Автор(ы):
Татьяна Ивановна Куликова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики, https://orcid.org/0000-0001-8655-1599, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
300026, Россия, г. Тула, пр-т Ленина, 125, тел.: +7 (4872) 355474, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Автором обосновывается актуальность изучения особенностей адаптационного потенциала студентов разного возраста в условиях повторяющихся периодов вынужденного дистанта во время второй волны пандемии в октябре – декабре 2021 года. Цель исследования: изучение возрастных особенностей адаптационного потенциала студентов в условиях дистанта в период пандемии. Задачи исследования: изучить особенности адаптационного потенциала студентов; выявить структурные элементы адаптационного потенциала и определить их взаимосвязи у студентов в разных возрастных группах.
Материалы и методы. Приняли участие студенты в возрасте от 18 до 24 лет (Mean±SD = 20,7±1,8) в количестве 67 человек. Диагностический материал: тест жизнестойкости С. Мадди; схемный опросник Янга «YSQ-S3R»; опросник «Способы совладающего поведения» (WSQ) Лазаруса; клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К. К. Яхина, Д. М. Менделевича). Статистическая обработка данных проводилась в программе SPSS Statistics 27 (IBM). Методы математической статистики: коэффициент корреляции Пирсона; параметрический t-критерий Стьюдента и U-критерия Манна-Уитни для независимых выборок.
Результаты исследования. Корреляционный анализ выявил наличие сильных обратных корреляций жизнестойкости с дезадаптивными схемами «уязвимость» и «недоверие», «покорность», «неуспешность», «жёсткие стандарты», «зависимость/беспомощность» и «дефективность», невротическими состояниями, копинг-стратегиями. В результате были определены две противоположные адаптационные
тенденции к условиям пандемии в разных возрастных группах. Шкалы РДС и копинг-стратегии имеют многочисленные положительные связи за исключением стратегии «планирование решения», которая имеет отрицательные связи с некоторыми обнаруженными в выборке схемами.
Заключение. Автор рассматривает РДС как проявление психологической ригидности, снижающее адаптивный потенциал; отсутствие выраженных дезадаптивных схем – повышает адаптационный потенциал. В заключение делается вывод о наличии положительной возрастной динамики в развитии адаптивных возможностей личности: с возрастом повышаются показатели жизнестойкости, снижаются проявления РДС. В разных возрастах адаптационный потенциал формируется за счёт различных механизмов: в ранней юности психологическая гибкость (способность адаптироваться) проявляется в сенсибилизации, повышенной чувствительности к средовому воздействию; в более старшем возрасте тенденция к невротизации ослабевает, усиливается тенденция к формированию гибких когнитивных установок, гибких поведенческих реакций на изменяющиеся условия среды.
Ключевые слова: жизнестойкость, дезадаптивные схемы, стратегии совладания, адаптационный потенциал, студенты, возрастная группа, вторая волна пандемии COVID-19, дистант
Для цитирования: Куликова Т. И. Возрастные особенности адаптационного потенциала студентов в условиях пандемии. 2022. Т. 16. № 2 (55). С. 219–228 (на англ. яз). DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-2-219-228
DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-2-219-228
УДК: 159.9.07
Статья поступила в редакцию 18.04.2022, одобрена после рецензирования 24.05.2022, принята к публикации 26.05.2022.
