год 2016, № 3

 

С.

ОТ РЕДАКЦИИ

5

РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

Игумнова Е. А.

Диалогическое взаимодействие – вектор развития современного образования

8

 

 

Аннотация. В статье обосновывается диалогическое взаимодействие как первостепенная функция, базовый принцип философии воспитания и перспективное направление развития образования в условиях демократизации современного общества. Диалог рассмотрен как поликультурный феномен с философских, педагогических и психологических аспектов. Приведены аргументы, доказывающие, что разработанная автором технология учебных вопросов отвечает критериям технологичности и по концептуальным основаниям относится к гуманитарным технологиям, содействующим раскрытию человеческого потенциала.

Ключевые слова: диалогическое взаимодействие, гуманитарные технологии, технология учебных вопросов.

Галицких Е. О., Давлятшина О. В.

Научно-методическое сопровождение педагогов в современных условиях развития школы

16

 

 

Аннотация. Актуальность проблемы научно-методического сопровождения повышения квалификации педагогов в современных условиях развития школы обусловлена требованиями Профессионального стандарта педагогов. Цель статьи заключается в определении ресурсов и условий научно-методического сопровождения педагогов в общеобразовательной организации. В статье раскрыты теоретические основы научно-методического сопровождения педагогов в условиях общеобразовательной организации и описан экспериментальный опыт организации научно-методического сопровождения педагогов; доказана эффективность организационно-методических условий для профессионально-личностного развития и саморазвития педагогов.

Ключевые слова: сущность, структура, содержание, уровни научно-методического сопровождения; методологические подходы; организационно-методические условия; профессионально-личностное развитие педагогов; Профессиональный стандарт педагогов.

Казарина В. В.

Лучшие практики работы с одарёнными детьми в Иркутской области

28

 

 

Аннотация. В статье обучение одарённых рассматривается как одна из основных образовательных задач в мире. Проводится анализ использования опыта педагогов Германии, Австралии и других зарубежных стран в работе с одарёнными детьми в образовательных организациях Иркутской области. Описываются лучшие практики работы с одарёнными детьми. Представлены результаты апробации структуры базы видов внеучебных достижений и механизма формирования регионального электронного портфолио в школах Иркутской области.

Ключевые слова: одарённые дети, обучение одарённых в мире, лучшие практики в работе с одарёнными детьми, внеучебные достижения, портфолио.

Кирдянкина С. В.

Инновационное проектирование образовательных систем

46

 

 

Аннотация. Раскрываются актуальность и сущность инновационного проектирования с позиций кардинальных изменений в сфере образования. Описывается соотнесение категорий «система образования» и «образовательная система». Предлагается авторское видение образовательной системы образовательной организации.

Ключевые слова: проектирование, инновационное проектирование, инновация, нововведение, новшество, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационный проект, система образования, образовательная система.

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Степанова Н. В.

Разработка компетентностной направленности функций школьного учебника в отечественной педагогике (вторая половина XIX – конец XX вв.)

56

 

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема, связанная с изменением функций отечественного школьного учебника в истории педагогики второй половины XIX – конца XX вв. Анализируются школьные учебники данного периода, на примере которых раскрывается расширение их функциональных возможностей. Представленный потенциал учебников способствует их практической направленности, отвечающей современным идеям компетентностного подхода.

Ключевые слова: компетентностный подход, школьный учебник, функции учебника; «рабочая книга», «рассыпной» учебник.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Беньковская Т. Е.

Формирование концепции школьного литературного образования в методической науке (1900–2010-е гг.)

62

 

 

Аннотация. В статье обозначено содержание понятий «концепция», «концептуальный подход», осмыслен и проанализирован сложный и противоречивый исторический путь формирования концепции школьного литературного образования в российской методической науке XX–XXI вв. как ориентира для всех участников образовательного процесса: учащихся, учителей, авторов учебных программ и пособий по литературе.

Ключевые слова: концепция, концепция литературного образования, научность, системность, аксиологический подход, научно-методические традиции, литературное развитие, читатель-школьник.

Сосновская И. В.

Вопросы современного литературного образования (методическая рефлексия)

71

 

 

Аннотация. В статье анализируется состояние современного литературного образования в школе в связи с социокультурными факторами. Автор не просто констатирует то, что сегодня негативно сказывается на восприятии, чтении и изучении классических произведений современными читателями-школьниками, но и задаётся вопросами, что следует пересматривать или менять в преподавании литературы в аспекте соотношения традиций и инноваций.

Ключевые слова: культурологический подход, герменевтический подход, принципы обучения, метапредметность, стратегии.

Петрова С. М.

