Изучение возможностей развития речевого слуха в условиях шума у младших школьников с нарушением слуха

Автор(ы):

Екатерина Николаевна Горина, кандидат социологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики, факультет психолого-педагогического и специального образования, https://orcid.org/0000-0001-6552-7485, Author ID: 665551, Researcher ID: D-8596-2013, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

410012, Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, тел.: +7 (8452)261696, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье представлены результаты исследования, в котором обосновываются необходимость и целесообразность внедрения в методику развития слухового восприятия обучающихся с нарушениями слуха младшего школьного возраста работы по развитию речевого слуха в условиях шума (селективного слуха).

Материалы и методы. Содержание статьи построено на изучении возможностей развития речевого слуха с использованием шумовых помех у обучающихся 4-х классов со степенью снижения слуха 3-й и 4-й степени тугоухости. В качестве основного исследовательского метода был использован педагогический эксперимент. Диагностика уровня и особенностей развития слухового восприятия в условиях дополнительного шума, а также разработка и реализация комплекса коррекционных занятий по развитию селективного слуха основываются на методиках Л. П. Назаровой и Е. П. Кузьмичевой.

Результаты исследования. Выявленный недостаточный уровень развития речевого слуха экспериментальной выборки при фоновом шуме послужил основанием для разработки и реализации комплекса коррекционных занятий по развитию селективного слуха. Эффективность проведённой работы подтверждена с помощью качественно-количественного анализа полученных данных.

Обсуждение и заключение. Положительная динамика развития речевого слуха в условиях шума обосновывает целесообразность представленной работы. Её практическая значимость, подтверждённая нами, позволяет рекомендовать комплекс коррекционных упражнений к внедрению на занятиях по развитию речевого слуха у детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста.

Ключевые слова: слуховое восприятие, обучающиеся с нарушениями слуха, речевой слух, селективный слух, коррекционная работа

Для цитирования: Горина Е. Н. Изучение возможностей развития речевого слуха в условиях шума у младших школьников с нарушением слуха // Педагогический ИМИДЖ.

2023. Т. 17. № 2. C. 193–203. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-193-203

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-193-203

УДК: 376.33

Статья поступила в редакцию 21.02.2023, одобрена после рецензирования 04.05.2023, принята к публикации 17.05.2023.

Список источников:

1. Зайцев Д. В., Корогодова Н. П., Селиванова Ю. В. Инклюзивная культура и конфликт: анализ с позиций социологии города // Социология в изменяющемся научно-образовательном пространстве современного общества : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. VII Дыльновские чтения (Саратов, 12 февраля 2020 года). Саратов : Саратовский источник, 2020. С. 229–233.

2. Королёва И. В. Учусь слушать и говорить: методические рекомендации по развитию слухового восприятия и речи у детей с кохлеарными имплантами и слуховыми аппаратами на основе «слухового» метода (с комплектом 3 рабочих тетрадей). СПб. : КАРО, 2018. 192 с.

3. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. М. : Педагогика, 1977. 176 с.

4. Речицкая Е. Г. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Владос, 2004. 655 с.

5. Горина Е. Н. Изучение уровня сформированности универсальных учебных действий у слабослышащих младших школьников // Специальное образование. 2020. № 4 (60). С. 29–40. DOI 10.26170/sp20-04-03

6. Кузьмичева Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся : пособие для учителя. М. : Просвещение, 1991. 160 с.

7. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М. : Владос, 2012. 288 с.

8. Феклистова С. Н. Развитие слухового восприятия и обучение произношению учащихся с нарушением слуха: учеб.-метод. пособие. Минск : БГПУ, 2008. 66 с.

9. Рукавицин М. С. Модель психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с минимальными нарушениями слуха // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-7. С. 150–160.

10. Огородникова Е. А., Балякова А. А., Жилинская Е. В., Охарева Н. Г., Пак С. П., Бобошко М. Ю. Слуховая тренировка как метод реабилитации пациентов с нарушениями слуха и речи // Folia Otorhinolaryngologiae et Pathologiae Respiratoriae. 2017. Т. 23. № 1. С. 12–14.

11. Вощилова Н. В. Специфика селективного внимания слабослышащих младших школьников и их сверстников с нормальным слухом : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.02. СПб., 2007. 18 с.

12. Кузьмичева Е. П., Яхнина Е.З. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи: учебное пособие для вузов / под ред. Н. М. Назаровой ; 2-е изд. М. : Академия, 2014. 336 с.

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 31 | Скачиваний: 27