Статьи выпуска № 2, год 2022

Включённость родителей в процесс логопедической работы как одно из условий её эффективности (на примере реабилитационного центра)

Автор(ы):

Людмила Александровна Самойлюк, кандидат психологических наук, доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития, https://orcid.org/0000-0002-4259-6661,

Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 426417, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кристина Геннадьевна Логунова, старший преподаватель кафедры комплексной коррекции нарушений

детского развития, https://orcid.org/0000-0002-8069-8511, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 426417, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Алена Александровна Соломенникова, магистр по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» профиль: Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования, учитель-логопед, https://orcid.org/0000-0002-1429-229X, Реабилитационный центр для детей

и подростков с ограниченными возможностями

664022, г. Иркутск, ул. Семена Лагоды, 4/2-123, тел.: +7 (3952) 301888, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,

Аннотация. Введение. В статье представлена характеристика типов родительской включённости в процесс логопедической коррекции в условиях реабилитационного центра.

Материалы и методы. Использовались методы анкетирования; анамнестический; экспертной оценки динамики речевого развития; наблюдения, объектом которого являлись поведение и коммуникация родителей в ходе логопедических занятий (внимательность на занятии, реакция на успех/неудачу ребёнка, а также соглашается ли родитель на активное участие в занятии; речь, обращённая к ребёнку, внимательность к комментариям специалиста, активность в получении информации); экспериментальные задания по выполнению домашней работы с ребёнком; метод математической статистики.

Результаты исследования. Уточнены и дополнены сведения о включении родителей в процесс коррекционной работы; выделены типы родительской включённости и показана её взаимосвязь с динамикой речевого развития детей в процессе логопедической коррекции.

Заключение. Включение родителей в процесс логопедической работы в условиях реабилитационного центра имеет существенные внутригрупповые различия. От включения родителей в процесс логопедической коррекции зависит динамика в речевом развитии их детей: чем выше уровень включённости, тем лучше динамика в коррекции нарушений речи.

Ключевые слова: родительская включённость, типы родительской включённости, логопедическая коррекция, дети с ограниченными возможностями здоровья

Для цитирования: Самойлюк Л. А., Логунова К. Г., Соломенникова А. А. Включённость родителей в процесс логопедической работы как одно из условий её эффективности (на примере реабилитационного центра) // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 2 (55). С. 229–242. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-2-229-242

DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-2-229-242

УДК: 159.9;376.3

Статья поступила в редакцию 24.07.2021, одобрена после рецензирования

07.03.2022, принята к публикации 12.03.2022

Список источников:

1. Вечканова И. Г., Югова О. В. Взаимодействие с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в консультативном центре // Специальное образование. 2020. № 3 (59). С. 85–99.

2. Логопедия: учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов. под ред. Л. С. Волковой. М. : Владос. 2006. 703 с.

3. Семенова Т. Г. Организация коррекционно-логопедической работы на основе взаимодействия ДОУ и семьи: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Якутск, 2008. 24 с.

4. Ткачева В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. М. : Национальный книжный центр, 2014. 152 с.

5. Реан А., Баранов А., Сунцова А. Ресурсы семьи в социокультурной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Развитие личности. 2017. № 4. С. 38–56.

6. Королева О. Л. Включение семьи в процесс коррекции нарушений речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Концепт. 2016. Т  8. С. 69–73.

7. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». М. : Просвещение, 1989. 223 с.

8. Югова О. В. Вариативная модель ранней коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям // Специальное образование. 2017. № 1(45). С. 53–67.

9. Бородина В. А., Васильева К. С. Особенности коррекционно-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 7. С. 9–22. https://doi.org/10.25588/CSPU.2019.14..7..001

10. Фирсова В.Ю. Особенности детско-родительских отношений в семьях умственно отсталых школьников // Специальная психология. 2009. № 3 (21). С. 53–59.

11. Вершинина О.М. Пути оптимизации коррекционно-логопедической работы в ДОУ общеразвивающего вида: автореф дис. … канд. пед. наук : 13.00.03. М., 2005. 24 с.

