Теоретико-методические подходы к формированию диагностического инструментария по курсу «Развитие осязания и мелкой моторики» для слепых обучающихся начальных классов

Автор(ы):

Алла Вадимовна Потемкина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры тифлопедагогики; доцент кафедры тифлопедагогики Института дефектологического образования и реабилитации, https://orcid.org/0000-0002-4368-3302, Author ID in RSCI – 414188, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

191186, Россия, г. Санкт-Петербург, Реки Мойки набережная, 48, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., тел.: +7 (812)2323292

Аннотация. Введение. Реализация Примерных адаптированных основных образовательных программ начального общего образования для слепых обучающихся потребовала разработки единой диагностической базы по курсам коррекционно-развивающей области, входящим в содержание образования по варианту 3.2. с пролонгированным сроком обучения. Стартовая диагностика по курсу «Развитие осязания и мелкой моторики» направлена на выявление уровня готовности слепого первоклассника к обучению в школе в целом, к освоению содержания курса; на выявление уровня сформированности осязательных умений на начальном этапе обучения, умений их использовать в разных видах деятельности. На основе полученных первичных данных педагог может выработать стратегию и тактику обучения будущего первоклассника с учётом его особых образовательных потребностей.

Цель исследования – разработка содержания и апробация стартового диагностического инструментария по курсу коррекционно-развивающей области «Развитие осязания и мелкой моторики» в 1 классе слепых обучающихся (вариант 3.2). В настоящее время существует ряд диагностических методик, предназначенных для слабовидящих дошкольников и дошкольников с амблиопией и косоглазием. Для слепых детей, поступающих в 1 класс, подобный диагностический материал отсутствует. В этой связи диагностика разработана на основе преемственности содержания и планируемых результатов ДОУ, с учётом особенностей развития слепого ребёнка и его дошкольной подготовки, включает в себя содержание, методические комментарии к её проведению, методические рекомендации к проведению диагностики по коррекционному курсу.

В статье представлены основные подходы к формированию диагностического инструментария, цель, структура и содержание стартовой диагностики по направлениям и параметрам изучения, описывается стимульный материал, используемый по каждому направлению, на основании результатов пилотного исследования анализируются трудности сформированности осязательных умений и навыков слепых первоклассников на начальном этапе обучения.

Материалы и методы. В работе использовались методы педагогического проектирования, пилотного проектирования, анализа научной литературы по вопросам особенностей развития слепых обучающихся, разработки диагностического инструментария для категории слепых детей; методы наблюдения, диагностических методик, изучения продуктов деятельности. Объектом исследования является диагностический инструментарий, используемый в педагогической практике и направленный на выявление трудностей сформированности осязательных умений и навыков у слепых обучающихся на момент поступления в 1 класс.

Результаты исследования. По результатам исследования определены основные подходы к формированию стартового диагностического инструментария; выявлен уровень готовности слепых первоклассников к освоению содержания курса «Развитие осязания и мелкой моторики», определены трудности формирования и развития осязательных умений и навыков при выполнении комплекса диагностических заданий.

Заключение. Результаты апробации диагностического инструментария определяют необходимость его внедрения в общую структуру курсов коррекционно-развивающей области для оптимизации образовательного процесса слепых обучающихся.

Ключевые слова: слепые обучающиеся, осязательное восприятие, готовность к обучению, апробация, диагностический инструментарий

Для цитирования: Потемкина А. В. Теоретико-методические подходы к формированию диагностического инструментария по курсу «Развитие осязания и мелкой моторики» для слепых обучающихся начальных классов // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 4 (57). С. 408–425. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-408-425

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-408-425

УДК: 376.3

Статья поступила в редакцию 17.10.2022, одобрена после рецензирования 26.10.2022, принята к публикации 30.10.2022.

Список источников:

1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слепых обучающихся. М. : Просвещение, 2017. 451 с.

2. Никулина Г. В., Волкова И. П., Фещенко Е. К. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 84 с.

3. Потемкина А. В. Сопровождение слепых первоклассников в процессе развития осязательного восприятия // Слепые и слабовидящие дети в системе непрерывного образования: комплексное сопровождение: монография для тифлопедагогов-практиков / В. З. Кантор, Г. В. Никулина, Е. Б. Быкова и др. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. 240 с.

4. Андрющенко Е. В., Осипова Л. Б., Ратанова Н. Я. Развитие осязания и мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения (3–5 лет): методическое пособие для тифлопедагогов ДОУ . Челябинск, 2017. 96 с.

5. Мясникова Л. В. Развития осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. Саратов : Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения, 2006. 19 с.

6. Подколзина Е. Н. Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения : методическое пособие. М. : Обруч, 2014. 72 с.

7. Осипова Л. Б. Диагностическая методика тифлопедагогического обследования дошкольников с нарушениями зрения: методическое пособие. Челябинск, 2005. 59 с.

8. Осипова Л. Б. Методические рекомендации к программе «Развитие осязания и мелкой моторики» : Коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия): учебно-методическое пособие. Челябинск : Цицеро, 2011. 122 с.

9. Юрлина О. Ф., Касаткина С. Н. Диагностика осязательного восприятия дошкольников с нарушением зрения // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. II. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 33–35.

10. Резникова Е. В., Васильева В. С. Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для высших и средних специальных учебных заведений. Челябинск : Южно-Уральский научный центр РАО, 2021. 244 с.

11. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слепых детей [Электронный ресурс] : одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17. URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/3c049a3fc8dec159f1bc93c9bd4a93d7.doc (дата обращения: 15.09.2022).

12. Макарьев И. С. Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования: терминологический словарь. СПб. : Охтинский колледж, 2015. 84 с.

13. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. – М. : Полиграф сервис, 2000. 250 с.

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 15 | Скачиваний: 20