Национально-региональные особенности профессиональной подготовки магистров по РКИ в Северо-Восточном федеральном университете имени М. К. Аммосова

78

 

 

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы профессиональной подготовки магистров по русскому языку как иностранному в Северо-Восточном федеральном университете имени М. К. Аммосова. Проводится анализ основных аспектов магистратуры «Мультикультурное обучение русскому языку как иностранному в сфере образования и туризма». Исследуются новые подходы к подготовке магистров в сфере обучения русскому языку как иностранному. Основу данных подходов составляет наша инновационная авторская программа графико-символического анализа художественного произведения с использованием семиотики, мнемотехники, эргономики. В статье впервые представлена программа подготовки магистров в сфере международного образовательного туризма. Новизной программы является создание семиотической карты Республики Саха (Якутия), где будет дана ландшафтная, национально-региональная, историко-культурная картина самого большого региона на северо-востоке Российской Федерации, что поможет иностранцам составить наиболее полное представление о северных территориях нашей страны.

Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), региональные особенности, магистратура по РКИ, международный образовательный туризм.

Островская В. В.

Постановка проблемы авторского сознания и его типологии как основа анализа произведений современной литературы

85

 

 

Аннотация. Автор предлагает вариант использования современного, нестандартного учебного инструментария школьного анализа, позволяющего старшеклассникам увидеть и понять специфическое и общее в литературе при изучении произведений современных авторов. В статье раскрывается понятие «авторское сознание», говорится о его типологии, описан сценарий урока по рассказу В. Г. Распутина «В ту же землю».

Ключевые слова: сознание, автор произведения, художественный текст, авторское сознание.

Климова Т. Ю.

Изучение композиции стихотворения как способ познания его идеи

100

 

 

Аннотация. В статье обосновывается уникальность композиции стихотворения как «сложно построенного смысла» (Ю. Лотман) и рассматриваются возможности вычленения универсальных структурных единиц в лирике, актуальные в школьном преподавании. Автор статьи предлагает варианты интерпретации композиций в поэтическом наследии неоакмеистов Д. Самойлова и А. Кушнера.

Ключевые слова: теория композиции в школе, композиция противопоставления тезиса и антитезиса, композиция развертывания метафоры, композиция сравнения с прототекстом.

Ермолаева Е. Н.

Категория «целостность» в методике преподавания литературы

111

 

 

Аннотация. В статье рассматривается категория «целостность», содержащаяся в трудах философов, педагогов и психологов, специалистов в области методики преподавания литературы. Предлагается анализ материалов, который позволит учителям, преподавателям вузов и ссузов, студентам филологических специальностей расширить свои знания по вопросам преподавания литературы, определиться с категорией «целостность».

Ключевые слова: категория «целостность», методика преподавания литературы, анализ научных работ по проблеме – категория «целостность».

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Косогова А. С., Кочева Т. С.

Сущность и особенности формирования коммуникативной компетентности будущих мастеров производственного обучения

117

 

 

Аннотация. В статье рассматриваются сущностные характеристики понятия «коммуникативная компетентность будущего мастера производственного обучения», выделяются такие его структурные компоненты, как когнитивно-эмоциональный компонент, выражением которого выступает уровень развития социального интеллекта, и контекстный компонент, который проявляется в теоретическом осмыслении и воспроизведении практического производственного опыта. Даётся характеристика особенностей обучения, направленного на формирование коммуникативной компетентности будущего мастера производственного обучения. Выделены уровни развития исследуемого качества, дана их характеристика.

Ключевые слова: мастер производственного обучения, коммуникативная компетентность, когнитивно-эмоциональный компонент коммуникативной компетентности, контекстный компонент коммуникативной компетентности, социальный интеллект.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

Белюшина Н. В., Изиляева О. В., Кучергина О. В., Масютина Л. С., Нечаева С. В., Черных Л. Ф.

Об отдельных аспектах организации внутреннего мониторинга качества образования в условиях специальной (коррекционной) школы

124

 

 

Аннотация. В контексте деятельности специальной (коррекционной) школы для обучающихся с задержкой психического развития и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представлены основные направления организации мониторинга внутренней системы оценки качества образования в условиях стандартизации инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, качество образования, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) школа, внутренняя система оценки качества образования.

РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Подлиняев О. Г.

Стили педагогического общения и их психологическая природа

134

Аннотация. В статье рассматриваются стили педагогического общения, анализируются критерии, позволяющие идентифицировать стиль общения; дана характеристика психологической природы, лежащей в основе того или иного стиля педагогического общения.

Ключевые слова: стили педагогического общения, идентификационные критерии, психологическая природа стиля общения.

Полнотекстовая версия журнала