12. Porter J. What kinds of support do parents want for their disabled child? // Psychological Science and Education. 2014. Vol. 19. No 1. Pp. 82–89.

13. Антипкина И. В. Методология измерения родительской вовлеченности в образование детей: дис. … канд. наук : 13.00.01. М., 2020. 142 с.

14. Park S., Holloway S. D. The eff ects of school-based parental involvement on academic achievement at the child and elementary school level: A longitudinal study // The Journal of Educational Research. 2016. Vol. 110. № 1. Pp. 1–16. http://dx.doi.org/10.1080/0022067

1.2015.1016600

15. Любицкая К. А. Родительская вовлеченность в формирование образовательного пространства детей: дис. … канд. наук об образовании: 13.00.01. М., 2020. 159 с.

16. Hornby G., Blackwell I. Barriers to parental involvement in education: an update // Educational Review. 2018. Vol. 70. № 1. Pp. 109–119.

17. Зальцман Л. М. Работа c родителями детей, имеющих нарушения зрения и интеллекта // Дефектология. 2006. № 2. С. 31–35.

18. Шумилова Е. А., Ковалева А. А. Педагогические условия повышения компетентности родителей дошкольников с нарушениями речи в инклюзивном образовательном пространстве // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 10. С. 98–103.

19. Влайкова К. В. Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс как одна из форм работы по повышению родительской компетентности // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. № 4. С. 55–57.

20. Тажутдинова Г. Ш., Магомедханова У. Ш. Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 140–143.

21. Самойлюк Л. А., Логунова К. Г., Соломенникова А. А. Диагностика включенности родителей в процесс логопедической работы // Современное педагогическое образование. 2021. № 2. С. 130–134.

22. Кожанова Т. М. Формирование готовности родителей к конструктивным взаимоотношениям с детьми с ограниченными возможностями здоровья: автореф дис. …

канд. пед. наук : 13.00.01. Чебоксары, 2011. 22 с.

Скачать статью в формате pdf

Возрастные особенности адаптационного потенциала студентов в условиях пандемии

Автор(ы):

Татьяна Ивановна Куликова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики, https://orcid.org/0000-0001-8655-1599, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

300026, Россия, г. Тула, пр-т Ленина, 125, тел.: +7 (4872) 355474, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Автором обосновывается актуальность изучения особенностей адаптационного потенциала студентов разного возраста в условиях повторяющихся периодов вынужденного дистанта во время второй волны пандемии в октябре – декабре 2021 года. Цель исследования: изучение возрастных особенностей адаптационного потенциала студентов в условиях дистанта в период пандемии. Задачи исследования: изучить особенности адаптационного потенциала студентов; выявить структурные элементы адаптационного потенциала и определить их взаимосвязи у студентов в разных возрастных группах.

Материалы и методы. Приняли участие студенты в возрасте от 18 до 24 лет (Mean±SD = 20,7±1,8) в количестве 67 человек. Диагностический материал: тест жизнестойкости С. Мадди; схемный опросник Янга «YSQ-S3R»; опросник «Способы совладающего поведения» (WSQ) Лазаруса; клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К. К. Яхина, Д. М. Менделевича). Статистическая обработка данных проводилась в программе SPSS Statistics 27 (IBM). Методы математической статистики: коэффициент корреляции Пирсона; параметрический t-критерий Стьюдента и U-критерия Манна-Уитни для независимых выборок.

Результаты исследования. Корреляционный анализ выявил наличие сильных обратных корреляций жизнестойкости с дезадаптивными схемами «уязвимость» и «недоверие», «покорность», «неуспешность», «жёсткие стандарты», «зависимость/беспомощность» и «дефективность», невротическими состояниями, копинг-стратегиями. В результате были определены две противоположные адаптационные

тенденции к условиям пандемии в разных возрастных группах. Шкалы РДС и копинг-стратегии имеют многочисленные положительные связи за исключением стратегии «планирование решения», которая имеет отрицательные связи с некоторыми обнаруженными в выборке схемами.

