Автор(ы):
Романичева Елена Станиславовна, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2649-3715, Институт системных проектов, Московский городской педагогический университет
129226, Россия, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, тел.: +7(499)1812133, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация.
Во введении к статье обозначена её цель, которую автор трактует как обоснование одного из путей решения проблемы освоения (чтения и изучения) корпуса текстов, составляющих школьный канон через практику их самостоятельного комментирования.
Материалы и методы. Для обоснования предложенного пути автор использует методы анкетирования обучающихся, анализа методической литературы, включённого наблюдения над педагогической практикой и анализа практик комментирования текстов в современных изданиях для подростков. После небольшого экскурса в историю литературного образования автор обозначает «типы» чтения, которые использовали в практике своей работы отечественные методисты, реализуя разные подходы к обучению литературе (словесности). Автор показывает, что во главу угла в российской школе ставился не обязательный для чтения и изучения список текстов, а подход к изучению художественного текста. В тексте статьи после исторического обзора представлены ход и результаты исследования. Автор утверждает: в сегодняшней социокультурной ситуации, когда подавляющее большинство учеников не готово к самостоятельному освоению классических текстов (об этом свидетельствуют профессиональные дискуссии, ответы на вопросы анкеты), на урок должно вернуться совместное с учителем чтение. Это чтение организуется как коллективно-распределённая работа с текстом, в процессе которой ученик приобретает умение отслеживать своё понимание, обращаясь к разным источникам, составлять читательский комментарий, предшествующий аналитической работе с текстом. В качестве примера такой успешной практики представлена работа московского учителя-словесника Р. И. Зандман. Исходя из выдвинутого тезиса о том, что дальнейшее развитие методики возможно лишь в междисциплинарном контексте, автор показывает, как можно выстроить работу над читательским комментарием к текстам, не входящим в школьную программу, но составляющим канон отечественного подросткового чтения, знакомит читателей с опытом успешной издательской практики Ильи Бернштейна (издательский проект «А и Б»), к которой были привлечены школьники. В статье показано, в каких условиях и почему составление комментария к художественному тексту становится не учебным заданием, а учебной задачей, решение которой выводит школьников «за стены классной комнаты» и реализуется в учебно-проектной деятельности. В заключение автор утверждает: успешные читательские практики комментирования текстов, реализуемые в рамках деятельностного подхода (в статье описаны лишь две из них), − ещё один убедительный аргумент в пользу того, что в основе содержания школьного литературного образования должна лежать текстовая (чтение и письмо) деятельность школьника, а не список. Описание новых эффективных читательских практик – первый шаг к существенному обновлению методики обучения литературе.
Ключевые слова: комментарий, читательская практика, классический текст, лексическая работа, активное чтение, учебная задача, деятельность, методика обучения литературе.
Для цитирования: Романичева Е. С. Комментарий к художественному произведению как читательская практика: от текста к деятельности (статья вторая) // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 3 (44). С. 333–347. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-333-347
УДК: 371.332
DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-333-347
Дата поступления в редакцию: 20.07.2019
Список литературы:
1. Ахапкин Д. Н. Аналитическое чтение и письмо в системе современного образования [Электронный ресурс] // Либеральное образование в России: теории, дискуссии, методы. СПб. : Факультет свободных искусств СПбГУ, 2014. С. 166−187. URL: https:// www.academia.edu/20007641/ (дата обращения: 07.03.2019).
2. Балталон Ц. и В. Воспитательное чтение. Беседы по методике начального обучения. Изд. 3-е с портретом и со вступительной статьёй В. Е. Ермилова. М. : тип. Вильде, 1913. XXXII. 299 с.
3. Булкина И. Приключения с комментариями, или Комментарии с приключениями [Электронный ресурс] // Новое литературное обозрение. 2018. № 6 (154). URL: https:// www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/154_nlo_6_2018/article/20453 (дата обращения: 07.03.2019).
4. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка // История литературного образования в российской школе. Хрестоматия : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. специальности / авт.-сост. В. Ф. Чертов. М. : Кафедра-М : Академия, 1999. С. 51−62.
5. Виткович В., Ягдфельд Г. Сказка среди бела дня / ил. Е. Гавриловой. М. : Издат. проект «А и Б», 2018. 84 с.
6. Виткович В., Ягдфельд Г. Сказки среди бела дня / ил. Н. Кузьминой, послесловие И. Бернштейна и М. Лурье. М. : Теревинф, 2009. 160 с.
7. Воронцов А. Б., Чудинова Е. В. Учебная деятельность: введение в систему Д. Б. Эльконина − В. В. Давыдова. М. : Рассказов А. И., 2004. 304 с.
8. Гаспаров М. Л. Филология как нравственность : о прошлом и будущем, об интеллигенции, о культуре, о школе, о жизни : статьи, интервью, заметки. М. : Фортуна ЭЛ, 2012. 288 с.
9. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразоват. орг. с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1. / под ред. В. Ф. Чертова. 4-е изд.. М. : Просвещение, 2014. 303 с.
10. Пушкин А. С. Капитанская дочка : подробный комментарий, учебный материал, интерпретации / cост. Е. Д. Волжина. М. : Айрис-пресс, 2006. 252 с.
11. Российский гуманитарный энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // URL: https://humanities_dictionary.academic.ru/5247/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D 0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D
0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5 (дата обращения: 07.03.2019)
12. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. Пособие для учителя. 4-е изд., испр. М. : Просвещение, 1985. 288 с.
