Статьи выпуска № 4, год 2022

Психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра

Автор(ы):

Ольга Георгиевна Нугаева, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии, https://orcid.org/0000-0003-1014-676X, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет

620091, Россия, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, тел.: +7 (343) 3361400, nugaolga@yandex

Галина Константиновна Труфанова, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и специальной психологии, https://orcid.org/0000-0003-2288-433X, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет

620091, Россия, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, тел.: +7 (343) 3361400, ya.trufanova-galina@yandex

Елизавета Олеговна Асмус, педагог-психолог, https://orcid.org/0000-0002-7261-6088, Ирбитская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

623856, Россия, Свердловская область, г. Ирбит, ул. Азева, 31, тел.: +7 (34355) 65191, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье рассмотрены подходы к пониманию понятия «психо- логическое сопровождение» с различных научных позиций. Представлены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение родительско-детских отношений, психоэмоционального состояния родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.

Материалы и методы. Использовались методы и методики оценки особенностей родительско-детских отношений в семьях, где воспитываются дети с расстройствами аутистического спектра, определения психоэмоционального состояния родителей детей с расстройствами аутистического спектра. В качестве такого диагностического инструментария применялись: опросник родительского отношения (авторы А. Я. Варга, В. В. Столин, в интерпретации Е. И. Рогова), методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи (МУН)» (автор А. А. Реан), методика «Шкала депрессии» (автор В. Зунг, в адаптации Т. И. Балашовой).

Результаты исследования. На основе анализа отечественных и зарубежных исследований, с учётом полученных эмпирическим путём данных предложена программа психологического сопровождения родителей детей с расстройствами аутистического спектра. Описаны реализуемые в программе формы организуемой психологом работы в больших и малых родительских группах, обсуждаемые в группах общие вопросы. Приведены данные об изменениях показателей родительско-детских отношений, психоэмоционального состояния родителей.

Обсуждение и заключение. Подтверждается необходимость оказания комплексной психологической помощи семьям, имеющим детей с расстройствами аутистического спектра, психологического сопровождения, направленного на оказание комплексной помощи, поддержку семей, поиск внутренних ресурсов. Доказана эффективность реализованной программы психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, родители, родительско-детские отношения, психологическая поддержка, психологическое сопровождение, педагогическая компетентность, родительская компетентность, программа психологического сопровождения

Для цитирования: Нугаева О. Г., Труфанова Г. К., Асмус Е. О. Психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 4 (57). С. 555–564. DOI: https://doi. org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-555-564

DOI: https://doi. org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-555-564

УДК: 376.42

Статья поступила в редакцию 09.11.2022, одобрена после рецензирования 29.11.2022, принята к публикации 01.12.2022.

Список источников:

1. Аликин И. А., Лукьянченко Н. В. Методологические и технологические основы работы специалистов служб сопровождения с родителями детей, имеющих особенности развития // Вестник практической психологии образования. 2016. Т. 13. № 3. С. 75–79.

2. Веденина М. Ю. Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом // Альманах института коррекционной педагогики. 2014. № 19. С. 3–7.

3. Семенова Л. М., Мишина Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] // Вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2015. Т. 17. № 9. С. 9–12. URL: https:// elibrary.ru/download/elibrary_24194897_80030648.pdf (дата обращения: 24.09.2022).

4. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Костин И. А., Веденина М. Ю., Аршатский А. В., Аршатская О. С. Дети и подростки с аутизмом: психологическое сопровождение: методическое пособие. М. : Теревинф, 2019. 225 с.

5. Спиваковская А. С. Как быть родителями. М. : Педагогика, 1986. 160 с.

6. Yorke I., White P., Weston A. et al. The association between emotional and behavioural problems in children with autism spectrum disorder and psychological distress in their par- ents: A systematic review and meta-analysis [Electronic resource], Journal of Autism and Developmental Disorders, 2018, vol. 48. № 10. Pp. 3393–3415. https://doi.org/10.1007/ s10803-018-3605-y (accessed: 20.09.2022).

7. Кафьян Э. М. Программа психологического консультирования родителей, воспитывающих ребенка с аутизмом // Проблемы науки. 2016. № 10 (11). С. 35–40.

8. Ткачева В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. М. : АСТ; Астрель, 2007. 320 с.

