Статьи выпуска № 3, год 2019

Стратегия «точки фиксации рефлексии» как способ мотивации к чтению и пониманию классического текста на уроке литературы

Автор(ы):

Сосновская Ирина Витальевна, доктор педагогически наук, профессор кафедры филологии и методики, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664011, Россия, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, тел.: +7(3952)200739, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Во введении к статье обозначена её цель, которую автор видит в поиске путей активизации мотивации чтения и понимания школьниками-читателями текстов классической поэзии в рамках герменевтического подхода.

Материалы и методы. Для обоснования предложенного пути автор использует методы анализа психолого-педагогической и методической литературы, анализ методик, приёмов и стратегий чтения, ориентированных на то, чтобы задавать читателю-школьнику такое поле координат, в котором он будет способен адекватно понять автора и осознать свои чувства и мысли. Автор обосновывает обращение к субъективному опыту читателя необходимостью подключения этого опыта к осознанию культурного поля литературы и пониманию художественного смысла. По мнению автора, только то знание и те смыслы, которые пропущены через жизненный и эмоциональный опыт школьника, могут быть для него действительно актуальны.

Результаты исследования. Осуществлён анализ особенностей восприятия, свойственного современному поколению школьников, самоопределения в коммуникативном информационном пространстве; выявлены причины ослабления и утраты их связи с полем классической литературы и культуры, обоснована правомерность обращения к рефлексии не только с точки зрения дидактики, но и в аспекте герменевтики, в процессе анализа и интерпретации текстов с помощью применения стратегий «точек фиксации рефлексии» на трёх ступенях понимания текста. Результатом активизации личностной рефлексии школьника в процессе его смыслодеятельности, направленной на понимание текста, является возникновение художественной рефлексии как сотворчества читателя. На конкретных примерах анализа и интерпретации двух стихотворений М. Цветаевой и А. Ахматовой автор, применяя инструментарий указанной рефлексивной стратегии, показывает наиболее оптимальный путь выхода юного читателя на смысл произведения и активизации его читательского интереса.

Заключение. Автор утверждает, что в процессе рефлексивного анализа осуществляется одновременное движение к смысловому ядру художественного произведения и внутренней реальности школьника-читателя, что позволяет эффективнее совершенствовать душевную и духовную структуру личности подрастающего человека.

Ключевые слова: понимание, анализ, интерпретация, приёмы, стратегии, смысл, метасмысл, художественная герменевтика, художественная рефлексия, личностная рефлексия, точки фиксации рефлексии, рефлексивные приёмы, ассоциации, бинарные оппозиции, мотивация, мыследеятельность.

Для цитирования: Сосновская И. В. Стратегия «точки фиксации рефлексии» как способ мотивации к чтению и пониманию классического текста на уроке литературы // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 3 (44). С. 362–373.

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-362-373

УДК: 373.1

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-362-373

Дата поступления в редакцию: 03.07.2019

Список литературы:

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [5-е изд.]. М. : Академический проект : Альма-Матер, 2005. 702 с.

2. Ахматова А. А. Лирика. М. : Худож. лит., 1989. 415 с.

3. Бахтин М. М. Человек в мире слова. М. : Рос. открытый ун-т 1995. 140 с.

4. Богин Г. И. Типология понимания текста: учебное пособие. Калинин : Изд-во Калинин. гос. ун-та, 1986. 87 с.

5. Брудный А. А. Психологическая герменевтика : учебное пособие М. : Лабиринт, 1998. 335 с.

6. Емельянов Б. В., Новиков А. И. Русская философия серебряного века: курс лекций. Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 1995. 283 с.

7. Ильин И. А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 3. М. : Русская книга, 1994. 592 с.

8. Пастернак Б. Л. Стихотворения и поэмы. М. : Художеств. лит., 1990. 511 с.

9. Тюпа В. И., Бак Д. И. Эволюция художественной рефлексии как проблема исторической поэтики. Кемерово : Изд-во Кемеров. гос. ун-та, 1988. С. 11.