Заключение. Автор рассматривает РДС как проявление психологической ригидности, снижающее адаптивный потенциал; отсутствие выраженных дезадаптивных схем – повышает адаптационный потенциал. В заключение делается вывод о наличии положительной возрастной динамики в развитии адаптивных возможностей личности: с возрастом повышаются показатели жизнестойкости, снижаются проявления РДС. В разных возрастах адаптационный потенциал формируется за счёт различных механизмов: в ранней юности психологическая гибкость (способность адаптироваться) проявляется в сенсибилизации, повышенной чувствительности к средовому воздействию; в более старшем возрасте тенденция к невротизации ослабевает, усиливается тенденция к формированию гибких когнитивных установок, гибких поведенческих реакций на изменяющиеся условия среды.

Ключевые слова: жизнестойкость, дезадаптивные схемы, стратегии совладания, адаптационный потенциал, студенты, возрастная группа, вторая волна пандемии COVID-19, дистант

Для цитирования: Куликова Т. И. Возрастные особенности адаптационного потенциала студентов в условиях пандемии. 2022. Т. 16. № 2 (55). С. 219–228 (на англ. яз). DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-2-219-228

DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-2-219-228

УДК: 159.9.07

Статья поступила в редакцию 18.04.2022, одобрена после рецензирования 24.05.2022, принята к публикации 26.05.2022.

Список источников:

1. Enikolopov S. N., Boyko O. M., Medvedeva T. I., i dr. Dinamika psikhologicheskikh reaktsiy na nachal’nom etape pandemii COVID-19 [Dynamics of psychological reactions at the outset of the COVID-19 pandemic]. Psikhologo-pedagogicheskiye issledovaniya [Psychological-Educational Studies]. 2020. Vol. 12. No. 2. Pp. 108–126. DOI:10.17759/psyedu. 2020120207 (in Russian)

2. Chertovikova A. S. Psikhotravmiruyushchiye faktory v usloviyakh izolyatsii [Psychotraumatic factors in isolation]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education]. 2018. No. 60 (1). Pp. 485–489. (in Russian)

3. Quansah F., Hagan J. E., Sambah F., et al. Perceived Safety of Learning Environment and Associated Anxiety Factors during COVID-19 in Ghana: Evidence from Physical Education

Practical Oriented Program // European Journal of Investigation in Health. Psychology and Education. 2022. Vol. 12 (1). Pp. 28–41. Doi:10.3390/ ejihpe12010003/

4. Makarova Ye. Yu., Tsvetkova N. A. Psikhologicheskiye osobennosti reaktsiy na stress, obuslovlennyy rezhimom samoizolyatsii v period pandemii COVID-19 [Psychological features of the reaction to stress caused by self-isolation during the COVID-19 pandemic]. E-Scio. 2020. No. 10 (49). Pp. 145–157. (in Russian)

5. Almondes K. Md., Bizarro L., Miyazaki M.C.O.S., et al. Comparative Analysis of Psychology Responding to COVID-19 Pandemic in BRICS Nations // Frontiers in Psychology.

2021. Vol. 12. Pp. 567–585. doi: 10.3389/fpsyg.2021.567585

6. Martínez-Líbano, J.; Yeomans, M.-M.; Oyanedel, J.-C. Psychometric Properties of

the Emotional Exhaustion Scale (ECE) in Chilean Higher Education Students // European

Journal of Investigation in Health. Psychology and Education. 2022.Vol. 12. Pp. 50–60.

Doi:10.3390/ejihpe12010005

7. Eidelman G. N. Osobennosti zhiznennoy pozitsii pri razlichnykh urovnyakh psikhologicheskogo blagopoluchiya u sovremennoy molodezhi [The specifi c features of beliefs

at diff erent levels of psychological well-being in today’s youth]. Eksperimental’naya psikhologiya [Experimental Psychology]. 2016. Vol. 9. No. 2. Pp. 82–94. DOI: 10.17759/ exppsy.2016090207. (in Russian)

8. Hendriksen P. A., Garssen J., Bijlsma E. Y., et al. COVID-19 Lockdown Related Changes in Mood, Health and Academic Functioning // European Journal of Investigation in Health. Psychology and Education. 2021. Vol. 11. Pp. 1440–1461. doi:10.3390/ejihpe11040103

