Особенности коммуникативно-эмоциональной составляющей родительско-детского взаимодействия в семье, воспитывающей ребёнка c задержкой психического развития
Автор(ы):
Юлия Николаевна Данилова, психолог, аспирант, ассистент кафедры общей и практической психологии, https://orcid.org/0000-0002-9964-0256, Институт специального образования и психологии, Московский городской педагогический университет
127287, г. Москва, Петровско-Разумовский пр-д, 27, тел.: +7 (495) 6121436, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация: Введение. Рассматривается коммуникативно-эмоциональная составляющая специфики родительско-детского взаимодействия в семьях, воспитывающих дошкольников с задержкой психического развития. Подтверждается значимость изучения такого взаимодействия в рамках культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, в том числе различных его сторон: эмоциональной, коммуникативной, когнитивной и практической. Подчёркивается, что для успешной социализации детей с задержкой психического развития важна сформированность коммуникативной и эмоциональной стороны взаимодействия. Целью исследования является представление результатов сравнительного анализа коммуникативно-эмоциональной составляющей родительско-детского взаимодействия в двух группах семей – воспитывающих детей с задержкой психического развития и их нормально развивающихся сверстников.
Материалы и методы. Респондентами стали 100 семей, посещающие массовые дошкольные организации (50 семей, воспитывающих детей 5–7 лет с задержкой психического развития, 50 семей, воспитывающих нормально развивающихся детей 5–7
лет).
Методы исследования: эксперимент, включающий в себя психодиагностическую методику «Совместный тест Роршаха», методы статистического анализа U-критерий Манна – Уитни и кластерный анализ.
Результаты исследования. Обнаружены статистические различия в выделенных критериях взаимодействия семей, воспитывающих дошкольников с задержкой психического развития, и семей, где растут нормально развивающиеся дети; показана неоднородность, проявившаяся в трёх уровнях взаимодействия, для которых определена и описана качественная характеристика психологических особенностей коммуникативной и эмоциональной стороны родительско-детского взаимодействия.
Заключение. Результаты исследования позволяют говорить о необходимости определения пути коррекции коммуникативно-эмоциональной стороны взаимодействия родителей и детей в процессе психологического сопровождения семьи, в которой воспитывается дошкольник c задержкой психического развития.
Ключевые слова: семья; ребёнок с задержкой психического развития; диагностика; коммуникативно-эмоциональная составляющая родительско-детского взаимодействия
Для цитирования: Данилова Ю. Н. Особенности коммуникативно-эмоциональной составляющей родительско-детского взаимодействия в семье, воспитывающей ребёнка c задержкой психического развития // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 3. C. 410–420. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-410-420
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-410-420
УДК: 376.4
Статья поступила в редакцию 20.07.2024, одобрена после рецензирования 24.08.2024,
принята к публикации 30.08.2024.
Список источников:
1. Ульенкова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии ; 5-е изд. М. : Академия, 2011. 175 с.
2. Дмитриева Е. Е., Двуреченская О. Н. Коммуникативный подход к изучению речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 8. С. 118–122.
3. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж : МОДЭК, 1997. 383 с.
4. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. проф. образования / под ред. Б. Д. Эльконина; 6-е изд. М. : Академия, 2011. 383 с.
5. Ильина И. Б. Формирование социокультурной направленности общения младших школьников c задержкой психического развития средствами арттехнологий: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01. Нижний Новгород, 2009. 25 с.
6. Медведева Е. А. Теоретические основы и диагностика социокультурного развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья : монография. М., 2022. С. 75–80.
7. Медведева Е. А., Павлова А. С. Изучение особенностей социально значимых компонентов личности младших школьников c задержкой психического развития в художественной деятельности // Казанский педагогический журнал. 2017. № 2 (121). С. 161–166.
8. Данилова Ю. Н. Особенности эмоциональной стороны родительско-детского взаимодействия в семьях с детьми с задержкой психического развития // МИР специальной педагогики и психологии. М. : ЛОГОМАГ, 2023. Вып. 16. С. 14–20
9. Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. Системно-историческая ретроспектива социального статуса семьи ребенка c ограниченными возможностями здоровья // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 81–94. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.07
10. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб. : Питер, 2008. 192 с.
11. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М. : Изд-во МГУ, 1976. 142 с.
12. Кочетова Ю. А. Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13. М., 2012. 24 с.
13. Неволина В. В. Психологические условия развития способности к эмоциональному взаимодействию младших школьников, воспитывающихся вне семьи : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. Самара, 2008. 198 с.
14. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2 т. Т. 2. М. : Апрель Пресс ; ЭКСМО-Пресс, 2000. 464 с.
15. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М. : Педагогика, 1989. 160 с.
16. Холодкова О. Г., Кабанченко Е. А. Особенности психологической компетентности родителей подростков // Мир науки, культуры, образования, 2018. № 4 (71). С. 358–362.
17. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. Л. : Изд-во Ленинград. ун-та, 1965. 123 с.
18. Дорохина Н. А. Взаимодействие старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07. М., 2009. 16 с.
19. Обозов Н. Н. Психология межличностного взаимодействия : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.05. Л., 1979. 35 с.
20. Дубовицкая Т. Д., Тулитбаева Г. Ф. Формирование коммуникативной культуры родителей как условие оптимизации детско-родительских отношений и конструктивного развития личности ребенка // Современная семья: традиции и инновации : сб. науч. статей. Уфа : БГПУ им. М. Акмуллы, 2014. С. 18–24.
21. Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка: феноменология, факторы возникновения, динамика. Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014. 357 с.
22. Крючева Я. В. Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия c детьми, имеющими задержку психического развития : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Тюмень, 2004. 26 с.
23. Кисова В. В., Малахова Т. В. Исследование эмоционального компонента родительского отношения к детям с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61–4. С. 291–294.
24. Доронина И. Н., Мосина Н. А. Развитие эмоционального принятия родителями младших школьников с задержкой психического развития // Медицинская психология в России. 2021. T. 13, № 1 (66). C. 11. DOI: 10.24412/2219-8245-2021-1-11
25. Ушакова В. Р. Эмоциональное отношение матери к ребенку с ограниченными возможностями здоровья // Живая психология. 2020. Т. 7, № 4(28). С. 9–18.
26. Крушная Н. А. Отношения в семьях, воспитывающих детей с задержкой психического развития : монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. 210 с.
27. Степанова Н. А., Ануфриева М. А. Взаимодействие родителей и ребенка с ЗПР как условие успешного формирования коммуникативных навыков // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки : сб. мат-лов VII Междунар. науч.-практ. конф. (Тула, 17 ноября 2021 года). Чебоксары : Среда, 2021. С. 170–172.
28. Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб. : Речь, 2000. 440 с.