Методика подготовки к государственной итоговой аттестации по литературе: типы и виды заданий по формированию предметных умений

Автор(ы):

Ольга Борисовна Марьина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания литературы, https://orcid.org/0009-0004-1328-3131, Институт филологии,

Московский педагогический государственный университет

119435, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, тел.: +7 (499) 2465712, ola-marina@mail.ru

Аннотация

Введение. Статья посвящена проблемам подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по литературе. При проведении единого государственного экзамена по данному предмету предлагаются разнотипные и разноуровневые задания и применяются соответствующие методы оценки качества выполнения работ. Последовательное, систематическое акцентирование внимания на определённых знаниях, умениях и навыках в процессе работы над экзаменационными заданиями будет способствовать успешному прохождению аттестационных испытаний.

Материалы и методы. Федеральный государственный образовательный стандарт, Федеральная рабочая программа по литературе указывают на необходимость формирования личностных результатов обучения, которые оцениваются в процессе государственной итоговой аттестации. Методика проверки и оценивания результатов выполнения заданий, предполагающий развёрнутый ответ, представленных в контрольных измерительных материалах единого государственного экзамена по литературе, обусловливает выбор методики подготовки к экзамену, в ходе которой используются разные методы и приёмы анализа художественного текста: целостный анализ в единстве формы и содержания, проблемный анализ, межтекстовый сопоставительный анализ. Материалами для исследования послужили экзаменационные работы обучающихся, представленные в программном комплексе «Экспертиза».

Результаты. Охарактеризована специфика письменных экзаменационных заданий, требующих от обучающихся развёрнутого ответа, разработана методика работы с ними в процессе подготовки к государственной итоговой аттестации.

Заключение. Сделан вывод о важности формирования на протяжении учебного процесса необходимых умений и навыков выполнения различных видов письменных заданий, позволяющих обучающимся успешно выдерживать экзаменационные испытания.

Ключевые слова: анализ художественного текста, аргументация, контекстные задания, приёмы сопоставительного анализа, тип героя, мотивы лирики, теоретико-литературные понятия, типология сочинений

Для цитирования: Марьина О. Б. Методика подготовки к государственной итоговой аттестации по литературе: типы и виды заданий по формированию предметных умений // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 2. C. 162–174. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-162-174

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-162-174

УДК: 371.274/276

Статья поступила в редакцию 01.04.2024, одобрена после рецензирования 20.04.2024, принята к публикации 25.05.2024.

Список источников:

1. Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А. Н. Николюкина. М. : Интелвак, 2001. 1600 стб., 799 с.

2. Леонов С. А. Речевая деятельность на уроках литературы. М. : Наука, 1999. 224 с.

3. Развитие речи учащихся на уроках литературы : сб. науч. трудов памяти Н. В. Колокольцева. М. : МГПИ, 1980. 102 с.

4. Основы теории речевой деятельности. / Отв. ред. А. А. Леонтьев. М. : Наука, 1974. 367 с.

5. Маранцман В. Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л. : ЛГПИ, 1974. 176 с.

6. Гиршман М. М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. М. : Высшая школа, 1991. 160 с.

7. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М. : Эксмо, 2023. 448 с.

8. Царева О. И. Сопоставление на уроках литературы [Электронный ресурс] : лекция. URL: https://www.bsu.by/Cache/pdf/240023. pdf (дата обращения: 16.03.2024).

9. Шапиро Н. А. Принципы и приемы редактирования текста в процессе работы над сочинением [Электронный ресурс] // «Первое сентября». Русский язык. № 41. 2004. URL: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200404106&ysclid=lxa3yyosee857957572 (дата обращения: 23.03.2024).

10. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Литература. Сборник экзаменационных заданий с решениями и ответами для подготовки к единому государственному экзамену. М. АСТ, 2021. 480 с.

11. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Все произведения школьной программы. 10 класс. М. : АСТ, 2022. 608 с.

12. ЕГЭ 2024. Литература. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. Проект с разработчиками КИМ ЕГЭ / под ред. С. А. Зинина. М. : национальное образование, 2024. 176 с.

13. Методические рекомендации обучающимся по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ 2022 года. Литература / авт.-сост. : С. А. Зинин, Л. В. Новикова. М. : ФИПИ, 2022. 30 с.

14. Зинин С. А., Барабанова М. А., Новикова Л. В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2023 года по литературе. М. : ФИПИ, 2023. 39 с.

15. Зинин С. А., Барабанова М. А., Новикова Л. В. Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ. Литература. М. : ФИПИ, 2024. 88 с.

16. Федеральная рабочая программа среднего общего образования. Литература (базовый уровень). М. : Ин-т стратегии развития образования, 2023. 95 с.

17. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/bf0ceabdc94110049a583890956abbfa/? ysclid=lxcx76vglw218088583 (дата обращения: 23.01.2024).

Скачать статью в формате pdf.

 


Просмотров: 23 | Скачиваний: 11