Сравнительное исследование инициативности младших школьников в обучении и свободной деятельности
Автор(ы):
Галина Александровна Мишина, доктор психологических наук, заведующий кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики, https://orcid.org/0000-0002-8406-2246, Институт коррекционной педагогики
119121, Россия, г. Москва, ул. Погодинская, 8, корп. 1, тел.: +7 (499) 2450452, mishina@ikp
Ирина Викторовна Довольнова, независимый исследователь, https://orcid.org/0000-0002-3596-7313
Россия, г. Москва, тел. : +7 (499) 2450452, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация: Введение. Государственные инициативы в сфере образования и культуры ориентируют на развитие инициативной, самостоятельной и ответственной личности, способной к творческому созиданию, конструктивному диалогу, занимающей проактивную позицию, позволяющую принимать нестандартные решения в условиях изменчивости современного мира. Возникают противоречия между социальным заказом общества и наличием пассивности, индивидуализма современных школьников. Педагоги и родители заинтересованы в технологиях развития базовых личностных качеств детей. В настоящее время существует два основных подхода в сфере личностного развития – в условиях обучения и в условиях свободной деятельности. Наше исследование было направлено на изучение инициативности младших школьников в свободной деятельности – в ситуации занятий любимым делом дома и в условиях школьных перемен. Полученные данные сравнивались с результатами изучения инициативности в процессе обучения – на уроках и в условиях выполнения домашних заданий дома.
Методы. В исследовании использовался метод косвенного наблюдения, метод шкальной оценки, статистические методы (критерий согласия Шапиро – Уилка, критерий различий Вилкоксона).
Результаты. Исследование показало, что у младших школьников группы высокой инициативности показатели инициативности в обучении и в свободной деятельности дома значимо выше, чем в условиях школьных перемен; у младших школьников группы низкой и средней инициативности показатели инициативности в обучении значимо ниже, чем в свободной деятельности дома и в условиях школьных перемен. По выбору занятий и форме их организации в свободной деятельности также имеются отличия.
Заключение. Результаты исследования позволили наметить ключевые моменты для личностного развития младших школьников: во-первых, наличие свободной самостоятельной деятельности, наполненной содержательным материалом и организованной по собственной инициативе ребёнка; во-вторых, повышение показателей учебной инициативности, важным условием развития которой является личность педагога, который организует образовательную среду.
Ключевые слова: инициативность, обучение, свободная деятельность, условия развития инициативности, младший школьный возраст
Для цитирования: Мишина Г. А., Довольнова И. В. Сравнительное исследование инициативности младших школьников в обучении и в свободной деятельности // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 4. С. 543–556. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-543-556
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-543-556
УДК: 159.9.07
Статья поступила в редакцию 24.09.2024, одобрена после рецензирования 10.12.2024, принята к публикации 12.12.2024.
Список литературы:
1. Уотсон Д. Б. Психология как наука о поведении / Э. Торндайк, Д. Б. Уотсон Бихевиоризм. М. : АСТ-ЛТД, 1998. С. 251‒672.
2. Бехтерев В. М. Объективная психология. М. : Юрайт, 2025. 551 с.
3. Фрейд З. Влечения и их судьбы [Электронный ресурс] / Психология бессознательного. М. : Фирма СТД, 2006. С. 81‒109. URL:
https://djvu.online/file/d73yHCpOJn95S?ysclid=m520quaky7924115518 (дата обращения: 04.08.2024).
4. Эриксон Э. Детство и общество ; изд. 2-е, перераб. и доп. ; пер. с англ. СПб. : Ленато, АСТ; Университетская книга, 1996. 592 с.
5. Франкл В. Э. Человек в поисках смысла: пер. с англ. и нем. / общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева; вступ. ст. Д. А. Леонтьева. М. : Прогресс, 1990. 368 с.
6. Петровский В. А. ЕДИНОМНОЖИЕ «Я» («надситуативное интервью» с юбиляром о нем самом и его трудах) [Электронный ресурс]. URL: https://psy-journal.hse.ru (дата обращения: 13.09.2023).
7. Найссер У. Познание и реальность. М. : Прогресс, 1981. 232 с.
