Формирование готовности педагогов к реализации основных идей федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в процессе повышения квалификации

Автор(ы):

Максим Александрович Костенко, и. о. директора, кандидат социологических наук, https://orcid.org/0009-0001-9682-9387, Институт стратегии развития образования

101000, Россия, г. Москва, Жуковского, 16, тел.: +7 (495) 6213374, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Проблема исследования и обоснование её актуальности. Актуализируется проблема научно-методического сопровождения педагогов общего образования в условиях обновлённых федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных основных образовательных программ в контексте обеспечения единого образовательного пространства на всей территории Российской Федерации. В качестве пути решения задачи по формированию у современных учителей специальных знаний и умений в области реализации федеральных рабочих программ, проектирования рабочих программ для углублённого изучения предмета рассматривается постдипломное педагогическое образование. Цель исследования – представить характеристику структуры и содержания программы повышения квалификации, раскрывающего особенности реализации федеральных основных образовательных программ и обеспечивающего формирование у педагогов специальных знаний и умений, необходимых для работы в соответствии с обновлёнными федеральными государственными образовательными стандартами. Научная новизна исследования состоит в разработке подхода к формированию содержания инвариантного модуля программы повышения квалификации, раскрывающего особенности реализации федеральных основных образовательных программ.

Методология (материалы и методы). В статье представлены теоретические методы, заключающиеся в анализе нормативных документов, методических материалов по внедрению обновлённых федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных основных образовательных программ, программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров. Основу исследования составляют положения системно-деятельностного и компетентностного подходов, которые формируют методологическую рамку основных нормативных документов, определяющих требования к современному учителю.

Результаты исследования. Представлен подход к формированию содержания инвариантного модуля программы повышения квалификации, раскрывающего особенности реализации федеральных основных образовательных программ. Охарактеризованы онлайн-сервисы для педагогического состава и управленческих команд образовательных организаций.

Результаты исследования позволяют сделать вывод, что для системного решения проблемы формирования готовности учителей к реализации идей обновлённых федеральных основных образовательных программ наряду с формальным образованием требуется включение ресурса неформального и информального образования. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке подхода к формированию содержания инвариантного модуля программы повышения квалификации, раскрывающего особенности реализации федеральных основных образовательных программ. Практическая значимость состоит в возможности использования представленного подхода к формированию содержания инвариантного модуля программы повышения квалификации, раскрывающего особенности реализации федеральных основных образовательных программ, а также онлайн-сервисов для формирования готовности учителей к осуществлению идей обновлённых федеральных государственных образовательных стандартов в рамках дополнительного образования.

Ключевые слова: педагог, образовательные программы, готовность к реализации ФГОС, повышение квалификации, неформальное и информальное образование

Для цитирования: Костенко М. А. Формирование готовности педагогов к реализации основных идей федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в процессе повышения квалификации // Педагогический ИМИДЖ, 2024. № 3. С. 381–394. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-381-394

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-381-394

УДК: 371.14

Статья поступила в редакцию 01.07.2024, одобрена после рецензирования 25.08.2024, принята к публикации 30.08.2024.

Список источников:

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс] // Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 20.05.2024).

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс] // Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287. URL: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 20.05.2024).

3. Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования [Электронный ресурс] // Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 992. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/

View/0001202212220053 (дата обращения: 20.05.2024).

4. Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования [Электронный ресурс] // Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/

View/0001202212220024 (дата обращения: 20.05.2024).

5. Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования [Электронный ресурс] // Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 № 1014. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/

View/0001202212220051 (дата обращения: 20.05.2024).

6. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М. : Академия, 2002. 576 с.

7. Кетриш Е. В. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс]: монография. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. 120 с. URL: http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0653-2 (дата обращения: 16.07.2024).

8. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М. : Логос, 1999. 272 с.

9. Суртаева Н. Н., Ройтблат О. В. О понимании и признании неформального образования взрослых // Академия профессионального образования. 2015. № 4. С. 34–42.

10. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н. URL: https://

base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 05.06.2024).

11. Табаровская К. А., Мансурова С. Е. К вопросу об унификации подходов в системе повышения квалификации учителей // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023. Т. 6, № 3(22). С. 13–20.

12. Варющенко В. И., Гайкова О. В. Модульный курс «Дидактические основы формирования готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов социально-гуманитарной науки» // Наука и образование: новое время. 2016. № 5(16). С. 281–285.

13. Волынчук Н. И. Проектирование дополнительных профессиональных программ на основе модульного подхода как инструмент индивидуализации повышения квалификации учителя // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2022. № 4(86). С. 145–152.

14. Петрова Н. П., Вязьмин А. А. Применение модульного подхода в разработке программы повышения квалификации по робототехнике для учителей школ // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81-3. С. 239–242.

15. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. М. ; Л. : Соцэкгиз 1934. 326 с.

16. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М. : Смысл, 2005. 431 с.

17. Эльконин Д. Б. Психология игры ; 2-е изд. М. : ВЛАДОС, 1999. 358 с.

18. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М. : Изд-во МГУ, 1985. 45 с.

19. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. : ИНТОР, 1996. 541 с.

20. Хомский Н. Язык и мышление. М. : МГУ, 1972. 123 с.

21. Вершловский С. Г. Воспитание активной позиции личности. Л. : Лениздат, 1981. 141 с.

22. Громкова М. Т. Педагогические основы образования взрослых. М. : Изд-во Моск. с.-х. акад., 1993. 163 с.

23. О направлении информации (Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ) : письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03–327 [Электронный ресурс] // Информационная-правовая система ГАРАНТ. URL: https://base.garant.ru/406521913/ (дата обращения: 05.06.2024).

24. Рабочие программы [Электронный ресурс] // Единое содержание общего образования. URL: https://edsoo.ru/rabochie-programmy/ (дата обращения: 20.05.2024).

25. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2021 № 273-ФЗ // Российская газета. 30 декабря 2012 г.

26. Единое содержание общего образования [Электронный ресурс] // сайт. URL: https://edsoo.ru/ (дата обращение: 20.05.2024).

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 9 | Скачиваний: 6