Педагогические подходы к развитию оптимизма: опыт сопоставительного анализа идей Макаренко-Роджерса

Автор(ы):

Юлия Владимировна Андреева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры политологии, истории, теории государства и права, https://orcid.org/0000-0003-0377-8427, Башкирский институт социальных технологий

450054, Россия, г. Уфа, проспект Октября, 74/2, тел.: +7 (347) 2163105, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Введение. Проблема поиска оптимистически ориентированных систем обучения и воспитания является одной из актуальных, т. к. существует необходимость разработки подходов, которые ориентировали бы современные системы воспитания и обучения на радость и новые возможности тех, кто учится, а также обеспечивала успех в учебной деятельности.

Материалы и методы. Сопоставительный анализ, сравнение, обобщение, систематизация и педагогическая интерпретация идей К. Роджерса и А. С. Макаренко.

Результаты исследования. Представлены педагогические принципы и условия развития оптимизма на основе сравнительной характеристики гуманистических идей А. Макаренко – К. Роджерса.

Обсуждение. Сопоставительный анализ обнаружил удивительное сходство двух подходов к человеку А. Макаренко и К. Роджерса. Ключевым в них остаётся принцип самоценности личности, который принимает форму безусловного принятия ребёнка у К. Роджерса и требовательной любви у А. С. Макаренко. Подобные принципы порождают определённую систему отношений сотрудничества между педагогом и воспитанником, дают обоснование созданию благоприятных педагогических условий, в которых подтверждается оптимистическая вера тех, кто учит, и открывается возможность достижения успеха теми, кто учится. Рост чувства собственного достоинства и порождаемые им всё новые желания и надежды подкрепляют оптимистическую волю человека к жизни.

Заключение. Педагогическому оптимизму можно научиться, его следует развивать и поддерживать на первой ступени профессионального становления учителя.

Ключевые слова: гуманистические принципы, оптимизм, успех, ситуация успеха, педагогические условия

Для цитирования: Андреева Ю. В. Педагогические подходы к развитию оптимизма: опыт сопоставительного анализа идей Макаренко-Роджерса // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 1 (58). С. 15–24. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-1-15-24

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-1-15-24

УДК: 371.4

Статья поступила в редакцию 30.11.2022, одобрена после рецензирования 14.02.2023, принята к публикации 18.02.2023.

Список источников:

1. Rogers C. R. Freedom to learn: A View of What Education Might Become. Columbus. 2014. 312 p.

2. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. М. : Изд-во АСТ, 2021. 703 с.

3. Rogers C. R. Significant Aspects of Client-Centered Therapy [Electronic resource]. March. 11. 2013. 60 p. URL: https://www.all-about-psychology.com/client-centered-therapy. html (accessed: 24.11.2022).

4. Макаренко А. С. Правильно воспитывать детей. Как? М. : АСТ, 2013. С. 10–17.

5. Макаренко А. С. Методика воспитательной работы. Избранные труды. М. : Юрайт, 2023. 323 с.

6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. : Институт общегуманитарных исследований, 2017. 478 с.

7. Гриценко Л. И. Личностно-социальная концепция А. С. Макаренко в современной педагогике: сравнит. анализ отечественного и зарубежного макаренковедени я: дис. … д- ра пед. наук : 13.00.01, Тюмень, 1998. 291 с.

8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: пер. с англ. СПб. : Питер, 2019. 606 с.

 

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 35 | Скачиваний: 22