9. Weissman M. M., Merikangas R., Gammon G. D., John K. Children of depressed par- ents. Increased psychopathology and early onset of major depression [Electronic resource] // Archives of General Psychiatry. 1987. № 44(10). Pp. 847–53. URL: https://pubmed.ncbi. nlm.nih.gov/3662741/ (accessed:16.04.2022).

10. Баенская Е. Р. Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми // Альманах института коррекционной педагогики. 2014. № 20(3). С. 13–18.

11. Янушко Е. А. Использование метода совместного рисования в работе с аутич- ным ребенком // Аутизм и нарушения развития. 2005. Т. 3. No 3. С. 64–69.

12. Dawson-Squibb J-J, Davids E. L, Harrison A. J., Molony M. A. Parent education and training for autism spectrum disorders: scoping the evidence. Autism. 2019; № 24(1). Рр. 7–25. http://dx.doi.org/10.1177/1362361319841739

13. O’Donovan K. L, Armitage S., Featherstone J., McQuillin L., Longley S., Pollard N. Group-based parent training interventions for parents of children with autism Spectrum disorders: A literature review. Journal of Autism and Developmental Disorders. 2019. No. 6. Pp. 85–95. https://link.springer.com/article/10.1007/s40489-018-00155-6

14. Колосова Т. А. Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ре- бенка с расстройством аутистического спектра [Электронный ресурс] // Символ науки. 2019. No 11. С. 120–122. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe- soprovozhdenie-semi-vospityvayuschey-rebenka-s-rasstroystvom-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 02.12.2022).

Скачать статью в формате pdf

Сравнительный анализ совладающих стратегий поведения как характеристик личностного самоопределения студентов с ограниченными возможностями здоровья и нормативно развивающихся студентов

Автор(ы):

Юлия Викторовна Селиванова, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой коррекционной педагогики, https://orcid.org/0000-0003-2375-4131, Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

410012, Россия, г. Саратов, Астраханская, 83, тел.: +7 (8452) 261696, juliaselivanova@mail.ru

Марина Дмитриевна Коновалова, кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики, https://orcid.org/0000-0003-4788-2023

Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, 410012, Россия, г. Саратов, Астраханская, 83, тел.: +7 (8452) 261696, mdkonovalova@gmail.com

Елена Борисовна Щетинина, кандидат социологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики, https://orcid.org/0000-0001-8745-6673, Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

410012, Россия, г. Саратов, Астраханская, 83, тел.: +7 (8452) 261696, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. В данной статье рассматриваются поведенческие стратегии преодоления стрессовых ситуаций и совладания с ними в качестве формально-динамических характеристик личностного самоопределения. Авторами предпринимается сравнительный анализ показателей копинг-стратегий студентов с ограниченными возможностями здоровья и нормативно развивающихся студентов.

Цель статьи: охарактеризовать особенности копинг-стратегий студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Материалы и методы. Содержание статьи опирается на результаты исследований студентов Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, проведённых авторами в 2020–2022 годах. В исследовании использовался опросник совладания со стрессом (К. Карвер, М. Шейер, Дж. Вейнтрауб, в адаптации О. Гордеевой, Е. Н. Осина, Е. А. Рассказовой, О. А. Сычева и В. Ю. Шевяховой).

Результаты исследования. Выделяются особенности предпочитаемых и отвергаемых стратегий совладания со стрессом у студентов с ограниченными возможностями здоровья в сравнении с нормотипичными студентами. Данные особенности заключаются в выборе стратегий, направленных на действенный анализ ситуации и поиск практических путей её преодоления. Проводится сравнительный анализ предпочитаемых и отвергаемых стратегий по гендерному признаку.

Обсуждение и заключение. Констатируется общность формально-динамических характеристик личностного самоопределения у студентов с ограниченными возможностями здоровья и нормативно развивающихся. Подчёркивается необходимость учёта стратегий совладания со стрессовыми ситуациями как основы для разработки программ и моделей психолого-педагогического сопровождения инклюзивного обучения.

Ключевые слова: личностное самоопределение, студенты с ограниченными возможностями здоровья, формально-динамические компоненты личностного самоопределения, копинг-стратегии

Для цитирования: Селиванова Ю. В., Коновалова М. Д., Щетинина Е. Б. Сравнительный анализ совладающих стратегий поведения как характеристик личностного самоопределения студентов с ограниченными возможностями здоровья и нормативно развивающихся студентов // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 4(57) С. 543–554 DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-543-554

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-543-554

УДК: 159.9.07

Статья поступила в редакцию 30.11.2022, одобрена после рецензирования 01.12.2022, принята к публикации 05.12.2022.