9. López-Valenciano A., Suárez-Iglesias D., et al. Impact of COVID-19 Pandemic on University Students’ Physical Activity Levels: An Early Systematic Review // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 11. Pp. 624–567. doi: 10.3389/fpsyg.2020.624567

10. Karapetyan L. V., Glotova G. A. Psikhologicheskiye determinanty emotsional’no-lichnostnogo blagopoluchiya trudyashchikhsya [Emotional and personal well–being of

workers: Psychological determinants]. Organizatsionnaya psikhologiya [Organizational Psychology]. 2018. Vol. 8. No. 4. Pp. 8–23. (in Russian)

11. Malykh S. B., Sitnikova M. A. Psikhologicheskiye riski pandemii koronavirusa COVID-19 [Psychological risks of the COVID-19 pandemic]. Psikhologicheskoye soprovozhdeniye

pandemii COVID-19 [Psychological Support of the COVID-19 Pandemic]/ed. by Yu. P. Zinchenko. Moscow: Moscow State University Publishers, 2021. 597 p. DOI: 10.11621/rpo.2021.00 (in Russian)

12. Aleksandrova L. A. Psikhologicheskiye resursy adaptatsii lichnosti k usloviyam povyshennogo riska prirodnykh katastrof [Psychological resources of personality adaptation to conditions of increased risk of natural disasters], dis. … kand. psikhol. nauk [Cand.psych. sci.diss]. Moscow: 2004. 207 p. (in Russian)

13. Filippova S. A., Pazukhina S. V., i dr. Emotsional’naya ustoychivost’ budushchikh pedagogov k negativnomu vliyaniyu sovremennoy informatsionnoy sredy [Emotional resistance to negative impacts of modern information environment in future teachers]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 2019. Vol. 24. No. 5. Pp. 80–90. doi:10.17759/pse.2019240508. (in Russian)

14. Beiter R. , Nash R., McCrady M., et al. The prevalence and correlates of depression, anxiety, and stress in a sample of college students // Journal of Aff ective Disorders. 2015. Vol. 173. Pp. 90–96. DOI: 10.1016/j.jad.2014.10.054

15. Krasnova-Goleva V. V., Kholmogorova A. B. Sotsial’naya trevozhnost’ i studencheskaya dezadaptatsiya [Social Anxiety and Student Disadaptation]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 2011. Vol. 3. No. 1. Available at: https:// psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n1/39944.shtml (accessed: 27 January 2022) (in Russian)

16. Valenti G. D.; Faraci P. Predicting University Adjustment from Coping-Styles, Self-Esteem, Self-Effi cacy, and Personality: Findings from a Survey in a Sample of Italian Students // European Journal of Investigation in Health. Psychology and Education. 2021. Vol. 11. Pp. 894–907. Doi:10.3390/ ejihpe11030066

17. Young J. E ., Klosko J. S., Weishaar M. Schema Therapy: A Practitioner’s Guide. New York, Guilford Publications, 2003. 436 р.

18. Ahami A., M ammad K., Azzaoui F., Boulbaroud S., Rouim F. & Rusinek S. Early

// Open Journal of Medical Psychology. 2017. No. 6. Pp. 53–65.

19. Sobchik L. N. Psikhologiya individual’nosti. Teoriya i praktika psikhodiagnostiki [Psychology of individuality. Theory and practice of psychodiagnostics]. Saint Petersburg, Rech’ Publ, 2005, 324 p.

20. Bogdanov Ye. N., Galimzyanova M. V., Kasyanik P. M., i dr. Sotsial’no-psikhologicheskaya adaptatsiya vzroslykh v svyazi s rannimi dezadaptivnymi skhemami [Social and psychological adaptation of adults in connection with early maladaptive schemas]. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya [Applied Legal Psychology]. 2019. No. 1 (46). Pp. 31–39. DOI: 10.33463/20728336.2019.1 (46).031-039 (in Russian)

21. Leontyev D. A., Rasskazova Ye. I. Test zhiznestoykosti [Vitality test]. Moscow: Smysl Publ., 2006. 63 p. (in Russian)