Список источников:
1. Enikolopov S. N., Boyko O. M., Medvedeva T. I., i dr. Dinamika psikhologicheskikh reaktsiy na nachal’nom etape pandemii COVID-19 [Dynamics of psychological reactions at the outset of the COVID-19 pandemic]. Psikhologo-pedagogicheskiye issledovaniya [Psychological-Educational Studies]. 2020. Vol. 12. No. 2. Pp. 108–126. DOI:10.17759/psyedu. 2020120207 (in Russian)
2. Chertovikova A. S. Psikhotravmiruyushchiye faktory v usloviyakh izolyatsii [Psychotraumatic factors in isolation]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education]. 2018. No. 60 (1). Pp. 485–489. (in Russian)
3. Quansah F., Hagan J. E., Sambah F., et al. Perceived Safety of Learning Environment and Associated Anxiety Factors during COVID-19 in Ghana: Evidence from Physical Education
Practical Oriented Program // European Journal of Investigation in Health. Psychology and Education. 2022. Vol. 12 (1). Pp. 28–41. Doi:10.3390/ ejihpe12010003/
4. Makarova Ye. Yu., Tsvetkova N. A. Psikhologicheskiye osobennosti reaktsiy na stress, obuslovlennyy rezhimom samoizolyatsii v period pandemii COVID-19 [Psychological features of the reaction to stress caused by self-isolation during the COVID-19 pandemic]. E-Scio. 2020. No. 10 (49). Pp. 145–157. (in Russian)
5. Almondes K. Md., Bizarro L., Miyazaki M.C.O.S., et al. Comparative Analysis of Psychology Responding to COVID-19 Pandemic in BRICS Nations // Frontiers in Psychology.
2021. Vol. 12. Pp. 567–585. doi: 10.3389/fpsyg.2021.567585
6. Martínez-Líbano, J.; Yeomans, M.-M.; Oyanedel, J.-C. Psychometric Properties of
the Emotional Exhaustion Scale (ECE) in Chilean Higher Education Students // European
Journal of Investigation in Health. Psychology and Education. 2022.Vol. 12. Pp. 50–60.
Doi:10.3390/ejihpe12010005
7. Eidelman G. N. Osobennosti zhiznennoy pozitsii pri razlichnykh urovnyakh psikhologicheskogo blagopoluchiya u sovremennoy molodezhi [The specifi c features of beliefs
at diff erent levels of psychological well-being in today’s youth]. Eksperimental’naya psikhologiya [Experimental Psychology]. 2016. Vol. 9. No. 2. Pp. 82–94. DOI: 10.17759/ exppsy.2016090207. (in Russian)
8. Hendriksen P. A., Garssen J., Bijlsma E. Y., et al. COVID-19 Lockdown Related Changes in Mood, Health and Academic Functioning // European Journal of Investigation in Health. Psychology and Education. 2021. Vol. 11. Pp. 1440–1461. doi:10.3390/ejihpe11040103
9. López-Valenciano A., Suárez-Iglesias D., et al. Impact of COVID-19 Pandemic on University Students’ Physical Activity Levels: An Early Systematic Review // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 11. Pp. 624–567. doi: 10.3389/fpsyg.2020.624567
10. Karapetyan L. V., Glotova G. A. Psikhologicheskiye determinanty emotsional’no-lichnostnogo blagopoluchiya trudyashchikhsya [Emotional and personal well–being of
workers: Psychological determinants]. Organizatsionnaya psikhologiya [Organizational Psychology]. 2018. Vol. 8. No. 4. Pp. 8–23. (in Russian)
11. Malykh S. B., Sitnikova M. A. Psikhologicheskiye riski pandemii koronavirusa COVID-19 [Psychological risks of the COVID-19 pandemic]. Psikhologicheskoye soprovozhdeniye
pandemii COVID-19 [Psychological Support of the COVID-19 Pandemic]/ed. by Yu. P. Zinchenko. Moscow: Moscow State University Publishers, 2021. 597 p. DOI: 10.11621/rpo.2021.00 (in Russian)
12. Aleksandrova L. A. Psikhologicheskiye resursy adaptatsii lichnosti k usloviyam povyshennogo riska prirodnykh katastrof [Psychological resources of personality adaptation to conditions of increased risk of natural disasters], dis. … kand. psikhol. nauk [Cand.psych. sci.diss]. Moscow: 2004. 207 p. (in Russian)
13. Filippova S. A., Pazukhina S. V., i dr. Emotsional’naya ustoychivost’ budushchikh pedagogov k negativnomu vliyaniyu sovremennoy informatsionnoy sredy [Emotional resistance to negative impacts of modern information environment in future teachers]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 2019. Vol. 24. No. 5. Pp. 80–90. doi:10.17759/pse.2019240508. (in Russian)
14. Beiter R. , Nash R., McCrady M., et al. The prevalence and correlates of depression, anxiety, and stress in a sample of college students // Journal of Aff ective Disorders. 2015. Vol. 173. Pp. 90–96. DOI: 10.1016/j.jad.2014.10.054
15. Krasnova-Goleva V. V., Kholmogorova A. B. Sotsial’naya trevozhnost’ i studencheskaya dezadaptatsiya [Social Anxiety and Student Disadaptation]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 2011. Vol. 3. No. 1. Available at: https:// psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n1/39944.shtml (accessed: 27 January 2022) (in Russian)
16. Valenti G. D.; Faraci P. Predicting University Adjustment from Coping-Styles, Self-Esteem, Self-Effi cacy, and Personality: Findings from a Survey in a Sample of Italian Students // European Journal of Investigation in Health. Psychology and Education. 2021. Vol. 11. Pp. 894–907. Doi:10.3390/ ejihpe11030066
17. Young J. E ., Klosko J. S., Weishaar M. Schema Therapy: A Practitioner’s Guide. New York, Guilford Publications, 2003. 436 р.