Список источников:

1. Айсмонтас Б. Б., Одинцова М. А. Инклюзивная образовательная среда вуза как ресурс для развития жизнестойкости и самоактивации студентов с инвалидностью // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. No 2. С. 29–41.

2. Алехина С. В., Шеманов А. Ю. Инклюзивная культура как ценностная основа изменений высшего образования // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход. Сер. Библиотека журнала «Психологическая наука и образование». М. : Изд-во МГГПУ, 2018. С. 5–13.

3. Александрова Л. А. Субъективная витальность как предмет исследования // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2014. Т. 11. № 1. С. 133–163.

4. Александрова Л. А., Лебедева А. А., Бобожей В. В., Психологические ресурсы личности и социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования // Психологическая наука и образование. 2014 № 1. С. 50–59.

5. Журавлев А. Л, Купрейченко А. Б. Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования. М. : Институт психологии РАН, 2007. 480 с.

6. Селиванова Ю. В., Коновалова М. Д., Щетинина Е. Б. Содержательные характеристики личностного самоопределения студентов с ограниченными возможностями здоровья: результаты пилотажного исследования // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9. № 4-1. С. 119–130. https://doi. org/10.34670/AR.2020.81.55.014

7. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Социально-психологическое пространство личности. М. : Изд- во ИП РАН, 2012. 496 с.

8. Леонтьев Д. А., Александрова Л. А., Лебедева А. А. Развитие личности и психологическая поддержка учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного профессионального образования. М. : Смысл, 2017. 79 с.

9. Мельникова Н. Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: Учебное пособие. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2004. 57 с.

10. Рассказова Е. И., Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции // Психология. Журнал ВШЭ. 2013. Т. 10. № 1. С. 82–118.

Скачать статью в формате pdf

Изучение зоны ближайшего развития у детей младшего школьного возраста с разной степенью выраженности инициативности

Автор(ы):

Галина Александровна Мишина, доктор психологических наук, заведующий кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики, https://orcid.org/0000-0002-8406-2246, Институт коррекционной педагогики Российской академии образования

119121, Россия, г. Москва, ул. Погодинская, 8, корп. 1, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., тел.: +7 (499) 2450452

Ирина Викторовна Довольнова, методист 1 категории художественно-творческой мастерской, https://orcid.org/0000-0002-3596-7313, Одинцовский Центр развития культуры

143003, Россия, Московская область, г. Одинцово, ул. Маршала Жукова, 36, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., тел.: +7 (495) 5875220

Аннотация. Введение. Эпоха перемен в социальной и экономической сферах развития современного общества требует активного участия человека во всех областях жизнедеятельности. Закономерен вопрос о том, как сохранить собственную индивидуальность в рамках приобретения социокультурного опыта; как научить подчиняться требованиям среды и при этом оставаться инициативным. Отечественные психологи выделяют различные условия личностного развития. В культурно-исторической психологии одним из них является расширение зоны ближайшего развития. Ребёнок начинает чувствовать себя источником поведения тогда, когда сталкивается с проблемной ситуацией, в которой принимает задачу как личностно значимую и начинает искать пути её решения. Мы предположили, что для расширения зоны ближайшего развития младших школьников необходимо повышение инициативности, понимаемой авторами как личностное качество, включающее в себя эмоциональный, коммуникативный, творческий и познавательный блоки.

Методы. Метод диагностического обучающего эксперимента.

Результаты. Исследование позволяет говорить о том, что детям с разной степенью выраженности инициативности доступны разные виды обучения. Показано, что у детей с низкой степенью выраженности инициативности зона ближайшего развития уже по сравнению с данными детей средней степени её выраженности; у детей с высокой инициативностью зона ближайшего развития наиболее близка к актуальному развитию.

Заключение. Результаты исследования позволяют расширить представление о личностном развитии младших школьников в контексте теории развивающего обучения. Полученные данные показали, что зона ближайшего развития может быть расширена при условии повышения инициативности ребёнка. Результаты исследования могут быть использованы специалистами в практике психологического сопровождения образовательного процесса в современной школе.

