Организационно-педагогические и методические условия эффективной реализации модели «Школа полного дня» на основе технологии смешанного обучения
Автор(ы):
Алевтина Петровна Мишина, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета образовательных технологий и непрерывного образования, https://orcid.org/0000-0002-7628-0008, SPIN-код 5328-6790, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова
432071, Россия, г. Ульяновск, пл. Ленина, 4/5, тел.: +7 (8422) 443066, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Сергей Вячеславович Данилов, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры образовательных технологий и коррекционной педагогики, https://orcid.org/0000-0002-1022-5049, SPIN-код 6579-9241, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова
432071, Россия, г. Ульяновск, пл. Ленина, 4/5, тел.: +7 (8422) 443066, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Любовь Александровна Савельева, заместитель директора по научно-методической работе, учитель английского языка, https://orcid.org/0009-0006-8779-5855, Губернаторский лицей № 101 им. Народного учителя РФ Ю. И. Латышева при Ульяновском государственном педагогическом университете им. И. Н. Ульянова
432026, Россия, г. Ульяновск, ул. Жиркевича, 2, тел.: +7 (8422) 737554, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация: Введение. В статье обосновывается актуальность и практическая значимость реализации образовательной модели «Школа полного дня» на основе технологии смешанного обучения. Целью исследования является разработка модели образовательного процесса в школе полного дня на основе технологии смешанного обучения. Новизна исследования заключается в определении и апробации организационно-педагогических и методических условий эффективности функционирования школы полного дня на основе технологии смешанного обучения.
Материалы и методы. Методологическую основу построения образовательной модели «Школа полного дня» на основе технологии смешанного обучения составляют системно-деятельностный, личностно ориентированный и средовой подходы. В целях исследования применялись методы теоретического анализа научных источников и результатов, полученных в ходе диагностических процедур, синтеза, а также методы
логических обобщений, моделирование.
Результаты исследования. Авторы сосредотачивают внимание на построении образовательного процесса в школе полного дня на основе технологии смешанного обучения. По их мнению, такая интеграция позволит реализовать образовательные потребности обучающихся, их законных представителей и государства; сделать образовательный процесс динамичным и персонализированным, максимально использовать возможности дистанционных образовательных технологий, что, в свою очередь, будет способствовать повышению качества образования. В ходе теоретического анализа проблемы была определена модель образовательного процесса в школе полного дня на основе технологии смешанного обучения, включающая в себя целевой, организационный, содержательный, процессуально-технологический и результативно-критериальный компоненты. В модели обозначены условия (организационные, педагогические, методические), принципы, технологии, формы и средства организации образовательного процесса, выделен планируемый результат. Количественные и качественные показатели свидетельствуют об эффективности внедрения модели «Школа полного дня» на основе смешанного обучения в образовательный процесс образовательной организации.
Ключевые слова: педагогические технологии, школа полного дня, смешанное обучение, модель образовательного процесса, организационные, педагогические, методические условия, критерии оценки
Для цитирования: Мишина А. П., Данилов С. В., Савельева Л. А. Организационно-педагогические и методические условия эффективной реализации модели «Школа полного дня» на основе технологии смешанного обучения // Педагогический ИМИДЖ, 2024. № 3. С. 285–302. DOI: : https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-285-302
DOI: : https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-285-302
УДК: 373.1+004.9
Статья поступила в редакцию 03.06.2024, одобрена после рецензирования 12.09.2024, принята к публикации 15.09.2024.
Список источников:
1. Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. Гуманно-личностный подход к образованию. М. : Амрита, 2019. 312 с.
2. Демакова И. Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. М. : Новый учебник, 2008. 256 с.
3. Зверев А. О. Академия полного дня: методические рекомендации по организации школы полного дня в соответствии с требованиями СанПиНов РФ. М. : НИИ школьных технологий, 2006. 127 с.
4. Костяшкин Э. Г. Опыт работы школы полного дня. Организационно-педагогические основы режима / под редакцией Э. Г. Костяшкина. М. : Педагогика, 1978. 136 с.
5. Душина Н. Н. Реализация проекта «Школа полного дня» // Молодой учёный. 2021. № 13 (355). С. 257–259. URL: https://moluch.ru/archive/355/79488/ (дата обращения: 13.04.2022).
6. Комисова О. В. Школа полного дня в структуре современного образования //
Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2009. № 1. С. 348–352.
7. Крючкова Н. Н. Моделирование интеграции основного и дополнительного образования детей в школе полного дня // Интеграция образования. 2008. № 3. С. 91–97. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-integratsii-osnovnogo-i dopolnitelnogoobrazovaniya-detey-v-shkole-polnogo-dnya (дата обращения: 15.04.2022).
8. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. 365 с.
9. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М. : Концептуал, 2023. С. 12.
10. Школа полного дня / Г. П. Буданова и др. М. : Пед. поиск, 2010. 240 с.
11. Школа полного дня: история, современность, регламент деятельности: учеб. пособие. Вып. 1. / Г. П. Буданова и др. М. : Школьная книга, 2008. 203 с.
12. Дубовер Д. А. Школа полного дня в России на рубеже XX и XXI вв.: история, современность, перспективы // Северо-Кавказский психологический вестник. 2012. Т. 10, № 1. С. 20–23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkola-polnogo-dnya-v-rossiina-
rubezhe-xx-i-xxi-vv-istoriya-sovremennost-perspektivy (дата обращения: 04.02.2024).
13. Елисеева Е. В., Жигалова Н. Н. Разработка понятия «познавательная самостоятельность» в отечественной педагогике XX века // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 8 (85). URL: https://
scipress.ru/pedagogy/articles/razrabotka-ponyatiya-poznavatelnaya-samostoyatelnost-votechestvennoj-pedagogike-xx-veka.html (дата обращения: 31.08.2023).
14. Мишина А. П. Теоретические аспекты разработки индивидуальной образовательной траектории в начальной школе // Нижегородское образование. 2016. № 4. С. 36–42.
15. Зубарева Н. Н., Кобцева О. В., Михайлова Г. В. Проектирование и внедрение индивидуального образовательного маршрута учащегося школы полного дня [Электронный ресурс] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2023. № 2 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/
proektirovanie-i-vnedrenie-individualnogo-obrazovatelnogo-marshruta-uchaschegosyashkoly-
polnogo-dnya (дата обращения: 04.08.2024).
16. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология : уч. пособие ; 2-е изд. М. : Педагогическое общество России, 2005. 255 с.
17. Андреева Н. В., Рождественская Л. В., Ярмахов Б. Б. Шаг школы в смешанное обучение. М. : Буки Веди, 2016. 282 с.
18. Зырянова А. В., Костенко М. А. Качество учебно-воспитательного процесса: проект «Школа Минпросвещения». Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций. М. : Институт стратегии развития образования; Пермь : Титул, 2024. 84 с.
19. Концепция проекта «Школа Минпросвещения России» [Электронный ресурс] // поддержана Коллегией Министерства просвещения РФ, протокол от 8 апреля 2022 г. № ПК-1вн. URL: https://smp.edu.ru/concept (дата обращения: 22.05.2024).