13. Черняк М. А. «РУСЛИТ» как живой «литературный памятник» детской литературе: интервью с издателем Ильей Бернштейном // Школьная библиотека: сегодня и завтра. 2016. № 12. С. 4−9.
Скачать статью в формате pdf
Автор(ы):
Брякова Ирина Евгеньевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры литературы, журналистики и методики преподавания литературы, ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-6922-0197, Оренбургский государственный педагогический университет
460014, Россия, Оренбург, ул. Советская, 19, тел.: +7(3532)772452, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация.
Введение. Актуальность проблемы формирования креативной компетентности учителя-словесника обусловлена современным состоянием развития образования, вызовами времени. Цель статьи заключается в обосновании с позиций компетентностного, системного, синергетического подходов необходимости формирования креативной компетентности педагога.
Материалы и методы. В статье рассматриваются теоретические основы феномена креативной компетентности педагога, доказывается самостоятельность данного образования по отношению к профессиональной компетентности. Экспериментальным путём доказана эффективность формирования креативной компетентности учителя-словесника, при этом использовались такие методы, как интервьюирование и анкетирование, биографический метод, диагностика по экспресс-методу Р. Джонсона и методике Дж. Рензулли; авторские методики.
Результаты исследования. Учителя, не обладающие высоким уровнем креативности, могут успешно развивать творческие способности школьников при условии владения методикой развития литературно-творческих способностей учеников, что составляет основу креативной компетентности педагога. Экспериментальным путём доказана целесообразность введения понятия «креативная компетентность педагога» в педагогический и методический тезаурус.
Заключение. Практическая значимость исследования состоит в его направленности на совершенствование профессиональной подготовки педагога, креативной деятельности учителя-словесника. Перспективность данного направления в науке определяется необходимостью совершенствования креативной компетентности у практикующего учителя русского языка и литературы; дальнейшего исследования требует изучение специфики формирования креативной компетентности учителей других школьных дисциплин. креативная компетентность учителя-словесника; аксиологический, мотивационный, когнитивный, операциональный, рефлексивный компоненты; филологическая, культурологическая, психолого-педагогическая, методическая компетенции, компетенции в составе креативной компетентности; типология учителей по уровню креативности; компетентностный подход, синергетический подход.
Ключевые слова:
Для цитирования: Брякова И. Е. Креативная компетентность педагога – новый вектор развития образования // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 3 (44). С. 309–320.
DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-309-320
УДК: 371.13
DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-309-320
Дата поступления в редакцию: 10.03.2019
Список литературы:
1. Аверьянов А. Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М. : Политиздат, 1985. 263 с.
2. Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учебно-методическое пособие. М. : Высш. шк., 2015. 144 с.
3. Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода. М. : Наука, 1973. 270 с.
4. Боно Э. Искусство думать: латеральное мышление как способ решения сложных задач : пер. с англ. М. : Альпина Паблишер, 2015. 172 с.
5. Браже Т. Г. Гуманитарная культура взрослых: развитие в процессе непрерывного образования. СПб. : Тускарора, 2006. 164 с.
6. Браже Т. Г. О литературе в школе. Книга для учителя. СПб. : МИРС. 2008. 393 с.
7. Бранский В. П. Социальная синергетика и акмеология: Теория самоорганизации индивидуума и социума. СПб. : Политехника, 2001. 158 с.
8. Брякова И. Е. Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02.
СПб., 2010. 51 с.
9. Брякова И. Е. Формирование креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза: монография. Оренбург : ОГПУ, 2010. 380 с.
10. Выготский Л. С. Психология искусства. М. : Директ-Медиа, 2014. 578 с. 11. Галицких Е. О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. СПб., 2002. 43 с.
12. Колесникова И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии: курс лекций по философии педагогики. 2-е изд., доп. и переработ. СПб. : Дет-
ство-пресс, 2001. 288 с.
13. Князева Е. Н. Основания синергетики: режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб. : Алетейя, 2002. 414 с.
14. Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской. М. : Молод. гвард., 1997. 402 с.
15. Палфри Д., Гассер У. Дети цифровой эры : пер. с англ. М. : Эксмо, 2011. 368 с.
16. Прангишвили И. В. Системный подход и общественные закономерности. М. : СИНТЕГ, 2000. 521 с.
17. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой : пер. с англ. / общ. ред. и послесл. В. И. Аршинова [и др.]. М. : Прогресс, 1986. 431 с.
18. Сосновская И. В. Литературное развитие учащихся 5–8 классов в процессе анализа художественного произведения : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. М.
2004. 44 с.
19. Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 2. С. 144–160.
20. Спенсер Л., Спенсер С. Компетенции. Модели максимальной эффективности работы. М. : Hippo. 2005. 371 с.
21. Терентьева Н. П. Литературное образование как способ ценностного самоопределения учащихся : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. СПб. 2014. 50 с.
22. Ядровская Е. Р. Развитие интерпретационной деятельности читателя-школьника в процессе литературного образования : 5–11 классы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. СПб. 2012. 42 с.
23. Kaufman J. C., Sternberg, R. J. Creativity. Change, 2007; 39 (4) : 55–60.
24. Muirhead B. Utilizing creative pedagogy // Journal on Educational Psychology, 2011; Feb.–Apr.; 4 (4): p. 1–10.
Скачать статью в формате pdf