Психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра
Автор(ы):
Ольга Георгиевна Нугаева, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии, https://orcid.org/0000-0003-1014-676X, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет
620091, Россия, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, тел.: +7 (343) 3361400, nugaolga@yandex
Галина Константиновна Труфанова, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и специальной психологии, https://orcid.org/0000-0003-2288-433X, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет
620091, Россия, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, тел.: +7 (343) 3361400, ya.trufanova-galina@yandex
Елизавета Олеговна Асмус, педагог-психолог, https://orcid.org/0000-0002-7261-6088, Ирбитская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы
623856, Россия, Свердловская область, г. Ирбит, ул. Азева, 31, тел.: +7 (34355) 65191, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Введение. В статье рассмотрены подходы к пониманию понятия «психо- логическое сопровождение» с различных научных позиций. Представлены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение родительско-детских отношений, психоэмоционального состояния родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.
Материалы и методы. Использовались методы и методики оценки особенностей родительско-детских отношений в семьях, где воспитываются дети с расстройствами аутистического спектра, определения психоэмоционального состояния родителей детей с расстройствами аутистического спектра. В качестве такого диагностического инструментария применялись: опросник родительского отношения (авторы А. Я. Варга, В. В. Столин, в интерпретации Е. И. Рогова), методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи (МУН)» (автор А. А. Реан), методика «Шкала депрессии» (автор В. Зунг, в адаптации Т. И. Балашовой).
Результаты исследования. На основе анализа отечественных и зарубежных исследований, с учётом полученных эмпирическим путём данных предложена программа психологического сопровождения родителей детей с расстройствами аутистического спектра. Описаны реализуемые в программе формы организуемой психологом работы в больших и малых родительских группах, обсуждаемые в группах общие вопросы. Приведены данные об изменениях показателей родительско-детских отношений, психоэмоционального состояния родителей.
Обсуждение и заключение. Подтверждается необходимость оказания комплексной психологической помощи семьям, имеющим детей с расстройствами аутистического спектра, психологического сопровождения, направленного на оказание комплексной помощи, поддержку семей, поиск внутренних ресурсов. Доказана эффективность реализованной программы психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.
Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, родители, родительско-детские отношения, психологическая поддержка, психологическое сопровождение, педагогическая компетентность, родительская компетентность, программа психологического сопровождения
Для цитирования: Нугаева О. Г., Труфанова Г. К., Асмус Е. О. Психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 4 (57). С. 555–564. DOI: https://doi. org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-555-564
DOI: https://doi. org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-555-564
УДК: 376.42
Статья поступила в редакцию 09.11.2022, одобрена после рецензирования 29.11.2022, принята к публикации 01.12.2022.
Список источников:
1. Аликин И. А., Лукьянченко Н. В. Методологические и технологические основы работы специалистов служб сопровождения с родителями детей, имеющих особенности развития // Вестник практической психологии образования. 2016. Т. 13. № 3. С. 75–79.
2. Веденина М. Ю. Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом // Альманах института коррекционной педагогики. 2014. № 19. С. 3–7.
3. Семенова Л. М., Мишина Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] // Вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2015. Т. 17. № 9. С. 9–12. URL: https:// elibrary.ru/download/elibrary_24194897_80030648.pdf (дата обращения: 24.09.2022).
4. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Костин И. А., Веденина М. Ю., Аршатский А. В., Аршатская О. С. Дети и подростки с аутизмом: психологическое сопровождение: методическое пособие. М. : Теревинф, 2019. 225 с.
5. Спиваковская А. С. Как быть родителями. М. : Педагогика, 1986. 160 с.
6. Yorke I., White P., Weston A. et al. The association between emotional and behavioural problems in children with autism spectrum disorder and psychological distress in their par- ents: A systematic review and meta-analysis [Electronic resource], Journal of Autism and Developmental Disorders, 2018, vol. 48. № 10. Pp. 3393–3415. https://doi.org/10.1007/ s10803-018-3605-y (accessed: 20.09.2022).
7. Кафьян Э. М. Программа психологического консультирования родителей, воспитывающих ребенка с аутизмом // Проблемы науки. 2016. № 10 (11). С. 35–40.
8. Ткачева В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. М. : АСТ; Астрель, 2007. 320 с.
9. Weissman M. M., Merikangas R., Gammon G. D., John K. Children of depressed par- ents. Increased psychopathology and early onset of major depression [Electronic resource] // Archives of General Psychiatry. 1987. № 44(10). Pp. 847–53. URL: https://pubmed.ncbi. nlm.nih.gov/3662741/ (accessed:16.04.2022).
10. Баенская Е. Р. Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми // Альманах института коррекционной педагогики. 2014. № 20(3). С. 13–18.
11. Янушко Е. А. Использование метода совместного рисования в работе с аутич- ным ребенком // Аутизм и нарушения развития. 2005. Т. 3. No 3. С. 64–69.
12. Dawson-Squibb J-J, Davids E. L, Harrison A. J., Molony M. A. Parent education and training for autism spectrum disorders: scoping the evidence. Autism. 2019; № 24(1). Рр. 7–25. http://dx.doi.org/10.1177/1362361319841739
13. O’Donovan K. L, Armitage S., Featherstone J., McQuillin L., Longley S., Pollard N. Group-based parent training interventions for parents of children with autism Spectrum disorders: A literature review. Journal of Autism and Developmental Disorders. 2019. No. 6. Pp. 85–95. https://link.springer.com/article/10.1007/s40489-018-00155-6
14. Колосова Т. А. Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ре- бенка с расстройством аутистического спектра [Электронный ресурс] // Символ науки. 2019. No 11. С. 120–122. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe- soprovozhdenie-semi-vospityvayuschey-rebenka-s-rasstroystvom-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 02.12.2022).