Педагогический опыт внедрения авторской программы формирования целеустремлённости у подростков посредством их взаимодействия в разновозрастных сообществах

Автор(ы):

Ираида Александровна Глазырина, старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин, https://orcid.org/0000-0002-3656-9878, Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

410012, Россия, г. Саратов, Астраханская, 83, тел.: +7 (8452) 261696, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Актуальность исследования определена поиском наиболее эффективных подходов к формированию целеустремлённости у подростков. Анализ литературы показывает, что зачастую у подростков не получается реализовать свой потенциал, продемонстрировать свои умения не потому, что у них нет способностей, а в связи с недостатком целеустремлённости. Ключевым фактором при формировании целеустремлённости у подростков рассматриваем организацию взаимодействия в разновозрастных сообществах. В теории и практике нет единого подхода к пониманию понятий «целеустремлённость», «разновозрастное сообщество», недостаточно раскрыт педагогический потенциал разновозрастного сообщества. Цель статьи: представить опыт внедрения авторской программы формирования целеустремлённости у подростков посредством их взаимодействия в разновозрастных сообществах. Формирование целеустремлённости у подростков рассматриваем как комплексный подход на единой методологической основе, включающий в себя не только работу с обучающимися, но и с самими педагогами.

Материалы и методы. В ходе написания работы были использованы следующие методы: теоретический (анализ научной и научно-методической литературы по вопросам формирования целеустремлённости у подростков и взаимодействия в разновозрастных сообществах) и эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение, беседы и другие). Уровень целеустремлённости оценивался при помощи теста на целеустремлённость (Р. Персо).

Результаты исследования. Для получения исходных данных об уровне целеустремлённости была проведена диагностика как экспериментальной, так и контрольной групп. Согласно результатам исследования применение комплексного подхода, основанного на единой методологической основе при формировании целеустремлённости, включающего в себя не только работу с обучающимися, но и с самими педагогами, поэтапное внедрение авторской программы показало значительный рост уровня целеустремлённости у респондентов экспериментальной группы.

Обсуждение и заключение. Изложенный в статье педагогический опыт внедрения авторской программы формирования целеустремлённости у подростков посредством их взаимодействия в разновозрастных сообществах позволяет сделать вывод о том, что данная программа эффективна и её использование способствует формированию целеустремлённости.

Ключевые слова: целеустремлённость, разновозрастные сообщества, педагогический потенциал разновозрастных сообществ, взаимодействие, подростки, образовательная среда, авторская программа

Для цитирования: Глазырина И. А. Педагогический опыт внедрения авторской программы формирования целеустремлённости у подростков посредством их взаимодействия в разновозрастных сообществах // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2. C. 160–169. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-160-169

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-160-169

УДК: 37.013.77

Статья поступила в редакцию 08.02.2023., одобрена после рецензирования 15.05.2023, принята к публикации 29.05.2023.

Список источников:

1. Успех в жизни определяют трудолюбие, целеустремленность, доброта и человечность : Президент В. В. Путин поздравил юных граждан с Международным днем защиты детей [Электронный ресурс] : ТАСС : сайт информационного агентства. 1 июня 2020 г. URL: https://tass.ru/obschestvo/8617485 (дата обращения: 11.02.2023).

2. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/420277810?ysclid=li9y6tvo69362875007 (дата обращения: 15.02.2023).

3. Богданов О. И. Формирование целеустремленности у подростков в учебно-воспитательном процессе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. М., 1990. 20 с.

4. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб. : Питер, 2021. 592 с.

5. Глазырина И. А., Селиванова Ю. В. Проблема формирования целеустремленности и способы ее решения [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2021 № 4. Т. 9. URL: https://mir-nauki.com/PDF/40PDMN421.pdf (дата обращения: 12.04.2023).

6. Крапивина Л. А. Формирование социальной компетентности подростков в разновозрастных объединениях гуманистической направленности [Электронный ресурс] //

Образование и наука. 2015. № 5(124). С. 87–104. URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-5-87-104 (дата обращения: 21.04.2023).

7. Шакурова А. В., Швындова Е. И. Разновозрастные сообщества – ресурс создания модели личностно-развивающей среды школы [Электронный ресурс] // Гуманитарный научный вестник. 2021. № 1. C. 58–65. URL: http://naukavestnik.ru/doc/2021/01/Shakurova.pdf (дата обращения: 11.03.2023).

8. Илакавичус М. Р. Разновозрастные практики неформального общекультурного образования как площадка для формирования межпоколенческого доверия // Молодой учёный. 2014. № 9 (68). С. 476–478.

9. Якушкина М. С. Неформальные образовательные практики в пространстве непрерывного образования педагогов // Человек и образование. 2020. № 1 (62). С. 9–15.

10. Ясвин В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М. : Народное образование, 2019. 448 с.

11. Персо Р. Тест на целеустремлённость. (модифицированный) [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/test-na-tseleustremlionnost-r-perso-modifitsirovan.html (дата обращения:08.02.2022).

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 18 | Скачиваний: 14