Содержание исследовательской деятельности педагогов профессионального образования
Автор(ы):
Антон Андреевич Коновалов, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики, https://orcid.org/0000-0003-4134-665X, eLibrary SPIN-код: 4585-2215;
ResearcherID: ABD-2865-2021; Scopus AuthorID: 57325487000, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19, тел.: +7 (343) 3754507, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Антон Игоревич Лыжин, кандидат педагогических наук, доцент, директор, https://orcid.org/0000-0002-3973-0073, eLibrary SPIN-код: 4712-0758; ResearcherID: JJF-7111-2023; Scopus AuthorID: 57211950196, Учебный центр Уралмашзавода (Екатеринбург)
620039, Россия, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 33а, тел.: +7 (343) 3275712, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Введение. Активное вовлечение обучающихся колледжей России в процесс создания и реализации инновационных технологических и социальных проектов со стороны государства актуализирует вопрос развития исследовательских компетенций самих педагогов системы среднего профессионального образования. Цель исследования: научно обосновать содержание исследовательской деятельности педагога профессионального образования и представить модель такой деятельности, включающую в себя все необходимые компоненты.
Методология и методы. Методологической основой для моделирования структуры рассматриваемой деятельности стала теория деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), которая авторами была обогащена спецификой исследовательской деятельности педагогов посредством анализа научных публикаций по данной тематике. Исследовательскими методами были выбраны системный анализ и синтез, а также моделирование.
Результаты исследования. Научная новизна исследования определяется представленным в статье содержанием структурной модели исследовательской деятельности педагога профессионального образования, которая включает в себя пять компонентов: потребности, мотив, цель, операционные действия и результат. Практическая значимость работы видится в постановке содержания исследовательской деятельности в качестве отправной точки и возможности определения векторов проектирования содержания, форм и других необходимых условий для развития исследовательских компетенций педагогов профессионального образования в ходе их профессионального развития.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательские компетенции, педагог профессионального образования, колледж, профессиональное развитие, непрерывное образование
Для цитирования: Коновалов А. А., Лыжин А. И. Содержание исследовательской деятельности педагогов профессионального образования // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 2. C. 218–227. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-218-227
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-218-227
УДК: 377.1:001.8
Статья поступила в редакцию 03.04.2024, одобрена после рецензирования 07.05.2024, принята к публикации 10.05.202
Список источников:
1. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий [Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации В. Путина от 25.04.2022 № 231. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404436068 (дата обращения: 21.03.2024).
2. Министр просвещения Сергей Кравцов рассказал об успехах системы образования на выставке «Россия» [Электронный ресурс] : Оренбургский государственный педагогический университет : сайт. 10.11.2023. URL: https://ospu.ru/novosti/ministrprosveshheniya-sergej-kravczov-rasskazal-ob-uspexax-sistemyi-obrazovaniya-navyistavke-rossiya?ysclid=loshit1otz254021636 (дата обращения: 14.02.2024)
3. Пенкина О. Студенты создали модель оптимизации грузоперевозок [Электронный ресурс] : Цифровая трансформация РЖД : сайт. 7 ноября 2023 г. URL: https://rzddigital.ru/world/studenty-sozdali-model-optimizatsii-gruzoperevozok-/?ysclid=losim9huh1531402232 (дата обращения: 14.02.2024).
4. Коновалов А. А., Щипанова Д. Е., Лыжин А. И. Чернышов Б. А. О дефицитеисследовательских компетенций у педагогов СПО: результаты исследования // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 2 (45). С. 112–125. DOI: 10.52944/PORT.2021.45.2.009
5. Ашкинова Л. П. Научно-исследовательская деятельность педагога // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 19. С. 23–26.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М. и др. : Питер, 2012. 712 с.
7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1977. 304 с.
8. Пачикова Л. П., Филипповская Т. В. Педагогическая деятельность и наука: сопряженность, созависимость, совместимость // Педагогическое образование в России. 2020. № 6. С. 16–21.
9. Абрамова И. В., Вечтомов Е. М., Шилова З. В. Инновационные аспекты организации проектно-исследовательской деятельности педагогов в вузе // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 488–507. DOI: 10.32744./pse.2020.3.35
10. Назарова О. Л., Кондрух В. И. Особенности исследовательской деятельности педагогов профессиональной школы // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 2. С. 148–153.
11. Abu-Rumman A. The Role of Researcher Competencies in Delivering Successful Research // Information and Knowledge Management. 2019. Vol. 9, № 1. Pр. 29–32. DOI: 10.7176/IKM
12. Лыжин А. И., Коновалов А. А. Компетентностный портрет современного исследователя в VUCA-мире // Высшее образование сегодня. 2021. № 4. С. 14–19. DOI: 10.25586/RNU.HET.21.04.P.14
13. Смирнов В. И. Общая педагогика ; 2-е изд. М. : Логос, 2003. 304 с.
14. Зырянова Н. И. Введение в профессионально-педагогическую деятельность [Электронный ресурс] : учебное пособие. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 153 с. URL: http://elar.rsvpu.ru/ 978-5-8050-0679-2.pdf (дата обращения: 18.02.2024).
15. Осипова О. Ю. Профессиональные компетенции, ценности и социальный статус молодых ученых региона // Регионология. 2011. № 2 (75). С. 140–146.