Актуальный ракурс социально-коммуникативного развития умственно отсталых детей: результаты научного исследования
Автор(ы):
Екатерина Анатольевна Кремнева, научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями, https://orcid.org/0000-0003-4370-2953, Институт коррекционной педагогики
119121, Россия, г. Москва, ул. Погодинская, 8, корп. 1, тел.: +7 (499) 2450452, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Алла Васильевна Закрепина, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями, https://orcid.org/0000-0002-5757-2371, Институт коррекционной педагогики
119121, Россия, г. Москва, ул. Погодинская, 8, корп. 1, тел.: +7 (499) 2450452, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация: В статье тезисно представлены итоги лонгитюдного исследования, посвящённого решению проблемы преодоления трудностей в социально-коммуникативном развитии детей с выраженными интеллектуальными нарушениями.
Цель исследования: разработать и научно обосновать содержание коррекционно-педагогической работы по формированию социально-коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с выраженными интеллектуальными нарушениями на этапе включения в группу сверстников дошкольной организации. Экспериментальная выборка: дети дошкольного возраста (3–5 лет) с выраженными интеллектуальными нарушениями, посещавшие группы компенсирующей направленности (72 ребёнка).
Методы: обобщение экспериментальных данных.
Заключение. Описаны три этапа научно-экспериментального исследования и представлены его значимые научно-теоретические и практические результаты: выделены разные уровни сформированности социально-коммуникативных умений у детей изучаемой нозологии, дано их феноменологическое описание; в рамках отражения педагогических условий раскрыто поэтапное содержание коррекционного обучения детей в группе компенсирующей направленности дошкольной организации; экспериментально доказана правомерность использования в обучении детей алгоритмов действий взрослого как организатора игровых ситуаций с детьми.
Ключевые слова: дети с выраженными интеллектуальными нарушениями, социально-коммуникативные умения, социально-коммуникативное развитие, социальное развитие, коррекционное обучение
Для цитирования: Кремнева Е. А., Закрепина А. В. Актуальный ракурс социально-коммуникативного развития умственно отсталых детей: результаты научного исследования // Педагогический ИМИДЖ, 2024. № 3. С. 333–346. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-333-346
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-333-346
УДК: 376.4+373.24
Статья поступила в редакцию 05.08.2024, одобрена после рецензирования 25.08.2024, принята к публикации 30.08.2024.
Список источников:
1. Выготский Л. С. Основы дефектологии. М. : Юрайт, 2024. 332 с.
2. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. : Педагогика, 1978. 304 с.
3. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики ; 4-е изд.М. : Изд-во МГУ, 1981. 584 с.
4. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М. : Педагогика, 1986. 320 с.
5. Развитие общения у дошкольников / под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной, М. : Педагогика, 1974. 288 с.
6. Лисина М. И., Галигузова Л. Н. Изучение становления потребности в общении со взрослым и сверстниками у детей раннего возраста // Психолого-педагогические проблемы общения: сб. тр. / под ред. А. А. Бодалева. М. : НИИОП, 1979. С. 60–79.
7. Аугене Д. Й. Игра как средство активизации речевого общения умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03. М., 1987. 16 с.
8. Валлон А. Психическое развитие ребенка ; пер. с фр. М. : Просвещение, 1967. 196 с.
9. Корницкая С. В. Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему
ребенка : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. М., 1975. 23 с.
10. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: учебно-методическое пособие ; 4-е изд. / под. ред. Е. А. Стребелевой. М. : ИНФРА-М, 2024.
128 с.
11. Локтева Е. В. Содержание работы по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. № 3.С. 27–31.
12. Безруких М. М., Верба А. С., Филиппова Т. А., Иванов В. В. Речевое развитие и формирование социально-коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18, № 4. С. 5–17. DOI: 10.21702/rpj.2021.4.1
13. Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент: рабочая кн. менеджера PR. ; 2-е изд., испр. СПб. : Союз, 1997. 286 с.
14. Общение детей в детском саду и семье / под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной.
М. : Педагогика, 1990. 150 с.
15. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования / ред. Т. А. Репина. М. : Педагогика, 1978. 200 с.
16. Стребелева Е. А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. М. : Парадигма, 2012. 256 с.
17. Закрепина А. В. Пути социального развития детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03. М., 2003. 24 с.
18. Мишина Г. А. Изучение формирования речи в дословесный период (в условиях нормального и нарушенного развития) / Вестник РГГУ. № 7. 2009. С. 259–269.
19. Спивак В. А. Деловые коммуникации. Теория и практика: учебник бакалавров. М. : Юрайт, 2014. 460 с.
20. Одинокова Г. Ю. Общение матери и ребенка раннего возраста с синдромом Дауна : монография. М. : Полиграф сервис, 2016. 210 с.
21. Разенкова Ю. А. Предупреждение и преодоление трудностей развития общения у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.03. М., 2017. 207 с.
22. Морозова Е. И. Психологические аспекты адаптации к новым условиям воспитания детей раннего возраста с психофизическими нарушениями : дис. ... канд. психол. наук. М., 1999. 163 с.
23. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста : науч.-метод. пособие. СПб. : КАРО, 2023. 332 с.
24. Катаева А. А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста (глухих, слабослышащих и умственно отсталых) : дис. … д-ра психол. наук : 19.00.10. М., 1977. 363 с.
25. Коробейников И. А., Инденбаум Е. Л. Дети с интеллектуальными нарушениями: учебное пособие для общеобразовательных организаций ; 3-е изд. М. : Просвещение, 2021. 47 с.
26. Давидович Л., Ромусик М. Дифференцированный подход к коррекции системных
нарушений речи на этапе безречия // Дошкольное воспитание. 2020. № 7. С. 71–76.
27. Долгих Л. Ю. Влияние коммуникативной ситуации на мотивацию речепорождения младших школьников с умственной отсталостью: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.10. М., 2002. 18 с.
28. Задумова Н. П. Логопедическая работа по формированию вербальных средств общения у детей с умеренной умственной отсталостью : автореф. дис. … канд. пед.
наук : 13.00.03. СПб., 2006. 21 с.
29. Мишина Г. А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии : дис. … канд. пед. наук : 13.00.03. М., 1998. 179 с.
30. Кремнева Е. А. Изучение коммуникативных проявлений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Дефектология. 2016. № 4. С. 88–92.
31. Технологии социально-коммуникативной реабилитации и абилитации детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития : метод. пособие / сост. И. А. Филатова, Е. В. Каракулова; под ред. Н. Н. Сергеевой. Екатеринбург : Изд-во УрГПУ, 2019. 134 с.
32. Стребелева Е. А., Закрепина А. В. Развитие речи и обучение альтернативной коммуникации первоклассников с умственной отсталостью (основные компоненты содержания рабочей программы варианта 2) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2017. № 5. С. 9–19.