18. Ahami A., M ammad K., Azzaoui F., Boulbaroud S., Rouim F. & Rusinek S. Early
// Open Journal of Medical Psychology. 2017. No. 6. Pp. 53–65.
19. Sobchik L. N. Psikhologiya individual’nosti. Teoriya i praktika psikhodiagnostiki [Psychology of individuality. Theory and practice of psychodiagnostics]. Saint Petersburg, Rech’ Publ, 2005, 324 p.
20. Bogdanov Ye. N., Galimzyanova M. V., Kasyanik P. M., i dr. Sotsial’no-psikhologicheskaya adaptatsiya vzroslykh v svyazi s rannimi dezadaptivnymi skhemami [Social and psychological adaptation of adults in connection with early maladaptive schemas]. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya [Applied Legal Psychology]. 2019. No. 1 (46). Pp. 31–39. DOI: 10.33463/20728336.2019.1 (46).031-039 (in Russian)
21. Leontyev D. A., Rasskazova Ye. I. Test zhiznestoykosti [Vitality test]. Moscow: Smysl Publ., 2006. 63 p. (in Russian)
22. Kryukova T. L., Kuftyak Ye. V. Oprosnik sposobov sovladaniya (adaptatsiya metodiki WCQ) [Questionnaire on the ways of coping (adaptation of the WCQ methodology)]. Zhurnal prakticheskogo psikhologa [Journal of the Practicing Psychologist] 2007. No. 3. Pp. 93–112. (in Russian)
23. M. V. Galimzyanova, P. M. Kasyanik, E. V. Romanova Vyrazhennost’ rannikh dezadaptivnykh skhem i rezhimov funktsionirovaniya skhem u muzhchin i zhenshchin v period ranney, sredney i pozdney vzroslosti [Early maladaptive schemas and schema modes of men and women in diff erent stages of adulthood]. Vestnik SPbGU. Seriya 16: Psikhologiya. Pedagogika [Vestnik of Saint Petersburg University. Series 16. Psychology. Education]. 2016. No. 3. Pp. 109–125. DOI: 10.21638/11701/spbu16.2016.310 (in Russian)
Скачать статью в формате pdf
Автор(ы):
Наталья Николаевна Плужникова, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии, истории и межкультурных коммуникаций, https://orcid.org/0000-0002-4143-1216, Московский технический университет связи и информатики
111024, Россия, г. Москва, ул. Авиамоторная, 8а, тел.: +7 (499) 1928505, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Анна Юрьевна Чередникова, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных наук, https://orcid.org/0000-0002-3886-1688, Московский международный университет
125040, Россия, г. Москва, Ленинградский проспект, 17, тел.: +7 (499) 4905804, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,
Аннотация.
Введение. В статье исследуются особенности системного моделирования навыков soft skills как одного из условий конструктивного международного сотрудничества молодёжи, рассматриваются педагогические технологии и методы формирования данного вида навыков.
