Особенности восприятия современными старшеклассниками романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Автор(ы):

Алёна Александровна Кочмар, аспирант кафедры методики преподавания литературы,

https://orcid.org/0009-0007-9641-0360, Институт филологии, Московский педагогический государственный университет

119435, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, тел.: +7 (499) 2465712, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: Введение. Статья посвящена актуальной проблеме – проблеме восприятия современными школьниками классических произведений. Исследование проведено на материале романа Л. Н. Толстого «Война и мир» в рамках выполнения научно-квалификационной работы (диссертация на соискание ученой степени кандида педагогических наук) на тему «Современные подходы к изучению романа Л. Н. Толстого “Война и мир” на занятиях по литературе в 10 классе». Цель работы: представить результаты проведённого эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей восприятия учащимися 10-го класса романа Л. Н. Толстого «Война и мир», их читательских отзывов и оценок, а также определение трудностей, с которыми столкнулись школьники при чтении произведения.

Материалы и методы исследования. Методологической основой исследования стали труды выдающихся методистов-словесников, посвящённые вопросам организации чтения и изучения романа Л. Н. Толстого «Война и мир» в школе (В. В. Голубкова, Т. Г. Браже и др.). Использованы теоретические (анализ, синтез) и эмпирические (констатирующий эксперимент, беседа, анализ работ учащихся) методы. Автором разработана анкета для учащихся 10-го класса.

Результаты исследования. Полученные в ходе исследования данные позволяют сделать выводы об особенностях восприятия романа Л. Н. Толстого «Война и мир» современными десятиклассниками, выявить трудности, с которыми встретились ученики. Данный эмпирический материал был учтён при создании системы уроков, посвящённых изучению романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Обсуждение и заключение. На основе анализа полученных в ходе анкетирования результатов была разработана модель изучения романа Л. Н. Толстого «Война и мир» на занятиях по литературе в 10-м классе, с одной стороны, опирающаяся на современные подходы (системно-деятельностный, культурологический, аксиологический), с другой – учитывающая запросы и потребности учащихся.

Ключевые слова: «Война и мир», Л. Н. Толстой, чтение, восприятие, читатель-школьник, организация чтения старшеклассников, аксиологический подход, системно-деятельностный подход, культурологический подход

Для цитирования: Кочмар А. А. Особенности восприятия современными старшеклассниками романа Л.Н. Толстого «Война и мир» // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 2. C. 175–188. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-175-188

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-175-188

УДК: 372.882

Статья поступила в редакцию 22.03.2024, одобрена после рецензирования 09.05.2024, принята к публикации 10.05.2024.

Список источников:

1. Голубков В. В. Методика преподавания литературы ; 7-е изд. М.: Учпедгиз, 1962. 495 с.

2. Гордеева Н. Б. Изучение мастерства Л. Н. Толстого в школе. М. : Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1959. 120 с.

3. Терентьева А. А. Планирование уроков по изучению романа Л. Н. Толстого «Война и мир» // Ученые записки Ленинградского пединститута им. Герцена. Л. : Учпедгиз. 1957. Т. 146. С. 125–133.

4. Бражник Н. И. Система уроков в IX классе по изучению романа Л. Н. Толстого «Война и мир» // Литература в школе. 1956. № 1. С. 51–65.

5. Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения ; 2-е изд. СПб. : Глагол, 2000. 272 с.

6. Сергейчева А. Ф. Изучение романа Л. Н. Толстого «Война и мир» в школе. Тула : Тульское кн. изд-во, 1964. 123 с.

7. Тиховодов А. А. Творчество Л. Н. Толстого в школьном изучении. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во. 1972. 269 с.

8. Юхнович В. И. «Война и мир» Л. Н. Толстого в историко-функциональном изучении : дис. … канд. филол. наук : 10.01.01. Тверь, 2002. 158 с.

9. Борисенко Н. А. Психологические причины «любви/ненависти» молодежи к чтению классики // Психология и литература в диалоге о человеке : Мат-лы междунар. науч. конф. / под ред. Н. А. Борисенко, Н. Л. Карповой, А. А. Голзицкой (Москва, 13–14 октября 2015 г.) М. : ПИ РАО, 2015. С. 56–59.

10. Дутко Н. П. Использование Google-сервисов при изучении романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в 10 классе // Литература в школе. 2020. № 6. С. 77–87.

11. Федоров С. В., Скулачев А. А. Методические рекомендации по использованию мобильного приложения «Живые страницы» для чтения романа «Война и мир» со школьниками [Электронный ресурс] : Методические разработки. 5 мая 2020 г. URL: https://slovesnik.org/kopilka/metodicheskie-razrabotki/izuchaem-vojnu-i-mir-s-pomoshchyu- prilozheniya-zhivye-stranitsy-metodicheskie-rekomendatsii.html (дата обращения: 19.02.2024)

12. Заботнов П. В. Обучение в сотрудничестве на уроках литературы: коллективное устное сочинение // Литература в школе. № 5. 2022. С. 82–89. DOI: 10.31862/0130-3414-2022-5-82-89

13. Романичева Е. С. Мультимедийное чтение: от «стихийной» практики к школьному анализу художественного произведения // Литература в школе. 2022. № 4. С. 86–97. DOI: 10.31862/0130-3414-2022-4-86-97

14. Соколова А. А. Мультимедийные комментарий как вид учебного текста на уроках литературы // Литература в школе. 2022. № 3. С. 92–104. DOI: 10.31862/0130-3414-2022-3-92-104

15. Беляева Н. В. Дифференцированный подход к обучению школьников составлению историко-культурных комментариев с помощью интернет-ресурсов // Литература в школе. 2020. № 2. С. 76–88. DOI: 10.31862/0130-3414-2020-2-76-88

16. Шутан М. И. Работа с филологическими текстами на уроках литературы // Чтение и литературное образование в цифровую эпоху: материалы Международных научно-практических видеоконференций, г. Москва, 14–15 октября 2021 г.; 25–26 ноября 2022 г.; 24–25 ноября 2023 г. / отв. ред. В.Ф. Чертов, А.М. Антипова. М.: МПГУ, 2024. С. 42–51.

17. Шерстобитова И. А. Концептный анализ на уроках литературы (на примере изучения романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-4. С. 380–383.

Скачать статью в формате pdf.

 

 


Просмотров: 28 | Скачиваний: 29