Подходы к определению понятия «субъектная позиция педагога» и организационно-управленческие условия её развития с учётом региональных особенностей

Автор(ы):

Эмилия Чойжалсановна Жамбалова, аспирант, https://orcid.org/0000-0003-1870-7541, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова

670000, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел.: +7 (3012) 297170;

проректор по научно-методической работе, Институт развития образования Забайкальского края

672007, Россия, г. Чита, ул. Фрунзе, 1, тел.: +7 (3022) Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация

Введение. Проблема развития профессиональной компетентности педагога является объектом внимания не только участников отношений в сфере образования, но и общества в целом. Поскольку только педагог, достигший высокого уровня профессионализма, способен обеспечить высокое качество образования. От чего зависит процесс развития профессиональных компетенций? По нашему мнению, одним из факторов их эффективного развития является уровень сформированности субъектной позиции педагога. Актуальность исследования различных подходов к определению понятия субъектной позиции педагога обусловливается, во-первых, необходимостью осмысления его сущности, рассматриваемой нами как один из результатов научно-методического сопровождения; во-вторых, необходимостью выявления тех условий, которые способствовали бы повышению уровня развития субъектной позиции педагога. Цели исследования: анализ психолого-педагогических подходов к определению понятия «субъектная позиция педагога», выявление и описание организационно-управленческих условий её развития с учётом региональных особенностей научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.

Материалы и методы исследования. Объектом проведённого исследования являются организационно-управленческие условия развития субъектной позиции педагога. В процессе исследования решались следующие задачи: проанализировать научную литературу, посвящённую психолого-педагогическим подходам к определению понятия «субъектная позиция педагога»; систематизировать и обобщить существующие подходы к определению сущности и структуры субъектной позиции педагога; выявить и описать организационно-управленческие условия развития субъектной позиции педагога с учётом региональных особенностей научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.

Результаты исследования. Анализ подходов к определению понятия «субъектная позиция педагога» позволил выявить организационно-управленческие условия её развития. Предложено уточнённое определение понятия «субъектная позиция педагога» и описана её структура, отмечены организационно-управленческие условия развития субъектной позиции педагога. Работ, целью которых выступал бы анализ процесса развития субъектной позиции педагогов Забайкалья, не найдено, данный факт обусловил новизну исследования.

Обсуждение и заключение. Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности их использования в процессе создания организационно-управленческих условий развития субъектной позиции педагога с учётом региональных особенностей. Перспективным направлением становится использование результатов для разработки рекомендаций по совершенствованию процесса создания организационно-управленческих условий развития системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров региона.

Ключевые слова: субъектная позиция педагога, организационно-управленческие условия, научно-методическое сопровождение

Для цитирования: Жамбалова Э. Ч. Подходы к определению понятия «субъектная позиция педагога» и организационно-управленческие условия её развития с учётом региональных особенностей // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 2. C. 124–135. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-124-135

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-124-135

УДК: 37.02+37.08

Статья поступила в редакцию 03.03.2024, одобрена после рецензирования

17.05.2024, принята к публикации 20.05.2024.

Список источников:

1. Аксенова Г. А. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01, 19.00.07. М., 1998. с. 43.

2. Блинова Ю. Л. Формирование субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации : дис. … канд. психол. наук : 19.00.13. Казань, 2007. 198 с.

3. Кузнецова И. Ю. Развитие субъектной позиции педагога в процессе повышения квалификации [Электронный ресурс] // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. Т. 2, № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/developing-subjectiveposition- of-a-teacher-in-the-process-of-skills-improvement (дата обращения: 30.03.2024).

4. Хаджиева М. В. Субъектная позиция учителя: сущность и особенности ее развития [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3 (46). С. 136–139. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subektnaya-pozitsiya-uchitelya-suschnost-iosobennosti-ee-razvitiya (дата обращения: 28.03.2024).

5. Ушаков А. А., Сажина Н. М., Парамонова М. Г. Субъектная позиция и социально-педагогическая поддержка саморазвития педагога в условиях цифровой интегративной среды [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 8. С. 213–217. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39294 (дата обращения: 01.04.2024).

6. Яковлева О. В., Куликова С. С. Субъектная позиция как предиктор интеграции будущих педагогов в среду цифрового образования // Перспективы науки и образования. 2022. № 6 (60). С. 138–154. doi: 10.32744/pse.2022.6.8

7. Казак Е. Г. Компоненты субъектной позиции педагога в процессе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 3 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komponentysubektnoy-pozitsii-pedagoga-v-protsesse-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 02.04.2024).

8. Лебедев А. С. Формирование субъектной позиции в творческой деятельности у студентов педколледжа : дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2001.179 c

9. Bandura A. Toward a psychology of human agency [Electronic resource] // Sage Journals. Perspectives on Psychological Science. 2006. № 1 (2). Pр. 164–180. URL: https:// journals.sagepub.com/doi/10.1111/j.1745-6916.2006.00011.x (accessed: 27.03.2024). DOI: 10.1111/j.1745-6916.2006.00011.x

10. Du X., Lundberg A., Ayari M. A., Naji K. K., Hawari A. Examining engineering students’ perceptions of learner agency enactment in problem- and project-based learning using Q methodology // Journal of Engineering Education. 2021. № 111 (1). Pp. 111–136. DOI:10.1002/jee.20430

11. Дремина И. А., Долинина И. Г. Реализация субъектной позиции в процессе формирования культуры непрерывного образования педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 2 (43). С. 33–43. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-subektnoy-pozitsii-v-protsesse-formirovaniya-kulturynepreryvnogo-obrazovaniya-pedagogov (дата обращения: 29.03.2024).

12. Осадчук О. Л., Лопанова Е. В. Влияние диалогического общения на формирование субъектной позиции у будущих педагогов профессионального обучения // Образовательное пространство в информационную эпоху : сб. науч. трудов междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 5–6 июня 2018 года). М. : Изд-во Института стратегии развития образования, 2018. С. 852–859.

13. Кузнецова И. Ю., Апухтина А. Г. Особенности создания образовательной среды, способствующей развитию субъектной позиции педагога [Электронный ресурс] // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2013. № 3-4 (16-17). С. 83–88. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sozdaniya-obrazovatelnoysredy-sposobstvuyuschey-razvitiyu-subektnoy-pozitsii-pedagoga (дата обращения: 30.03.2024).

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 10 | Скачиваний: 3