Статьи выпуска № 2, год 2018

Антисоциальное поведение учащихся профессиональных образовательных учреждений как психолого-педагогическая проблема: из опыта работы

  • Автор(ы):

Бочанцева Людмила Ивановна

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры «Педагогика и психология»

Ишимский педагогический институт им. П .П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета

627750, Россия, Ишим, ул. Ленина, 1

тел.: +7(34551)5-13-70

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

  •  

 

Аннотация. Антисоциальное поведение учащихся является одной из актуальных психолого-педагогических проблем образования. В статье анализируется понятие антисоциального поведения, представлена описательная характеристика личности, которой свойственно такое поведение, стадии формирования антисоциальности, обозначены психолого-педагогические проблемы, возникающие у учащихся в процессе обучения. Антисоциальность поведения учащихся рассматривается в контексте комплексной психолого-педагогической проблемы, которую необходимо решать, осуществляя превентивную работу в образовательном учреждении. После проведения комплекса индивидуальных консультаций и групповых социально-психологических тренингов, направленных на коррекцию антисоциального поведения у учащихся, были получены результаты, подтверждающие их эффективность. Автор описывает результаты своей работы в качестве педагога-психолога по сопровождению учащихся – представителей «группы особого внимания», обучающихся в учреждении профессионального образования, имеющих признаки антисоциальности в поведении.

 

 

  • Ключевые слова: антисоциальное поведение, направления психолого-педагогической работы с учащимися «группы особого внимания», превенция, профилактика, коррекция, подростки, лица юношеского возраста.

 

Для цитирования: Бочанцева Л. И. Антисоциальное поведение учащихся профессиональных образовательных учреждений как психолого-педагогическая проблема: из опыта работы // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 2 (39). С. 177–188.

 

УДК: 373.84

DOI:

 

Список литературы:

 

1. Бочанцева Л. И. Антисоциальные подростки с затрудненным общением как объект научного исследования // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 4. С. 44–51.

2. Бочанцева Л. И. Психологические средства нормализации затрудненного общения антисоциальной личности (на примере лиц юношеского возраста) : дис. … канд. псих. наук: 19.00.01. Новосибирск, 2007. 256 с.

3. Бубнова Л. И. Работа социально-психологической службы ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 46 г. Ишима» по профилактике и коррекции девиантного поведения учащихся // Воспитательные приоритеты образования на современном этапе его реформирования: материалы Всерос. научно-практ. конф. (1–2 марта 2006 г.). В 4 ч. Часть 4. Воспитание детей с особыми нуждами и содействие здоровому образу жизни. Тюмень: ТОГИРРО, 2006. С. 15–19.

4. Бубнова Л. И. Социализация как фактор становления личности и девиации ее поведения // Философия образования. 2006.  № 1. С. 178.

5. Буранов, С. Н. Педагогическая диагностика отклоняющегося поведения сержантов и солдат частей Сухопутных войск: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. М., 1999. 24 с.

6. Григорьева А. Н. Особенности девиантного поведения деструктивной направленности учащихся учреждений начального профессионального образования: Социологический анализ: автореф. дис. … канд. соц. наук : 22.00.06. Екатеринбург, 2005. 24 с.

7. Давлетбаева З. К. Социально-психологические факторы возникновения асоциального поведения учащихся / З. К. Давлетбаева // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. № 2. С. 372–378.

8. Дмитриева Н. В., Бочанцева Л. И. Психологические средства нормализации затруднённого общения антисоциальной личности (на примере лиц юношеского возраста) : монография. Ишим : ИГПИ им. П. П. Ершова, 2013. 192 с.

9. Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). М. : Академия, 2003. 288 с.

10. Клейберг Ю. А. Девиантное поведение в вопросах и ответах. М. : МПСИ, 2008. 304 с.

11. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Личностные и диссоциативные расстройства: расширение границ диагностики и терапии: монография. Новосибирск : изд-во НГПУ, 2006. 448 с.

12. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе : деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск : Наука, 1990. 224 с.

13. Кураева Д. А. Взаимодействие образовательных и общественных организаций по предупреждению девиантного поведения старшеклассников: монография. – Краснодар : изд-во КубГУ, 2010. 135 с.

14. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения : пособие для психологов и педагогов. М. : ВЛАДОС, 2008. 351 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать статью в формате pdf

Социально-психологические особенности менталитета русскоговорящих китайцев

  • Автор(ы):

Терехова Татьяна Александровна                                   
доктор психологических наук, профессор,  

профессор кафедры общей психологии

Факультет психологии,

Иркутский государственный университет

 

664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1

тел.: 8(914)9019194

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Трофимова Елена Леонидовна

 

 кандидат психологических наук, доцент,

доцент базовой кафедры педагогической и

возрастной психологии,

Факультет психологии,

Иркутский государственный университет

 

664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1

тел.:8(902)5772373

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Черёмухина Кристина Сергеевна

 

старший преподаватель,

кафедра социологии и психологии,

Байкальский государственный университет

 

664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11

тел.:8(914)883-50-00

 e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

  •  

 

Аннотация. В статье представлен содержательный анализ компонентов менталитета русских, русскоговорящих китайцев, китайцев. В процессе эмпирического исследования выделены компоненты, характеризующие особенности менталитета респондентов: гражданская идентичность, ценностные ориентации, религиозность, уровень экономического сознания, проанализирована их связь с социально-психологической адаптацией русскоговорящих китайцев. Все мигранты ощущают чувство гордости или уверенности как представители своего государства и народа, что подтверждает правило актуализации гражданской и этнической идентичности в окружении иноэтничного большинства. С помощью свободного ассоциативного эксперимента выявлены три семантических слоя ассоциаций со словами-стимулами, относящихся к компонентам менталитета: ассоциаты–характеристики, ассоциаты–эмоции, ассоциаты–персоналии, раскрывающих смысловое наполнение компонентов менталитета. Обнаружено, что у русскоговорящих китайцев ассоциации по смысловому содержанию ближе к ассоциациям, полученным в группе русских респондентов.

 

 

  • Ключевые слова: менталитет русскоговорящих китайцев, гражданская идентичность, ценностные ориентации, религиозность, уровень экономического сознания, социально-психологическая адаптация.

 

Для цитирования: // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 2 (39). С. 162–176.

 

УДК: 159.922.4

DOI:

 

Список литературы:

 

1. Афонасенко Е. Моральные суждения студенческой молодежи современного Китая // Развитие личности. 2007. № 2. С. 129–143.

2. Бодрийар Ж. Общество потребления : его мифы и структуры. М. : Республика : Культур. революция, 2006. С. 56

3. Васильева К. К. Менталитет: онтоэтнологическое измерение (на примере бурятского этноса). М. : Рус. мир, 2002. С. 37

4. Малахаева С. К. Нарративный подход в этнопсихологическом исследовании: возможности и границы метода // Психология в экономике и управлении. 2013. № 2. С. 155–164.

5. Дейнека О. С. Символизация денег: опыт эмпирического исследования // Проблемы экономической психологии. Т. 1. М. : Институт психологии РАН, 2004. С. 207–241.

6. Санжеева Л. В. Синергетическая парадигма ментальной конструкции модели мира // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. Улан-Удэ, 2011. № 1. С. 21–26.

7. Спешнев Н. А. Китайцы: особенности национальной психологии. СПб. : Каро, 2011. 331 с.

8. Сторожук А. Г. Три учения и культура Китая : конфуцианство, буддизм и даосизм в художественном творчестве эпохи Тан. СПб.: Восточный факультет СПбГУ, 2010. 552 с.

9. Тань Аошуан. Китайская картина мира: Язык, культура, ментальность. М. : Языки славянской культуры,  2004. 231 с.

10. Терехова Т. А. Профессиональная психодиагностика. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. 348 с.

11. Тихвинский С. Л. Восприятие в Китае образа России. М. : Наука,  2008. 246 с.

12. Трофимова Е. Л., Терехова Т. А. Межэтническое взаимодействие студентов из стран АТР как условие психологической безопасности // Baikal Research Journal.  2017.  Т. 8, № 4.

13. Трофимова Е. Л., Черёмухина К. С. Межкультурная компетентность как необходимая составляющая профессиональной подготовки юристов // Baikal Research Journal. 2017. Т. 8, № 2.

14. Туев В. А. Методологические проблемы идеологии российского общества // Известия Байкальского государственного университета. 2017. Т. 27, № 4. С. 600–606.

15. Цзинь Тао. Концептуальная система пространства. Фрагмент китайской языковой картины мира.  Владивосток: ВГУЭС, 2007. 164 с.

16. Юревич А. В. Структурные элементы национального менталитета статья [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 29. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n29/837–yurevich29.html. (дата обращения: 18 февраля 2015 года).

17. 现代汉语词典-1 Словарь современного китайского языка. Версия 5. Пекин. Бизнес издательство. 2005. 1958 с.

