Статьи выпуска № 2, год 2018

Использование коммуникативного потенциала текстов новой природы в образовательном процессе

  • Автор(ы):

Сосновский Илья Захидович

кандидат исторических наук

кафедры журналистики и медиаменеджмента

Институт филологии, иностранных языков и медиакоммуникации ИГУ

Иркутский государственный университет

664025 г. Иркутск, ул. Ленина, 8

тел.: +7(3952)521-590

e-mail: sosnoilya@yandex.ru

 

  •  

 

Аннотация.

В статье раскрывается специфика восприятия информации, особенности сознания и мышления современных школьников и студентов –пользователей социальных сетей. Объясняя принципы организации информации в социальных сетях и влияние медиакоммуникации на восприятие и понимание современного молодого человека, автор выявляет такой актуальный инструментарий учебно-познавательной деятельности, как креолизованный текст, а именно – мем. Анализируя специфику и принципы организации информации в меме, раскрывая его структуру и свойства, автор устанавливает методические возможности использования мемов в учебном процессе с целью создания эффективной коммуникативной среды для преподавателя, школьника или студента.

 

 

  • Ключевые слова: тексты новой природы, креолизованный текст, мем, восприятие, понимание, коммуникативная среда, инструментарий, коммуникативный потенциал.

 

Для цитирования: Сосновский И. З. Использование коммуникативного потенциала текстов новой природы в образовательном процессе // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 2 (39). С. 66–77.

 

УДК: 371.31

DOI:

 

Список литературы:

 

1. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов) : учеб. пособие для студ. фак. иностр. яз. вузов. – М. : Academia, 2003. С. 8–15.

2. Бернацкая А. А. К проблеме «креолизации» текста: история и современное состояние // Речевое общение: Специализированный вестник / Краснояр. гос. ун-т; под ред. А. П. Сковородникова. Вып. 3 (11). – Красноярск: Красноярский университет, 2000. С. 104–110.

3. Елина Е.А. Семиотика рекламы. М. : Дашков и Ко, 2009. 136 с.

4. Казакова Е. И. Тексты новой природы: закономерности и технологии развития современной грамотности в условиях качественной модернизации современного текста // На путях к новой школе. 2014. № 1. С. 7–15.

5. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб. : Искусство-СПБ, 2000. 704 с.

6. Лотман Ю. М. Тезисы к проблеме «Искусство в ряду моделирующих систем» // Статьи по семиотике искусства / предисл. С. М. Даниэля, сост. Р. Г. Григорьева. СПб. : Академический проект, 2002. С. 274–293.

7. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М. : Жуковский: Канон-пресс-Ц. Кучково поле, 2003. 464 с.

8. Палфри Дж., Гассер У. Дети цифровой эры. М. : Эксмо, 2011. 368 с.

9. Сосновская И. В., Островская В. В. Активизация работы с «нелинейным знанием» как мотивационный аспект современного урока.  [Электронный ресурс] // Crede Experto: международный электронный научно-педагогический журнал. 2014, № 2. С. 277–287 URL. http://ce.ipkro-38.ru/wp-content/uploads/2014/03/sosnovskaya.pdf (дата обращения: 14.05.2018).

10. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М. : Высшая школа, 1990. С. 180–186.

11. Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы: Сборник материалов VIII международной научно-практической конференции «Педагогика текста», Санкт-Петербург, 21 октября 2016 г. / под ред. Т. Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой. СПб. : Лема. 2016. 118 с.

 

Скачать статью в формате pdf

О комментарии, центробежном и центростремительном (статья первая)

  • Автор(ы):

Романичева Елена Станиславовна

кандидат педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик

Институт системных проектов

Московский городской педагогический университет

129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4

тел.: +7(499)1812133

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

  •  

 

Аннотация.

