автограф, 2000. 223 с.
6. Дженкинс Г. Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа / пер. с англ. А. Гасилина. М. : РИПОЛ классик, 2019. 384 с.
7. Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. Вып. 16 «Чтение как средство коммуникации» / сост. Ю. П. Мелентьева / под ред. В. А. Лекторского. М. : Наука. РАН. 2019. Вып. 16. 146 с.
8. Жабицкая Л. Г. Восприятие художественной литературы и личность. Литературное развитие в юности. Кишинев : Штиинца, 1974, 132 с.
9. Жвалевский А., Пастернак Е. Смерть мертвым душам! Повесть с 10 фанфиками в придачу. М. : Розовый жираф, 2014. С. 265‒340.
10 Зинин С. А. Самоопределение в пространстве современности. О судьбах литературного образования // Литература в школе. 2020. № 1. С. 121‒128. DOI: 10.31862/0130- 3414-2020-1-121-128
11. Курикалова Н. М., Котлеров П. С., Федоров А. В., Зотина К. А. Портфолио читателя: читать здорово! // Человек читающий: Homo legens-12. Сб. научных статей / под ред. М. В. Белоколенко. М. : Русская ассоциация чтения, 2020. С. 137‒149.
12. Кутузов А. Г. Система творческих заданий как средство постижения произведения в его идейно-художественной специфике : автореф. ... канд. пед наук : 13.00.02. М., 1990. 16 с.
13. Кутузов А. Г., Романичева Е. С., Киселев А. Г. Как войти в мир литературы. 5 класс: методическое пособие ; 7-е изд., доп. М. : Дрофа, 2006. 222 с.
14. Мокшина Ю. Л. Фанфикшн как инструмент приобщения современных школьников к чтению классической литературы : дис. ... канд. пед. наук. СПб. : 2018. 455 с. [Электронный ресурс] // URL: https://www.dissercat.com/content/fanfikshn-kak- instrument-priobshcheniya-sovremennykh-shkolnikov-k-chteniyu-klassicheskoi-lit. (дата обращения: 04.01.2021).
15. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. М. : Академия; Высшая школа, 1999. 272 с.
16. Маранцман В. Г. Анализ литературного произведения в соотношении с читательским восприятием школьников : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. М., 1980. 48 с.
17. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М. : Науч.-исслед. ин-т содерж. и методов обучения АПН СССР, 1976. 224 с.
18. Новлянская З. Н. Драма как род литературы в развивающем обучении // Психология. Литература. Театр. Кино: коллективная монография / под общ. ред. Н. Л. Карповой. М. : Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2020. С. 111‒116.
19. Пранцова Г. В. Элективные курсы по литературе: 10‒11 классы: программы, тематические планы, методические рекомендации, хрестоматия. М. : Вербум-М, 2006. 189 с.
20. Романичева Е. С. Проект «Кинопоэзия» ‒ новый ресурс приобщения к чтению или инструмент изучения поэзии? // Литература на экране / под ред. А. А. Мелик-Пашаева, Н. Л. Карповой, Н. А. Борисенко, С. Ф. Дмитренко. В 2 ч. Ч. 1. М. : Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2018. С. 137−142.
21. Романичева Е. С. «Сад расходящихся тропок»: о разных способах освоения канона в школьных образовательных практиках // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 3 (53). С. 8‒18. DOI 10.25688/2076-9121.2020.53.3.01
22. Россинская А. Н. Где читают «нечитающие» и пишут «непишущие» // Читатель в школе: сборник статей / под ред. Е. А. Асоновой и Е. С. Романичевой. М. : Библиомир, 2020. С. 178‒189.
23. Рыбникова М. А. Избранные труды / сост. В. В. Шевелев. М. : Изд-во АПН, 1958. С. 401‒472.
24. Рыбникова М. А. От маленького писателя к большому читателю // Русский язык в советской школе. 1929. № 2. С. 81‒89.
25. Самутина Н. В. Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта // Социологическое обозрение. 2013. Т. 12. № 3. С. 137‒194.
26. Самутина Н. В. Практики эмоционального чтения и любительская литература (фанфикшн) // Новое литературное обозрение. 2017. Т. 143. № 1. С. 246‒269.
27. Соколов Н. М. Изучение литературных произведений в начальной школе. М.‒Л. : Государственное издательство, 1928. 160 с.
28. Соколов Н. М. Устное и письменное слово учащихся. М.‒Л. : Государственное издательство, 1927. 121 с.
29. Сосновская И. В., Островская В. В. Активизация работы с «нелинейным знанием» как мотивационный аспект современного урока [Электронный ресурс] // URL: «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» ‒ международный информационно-аналитический журнал. 2014. № 2 (09). Сентябрь. URL: http://ce.if-mstuca.ru/ (дата обращения: 04.01.2021).
30. Чертов В. Ф., Сосновская И. В. Гармония теории и практики в трудах В. В. Голубкова // Литература в школе. 2020. № 1. С. 108‒120 DOI: 10.31862/0130-3414-2020- 1-108-120
31. Чтение и грамотность в образовании и культуре: буква в цифре : сб. мат-лов VI международной научно-практической конференции / под общей ред. М. В. Белоколенко. М. : Русская ассоциация чтения, 2020. 170 с.
Скачать статью в формате pdf