Переосмысление значения дистанционного обучения в дополнительном профессиональном образовании медицинских специалистов
Автор(ы):
Светлана Михайловна Горбачева, доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора по учебной работе, заведующий кафедрой скорой медицинской помощи и медицины катастроф, https://orcid.org/0000-0003-3235-0374, Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования – филиал Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Министерства здравоохранения Российской Федерации
664049, г. Иркутск, м/р Юбилейный, 100, тел.: +7 (3952) 465326, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Марина Алексеевна Алферова, старший преподаватель кафедры педагогических и информационных технологий, https://orcid.org/0000-0003-4494-177X, Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования – филиал Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Министерства здравоохранения Российской Федерации
664049, г. Иркутск, м/р Юбилейный, 100, тел.: +7 (3952) 465326, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Андрей Петрович Ногин, старший преподаватель кафедры педагогических и информационных технологий, специалист по учебно-методической работе, https://orcid.org/0009-0001-8274-2168, Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования – филиал Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Министерства здравоохранения Российской Федерации
664049, г. Иркутск, м/р Юбилейный,100, тел.: +7 (3952) 465326, sm-nogin@\yandex.ru
Аннотация: Введение. В настоящее время в дополнительном профессиональном образовании медицинских работников наряду с традиционными формами обучения практикуется дистанционное обучение. Исследование, представленное в статье, было направлено на выявление степени значимости и уместности дистанционного обучения в дополнительном профессиональном образовании медицинских работников, на определение возможности использования новых технологий обучения в профессиональной среде медицинских работников. Статья призвана показать степень готовности слушателей и их восприимчивости к дистанционному обучению, выявить условия, при которых дистанционное обучение полезно и даже необходимо в обучении состоявшихся специалистов.
Материалы и методы. Проводимое авторами статьи исследование является прикладным. В ходе исследования был применён системный подход с анализом различных сторон и аспектов готовности слушателей к дистанционной работе при освоении профессиональной образовательной программы. В качестве наиболее адекватного метода исследования было избрано анкетирование, которое осуществлялось в реально организованном учебном процессе на площадке дистанционного обучения академии. Для части обучающихся и обучающих это стало одновременным получением и изучением нового педагогического опыта. Вопросники составлялись поэтапно по всем правилам их разработки. В исследовании рассмотрены результаты анкетирования, которое проводилось в течение учебного семестра с сентября по январь 2023 г.
Результаты исследования. Дистанционное обучение в дополнительном профессиональном образовании медицинских работников, как показал наш опрос, востребовано. Более того, с расширением процесса цифровизации различных областей жизни общества и совершенствованием информационных систем технология дистанционного обучения будет развиваться.
Обсуждение и заключение. Так как дистанционное обучение, как свидетельстуют результаты исследования, для медицинских специалистов актуально и будет вострбовано, в системе дополнительного профессионального образования и на уровне руководства медицинских организаций, принимающих решение об обучении специалиста,
требуется пересмотр важных вопросов, в том числе по предоставлению гибкого индивидуального графика обучения и работы специалисту, обучающемуся без отрыва от своей производственной практики.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, дистанционные образовательные технологии, система дистанционного обучения, медицинское образование, Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования
Для цитирования: Горбачева С. М., Алферова М. А., Ногин А. П. Переосмысление значения дистанционного обучения в дополнительном профессиональном образовании медицинских специалистов // Педагогический ИМИДЖ, 2024. № 3. С. 364–380 DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-364-380
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-364-380
УДК: 378.046.4:61:004
Статья поступила в редакцию 09.07.2024, одобрена после рецензирования 29.08.2024,
принята к публикации 10.09.2024.
Список источников:
1. Исакович А. П. Трактовка термина «смешанное обучение» с точки зрения технологического и содержательного подходов: теоретический обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8, Вып. 6. С. 589–598.
2. Владзимирский А. В. История телемедицины: люди, факты, технологии. Донецк : Цифровая типография, 2008. 82 с.
3. Гаспарян С. А., Пашкина Е. С. Страницы истории информатизации здравоохранения России. М., 2002. 303 с.
4. Пашкина Е. С., Зарубина Т. В. О программах информатизации здравоохранения России (обзор) // Врач и информационные технологии. 2009. № 6. С. 46–57.