В статье говорится о двух тенденциях, связанных с комментированием художественных текстов: «перекомментирование» классических текстов XIX века, сориентированное на читателя начала XXI века, и комментирование текстов ХХ века с целью включения их в национальный канон (последнее касается в основном детской литературы). Обозначив эти две тенденции, автор подробно останавливается на первой из них, в русле которой сегодня создаются комментарии к классике в формате поликодового текста, и показывает, какие задачи стоят перед методикой обучения литературе в связи с этим.

 

 

 

  • Ключевые слова: центробежный и центростремительный комментарий, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, тенденции в комментировании текста, поликодовый текст, задача методики. 

 

Для цитирования: Романичева Е. С. О комментарии, центробежном и центростремительном // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 2 (39). С. 57–65.

 

УДК: 371.302.2

DOI:

 

Список литературы:

 

1. Балталон Ц. и В. Воспитательное чтение. Беседы по методике начального обучения. Изд. 3-е.  М. : тип. Вильде, 1913. XXXII. 299 с.

2. Бродский Н. Л. «Евгений Онегин» роман Пушкина : комментарий. М. : Мультиратура, 2005. 345 с.

3. Гаспаров М. Л. Филология как нравственность: статьи, интервью, заметки. М. : Фортуна ЭЛ, 2012. 283 с.

4. Голубков В. В. Преподавание литературы в дореволюционной средней школе. Вып. 1. Из прошлого «литературного чтения» / В. В. Голубков, вст. ст., сост.  М.-Л.: изд-во АПН РСФСР, 1946. С. 97–98.

5. Джанумов С. А. Комментарий к первой главе романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» // Русская литература: комментарий, анализ, художественные тексты / сост. и отв. редактор И. Н. Райкова. – М. : МГПУ, 2013. С. 39−53.

6. Жвалевский А., Пастернак Е. Типа смотри короче [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-reading.mobi/chapter.php/1026758/75/Zhvalevskiy_-_Tipa_smotri_koroche.html] (дата обращения: 12.05.2018).

7. Конан Дойл А. Приключения Шерлока Холмса / пер. М. Н. Чуковской, Н. К. Чуковского, Д. Лившица. М. : Лабиринт, 2018. 160 с.

8. Кэрролл Л. Приключения Алисы в стране чудес  / пер. Н. Демуровой. М. : РОСМЭН, 2016. 160 с.

9. Лотман Ю. М. Роман Пушкина «Евгений Онегин»: комментарий. Пособие для учителя. Л. : Просвещение, 1983. 416 с.

10. Набоков В.В. Комментарий к роману «Евгений Онегин» / Владимир Набоков / [Электронный ресурс] // URL: http://bookscafe.net/read/nabokov_vladimir-kommentariy_k_romanu_evgeniy_onegin-178891.html#p27_TOC_idp817552 (дата обращения: 12.05.2018).

11. Пушкин А. С. Евгений Онегин: роман в стихах / сост. комментария Л. В. Рожников. М. : Проспект, 2018. 437 с.

12. Пушкин А. С. Стихотворения. Евгений Онегин / вст. статья и комм. С. М. Бонди. М. : Детская литература, 1972. 272 с.

 

 

 

 

 

 

Скачать статью в формате pdf

Художественная рефлексия как условие понимания

  • Автор(ы):

Сосновская Ирина Витальевна

Доктор педагогически наук профессор кафедры филологии и методики

Педагогический институт

 Иркутского государственного университета

Иркутский государственный университет

 664003, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 9

тел.: 8(3952)240700

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Ситникова Екатерина Романовна

аспирант

Педагогический институт

 Иркутского государственного университета

Иркутский государственный университет

 664003, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 9

тел.: 8(3952)240700

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Аннотация. В статье обосновывается актуальность обращения к рефлексии как к условию более глубокого и адекватного понимания художественного произведения современными школьниками, как к понятию, помогающему реализовать одну из ключевых идей ФГОСов – идею смыслового и рефлексивного чтения. Рассматривается дефиниция «художественная рефлексия», подчёркивается её своеобразие, исследуется её специфика, формулируются основные направления устремлённости рефлексии в художественном тексте. В статье формулируется основная цель художественной рефлексии – развитие у школьников читательской способности видеть и осваивать другие смыслы в текстах через себя с целью обогащения личностных смыслов и глубокого понимания авторских.