Ключевые слова: младший школьный возраст, инициативность, обучение, развитие, проблемная ситуация, зона ближайшего развития

Для цитирования: Мишина Г. А., Довольнова И. В. Изучение зоны ближайшего развития у детей младшего школьного возраста с разной степенью выраженности инициативности // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 4 (57). С. 517-529. DOI: https:// doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-517-529

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-517-529

УДК: 159.9.07

Статья поступила в редакцию 17.11.2022, одобрена после рецензирования 09.12.2022, принята к публикации 11.12.2022.

Список источников:

1. Кравцов Г. Г. Психологические проблемы начального образования: монография. Красноярск : Изд-во Красноярского ун-та, 1994. 142 с.

2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб. : СОЮЗ, 1997. 222 с.

3. Обухова Л. Ф., Корепанова И. А. Зона ближайшего развития: пространственно-временная модель // Вопросы психологии. 2005. № 6. С. 13–26.

4. Кравцова Е. Е. Культурно-историческая психология. Зона ближайшего развития [Электронный ресурс] // Психологическая газета. 15 ноября 2016 г. URL: https://dzen.ru/a/XoMXNF_uIGMh_KUk (дата обращения: 01.06.2022).

5. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М. : Знание, 1991. 79 с.

6. Шопина Ж. П. Психологические закономерности формирования и актуализации зоны ближайшего развития [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07М., 2002. 27 с. URL: http://childpsy.ru (дата обращения: 17.11.2021).

7. Новоселова С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М. : Педагогика, 1978. 159 с.

8. Гущин Ю. В. Сравнительный анализ зоны ближайшего развития у детей в норме и при различных вариантах дизонтогенеза: автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13. М., 2010. 29 с.

9. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1976. 98 с.

10. Цукерман Г. А., Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности. М. : ОИРО, 2015. 430 с.

11. Эльконин Б. Д. Мировые тенденции в образовании и развивающее обучение / Развитие теории и практики учебной деятельности: научная школа В. В. Давыдова. Монография по материалам Междунар. сетевой науч. конф. (Беларусь, Италия, Россия). Волгоград : Перемена, 2016. С. 88–98.

12. Зинченко В. П., Назаров А. И. Последействие теории действия А. В. Запорожца // Вопросы психологии. 2005. № 5. С. 91–101.

13. Монина Г. Б. Технология формирования у детей 6-7 лет инициативности, самостоятельности, ответственности и парциальная программа «Лесенка РОСТА». СПб. : Детство-Пресс, 2017. 176 с.

14. Короткова Н. А., Нежнов П. Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах ; изд. 4-е, дораб. М. : Линка-Пресс, 2017. 49 с.

15. Борисова Т. С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи // Вестник ТГПУ. 2011. Выпуск 1(103). С. 131–136.

16. Коротаева Е. В., Святцева А. В. Развитие инициативности детей дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. № 5. С. 669–671.

17. Исаков М. В. Показатели и структура субъектности: на материале становления профессиональной субъектности у студентов вузов: дис. … канд. психол. наук : 19.00.01. М., 2008. 242 с.

18. Frese M., Fay, D. Personal initiative: An active performance concept for work in the 21st century. Research in Organizational Behavior. 2001. 23(2). Pp. 133–187. DOI:10.1016/ S0191-3085(01)23005-6

19. Price-Mitchell M. How Kids Learn to Take Initiative and Overcome Challenges // Roots of Action [Electronic resource]. 2018. URL: https://www.rootsofaction.com (mode of access: 10.11.2022).

20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М. [и др.] : Питер, 2012. 712 с.

21. Кравцов Г. Г. Формирование личности в процессе обучения: дошк. и младший шк. возраст [Электронный ресурс] : дис. … д-ра психол. наук : 19.00.07 М., 1995. 288 с. URL: http://irbis.gnpbu.ru (дата обращения: 20.01.2022).

22. Смирнова Е. О., Солдатова Ю. С. Особенности проявления инициативы современных дошкольников // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 1. С. 12–26.

23. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении [Электронный ресурс]. СПб. : Питер, 2009. 318 с. URL: https://sch1248.mskobr.ru (дата обращения: 21.01.2022).

24. Матюшкина А. А. Представления о решении творческой проблемы в научной школе А. М. Матюшкина // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2012. № 3. С. 70–80. URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 10.12.2022).