5. Марухно В. М. Дистанционное образование в медицине [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 4-2. С. 154–156. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4005 (дата обращения: 20.07.2024).
6. Агранович Н. В., Ходжаян А. Б. Возможности и эффективность дистанционного обучения в медицине [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2012.
№ 3-3. С. 545–547. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29752 (дата обращения: 20.07.2024).
7. Создание учебных модулей для дистанционного обучения врачей общей практики (семейных врачей) : медицинские рекомендации / сост. И. Н. Денисов, А. И. Иванов,
Е. И. Черниенко, А. В. Мыльников, Н. В. Топчий, И. А. Мискарян, В. К. Дьячковский. М. : ВУНМЦ, 2019. 31 с.
8. Кудрина В. Г. Информационно-коммуникационные технологии в развитии непрерывного медицинского образования // Врач и информационные технологии. 2008. № 5. С. 71–74.
9. Алфёрова М. А. Опыт внедрения дистанционного обучения в Иркутском государственном институте усовершенствования врачей // XIV регион. науч.-практ. конф.
преподавателей математики и информатики школ, инновационных учебных заведений и вузов (Иркутск, 27 марта 2007 г.). Иркутск : Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2007. С. 237–239.
10. Алфёрова М. А. Новые технологии обучения в системе последипломной подготовки врачей и провизоров // Подготовка кадров для области – потребности и инновационные подходы: мат-лы круглого стола форума-выставки «Инновационный форум» / под науч. ред. М. А. Винокурова, В. И. Самарухи. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2008. С. 130–132.
11. Голубчикова М. Г., Алферова М. А. Концепция развития учреждения дополнительного профессионального образования в контексте реализации идеи непрерывности обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 3 (14). С. 74–76.
12. . Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2021
№ 273-ФЗ // Российская газета. 30 декабря 2012 г.
13. Гинзбург И. В., Трошкина Т. Н. Дистанционное образование в Российской Федерации: понятие и вопросы правового регулирования // Реформы и право. 2013. № 2. С. 50–56.
14. Терентьев Р. В. К вопросу о правовом регулировании дистанционного обучения
[Электронный ресурс] // Вестник МГПУ. Серия: Юридические науки. 2021. № 1(41).
С. 78–85. URL: https://doi.org/10.25688/2076-9113.2021.41.1.09 (дата обращения: 20.07.2024).
15. Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года [Электронный ресурс] // Приказ Минздрава России от 21.11.2017 № 926. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=320600&ysclid=m1acxfbtik46278744 (дата обращения: 22.06.2024).
16. Все силы на подготовку специалистов нового поколения! // Сеченовские вести. 2011. № 5. 4 апреля. С. 6.
17. Кузнецов М. Ю., Лишко Т. Н. Некоторые аспекты дистанционного обучения в системе непрерывного медицинского образования врачей в России // Здоровье мегаполиса. 2022. Т. 3, № 2. С. 65–71.
18. Ленок Г. В., Пивень Д. В., Алфёрова М. А. Инновационные технологии в непрерывном последипломном образовании врача // Сибирский педагогический журнал.
Новосибирск. 2009. № 3. С. 294–299.
19. Зернова Н. И., Плешкова Е. М., Парменова Л. П., Васильева Л. С., Яйленко А. А. Непрерывное медицинское образование и возможности практического врача [Электронный ресурс] // Смоленский медицинский альманах. 2018. № 3. С. 75–78. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-meditsinskoe-obrazovanie-i-vozmozhnosti-
(дата обращения: 20.07.2024).
20. Пенькова Л. В., Дилдабекова Н. Т., Асмагамбетова М. Т., Романова А. Р. Дистанционный метод образования в медицине – перспективы, достоинства и недостатки. Особенности в условиях самоизоляции и карантина. [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2020. № 5. С. 73–76. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=13072 (дата обращения: 20.07.2024).
21. Сергеев Н. С., Онбыш Т. Е., Сергеева А. В. Реализация дистанционной формы обучения в медицинском вузе [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. Ч. 4. № 7(109). С. 105–109. URL: https://doi.org/10.23670/
IRJ.2021.109.7.127/ (дата обращения: 20.07.2024).