 

 

Скачать статью в формате pdf

Методы самомаркетинга в образовательном менеджменте как предпосылка успешной адаптации специалиста и его взаимодействия с рынком труда

  • Автор(ы):

Журавлева Маргарита Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедры туризма

Иркутский государственный университет

Россия, 664003 г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1

тел.: +7(3952)241843

e-mail: margo32@mail.ru

 

Наконечных Валентина Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общеcтвенностью 

 

Иркутский государственный университет

664003 г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1

тел.: +7(3952)241843

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

  •  

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы самомаркетинга, позволяющие адаптироваться молодым специалистам в сфере образования. В последние годы растёт популярность такого понятия, как самомаркетинг. В данном случае речь идёт о самомаркетинге в сфере образовательного менеджмента и маркетинга.

Рынок труда требует от современного сотрудника не только профессиональных компетенций, но и личностных, и социальных (инициатива, сотрудничество, способность работать в команде) качеств.

В этой связи необходима разработка методик, методических рекомендаций, способствующих более эффективной адаптации специалистов и дальнейшему взаимодействию с рынком труда.

 

 

 

  • Ключевые слова: образовательный процесс, компетентностный подход, компетенции, активизация учебного процесса, самомаркетинг, образовательный менеджмент и маркетинг, высшее образование.

 

Для цитирования: Журавлёва М. М., Наконечных В. Н. Методы самомаркетинга в образовательном менеджменте как предпосылка успешной адаптации специалиста и его взаимодействия с рынком труда // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 2 (39). С. 138–147.

 

УДК: 378.180.6

DOI:

 

Список литературы:

 

1. Балашова Н. Ф. Самостоятельная работа как саморазвитие личности студента / Педагогические системы развития творчества в учреждениях профессионального и дополнительного образования: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Гос. проф.-пед. ун-та, 2003. Ч. 2. С. 11–13.

2. Журавлева М.М., Наконечных В.Н. Самомаркетинг как неотъемлемая часть адаптации специалистов в сфере образования на рынке труда // Вестник Бурятского государственного университета: научный журнал. выпуск 7. Педагогика / под общей редакцией Е. П. Евдокимовой, Ж. В. Галсановой, Н. Н. Балдановой. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2017. С. 137–150.

3. Кривокора Е. И. Деловые коммуникации : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2012. 190 с.

4. Карташова Л. В. Управление человеческими ресурсами : учебник. М. : ИНФРА. М, 2013. 235 с.

 

Скачать статью в формате pdf

Повышение квалификации учителя-словесника через освоение технологии построения словообразовательных моделей производных слов

  • Автор(ы):

Шонтукова Ирина Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент

заместитель министра образования, науки и по делам молодёжи Кабардино-Балкарской Республики

360000, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Кешокова, 43

тел.: +7(8662)420523

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

  •  

 

Аннотация. Цель статьи – продемонстрировать возможности технологии обучения русскому языку через построение словообразовательных моделей производных слов в процессе повышения квалификации учителей русского языка и литературы. Процесс повышения квалификации педагогов во многом обусловлен необходимостью освоения эффективных методик и технологий обучения. В то же время можно наблюдать преимущественное положение общепедагогических технологий в обучении учителей, предметные же методики и технологии, на взгляд автора, переживают определённый кризис. Предлагаемая в данной статье технология является предметной лингвистической технологией освоения различных языковых уровней, освоение и применение которой может помочь учителю построить комплексное изучение русского языка.

 

 

  • Ключевые слова: технологии обучения, словообразовательная модель, повышение квалификации учителей.

 

Для цитирования: Шонтукова И. В. Повышение квалификации учителя-словесника через освоение технологии построения словообразовательных моделей производных слов // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 2 (39). С. 148–161.

 

УДК: 371.127

DOI:

 

Список литературы:

 

1. Архипова Е. В. Лингводидактический принцип моделирования в обучении русскому языку в полиэтнической среде // Методика преподавания русского языка (как иностранного, как второго): история, современное состояние, перспективы развития : коллективная монография / под общ. ред. Т. М. Балыхиной. М. : РУДН, 2017. С. 216–227.

2. Модели и схемы словообразовательных типов русского языка Научно-исследовательский институт структурной методики преподавания языков при Кабардино-Балкарском гос. ун-те / М. Ш. Шекихачева, Н. В. Бочоришвили, Р. Х. Варквасова и др. ; под ред. М. Ш. Шекихачевой.  М. : Высш. шк., 1993.  496 с.

3. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2009. 192 с.

4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд. М. : Академия, 2008. 368 с.

5. Сабаткоев Р. Из истории методики преподавания русского языка в национальной школе // Русский язык в национальной школе. 2012. № 4. С. 3–7

6. Хамраева Е. А. Становление когнитивной сферы учащегося-билингва через реализацию метапредметных умений в курсе русского языка // Русский язык в национальной школе.  2011. № 4. С. 17–21.