25. Шумакова Н. Б. Развитие общей одаренности детей в условиях школьного обучения: автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.13. М., 2007. 48 с.

26. Kohlberg L. Moral stages and moralization: The Cognitive developmental approach / Moral development and behavior / Theory, research and social issues. N.Y., 1976. Pp. 31–53.

27. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни [Электронный ресурс]. М. : Мысль, 1999. 299 с. URL: http://rubinstein-society.ru (дата обращения: 05.05.2022).

28. Никитин Б. П. Интеллектуальные игры ; 5-е изд., испр. М. : Лист Нью, 2004.186 с.

Скачать статью в формате pdf

Социально-психологические установки личности старшеклассников с разным уровнем эмоционального интеллекта

Автор(ы):

Наталья Николаевна Доронина, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной и социальной психологии, http://orcid.org/0000-0001-9052-1034, Author ID в РИНЦ: 314043, Researcher ID: ABH-3625-2022, Scopus ID: 57190884938, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85, тел.: +7 (4722) 301211, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,

Юлия Николаевна Гут, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой возрастной и социальной психологии, http://orcid.org/0000-0001-8505-3846, Author ID в РИНЦ: 57190229991, Researcher ID: ААС-5276-2019, Scopus ID: 57190229991, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85, тел.: +7 (4722) 301211; ведущий научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, Психологический институт Российской академии образования

125009, Россия, г. Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4, тел.: +7 (495) 6959363, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Марина Васильевна Ланских, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры возрастной и социальной психологии, http://orcid.org/0000-0002-1052-0317, Author ID в РИНЦ: 721744, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85, тел.: +7 (4722) 301211, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье отмечается важная роль социально-психологических установок личности в разных сферах жизнедеятельности. В старшем школьном возрасте социально-психологические установки оказывают огромное влияние и на мотивацию, и на профессиональное самоопределение, и другие аспекты. Юношеский возраст является сензитивным периодом для развития эмоционального интеллекта. В зависимости от уровня выраженности эмоционального интеллекта школьника возможны особенности проявления социально-психологических установок.

Материалы и методы. Целью исследования является изучение особенностей социально-психологических установок старшеклассников с разным уровнем эмоционального интеллекта. В качестве основного метода было выбрано тестирование, в качестве методик использовались: опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д. В. Люсин), «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О. Ф. Потемкина), Шкала оптимизма и активности (Н. Водопьянова, М. Штейн). В диагностике приняли участие обучающиеся 10–11 классов.

Результаты исследования. В ходе исследования было выявлено, что у учащихся старших классов лучше развит внутриличностный эмоциональный интеллект. Выявлена недостаточная сформированность следующих показателей эмоционального интеллекта старшеклассников: понимание чужих эмоций, чуткость к внутреннему состоянию другого человека и в целом межличностный эмоциональный интеллект. Интегральный показатель эмоционального интеллекта у большинства опрошенных представлен на среднем уровне. Среди социально-психологических установок личности доминирующие позиции занимают ориентация на альтруизм и ориентация на деньги. На наш взгляд, для старшеклассников альтруизм является способом присвоения нравственного опыта человечества, а отношение к деньгам связано с ценностями и установками его семьи.

Обсуждение и заключение. Доказано, что существуют особенности социально-психологических установок личности старшеклассников с разным уровнем эмоционального интеллекта, а именно: у школьников с высоким уровнем эмоционального интеллекта ориентация на процесс и на альтруизм, а также оптимизм и активность будут выражены выше по сравнению со школьниками с низким уровнем эмоционального интеллекта.

Ключевые слова: социально-психологические установки личности, эмоциональный интеллект, внутриличностный эмоциональный интеллект, межличностный эмоциональный интеллект, старшеклассники

Для цитирования: Доронина Н. Н., Гут Ю. Н., Ланских М. В. Социально-психологические установки личности старшеклассников с разным уровнем эмоционального интеллекта // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 4 (57). С. 530–542. DOI: https:// doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-530-542

DOI: doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-530-542

УДК: 159.9.07

Статья поступила в редакцию 17.09.2022, одобрена после рецензирования 21.10.2022, принята к публикации 10.11.2022.