 Реализация методического аспекта применения художественной рефлексии показана на примере создания разных видов рефлексивных ситуаций в процессе анализа и интерпретации художественного текста на уроках литературы.

 

 

 

  • Ключевые слова: герменевтика, художественная рефлексия, смысл, понимание, виды рефлексии, рефлексивная среда, направления рефлексии, рефлексивные ситуации, точки фиксации рефлексии, рефлексивная позиция.

 

Для цитирования: Сосновская И. В., Ситникова Е. Р. Художественная рефлексия как условие понимания читателем-школьником литературного произведения // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 2 (39). С. 38–47.

 

УДК: 371.302.2

DOI:

 

Список литературы:

 

1. Ахматова А. А. Лирика. М. : Худож. лит., 1989. 415 с.

2. Бабенко И. И. Художественная рефлексия как фактор становления творческой языковой личности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 4. С. 107–111.

3. Бах Р. Чайка по имени Джонатан Ливингстон [Электронный ресурс]. URL: https://livingston.bib.bz/chast-pervaya (дата обращения: 03.03.2018).

4. Богин Г. И. Филологическая герменевтика : учеб пособие. Калинин : Изд-во КГУ, 1982. 86 с.

5. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М. : Прогресс, 1988. 704 с.

6. Давыдов Т. В. Теория развивающего обучения. М. : ИНТОР, 1996. 544 с.

7. Даренский В. Ю. Диалогическая структура художественной рефлексии // Известия Саратовского университета. 2014. № 1. С. 14–18.

  8. Лавлинский С.  П. Технология литературного образования: Коммуникативно-деятельностный подход : Учеб. пособ. для студентов-филологов. М. : Прогресс-Традиция ; ИНФРА-М, 2003. 384 с.

9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975.  304 с.

10. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М. : Прогресс Культура, 1992. 416 с.

11. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб. : Евразия, 1999. 479 с.

12. Ромашенкова Е. С. Теоретические основы исследования лингвориторической рефлексии литературной личности // Лингвориторическая парадигма: Теоретические и прикладные аспекты. 2009. № 13. С. 133–138.

13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2000. 712 с.

14. Сент-Экзюпери А. Маленький принц. М. : АВИГ, 1992. 79 с.

15. Сосновская И. В. Проблемы анализа художественного произведения на уроках литературы в средних классах. Южно-Сахалинск : СахГУ, 2007. 240 с.

16. Тюпа В. И., Бак Д. И. Эволюция художественной рефлексии как проблема исторической поэтики. Кемерово : Изд-во Кемеров. гос. ун-та, 1988. 11 с.

17. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М. : Шк. культ. полит., 1995. 800 с.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать статью в формате pdf

Второстепенные члены предложения в школьном курсе русского языка: аспекты изучения и трудности анализа

  • Автор(ы):

Гаврилова Елена Ивановна

кандидат филологических наук, доцент

доцент кафедры филологии и методики

Педагогический институт,

Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 9

тел.: 8(3952)240700

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

  •  

 

Аннотация. Статья посвящена проблемам изучения второстепенных членов предложения в школе. Обращается внимание на многоаспектность членов предложения и связанную с этим непоследовательность в трактовке второстепенных членов предложения в школьном курсе синтаксиса. Особо обозначаются случаи синкретизма второстепенных членов предложения, его причина и возникающие в связи с этим трудности синтаксического разбора предложения.

 

 

 

Ключевые слова: методика синтаксиса, второстепенные члены предложения, структурные и семантические признаки, определение, дополнение, обстоятельство, синкретичные второстепенные члены предложения.

  •  

 

Для цитирования: Гаврилова Е. И. Второстепенные члены предложения в школьном курсе русского языка: аспекты изучения и трудности анализа // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 2 (39). С. 48–56.

