О необходимости оказания помощи родителям, воспитывающим детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Автор(ы):

Ольга Викторовна Каракулова, кандидат психологических наук, декан факультета психологии и специального образования, https://orcid.org/0000-0001-5319-3377, Томский государственный педагогический университет

634061, Россия, г. Томск, ул. Киевская, 60, тел.: +7 (3822) 311340, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Елена Ильинична Локтионова, директор основной общеобразовательной школы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 45 г. Томска, https://orcid.org/0009-0009-7594-574X

634040, г. Томск, Иркутский тракт, 140/1, тел.: +7 (3822) 644099, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Галина Анатольевна Ивасенко, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ ООШ № 45 г. Томска, https://orcid.org/0009-0003-1286-8085

634040, Томская область, г. Томск, Иркутский тракт, 140/1, тел.: +7 (3822) 644099

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: Введение. В статье рассмотрены трудности, с которыми сталкиваются родители (законные представители), воспитывающие детей с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями). Отмечаются современные тенденции в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, которые заключаются во взаимодействии с родителями (законными представителями), которые, находясь в трудной жизненной ситуации, не всегда могут помочь своему ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.

Материалы и методы. В исследовании использовался метод опроса родителей (законных представителей) детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Опросник включал в себя содержательные блоки, позволяющие выявить уровень владения родителями (законными представителями) информацией о системе образования региона, проблемы и трудности воспитания и развития детей с умственной отсталостью, проблемы обучения.

Результаты исследования. Анализ результатов опроса позволил заключить, что родителей (законных представителей) больше интересуют дополнительное образование детей, а также бесплатные консультации, дополнительные занятия с дефектологами, логопедами, психологами. Родителей беспокоят уже сформированные у детей проблемы (грубость, агрессия, страхи, нежелательное поведение, зависимость от гаджетов, поступает реальный запрос по коррекции поведения ребёнка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), созданию условий для социализации данной категории детей. Беспокойство родителей вызывает слабая мотивация к обучению, низкий уровень развития речи и недостаточно сформированные навыки самообслуживания. Описан опыт работы школы с родителями (законными представителями) по снижению выраженности актуальных трудностей и выработке единой образовательной траектории обучающегося с учётом его индивидуальных особенностей. Образовательная организация оказывает первую и необходимую психолого-педагогическую помощь, помогая в решении трудных вопросов, возникающих при взаимодействии родителей и детей с умственной отсталостью.

Заключение. Представлен опыт применения научно обоснованных выводов из результатов исследования в практической работе педагогов школы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Полученные в ходе исследования данные приводят к выводу о необходимости усиления следующих направлений деятельности образовательной организации с родителями (законными представителями): работы по формированию психолого-педагогических компетенций родителей (законных представителей) в установлении гармоничных детско-родительских отношений через просветительскую деятельность, принятии особенностей ребёнка; по использованию родителями педагогических технологий в работе, направленной на развитие жизненных компетенций, навыков самообслуживания.

Ключевые слова: умственная отсталость (интеллектуальные нарушения), родители

(законные представители), школа, обучение, воспитание

Для цитирования: Каракулова О. В., Локтионова Е. И., Ивасенко Г. А. О необходимости

оказания помощи родителям, воспитывающим детей с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 3. C. 347–363. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-347-363

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-347-363

УДК: 37.042(376.4)

Статья поступила в редакцию 09.07.2024, одобрена после рецензирования 30.07.2024,

принята к публикации 05.08.2024.

Список источников:

1. Фальковская Л. П. О реализации Государственной политики в сфере развития сети коррекционных школ [Электронный ресурс] URL:https://ikp-rao.ru/sezd-korrekcionnyhshkol/ (дата обращения 07.04.2024).

2. Фирсова Е. Ю. К вопросу формирования родительской компетентности в оказании социально-педагогической помощи ребенку с ОВЗ [Электронный ресурс] // Теоретические и прикладные проблемы дифференцированного и инклюзивного образования: сб. мат-лов Междунар. науч.-практ. конф. (Владимир, 2 июня 2020 года). Владимир : Шерлок-пресс, 2020. С. 118–120. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43149385 (дата обращения: 01.04.2024).

3. Гнездилов М. Ф. Обучение русскому языку в начальных классах вспомогательной школы М. : Изд-во АПН РСФСР, 1962. 101 с.

4. Выготский Л. С. Психология развития человека. М. : Смысл : ЭКСМО, 2004. 1134 с.

5. Буренина С. Ю., Калинина С. Б. Социокультурная реабилитация семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством организации групп взаимопомощи // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 4(61). С. 404–410. DOI: 10.25683/VOLBI.2022.61.440

6. Шубович М. М., Шубович В. Г., Тимошина И. Н. Профилактика выгорания родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 4. С. 105–112.

7. Шац И. К. Семья особого ребенка: психологические проблемы здоровых сиблингов // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2021. № 2. С. 383–397. DOI 10.35231/18186653_2021_2_383

8. Буравлева Н. А., Каракулова О. В., Понарина С. В. Ценности, смысложизненные ориентации и удовлетворенность жизнью родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2023. Вып. 4 (50). С. 162–169. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-4-162-169

9. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : методическое пособие. М. : Просвещение, 2008. 239 с.

10. Баенская Е. Р., Суетина О.П. Помощь семье, воспитывающей ребенка с аутизмом раннего и дошкольного возраста: методические рекомендации. М. : ФГБНУ «ИКП РАО», 2021. 56 с.

11. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: пути помощи. М. : Теревинф, 2007. 148 с.

12. Сабуров В. В. Проблемы семейного воспитания детей с интеллектуальными нарушениями и определение родителями целей воспитания [Электронный ресурс] // Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. науч. работников, преподавателей вузов, руководителей и логопедов образовательных учреждений, реабилитационных центров; молодых ученых: аспирантов и магистрантов (Екатеринбург, 21 марта 2013 года). Екатеринбург : УрГПУ, 2013 С. 106–111. URL: https://www.elibrary.ru/item.

asp?id=24267412 (дата обращения: 05.02.2024).

13. Разенкова Ю. А., Югова О. В. Ресурсный подход в психолого-педагогических исследованиях и практике помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 4 (72). С. 38–49. DOI: https:// doi.org/10.15293/1812-9463.2304.03

14. Разенкова Ю. А., Павлова А. В., Романовский Н. В. Ресурсы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью: анализ материалов всероссийского опроса // Дефектология. 2022. № 2. с. 53–65

15. Айвазян Е. Б., Разенкова Ю. А., Корниенко Т. Ю., Павлова А. В. Трудные жизненные ситуации в семье ребенка с ОВЗ или инвалидностью: Методический комплект для специалистов служб ранней помощи, психологов ППМС-центров и образовательных организаций. М. : ФГБНУ «ИКП», 2023. 98 с.

16. Каракулова О. В. Запросы родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Семья особого ребенка : сб. мат-лов IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Семья особого ребенка» (28 ноября 2022 г., г. Москва). М. : ФГБНУ «ИКП РАО», 2022. С. 541–545. URL: https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/SBORNIK-IV-KONFSEMYa_

2022.pdf (дата обращения: 05.02.2024).

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 14 | Скачиваний: 6