Список источников:

1. Кочетова Ю. А., Климакова М. В. Гендерные различия в эмоциональном интеллекте у старших подростков [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 4. С. 65–74. DOI:10.17759/psyedu.2017090407

2. Васильева Е. Н., Щербаков А. В. Гендерная специфика личностного компонента в структуре карьерного потенциала на начальном этапе обучения в вузе // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. No 1. C. 26–35. DOI: 10.17759/pse.2020250103

3. Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб. : Питер, 2001. 414 с.

4. Газимагомедов Р. И. Нравственные установки дагестанской молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 1. С. 26–29.

5. Донога Л., Терещук Р. Социально-психологическая адаптация и социальные установки в мотивационно-потребностной сфере старшеклассников / Бехтерев и современная психология личности: сб. статей VI Всерос. науч.-практ. конф. Казань. 2020. С. 160–162.

6. Алтунина В. В., Мычко Е. И., Панькина И.Ю. Социальные установки современной молодежи к получению инженерного образования // Перспективы науки и образования. 2022. No 1 (55). С. 491–507. DOI: 10.32744/pse.2022.1.31

7. Хабаева Л. М., Кокова А. А. Профессиональные установки современных старшеклассников // Современные технологии в образовании. 2017. № 17. С. 208–214.

8. Гусакова В. Н., Улько Е. В. Профессиональные установки личности в контексте ее жизненных перспектив // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. No 3(28). С. 332–335. DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0086

9. Мылтасова О.В. Ценностно-мотивационные установки современных старшеклассников // Психология, социология и педагогика. 2016. № 6 (57). С. 73–81.

10. Иванова С. П. Смысложизненные установки и ценностные ориентации молодежи как показатель психологического здоровья личности / Актуальные проблемы психологического здоровья: теория и практика: материалы междунар. науч.-практ. конф 2016. С. 332–339.

11. Конюхова Е. Т., Шевцов Н. В. Самосознание – фактор формирования установки личности // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 7. С. 298–302.

12. Бочкова М. Н., Мешкова Н. В. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследования // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 2. С. 49–59. DOI:10.17759/jmfp.2018070205

13. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. No 4. С. 3–22.

14. Андреева И. Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2008. No 5. С. 83–95.

15. Белкина О. А. Эмоциональный интеллект как предиктор учебной успешности у математически одаренных старшеклассников // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. No 11. С. 92–101.

16. Dong X., Kalugina O. A., Vasbieva D. G., Rafi A. Emotional intelligence and personality traits based on academic performance // Frontiers in Psychology. 2022. Т. 13. Pp. 894570. 17. Валиуллина Е. В. Эмоциональный интеллект и потребности в саморазвитии в возрасте юности // Научное обозрение. Педагогические науки. 2021. No 1. С. 78–82. 18. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с анг. А.П. Исаевой. М. : АСТ : Астрель, 2011. 478 с.

19. Турчин А. С. Социально-психологические установки учащихся 9-х и 11-х классов в структуре профессионального самоопределения // Методология современной психологии. 2019. № 10. С. 188–194

20. Рокицкая Ю. А. Психолого-педагогические условия формирования оптимизма у подростков : монография. Челябинск : Цицеро, 2017. 185 с.

Скачать статью в формате pdf

Особенности подготовки будущего педагога сельской школы

Автор(ы):

Татьяна Александровна Ткачёва, аспирант, https://orcid.org/0000-0002-0782-9239, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., тел.: +7 (3952) 521900

Аннотация. Введение. Ретроспективный анализ научных работ, опубликованных в рецензируемых ведущих отечественных, зарубежных педагогических журналах и других научно-методических изданиях, доказал актуальность и значимость рассмотрения вопроса подготовки будущего педагога сельской школы. Анализ учебных планов педагогических направлений подготовки в системе среднего профессионального обучения и вуза показал, что действующая программа не в полной мере учитывает состояние и уровень компетенций будущих педагогов, необходимый для осуществления педагогической деятельности в условиях сельской среды. Большинство учебных дисциплин преподаётся без учета специфических условий и особенностей работы в сельской школе [17]. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью подготовки педагогических кадров сельской школы и отсутствием модели реализации данной подготовки. С учётом этого обстоятельства в статье представлен авторский план работы, направленный на формирование готовности будущих педагогов к осуществлению педагогической деятельности в условиях сельской среды. В соответствии с этим цель статьи заключается в обобщении педагогического опыта по вопросам подготовки будущего педагога сельской школы, на примере Ангарского педагогического колледжа.

