К проблеме унификации понятийного аппарата логопедии (на примере номинаций единиц связной монологической речи)
Автор(ы):
Татьяна Анатольевна Бочкарева, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры логопедии и психолингвистики факультета психолого-педагогического и специального образования, https://orcid.org/0000-0002-7239-418X, Author ID в РИНЦ: 27969222, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
410012, Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, тел.: +7 (8452) 261696, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Введение. В статье с позиций междисциплинарного подхода (лингвистического, лингвостилистического, психолингвистического и собственно логопедического, методического) рассматривается актуальная проблема унификации терминологического аппарата логопедии на примере единиц связной монологической речи. Цель данного исследования – провести теоретический анализ номинаций единиц связной монологической речи и их унификацию, которая должна способствовать формированию профессиональной компетенции студентов-логопедов в ходе изучения курса «Логопедические технологии» и возможному последующему применению унифицированного терминологического аппарата в самостоятельной работе при изучении состояния связной монологической речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
Материалы и методы. Используя теоретические методы: анализ, синтез, сравнение и обобщение, индукцию и дедукцию, – мы исследовали особенности терминологической парадигмы единиц связной монологической речи, представленные в логопедических источниках, в аспекте выявления «проблемных зон» и их возможного устранения.
Результаты исследования. В результате проведённого анализа терминов, обозначающих единицы связной монологической речи, было выявлено отсутствие единых номинаций речевой продукции детей, наличие терминологической синонимии, неоправданное расширение значений терминов, их многозначность (что противоречит самой природе термина как языкового знака), их «непрозрачность» в контекстном употреблении формулировок диагностических заданий. Сформулированы предложения по унификации, дифференциации и уточнению терминов, показана возможность включения единиц, ими обозначаемых, в авторскую критериальную диагностическую модель оценки связной монологической речи.
Обсуждение и заключение. Предлагаемая терминологическая парадигма единиц связной монологической речи может быть использована и как метаязыковая обучающая в учебном процессе в условиях вуза, и как практическая – в непосредственной деятельности логопедов.
Ключевые слова: связная монологическая речь, единицы связной монологической речи, терминологическая парадигма единиц связной монологической речи в логопедической практике, унификация единиц связной монологической речи, дошкольники с тяжёлыми нарушениями речи, логопедические технологии, преподавание логопедических технологий в вузе
Для цитирования: Бочкарева Т. А. К проблеме унификации понятийного аппарата логопедии (на примере номинаций единиц связной монологической речи) // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 2. C. 189–200. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-189-200
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-189-200
УДК: 376.37
Статья поступила в редакцию 10.03.2024, одобрена после рецензирования 17.05.2024, принята к публикации 20.05.2024.
Список источников:
1. Зволейко Е. В. Актуальные проблемы и дискуссионные аспекты в практике подготовки логопедов // Ученые записки ЗабГУ, 2020. Т. 15, № 4. С. 56–64. DOI:10.21209/2658-7114-2020-15-4-56-64
2. Чиркина Г. В. О принципах построения системы логопедической терминологии // Коррекционная педагогика. Теория и практика. 2010. № 3(39). С. 6–7.
3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта Дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения 15.11.2023).
4. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс] : одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17. URL: https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-detej-s-tyazhyolymi-narusheniyami-rechi/ (дата обращения: 14.11.2023).
5. Баль Н. Н. К проблеме понятийно-терминологического аппарата логопедии // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии: материалы второго международного теоретико-методологического семинара. В 2 т. Т. 2. М. : Изд-во МГПУ, 2010. С. 3–6.
6. Лубовский В. И., Валявко С. М. Терминологические проблемы специальной психологии и специальной педагогики // Культурно-историческая психология. 2010. Т. 6, № 1. С. 50–55.
7. О понятийном аппарате специальной педагогики // Специальная педагогика в 3 т. : учеб. пособие/ под ред. Н. М. Назаровой. Т. 2. : Общие основы специальной педагогики / Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Т. Г. Богданова, С. А. Морозова. М. : Академия, 2008. С. 13–31.
8. Новотворцева Н. В. Проблематика лексикографии в специальной педагогике [Электронный ресурс] // Вестник ИСПУ. URL: https://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/4_3/?ysclid=lwpyxtxa4o255355096 (дата обращения 29.02.2024).
9. Чупров Л. Ф. Патология речи: терминологический аппарат логопедии и нейропсихологии как проблема междисциплинарного исследования // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. № 2. С. 140–145.
10. Арсеньева М. В., Баряева Л. Б. Изучение особенностей воспроизведения текстов литературных произведений дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 228–232.
11. Бабина Г. В., Трофимова А. А. Анализ повествовательной структуры текстов пересказов, создаваемых дошкольниками с общим недоразвитием речи // Специальное образование. 2019. № 2. С. 5–17. DOI: 1026170/sp19-02-01
12. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М. : Изд-во МПСУ ; Воронеж : МОДЕК. 2016. 233 с.
13. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. М. : Айрис-пресс, Айрис-дидактика, 2007. 91 с.
14. Глухов В. П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития: монография ;
изд. 2-е, испр. и перераб. М. : В. Секачев, 2014. 539 с.
15. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей [Электронный ресурс]. М., 2004. : [б. и.]. 65 с. URL: https://pedlib.ru/Books/5/0026/5_0026-8.shtml (дата обращения: 06.08.2023).
16. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: учебно-методическое пособие / под ред. проф. Л. Б. Баряевой. СПб. : ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009. 175 с.
17. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: монография. М. : МГОПУ, 2000. 314 с.
18. Бочкарева Т. А. К вопросу о подходах к оценке качества состояния связной монологической речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи: проблема единиц и
диагностических критериев // Дефектология. 2023. № 3. С. 25-36. DOI: 10.47639/0130-3074_2023_3_25
19. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста ; 2-е изд. М. : Просвещение, 1979. 223 с.
20. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учебн. заведений ; 3-е изд., стереотип. М. : Академия, 2000. 400 с.
21. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М. : Изд-во МПСУ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. 432 с.
22. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / АН СССР. Институт языкознания. М. : Наука, 1969. 307 с.
23. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. М. : Владос,1997. 400 с.
24. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Нарушения речи у детей : пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М. : Профессиональное образование, 2003. 232 с.
25. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001. 256 с.
26. Валгина Н. С. Теория текста. М. : Логос. 2003. 279 с.
27. Лукин В. А. Художественный текст. Основы лингвистической теории. Аналитический минимум. М. : Ось-89, 2005. 560 с.
28. Сорокин Ю. А. Текст и его изучение с помощью лингвистических и психолингвистических методик (ретроспективный обзор) // Вопросы психолингвистики [Электронный ресурс]. 2008. № 8. С. 29–40. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_13105406_98835122.pdf (дата обращения: 06.08.2023).
29. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М. : Лабиринт, 2001. 304 с.
30. Большой толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс]. М. : Грамота. / гл. ред. С. А. Кузнецов. URL: https://gramota.ru/poisk?query=сообщение&mode=slovari&
dicts[]=42 (дата обращения: 28.02.2024).
31. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М. : Просвещение, 1981. 256 с.
32. Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ : Бурятское кн. изд-во, 1974. 260 с.