22. Kryukova T. L., Kuftyak Ye. V. Oprosnik sposobov sovladaniya (adaptatsiya metodiki WCQ) [Questionnaire on the ways of coping (adaptation of the WCQ methodology)]. Zhurnal prakticheskogo psikhologa [Journal of the Practicing Psychologist] 2007. No. 3. Pp. 93–112. (in Russian)

23. M. V. Galimzyanova, P. M. Kasyanik, E. V. Romanova Vyrazhennost’ rannikh dezadaptivnykh skhem i rezhimov funktsionirovaniya skhem u muzhchin i zhenshchin v period ranney, sredney i pozdney vzroslosti [Early maladaptive schemas and schema modes of men and women in diff erent stages of adulthood]. Vestnik SPbGU. Seriya 16: Psikhologiya. Pedagogika [Vestnik of Saint Petersburg University. Series 16. Psychology. Education]. 2016. No. 3. Pp. 109–125. DOI: 10.21638/11701/spbu16.2016.310 (in Russian)

Скачать статью в формате pdf

Системное моделирование навыков soft skills как условие сотрудничества молодёжи разных стран

Автор(ы):

Наталья Николаевна Плужникова, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии, истории и межкультурных коммуникаций, https://orcid.org/0000-0002-4143-1216, Московский технический университет связи и информатики

111024, Россия, г. Москва, ул. Авиамоторная, 8а, тел.: +7 (499) 1928505, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Анна Юрьевна Чередникова, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных наук, https://orcid.org/0000-0002-3886-1688, Московский международный университет

125040, Россия, г. Москва, Ленинградский проспект, 17, тел.: +7 (499) 4905804, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,

Аннотация.

Введение. В статье исследуются особенности системного моделирования навыков soft skills как одного из условий конструктивного международного сотрудничества молодёжи, рассматриваются педагогические технологии и методы формирования данного вида навыков.

Целью работы является выявление принципов и условий создания цифровой и креативной среды, в которой у будущего специалиста будут формироваться навыки soft skills по основным дисциплинам, входящим в базовый уровень подготовки в системе вузовского образования.

Материалы и методы. Объектом исследования является студенческое сообщество. В качестве эффективного инструментария для системного моделирования навыков soft skills рассматривались современные и актуальные педагогические технологии и методы, влияющие на формирование этих навыков, необходимых для осуществления международного студенческого сотрудничества. В ходе проведённого исследования применялись общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, и специальные методы исследования – системно-структурный, а также метод педагогического наблюдения.

Результаты исследования. Промежуточные результаты выявили условия для успешного системного моделирования навыков soft skills у студентов. Дали понимание специфики совместного взаимодействия и решения проблем в области научной интеграции, показали эффективность владения навыками soft skills, т.к. именно они дают возможность выстраивать конструктивное общение, владеть коммуникациями, проявлять понимание. Также был выявлен целый блок специфических мягких навыков, таких как эмпатия, самоуправление, самообучение, обратная связь посредством общения, ментворкинга.

Заключение. Предложенные в статье технологии и методы могут быть использованы в процессе создания креативной среды для формирования навыков soft skills у студентов, т.е. системного моделирования. Применение выявленного инструментария позволит формировать не только единое образовательное пространство, но и стимулировать международное сотрудничество студентов, развивать систему наставничества.

Ключевые слова: международное сотрудничество, образование, обучение, мягкие навыки, soft skills, системное моделирование, педагогические технологии

Для цитирования: Плужникова Н. Н., Чередникова А. Ю. Системное моделирование навыков soft skills как условие сотрудничества молодёжи разных стран // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 2 (55). С. 193–202.

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-2-193-202

DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-2-193-202

УДК: 37.03; 316.454.5

Статья поступила в редакцию 31.03.2022, одобрена после рецензирования

18.05.2022, принята к публикации 19.05.2022.

Список источников:

1. Barik N., Karforma S. Risks and Remedies in E-learning System // International Journal of Network Security and Its Applications. 2012. Vol. 4. № 1. Рp. 51–59.