22. Голубчикова М. Г. Практический аспект проблемы сопровождения индивидуальной педагогической траектории преподавателя в системе дополнительного профессионального медицинского образования (на примере Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования) // Сибирский медицинский журнал. 2012. № 7. С. 143–145.
23. Хасанов Р. Ш., Юсупова Н. З., Игнашина Е. Г., Антропова Е. Ю., Данилова О. В., Юпатов Е. Ю., Хайруллина А. И. Дистанционное обучение – современные реалии
[Электронный ресурс] // Педагогика профессионального медицинского образования.
2020. № 2. С. 101–116. URL: https://www.profmedobr.ru/articles/distancionnoe-obucheniesovremennye-realii/ (дата обращения: 20.07.2024).
24. Алексеева А. Ю., Балкизов З. З. Медицинское образование в период пандемии
COVID-19: проблемы и пути решения [Электронный ресурс] // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 2 (38). С. 8–24. URL: https://www.
rosmedobr.ru/journal/2020-god/meditsinskoe-obrazovanie-v-period-pandemii-covid-19-
problemy-i-puti-resheniya-/ (дата обращения: 20.07.2024).
25. Дистанционное обучение в экстремальных условиях [Электронный ресурс] // Интерфакс. Образование. 15.04.2020. URL: https://academia.interfax.ru/ru/analytics/
research/4491/ (дата обращения: 20.07.2024).
26. COVID-2019. Медицинские вузы в условиях пандемии [Электронный ресурс] // Ассоциация «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений». 14.04.2020. URL: http://sovetrektorov.ru/novosti/2020/covid-2019-meditsinskievuzy-v-usloviyakh-pandemii/ (дата обращения: 20.07.2024).
27. Алферова М. А. Пересмотр стратегии и тактики реализации дистанционного обучения в ИГМАПО после опыта работы в период пандемии. [Электронный ресурс] // Педагогика профессионального медицинского образования. 2020. № 4. С. 45–57. URL:
https://www.profmedobr.ru/articles/peresmotr-strategii-i-taktiki-realizacii-distancionnogo-
obuchenija-v-igmapo-posle-opyta-raboty-v-period-pandemii/ (дата обращения: 20.07.2024).
28. Грищук А. С., Алфёрова М. А., Новикова Е. С. Использование платформы Moodle в дистанционной образовательной деятельности в системе непрерывного медицинского образования [Электронный ресурс] // Педагогика профессионального медицинского образования. 2023. № 1. С. 32–45. URL: https://www.profmedobr.ru/articles/
ispolzovanie-platformy-moodle-dlya-distanczionnoj-obrazovatelnoj-deyatelnosti-v-sistemenepreryvnogo-mediczinskogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 20.07.2024).
29. Белохвостикова Т. С., Алферова М. А. Реализация дистанционного обучения в период пандемии // Клиническая лабораторная диагностика. 2021. Т. 66, № 4. С. 15.
30. Ахвердиев К. Н. Основные методологические подходы в педагогике // Молодой ученый. 2010. № 6 (17). С. 308–310.
31. Tomlinson B., Whittaker C. Blended Learning in English Language Teaching: Course Design and Implementation. L. : British Council, 2013. P. 12.
32. Глыбочко П. В. Перспективы развития в РФ дистанционной и симуляционной форм обучения // Hi+Med. Высокие технологии в медицине. 2014. № 7(24). С. 28–32.
33. Баженова Ю. В. Пустозеров В. Г., Михалевич И. М., Подашев Б. И. Качество дополнительного профессионального образования в условиях дистанционного обучения. [Электронный ресурс] // Педагогика профессионального медицинского образования.
2023. № 1. С. 18–31. URL: https://www.profmedobr.ru/articles/kachestvo-dopolnitelnogoprofessionalnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-distanczionnogo-obucheniya/ (дата обращения: 20.07.2024).
34. Алферова М. А., Ногин А. П. Профессиональная помощь преподавателю в организации дистанционного обучения. [Электронный ресурс] // Педагогика профессионального медицинского образования. 2023. № 2. С. 84–94. URL: https://www.profmedobr.ru/articles/professionalnaya-pomoshh-prepodavatelyu-v-organizaczii-distanczionnogoobucheniya/(дата обращения: 20.07.2024).