Материалы и методы. В ходе исследования были реализованы следующие методы: метаанализ научной, психолого-педагогической литературы по вопросам подготовки педагогических кадров сельской школы, педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование представителей/работодателей из сельской школы. Выделены актуальные направления педагогической работы в области подготовки будущего педагога сельской школы. К таковым относится:1) теоретическая подготовка (внедрение в комплекс учебных дисциплин содержательного материала, учитывающего специфику сельской среды);2) практическое применение полученных знаний, умений (создание педагогических условий для накопления педагогического опыта профессиональной деятельности у студентов педагогического колледжа в условиях сельской школы); 3) самосовершенствование/самопознание личности будущего педагога (триада его действий – «мыслить – планировать – находить»; «осмысливать –действовать – обосновывать»; «поступать –диагностировать – устанавливать» [12, с. 74]. В статье представлено описание программы практической работы, направленной на овладение будущими педагогами общими и профессиональными компетенциями в области реализации педагогической деятельности в условиях сельской среды.

Результаты исследования. На основании полученных данных был разработан курс по выбору «Школа как социокультурный и просветительский центр села». По результатам анкетирования, активного педагогического наблюдения сформирована группа студентов, преимущественно с высоким и средним уровнем готовности к педагогической деятельности в условиях сельской среды. Группа включала 43 студента с 1 по 4 курс специальности «Преподавание в начальных классах» Ангарского педагогической колледжа и его филиала в г. Усолье-Сибирское. Программу курса составили такие мероприятия, как: учебное занятие, семинар-практикум, внеучебное мероприятие (праздник, концерт, фестиваль, развлекательная программа, конкурс, выставка, акция) и др. В статье изложены примеры учебных занятий с подробным описанием особенностей их подготовки, структуры, методов и форм взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса. Особое внимание автор уделяет результатам работы будущих педагогов сельской школы в период прохождения производственной практики преимущественно в сельской местности (Ангарский городской округ, Усольский, Черемховский, Катангский, Жигаловский, Эхирит-Булагатский и другие районы). В завершении программы курса было организовано итоговое анкетирование участников группы. Сравнительный анализ показал следующие результаты: а) снизился процент студентов, испытывающих чувство тревоги в процессе педагогической деятельности (было – 18 %, стало – 10 %); б) возросла уверенность в конструктивном диалоге с разными категориями сельского населения (овладение технологиями активного слушания/элементы медиации), (было – 41 %, стало – 57 %); в) повысился уровень мотивации к освоению новых, нетрадиционных форм и методов обучения, воспитания сельских школьников (было – 64 %, стало – 82 %); г) ярко выражена заинтересованность в педагогической деятельности и, как следствие, жизнедеятельности в условиях сельской среды (было – 15 %, стало – 36 %).

Заключение. Практическая значимость работы заключается в предложенном автором плане практической работы, направленном на овладение будущими педагогами общими и профессиональными компетенциями, необходимыми для реализации педагогической деятельности в условиях сельской среды. Выделены основные направления педагогической работы (а) теоретическая подготовка; б) практическое применение полученных знаний, умений; в) самосовершенствование/самопознание личности будущего педагога), определяющие успешность процесса подготовки будущих педагогов

сельской школы. Результаты исследования позволили выявить психолого-педагогические условия, которые повлияли на эффективность реализации программы по выбору «Школа как социокультурный и просветительский центр села» и практической работе в целом. К таковым следует отнести: формирование у студентов позитивной мотивации к работе, интеграцию психолого-педагогической и методической подготовки, использование витагенного опыта студентов, непрерывность теоретической и практической подготовки, обогащение содержания общественных и гуманитарных дисциплин сведениями краеведческого характера о сельском социуме [4]. Результаты исследования свидетельствуют об актуальности выбранной темы. При этом критический анализ полученных данных оставляет нишу для дальнейшего осмысления. Так, мы видим перспективу исследования в области рассмотрения организации просветительской деятельности в системе профессиональной подготовки будущего педагога сельской школы: пути, принципы, условия.

