Современное экспериментальное обучение русскому языку как иностранному в вузах Китая
Автор(ы):
Лю Цзинцзюань, доктор филологических наук, старший преподаватель, декан факультета русского языка, https://orcid.org/0000-0002-2405-2804, Шанхайский политико-юридический университет
201701, Китай, г. Шанхай, район Цинпу, Дорога Вэйцинсун, № 7989, тел.: +86 (021) 39227105, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. В статье рассмотрены проекты и практика экспериментального обучения русскому языку как иностранному в вузах Китая. Данная методика отличается от традиционного обучения китайских
студентов иностранным языкам. На основе коннотативного развития высшего образования «Интернет + русский язык», представлено исследование общей концепции проекта экспериментального обучения, его основного содержания, инновационной модели организации, задачи и перспективы для углубления педагогической реформы обучения русскому языку как иностранному. Используя сети умного кампуса, языковые лаборатории и цифровые языковые ресурсы, ориентируясь на реальные потребности учащихся, мы проводим экспериментальное обучение в рамках четырёх экспериментальных учебных модулей, направленных на решение проблемы низкого качества обучения русскому языку как иностранному из-за отсутствия обучающей ситуации, ограничения во времени и пространстве, а также существования межкультурных барьеров. На этой основе предлагаются три учебные стратегии организации и проведения экспериментальной работы при обучении русскому языку как иностранному. Выявлено, что экспериментальное обучение русскому языку как иностранному позволяет развивать учебную автономию учащихся, формирует навыки межкультурной коммуникации, повышает интерес к научным исследованиям и развивает критическое мышление в соответствии с требованиями новых гуманитарных наук.
Ключевые слова: методика, экспериментальное обучение, русский язык как иностранный, Китай, профессиональная деятельность, языковая компетенция
Для цитирования: Лю Ц. Современное экспериментальное обучение русскому языку как иностранному в вузах Китая // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 2 (55). С. 165–177. DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-2-165-177
DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-2-165-177
УДК: 378.1
Статья поступила в редакцию 05.04.2022, одобрена после рецензирования
01.06.2021, принята к публикации 05.06.2022.
Список источников:
1. Херрингтон Дж., Оливер Р., Ривз Т. С. Модели участия в аутентичных средах онлайн-обучения // Австралийский журнал образовательных технологий. 2002. № 19 (1). С. 279–286.
2. Пассов Е. И. Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея. М. : Глосса-Пресс, 2006. 240 с.
3. Боулз М. А. Противоречие «мысли вслух» в исследованиях второго языка. Нью-Йорк : Рутледж, 2010. 172 с.
4. Чанг Б., Шелдон Л., Си М., Хэнд А. Изучение иностранного языка в иммерсивной виртуальной среде // Электронная визуализация IS&T/SPIE IS&T/ SPIE. Международного общества оптики и фотоники. 2012. С. 828–902.
5. Джаст М., Карпентер П. Теория чтения: от фиксации взгляда к пониманию // Психологический обзор. 1980. № 87(4). С. 329–354. http://dx.doi.org/10.1037/0033-295X.87.4.329
6. Андухар А., Бюхнер Дж. Потенциал 3D виртуальной реальности (VR) для изучения языков: Обзор // Материалы 15-й Международной конференции о мобильном обучении. Утрехт, 2019.
7. Блит К. Иммерсивные технологии и изучение языков // Анналы иностранных языков. 2018. № 51(1). С. 1–8.
8. Хсу Т. С. Изучение английского языка с помощью дополненной реальности: имеют ли значение стили обучения? // Компьютеры и Образование. 2017(3). № 5106. С. 137–149.
9. Балыхина Т. М. Основные теории тестов и практика тестирования (в аспекте русского языка как иностранного): учебное пособие. М. : Русский язык. Курсы, 2006. 240 с.
10. Цзя Вэй. Экологическое конструирование и функция медиасреды в обучении иностранному языку // Современные образовательные технологии. 2011. № 21(4). С. 107–110.
11. Чжао Цзин, Ши Циле, Ван Фэнмин. Инновация формы экспериментального обучения иностранному языку на основе современных образовательных технологий // Исследования и эксплорация в лаборатории. 2011. № 9. С. 155-157+164.