2. Плужникова Н. Н. Цифровизация образования в период пандемии: социальные вызовы и риски // Logos et Praxis. 2021. Т. 20. № 1. С. 15–22.

3. Perskaya V. Integration process in the Eurasian Economic Union (EAEU): Interstate relations instead of supranationality under the conditions of multipolarity [Electronic resource]. Revista Espacios. 2018. Vol. 39 (11). P. 11. URL: https://www.revistaespacios.com/a18v39n11/a18v39n11p11.pdf (accessed: 21.03.2022).

4. Beckett S. What’s The Diff erence Between Skills and Competencies? [Electronic resource]. URL: https://resources.hrsg.ca/blog/what-s-the-diff erence-between-skills-and-competencies (accessed: 21.03.2022).

5. Searko I., Kalenchuk T. Values on Modern Education and Moral Upbringigng of the Individual [Electronic resource]. ВЕСНIК ПАЛЕСКАГА ДЗЯРЖАÝНАГА ÝНIВЕРСIТЭТА. 2020. № 2. С. 36–44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/values-in-modern-education-and-moral-upbringing-of-the-individual (accessed: 21.03.2022).

6. Brower T. Think Empathy Is A Soft Skill? Think Again. Why You Need Empathy For Success [Electronic resource]. URL: https://www.forbes.com/sites/tracybrower/2019/06/16/think-empathy-is-a-soft-skill-think-again-why-you-need-empathy-for-success/?sh=469853cb76d6 (accessed: 21.03.2022).

7. Munro I. What Is self-management, and how can you improve it? [Electronic resource]. URL: https://www.betterup.com/blog/what-is-self-management-and-how-can-you-improveit

(accessed: 21.03.2022).

8. Doyle A. Top Management Skills Employers Value With Examples [Electronic resource]. URL: https://www.thebalancecareers.com/management-skills-list-2062427 (accessed: 21.03.2022).

Скачать статью в формате pdf

Самообразование педагога общеобразовательной организации в условиях развития правовой компетентности

Автор(ы):

Денис Валерьевич Грак, аспирант, https://orcid.org/0000-0003-4423-7985, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева

660049, Россия, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89, тел.: +7 (391) 2217399, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Насыщение общеобразовательной среды правовыми отношениями в совокупности с масштабными обновлениями российского законодательства требуют адекватного и своевременного реагирования со стороны субъектов подготовки и развития педагогических кадров. Вместе с тем наметилось отставание в правовой подготовке педагогов общеобразовательной организации, что ориентирует на использование педагогами альтернативных сценариев развития правовой компетентности. В статье перед нами поставлена задача по определению места самообразования в развитии правовой компетентности педагога общеобразовательной организации.

Материалы и методы. Исследование проведено в рамках компетентностного подхода, теоретических положений самообразования и непрерывного профессионального образования.

Результаты исследования. В рамках исследования выделены особенности и ресурсы правового самообразования педагога общеобразовательной организации, представлена профессиональная программа самообразования, охарактеризована модифицированная методика В. Г. Маралова, приведены результаты её апробации.

Заключение. Установлено, что внедрение условий развития правовой компетентности педагога общеобразовательной организации может оказывать влияние на способность педагога к правовому саморазвитию.

Ключевые слова: педагог общеобразовательной организации, развитие правовой компетентности, самообразование

Для цитирования: Грак Д. В. Самообразование педагога общеобразовательной организации в условиях развития правовой компетентности // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 2 (55). С. 203–218. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-2-203-218

DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-2-203-218

УДК 37.08

Статья поступила в редакцию 30.03.2022, одобрена после рецензирования

20.05.2022, принята к публикации 23.05.2022.

Список источников:

1. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. Т. 2. М. : БРЭ, 1993. 669 с.

2. Медведев И. Ф. Концепция самообразования: основные понятия и структура // Образование и наука. 2012. № 2 (91). С. 32–42.

3. Баранников А. В. Организационно-учебная работа в современных условиях распределенного образования // История и педагогика естествознания. 2016. № 2. С. 21–

28.

4. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. М. : Педагогика, 1989. 558 с.

