Антисоциальное поведение учащихся профессиональных образовательных учреждений как психолого-педагогическая проблема: из опыта работы
Бочанцева Людмила Ивановна кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры «Педагогика и психология» Ишимский педагогический институт им. П .П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета 627750, Россия, Ишим, ул. Ленина, 1 тел.: +7(34551)5-13-70
Аннотация. Антисоциальное поведение учащихся является одной из актуальных психолого-педагогических проблем образования. В статье анализируется понятие антисоциального поведения, представлена описательная характеристика личности, которой свойственно такое поведение, стадии формирования антисоциальности, обозначены психолого-педагогические проблемы, возникающие у учащихся в процессе обучения. Антисоциальность поведения учащихся рассматривается в контексте комплексной психолого-педагогической проблемы, которую необходимо решать, осуществляя превентивную работу в образовательном учреждении. После проведения комплекса индивидуальных консультаций и групповых социально-психологических тренингов, направленных на коррекцию антисоциального поведения у учащихся, были получены результаты, подтверждающие их эффективность. Автор описывает результаты своей работы в качестве педагога-психолога по сопровождению учащихся – представителей «группы особого внимания», обучающихся в учреждении профессионального образования, имеющих признаки антисоциальности в поведении.
Для цитирования: Бочанцева Л. И. Антисоциальное поведение учащихся профессиональных образовательных учреждений как психолого-педагогическая проблема: из опыта работы // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 2 (39). С. 177–188.
УДК: 373.84 DOI:
Список литературы:
1. Бочанцева Л. И. Антисоциальные подростки с затрудненным общением как объект научного исследования // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 4. С. 44–51. 2. Бочанцева Л. И. Психологические средства нормализации затрудненного общения антисоциальной личности (на примере лиц юношеского возраста) : дис. … канд. псих. наук: 19.00.01. Новосибирск, 2007. 256 с. 3. Бубнова Л. И. Работа социально-психологической службы ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 46 г. Ишима» по профилактике и коррекции девиантного поведения учащихся // Воспитательные приоритеты образования на современном этапе его реформирования: материалы Всерос. научно-практ. конф. (1–2 марта 2006 г.). В 4 ч. Часть 4. Воспитание детей с особыми нуждами и содействие здоровому образу жизни. Тюмень: ТОГИРРО, 2006. С. 15–19. 4. Бубнова Л. И. Социализация как фактор становления личности и девиации ее поведения // Философия образования. 2006. № 1. С. 178. 5. Буранов, С. Н. Педагогическая диагностика отклоняющегося поведения сержантов и солдат частей Сухопутных войск: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. М., 1999. 24 с. 6. Григорьева А. Н. Особенности девиантного поведения деструктивной направленности учащихся учреждений начального профессионального образования: Социологический анализ: автореф. дис. … канд. соц. наук : 22.00.06. Екатеринбург, 2005. 24 с. 7. Давлетбаева З. К. Социально-психологические факторы возникновения асоциального поведения учащихся / З. К. Давлетбаева // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. № 2. С. 372–378. 8. Дмитриева Н. В., Бочанцева Л. И. Психологические средства нормализации затруднённого общения антисоциальной личности (на примере лиц юношеского возраста) : монография. Ишим : ИГПИ им. П. П. Ершова, 2013. 192 с. 9. Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). М. : Академия, 2003. 288 с. 10. Клейберг Ю. А. Девиантное поведение в вопросах и ответах. М. : МПСИ, 2008. 304 с. 11. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Личностные и диссоциативные расстройства: расширение границ диагностики и терапии: монография. Новосибирск : изд-во НГПУ, 2006. 448 с. 12. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе : деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск : Наука, 1990. 224 с. 13. Кураева Д. А. Взаимодействие образовательных и общественных организаций по предупреждению девиантного поведения старшеклассников: монография. – Краснодар : изд-во КубГУ, 2010. 135 с. 14. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения : пособие для психологов и педагогов. М. : ВЛАДОС, 2008. 351 с.
|