7. Хамраева Е. А. Обучение русскому языку детей-билингвов: онтолингвистический аспект. М. : Билингва. 2015. 152 с.

8. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2008. 255 с.

9. Шекихачева М. Ш. Русское слово : Учеб. для 6-го класса школ с русским (неродным) языком обучения. Нальчик : Эльбрус, 1994. 128 с.

10. Шекихачева М. Ш. Русское слово: Учебник для 7-го класса школ с русским (неродным) языком обучения. Нальчик : Эльбрус, 1996. 146 с.

11. Шонтукова И. В. Формирование новых профессиональных компетентностей у преподавателя в свете введения ФГОС // Педагогика.  2014.  № 6. С. 80–84.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать статью в формате pdf

Имидж педагогического вуза в социокультурном пространстве региона

  • Автор(ы):

Федосова Ирина Валерьяновна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной педагогики и психологии

Педагогический институт,

Иркутский государственный университет

664011, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6

тел.: +7(3952)200739

e-mail: Fedos-ir@yandex.ru

  •  

 

Аннотация. В последние годы всё более акцентируется внимание на теме имиджа, о чём свидетельствует количество публикаций и диссертационных исследований. Вместе с тем проблема создания имиджа образовательных учреждений остаётся недостаточно изученной. Небольшая наработанная эмпирическая база, отсутствие пролонгированных исследований в данной сфере, неразработанность системы мониторинга и сопровождения образовательных организаций в области создания корпоративного имиджа ещё более усугубляют проблему. В данной статье представлен опыт автора в изучении комплекса факторов, которые формируют имидж образовательной организации на примере педагогического института Иркутского государственного университета. Показана необходимость разработки психолого-педагогических и организационно-методических основ поддержания положительного образа учреждения.

 

 

  • Ключевые слова: имидж, имидж вуза, корпоративный имидж, образ организации; факторы, формирующие имидж; имиджевые характеристики, общественное мнение.

 

Для цитирования: Федосова И. В. Имидж педагогического вуза в социокультурном пространстве региона // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 2 (39). С. 128–137.

 

УДК: 378.8

DOI:

 

Список литературы:

 

1. Волкова В. В. Педагогическая концепция формирования образовательного имиджа гуманитарного вуза: автореф. дис. ... д-ра пед.наук : 13.00.08. М., 2010. 47 с.

2. Добрякова А. А. Имидж выпускника государственного вуза в структуре имиджа вуза // PR в образовании. 2008. № 2. с. 111–114.

3. Елинова С. В. Социально-психологическая модель формирования внешнего имиджа высшего учебного заведения: автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05. М., 2010. 18 с.

4. Еронин А. О. Социально-психологические условия формирования позитивного имиджа среднего профессионального образования: дис. …  канд. психол. наук : 19.00.05. М., 2015. 266 с.

5. Измайлова Е. А. Формирование маркетинговой коммуникационной политики и позитивного имиджа вуза на рынке образовательных услуг: автореф. дис. … канд. экон. наук : 08.00.05. СПб, 2005. 18 с.

6. Кадочников Н. А. Корпоративный имидж как фактор конкурентоспособности высшего профессионального учебного заведения : дис. … канд. эконом. наук  : 08.00.05. М., 2005. – 130 с.

7. Кыштымова И. М. Методология и методы исследований имиджа // Психология в экономике и управлении. 2013. № 2. С. 123–127.

8. Павлов С. Н. Социально-педагогические аспекты формирования имиджа вуза // Мир науки, культуры, образования.  2014. № 1 (44). С. 34–36.

9. Петрова Е. А. Имидж специалиста – имидж организации – имидж профессионального образования в России // PR в образовании. 2003. № 4.  С. 104–105.

10. Петрова Е. А., Романова А. В., Родионова А. А. Из опыта работы по изучению корпоративного имиджа вуза // PR в образовании. 2005. № 3. С. 38–50.

11. Пискунова Т. Н. Условия и факторы формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения: дис. … канд. психол. наук : 19.00.13. М., 1998. 148 с.

12. Родионова А. А. Фокус-групповое исследование аффективных и когнитивных составляющих имиджа учебного заведения // PR в образовании. 2005. № 4. С. 48–49.

13. Федосова И. В. Профессиональный имидж педагога в контексте личностно-профессиональной подготовки будущего специалиста сферы образования // Психология в экономике и управлении. 2014.  № 1.  С. 117–120.

 

Скачать статью в формате pdf