5. Mirzagitova A. L., Akhmetov L. G. Self-Development of Pedagogical Competence of Future Teacher // International Education Studies. 2015. Vol. 8. № 3. Pp. 114–121. DOI:10.5539/ies.v8n3p114

6. Corry M., Stella J. Teacher self-effi cacy in online education: a review of the literature. 2018. Vol. 26. Pp. 1–12. DOI:10.25304/rlt.v26.2047

7. Левитан К. М. Юридическая педагогика: учебник. М. : Норма, 2008. 432 с.

8. Тарасенко Е. В., Осипова О. П. Понятие самообразования учителя как объекта внешнего управления // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2010. № 23 (199). С. 28–31.

9. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений под ред. В. А. Сластенина. М. : Академия, 2008. 567 с.

10. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Самообразование парадигма XXI века // Высшее образование в России. 2003. № 5. С. 25–32.

11. Адольф В. А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя : диссертация … д-ра пед. наук : 13.00.01. М., 1998. 357 с.

12. Адольф В. А. Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях внедрения профессионального стандарта // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 5–11.__

13. Злотникова Е. А. Становление самообразовательной компетенции как ценности у будущих бакалавров-педагогов в образовательном процессе интерактивного обучения // Фундаментальные исследования. 2015. № 2–8. С. 1768–1773.

14. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. М. : Академия, 2004. 256 с.

15. Кузнецов Ю. Ф. Деятельностный подход к учению и основные категории педагогики // Специальное образование. 2006. № 6. С. 29–38.

16. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М. : Политиздат, 1978. 272 с.

17. Казанцева А. А. Внутренняя мотивация как условие профессионального самообразования педагога дошкольной образовательной организации // Ученые записки

Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2017. Т. 12. № 2. С. 52–59.

18. Литвиненко Т. В. Мотивация развития профессионально важных качеств личности педагога в процессе самообразования // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 5 (17). С. 271–273.

19. Грак Д. В. Актуальные аспекты изучения мотивационно-ценностного компонента правовой компетентности педагога общеобразовательной организации // Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых : Материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Электронное издание. Красноярск, 20 мая

2020 года. Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2020. С. 11–13.

20. Кисель О. В. Развитие цифровой компетенции педагога // Цифровизация образования: вызовы современности : сборник трудов конференции. Чебоксары : Среда, 2020. С. 55–57.

21. Кутузова З. Ю., Кутузов А. В. Непрерывное профессиональное цифровое обучение как приоритетное направление в саморазвитии и самосовершенствовании для преподавателя // Образование и проблемы развития общества. 2020. № 4 (13). С. 44–49.

22. Адольф В. А., Грак Д. В. Правовые основы профессиональной педагогической деятельности в современной общеобразовательной организации : учебно-методическое пособие. Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2021. 164 с.

Скачать статью в формате pdf

Стандарты WorldSkills в подготовке бакалавров педагогического образования: демонстрационный экзамен в рамках итоговой аттестации

Автор(ы):

Анастасия Михайловна Пирожникова, доцент кафедры математики и информатики, https://orcid.org/0000-0002-4515-2281, Забайкальский государственный университет

672027, Россия, Забайкальский край, г. Чита, ул. Бабушкина, 129, тел.: +7 (3022) 416444, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Елена Ивановна Овчинникова, заведующий кафедрой теоретических основ физического воспитания, https://orcid.org/0000-0002-9609-7673, Забайкальский государственный университет

672027, Россия, Забайкальский край, г. Чита, ул. Бабушкина, 129, тел.: +7 (3022) 416444, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Татьяна Сергеевна Лысикова, старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, https://orcid.org/0000-0002-5849-247X, Забайкальский государственный университет

672027, Россия, Забайкальский край, г. Чита, ул. Бабушкина, 129, тел.: +7 (3022) 416444, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье анализируется демонстрационный экзамен как практико-ориентированное средство итогового контроля индивидуальных образовательных результатов будущих учителей начальной и основной школы. Авторы обосновывают своё мнение о том, что демонстрационный экзамен отвечает современным требованиям, предъявляемым к формам итоговой государственной аттестации, реализуемой в рамках компетентностного подхода. Проблема исследования заключается в решении организационных и содержательных вопросов внедрения демонстрационного экзамена в государственную итоговую аттестацию образовательного процесса вуза.