Ключевые слова: будущий педагог, сельская среда, сельская школа, профессиональная компетенция, подготовка педагогических кадров

Для цитирования: Ткачёва Т. А. Особенности подготовки будущего педагога сельской школы // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 4 (57). С. 502–516. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-502-516

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-502-516

УДК: 377.8

Статья поступила в редакцию 30.08.2022, одобрена после рецензирования 28.10.2022, принята к публикации 05.11.2022.

Список источников:

1. Гусев Д. А. О повышении профессиональной компетентности учителей сельских школ в использовании ИКТ на занятиях декоративно-прикладным творчеством // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 1-2. С. 27–31.

2. Волочкова Е. В. Создание модели школы «Сельская школа – образовательный социокультурный центр // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2014. № 2. С. 82–86.

3. Ткачёва Т. А. Просветительская деятельность будущего педагога в условиях сельской среды // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 2 (51). С. 222–233. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-222-233

4. Онышкив З. М. Педагогические условия подготовки будущих учителей к работе в сельской национальной школе // КОНЦЕПТ. 2014. № 10. С. 51–55.

5. Башкирова О. Н. Модель подготовки будущего учителя к использованию воспитательных возможностей учебного процесса // Педагогика и психология. Вестник ЧГПУ. 2008. № 4. С. 11–20.

6. Гусев Д. А. Тенденции развития сельской школы в контексте реализации педагогического потенциала народно прикладного творчества // Научный диалог. 2016. № 4 (52). С. 301–313.

7. Шобонов Н. А. Социально-педагогический потенциал сельской школы: историко-педагогический анализ: автореф. дис. ... д-ра пед. наук :13.00.01. Нижний Новогород, 2010. 52 с.

8. Горелова С. А. Образование школьников в контексте сельского социума // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 88. С. 181–185.

9. Якушкина М. С., Илакавичус М. Р., Якушкина И. И., Матина Г. О., Мищенко А. С., Амбурцев Р. А., Загривная Т. А. Просветительство как ресурс развития пространства образования взрослых государств-участников СНГ: коллективная монография / под общ. ред. М.С. Якушкиной. СПб. : СПб ИУО РАО, 2016. 237 с.

10. Симбирцева Н. А., Челышева И. В. Просветительская деятельность: структурно-содержательный анализ понятия в отечественной традиции // Педагогический журнал Башкортостана. 2020. № 4-5 (89-90). С. 127–140.

11. Гурьянова М. П. Развитие социально-педагогической деятельности с детьми и семьями в пространстве места жительства : монография. М. : Изд-во ФГБНУ «ИИД-СВ РАО», 2018. 155 с.

12. Маркова Н. Г. Профессиональная компетентность учителя в условиях сельской школы // Вестник Набережночелнинского гос. пед. ун-та. 2021. -№ 55-1 (34). С. 73–75.

13. Хусаинова Г. Р., Карстина С. Г., Галиханов М. Ф. Оценка готовности преподавателей к инновационной профессионально-педагогической деятельности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 7. С. 42–60

14. Гусев Д. А. Модель дидактической системы формирования компетенций у будущих педагогов сельской школы // Начальная школа. 2018. № 7. С. 44–49.

15. Ильясов Д. Ф., Буров К. С., Селиванова Е. А. Повышение профессиональной компетентности учителей, взаимодействующих с родителями, демонстрирующими модели неконструктивного поведения // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2021. № 1 (46). С. 5–17.

16. Ткачёва Т. А. Стратегии родительского просвещения в условиях сельской среды // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание: региональный аспект. Проблемы, пути решения, опыт». Иркутск, 2021. С. 279–282.

17. Гусев Д. А., Повшедная Ф. В. Педагогика: дидактическая система подготовки учителя сельской школы : учебно-методическое пособие для вузов. СПб. : Лань, 2022. 116 с.

18. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс: учебное пособие для вузов. Казань: Изд-во КГУ, 1998. 318 с.

19. Туарменский В. В. Специфика сельских территорий РФ в контексте обеспечения их устойчивого развития // Эпоха науки. 2019. № 19. С. 69–73. DOI:10.24411/2409-3203- 2019-1919

20. Горбушов А. А. Социокультурная деятельность сельской школы на примере проекта «Сельские школы РФ» и необходимость введения в законодательную базу понятия «сельская школа» // Вестник Набережночелнинского гос. пед. ун-та. Набережные Челны. 2021. № 55-2 (34). С. 15–17.

Скачать статью в формате pdf