 

УДК: 371.321.8

DOI:

 

Список литературы:

 

1. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д.  Русский язык. Теория. 5–9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений. М. : Дрофа, 2012. 319 с.

2. Бабайцева В. В. Система членов предложения в современном русском языке. М. : Просвещение, 1989. 159 с.

3. Белошапкова, В. А. Слово как объект синтаксиса // Современный русский язык : учеб. для филол. спец. высших учебных заведений / под ред. В. А. Белошапковой. М. : Азбуковник, 1997. С. 647–656.

4. Гаврилова Е. И. Семантический подход к изучению сказуемого в школьном курсе русского языка // Педагогический ИМИДЖ. 2017. № 4 (37). С. 39–46.

5. Ильенко С. Г. Коммуникативно-структурный синтаксис современного русского языка / отв. ред. М. Я. Дымарский. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. 398 с.

6. Матвеева Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М. : Флинта: Наука, 2003. 432 с.

7. Русская грамматика. В 2 т. Т. II. Синтаксис. М. : Наука, 1980. 709 с.

8. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др. М. : Просвещение, 2013. 223 с.

9. Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. организаций / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская и др. М. : Просвещение, 2014. 271 с.

10. Русский язык: Учеб. для 8 класса общеобразоват. учреждений / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М. : Дрофа, 2013. 285 с.

 

 

 

 

 

 

Скачать статью в формате pdf

Обучение бурятскому языку в диалектных условиях при реализации технологии развития критического мышления

  • Автор(ы):

Содномов Сономбал Цыденович

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии детства

Бурятский республиканский институт образовательной политики

670000, г. Улан-Удэ, ул. Советская, 30

тел.: +7(3012)216113

e-mail: briep@mail.ru

 

Замбулаева Наталья Гомбоевна

кандидат педагогических наук, преподаватель педагогики Боханский педагогический колледж им. Д. Банзарова

669311, Иркутская область, Боханский район, п. Бохан, ул. Ленина, 46

тел.: +7(39538)25545

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

  •  

 

Аннотация. Одной из главных задач обучения литературному бурятскому языку в диалектных условиях является развитие правильной литературной устной и письменной речи обучающихся. В данной работе авторы рассматривают использование приёмов развития критического мышления младших школьников на уроках бурятского языка и литературного чтения. Данные приёмы позволяют решить проблему, связанную с формированием навыков правильной речи учащихся-диалектоносителей.

 

 

  • Ключевые слова: бурятский язык, литературный бурятский язык, диалектные условия, обучение, устная речь, письменная речь, приёмы развития критического мышления.

 

Для цитирования: Содномов С. Ц., Замбулаева Н. Г. Обучение бурятскому языку в диалектных условиях при реализации технологии развития критического мышления   

// Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 2 (39). С. 29–37.

 

УДК: 372.62

DOI:

 

Список литературы:

 

1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2008. 151 с.

2. Дылыкова Р.С. Буряад hургуулиин программанууд: буряад хэлэн. 1-4 классууд / Р.С. Дылыкова. – Улан-Yдэ : ГБУ РЦ «Бэлиг», 2013. 40 х.

3. Дылыкова Р.С. Базаргуруева Т.Б., Дугарова Д.Б. Буряад хэлэн: Методическа хүсэд суглуулбариин 3-дахи класста үзэхэ ном. Улаан-Үдэ : «Бэлиг» хэблэл, 2011. 161 х., зурагууд.

4. Замбулаева Н. Г. Нютаг хэлэнэй байдалда литературна буряад хэлэндэ hургалгын методико: учебно-методическое пособие. Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2014. 68 с.

5. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373 [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф./документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf (дата обращения: 28.04.2018).

6. Содномов С. Ц., Санжина Д. Д. Развитие устной речи младших школьников лексическими средствами родного (бурятского) фольклора // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2017. № 1. 

 

 

Скачать статью в формате pdf