Целью работы является выявление принципов и условий создания цифровой и креативной среды, в которой у будущего специалиста будут формироваться навыки soft skills по основным дисциплинам, входящим в базовый уровень подготовки в системе вузовского образования.
Материалы и методы. Объектом исследования является студенческое сообщество. В качестве эффективного инструментария для системного моделирования навыков soft skills рассматривались современные и актуальные педагогические технологии и методы, влияющие на формирование этих навыков, необходимых для осуществления международного студенческого сотрудничества. В ходе проведённого исследования применялись общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, и специальные методы исследования – системно-структурный, а также метод педагогического наблюдения.
Результаты исследования. Промежуточные результаты выявили условия для успешного системного моделирования навыков soft skills у студентов. Дали понимание специфики совместного взаимодействия и решения проблем в области научной интеграции, показали эффективность владения навыками soft skills, т.к. именно они дают возможность выстраивать конструктивное общение, владеть коммуникациями, проявлять понимание. Также был выявлен целый блок специфических мягких навыков, таких как эмпатия, самоуправление, самообучение, обратная связь посредством общения, ментворкинга.
Заключение. Предложенные в статье технологии и методы могут быть использованы в процессе создания креативной среды для формирования навыков soft skills у студентов, т.е. системного моделирования. Применение выявленного инструментария позволит формировать не только единое образовательное пространство, но и стимулировать международное сотрудничество студентов, развивать систему наставничества.
Ключевые слова: международное сотрудничество, образование, обучение, мягкие навыки, soft skills, системное моделирование, педагогические технологии
Для цитирования: Плужникова Н. Н., Чередникова А. Ю. Системное моделирование навыков soft skills как условие сотрудничества молодёжи разных стран // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 2 (55). С. 193–202.
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-2-193-202
DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-2-193-202
УДК: 37.03; 316.454.5
Статья поступила в редакцию 31.03.2022, одобрена после рецензирования
18.05.2022, принята к публикации 19.05.2022.
Список источников:
1. Barik N., Karforma S. Risks and Remedies in E-learning System // International Journal of Network Security and Its Applications. 2012. Vol. 4. № 1. Рp. 51–59.
2. Плужникова Н. Н. Цифровизация образования в период пандемии: социальные вызовы и риски // Logos et Praxis. 2021. Т. 20. № 1. С. 15–22.
3. Perskaya V. Integration process in the Eurasian Economic Union (EAEU): Interstate relations instead of supranationality under the conditions of multipolarity [Electronic resource]. Revista Espacios. 2018. Vol. 39 (11). P. 11. URL: https://www.revistaespacios.com/a18v39n11/a18v39n11p11.pdf (accessed: 21.03.2022).
4. Beckett S. What’s The Diff erence Between Skills and Competencies? [Electronic resource]. URL: https://resources.hrsg.ca/blog/what-s-the-diff erence-between-skills-and-competencies (accessed: 21.03.2022).
5. Searko I., Kalenchuk T. Values on Modern Education and Moral Upbringigng of the Individual [Electronic resource]. ВЕСНIК ПАЛЕСКАГА ДЗЯРЖАÝНАГА ÝНIВЕРСIТЭТА. 2020. № 2. С. 36–44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/values-in-modern-education-and-moral-upbringing-of-the-individual (accessed: 21.03.2022).
6. Brower T. Think Empathy Is A Soft Skill? Think Again. Why You Need Empathy For Success [Electronic resource]. URL: https://www.forbes.com/sites/tracybrower/2019/06/16/think-empathy-is-a-soft-skill-think-again-why-you-need-empathy-for-success/?sh=469853cb76d6 (accessed: 21.03.2022).
7. Munro I. What Is self-management, and how can you improve it? [Electronic resource]. URL: https://www.betterup.com/blog/what-is-self-management-and-how-can-you-improveit
(accessed: 21.03.2022).
8. Doyle A. Top Management Skills Employers Value With Examples [Electronic resource]. URL: https://www.thebalancecareers.com/management-skills-list-2062427 (accessed: 21.03.2022).
Скачать статью в формате pdf