8. Жарикова А. С. Соотношение креативности и инициативности личности / А. С. Жарикова, Н. Ф. Шляхта [Электронный ресурс] // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2006. No 2 (4). С. 5‒12. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 21.11.2023).
9. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М. : Юрайт, 2024. 160 с.
10. Кудрявцев В. Т. Исследования детского развития на рубеже столетий [Электронный ресурс] : сайт В. Кудрявцева. URL: https://tovievich.ru (дата обращения: 05.12.2023).
11. Короткова Н. А., Нежнов П. Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах ; изд. 3-е, дораб. М. : Линка-Пресс, 2014. 49 с.
12. Трифонова Е. В. Инициативность и самостоятельность как базисные характеристики личности дошкольника // Исследователь. 2018. No 1‒2 (21‒22). С. 35‒45.
13. Новоселова С. Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. 1997. № 3. С. 84‒87.
14. Шур С. Е., Цукерман Г. А. Детско-взрослое взаимодействие: направленность детской инициативы // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 1. С. 82‒91.
15. Клопотова Е. Е., Ягловская Е. К. Возрастные особенности проявления дошкольниками инициативы в образовательной деятельности // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 224‒235.
16. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки (специальности) ГОС ВПО 030300 «Психология», ФГОС ВПО [Электронный ресурс]. М. : Мозаика-Синтез, 2013. 261 с. URL: https://www.litres.ru (дата обращения: 05.02. 2024).
17. Рубцов В. В., Исаев Е. И., Конокотин А. В. Учебная деятельность как зона ближайшего развития рефлексивных и коммуникативных способностей детей 6‒10 лет // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18, № 1. C. 28‒40.
18. Чудновский В. Э. Психологические основы нравственной устойчивости личности школьника : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07. М., 1980. 387 с.
19. Смирнова Е. О., Солдатова Ю. С. Особенности проявления инициативы современных дошкольников // Психолого-педагогические исследования. 2019. No 1. С. 12‒26.
20. Лазарева М. А., Погудо С. Б. Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ [Электронный ресурс] // Молодой учёный. 2020. No 28 (318). С. 97‒99. URL:
https://moluch.ru (дата обращения: 05.12.2022).
21. Заботкина К. Ю., Барышникова Г. Б. Организация досуговой деятельности младших школьников [Электронный ресурс] // Мат-лы VI Междунар. студенч. науч. конф. «Студенческий научный форум». 2014. URL: https://scienceforum.ru/2014 (дата обращения: 04.09. 2024).
22. Шевчук И. В., Гурнак М. А. Игра как форма досуга младших школьников [Элек- тронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. No 12 (146). С. 567–569. URL: https://moluch. ru/archive/146/40970/ (дата обращения: 04.09.2024).
23. Плеханова А. В. Методика организации культурно-досуговой деятельности с детьми младшего школьного возраста во внеучебное время [Электронный ресурс] // Вестник ТГУ. 2009. No 10 (78). С. 313–317. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 04.09.2024).
24. Щербина Н.Г. Свободное время подростков как предмет социально-педагогической деятельности [Электронный ресурс] // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки. 2017. No 15. С. 32–37. URL: https:// cyberleninka.ru/ (дата обращения: 04.10.2023).
25. Арцимович И. В. Современное поколение: вызовы обществу или времени? [Электронный ресурс] // Интерактивная наука. 2017. No 12 (2). С. 119‒121. URL: https:// cyberleninka.ru (дата обращения: 11.04.2023).
26. Довольнова И. В. Специфика проявлений инициативности мальчиками и девочками дошкольного и младшего школьного возраста в социокультурной среде // Современное дошкольное образование. 2023. No 1(115). С. 54-64. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-1115-54-64
27. Мишина Г. А., Довольнова И. В. Изучение зоны ближайшего развития у детей младшего школьного возраста с разной степенью выраженности инициативности // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16, № 4 (57). С. 517–529. DOI: https:// doi. org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-517-529
28. Орлова Л. В. Психологический анализ интеллектуальной пассивности младших школьников : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. М., 1992. 20 с.
29. Цукерман Г. А., Венгер А. В. Развитие учебной самостоятельности. М. : Авторский клуб, 2015. 432 с.