Материалы и методы. В ходе исследования были реализованы следующие методы: анализ нормативной, научной, психолого-педагогической, методической литературы по вопросам реализации условий проведения демонстрационного экзамена; опрос всех участников экзамена.

Результаты исследования. На основе опыта проведения демонстрационного экзамена у студентов-бакалавров выпускных курсов представлен анализ преимуществ этого способа оценивания уровня сформированности компетенций по сравнению с традиционными.

Выводы. Авторами сформулированы условия внедрения демонстрационного экзамена в образовательный процесс вуза.

Ключевые слова: WorldSkills, демонстрационный экзамен, государственная итоговая аттестация

Для цитирования: Пирожникова А. М., Овчинникова Е. И., Лысикова Т. С. Стандарты WorldSkills в подготовке бакалавров педагогического образования: демонстрационный экзамен в рамках итоговой аттестации // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 2 (55). С. 178–192. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-2-178-192

DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-2-178-192

УДК: 378.146

Статья поступила в редакцию 02.03.2022, одобрена после рецензирования

17.05.2022, принята к публикации 18.05.2022.

Список источников:

1. Сафронович И. Е. Демонстрационный экзамен как элемент проверки знаний, умений и навыков обучающихся вуза // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 2 (5). С. 44–53.

2. Ульзутуева О. Д., Лысикова Т. С., Таюрская О. Ю. Организация практико-ориентированной оценки образовательных результатов будущих педагогов дошкольного образования по стандартам WorldSkills // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 15. № 5. С. 94–101.

3. Мурованая Н. Н. Модель практико-ориентированной подготовки будущих педагогов в области дошкольного и начального общего образования: концептуальные и технологические основы // Гуманитарные науки. 2020. № 1 (49). С. 60–64.

4. Gutschow K., Jörgens J. Recognising competencies: experts consider scenarios for Germany [Electronic resource]. BiBB-Publications, 2018. URL: https://www.bibb.de/en/73149.php (accessed: 19.05.2022).

5. Вербицкий А.А. Инварианты профессионализма. Проблемы формирования : монография. М. : Логос, 2011. 287 c.

6. Несына С.В. Демонстрационный экзамен в подготовке будущих педагогов // Образовательный вестник «Сознание». 2019. Т. 21. № 10. С. 23–28.

7. Якунчев М. А., Жукова Н. В., Маскаева Т. А., Ляпина О. А. Модернизация государственной итоговой аттестации выпускников педагогического вуза // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 65–77.

8. Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия (Приложение 1 к приказу Союза «Ворлдскиллс Россия» от

30 ноября 2016 г. № ПО/19) URL: https://drive.google.com/fi le/d/1yjyh9eY9vI4727mQpm

P33kJfsG4VtOdQ/view (дата обращения: 26.02.2022).

9. Оценочные материалы для Демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия по компетенции № D1 ォФизическая культура, спорт и фитнес [Электронный ресурс]. URL: https://cdn.dp.worldskills.ru/esatk-prod/public_fi les/1b82a32f-2cb4-4745-a6c4-a0fcc7ae2c6d-22abbe9ac451ec0bf534e250890afad5.pdf

(дата обращения: 27.02.2022).

10. Оценочные материалы для Демонстрационного Экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия по компетенции № R19. Преподавание в основной и средней школе [Электронный ресурс]. URL: https://e598bc5d-1a0f-4bc7-82f4-d169d57561e4-__07af76817c71b158a848713a8e637a2a.pdf (worldskills.ru) (дата обращения: 28.02.2022).

11. Оценочные материалы для Демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия по компетенции R21 «Преподавание в младших классах» [Электронный ресурс]. URL: https://worldskills.ru/assets/docs//13933/КОМПЛЕКТ%20 ОЦЕНОЧНОЙ%20ДОКУМЕНТАЦИИ%20№%201.1-new.pdf (дата обращения:

21.03.2022).

Скачать статью в формате pdf