10. Улицкая Л. Е. Священный мусор. М. : АСТ, 2013. С. 56.

11. Франк С. Л. Духовные основы общества. М. : Республика, 1992. С. 11.

12. Цветаева М. Собрание сочинений : Стихотворения. В 7 т. Т. 1, кн. 2. М. : Книжная лавка-РТР, 1997. С. 291.

13. Essays, UK. Human Development Observations And Reflective Children And Young People Essay [Electronic resource] // Uni Assignment Centre. November. 2013. URL: https://www.uniassignment.com/essay-samples/children-and-young-people/human-development-

observations-and-reflective-children-and-young-people-essay.php?vref=1 (mode of access: 22.08.2019).

Скачать статью в формате pdf

Смысловое чтение и функциональное понимание текста

Автор(ы):

Рудяков Александр Николаевич, доктор филологических наук, профессор, ректор, профессор кафедры филологии, ORCID https://orcid.org/0000-0001-5455-4736, Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования

295000, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ленина, 15, тел.:+7(3652)274515, e-mail: krippo@krippo.ru

Аннотация.

Введение. В статье рассматривается проблема восприятия и понимания текста как инструмента социального взаимодействия через призму современной методологической парадигмы. Целью исследования является установление функциональных закономерностей, на которых основывается методика работы с текстами разных типов.

Материалы и методы. В качестве объекта исследования рассматриваются определения термина «текст» и ключевых понятий в области понимания текста: смысловое чтение, интерпретация, тексты, а также некоторые опыты толкования текстов на основе предложенной в статье методики. Исследование опирается на принципы функциональной лингвистики.

Результаты исследования. В процессе анализа эмпирического материала делается вывод о том, что современный категориальный аппарат не в полной мере отвечает практическим задачам, которые ставятся в процессе обучения школьников. В связи с этим предлагается функциональная методика работы с текстом, которая позволит сформировать необходимые навыки для восприятия, понимания произведений, умения извлекать из них необходимую информацию и др.

Заключение. Ключевой идеей работы является необходимость внедрения в образовательную практику функционального подхода, в рамках которого работа с текстами ориентируется на эффективное социальное взаимодействие и формирование навыков функциональной грамотности. Такое направление учебной деятельности отвечает глобальным вызовам современности.

Ключевые слова: текст, функциональный подход, смысловое чтение, понимание текста.

Для цитирования: Рудяков А. Н. Смысловое чтение и функциональное понимание текста // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 3 (44). С. 348–361. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-348-361

УДК: 81.42

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-348-361

Дата поступления в редакцию: 09.09.2019

Список литературы:

1. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста : учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М. : Флинта : Наука, 2007. 520 с.

2. Валгина Н. С. Теория текста : учебное пособие. М. : Логос, 2003. 280 c.

3. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики : пер. с нем. / общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М. : Прогресс, 1988. 704 с.

4. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. [Изд. 4-е, стер.]. М. :

КомКнига, 2006. 144 с.

5. Динамика языковых и культурных процессов в современной России [Электронный ресурс] // Вып. 6. Материалы VI Конгресса РОПРЯЛ (г. Уфа, 11–14 октября 2018 года). СПб. : РОПРЯЛ, 2018. URL: http://ropryal.ru/wp-content/uploads/2018/10/6ROPRYAL_ A5.pdf (дата обращения: 23.06.2019).

6. Заика В. И. Эстетическая реализация языка //Rozwažania metodologiczne. Język –Literatura – Teatr. Warszawa. 2000. C. 167–180.

7. Каменская О. Л. Текст и коммуникация: учеб. пособие. М. : Высш. шк., 1990. 152 с.

8. Матюшкин А. В. Проблемы интерпретации литературного художественного текста: учебное пособие. Петрозаводск : Изд-во КГПУ, 2007. 190 с.

9. Николина H. A. Филологический анализ текста : учеб. пособие. М. : Академия, 2003. 256 с.

10. Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения: теория и практика : смысловое чтение и работа с текстом. М. : Форум, 2015. 368 c.

11. Рудяков А. Н., Дорофеев Ю. В. Homo textus: человек в паутине текстов, или Учебник чтения для умеющих читать. Симферополь : Ната, 2008. 176 с.

12. Рудяков А. Н. Топоры и тексты. Лингвистическая инструментология: учебное пособие. М. : Флинта : Наука, 2013. 309 с.

13. Рудяков А.Н. Язык, или Почему люди говорят (опыт функционального определения естественного языка) [2-е изд., испр. и доп.]. М. : Флинта, 2012. 160 с.

14. Рудяков Н. А. Поэтика, стилистика художественного произведения. Симферополь : Таврия, 1993. 146 с.

15. Теория текста: учеб. пособие / Ю. Н. Земская, И. Ю. Качесова, Л. М. Комиссарова, Н. В. Панченко, А. А. Чувакин; под ред. A. A. Чувакина [2-е изд., перераб. и доп.]. М. : Флинта : Наука, 2010. 224 с.

16. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2010. 159 с.

17. Becker M., McElvany N. and Kortenbruck M. Intrinsic and extrinsic reading motivation as predictors of reading literacy: A longitudinal study // Journal of Educational Psychology, Vol. 102/4. 2010. P. 773–785. DOI: 10.1037/a0020084 URL: https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2Fa0020084 (mode of access: 05.07.2019).

18. Snow Catherine E. Reading for understanding: toward a research and development program in reading comprehension. RAND Reading Study Group, 2002. 156 p.

Скачать статью в формате pdf

О функциональных основаниях восприятия и понимания текста

Автор(ы):

Дорофеев Юрий Владимирович, доктор филологических наук, доцент, проректор по научной работе, исполняющий обязанности заведующего кафедрой филологии, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3925-090X, Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования

295000, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ленина, 15, тел.: +7(3652)274515,

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Введение. В статье рассматривается проблема восприятия и понимания разных типов текстов обучающимися в процессе прохождения государственной итоговой аттестации. Целью исследования является установление закономерностей восприятия предложенных на экзаменах текстов и эффектов, возникающих в процессе их восприятия.

Материалы и методы. В качестве объекта исследования рассматриваются тексты, предложенные в качестве исходных в рамках экзамена по русскому языку, и различные интерпретации этих текстов, представленные в работах школьников. Исследование проводится на основе функционального подхода, в рамках которого текст рассматривается как инструмент социального взаимодействия.

Результаты исследования. В результате анализа эмпирического материала сделан вывод о том, что, с одной стороны, многие обучающиеся не овладели в достаточной мере навыками функционального чтения, позволяющего выделить в тексте стержневой компонент и другие составляющие, а с другой стороны, сконструированные для определённых целей тексты должны учитывать возможность возникновения различных эффектов, препятствующих восприятию определённой информации.

Заключение. Исследование ориентирует на необходимость последовательного внедрения в образовательную практику функциональной методики восприятия и интерпретации текста, что позволит как предотвратить искажение концептуальной информации, извлекаемой из текстов, так и учесть возникающие при восприятии эффекты в процессе подготовки текстов, которые используются в рамках государственной итоговой аттестации.

Ключевые слова: текст, функциональный подход, восприятие, понимание, русский язык.

Для цитирования: Дорофеев Ю. В. О функциональных основаниях восприятия и понимания текста // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 3 (44). С. 321–332. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-321-332

УДК: 81.42

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-321-332

Дата поступления в редакцию: 09.09.2019

Список литературы:

1. Абаев В. И. Отражение работы сознания в лексико-семантической системе языка // Ленинизм и теоретические проблемы языкознания. М. : Наука, 1970. С. 232–262.

2. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста : учеб. пособие : 3-е изд., испр. и доп. М. : Флинта : Наука, 2007. 520 с.

3. Брудный А. А. Психологическая герменевтика. М. : Лабиринт, 1998. 335 с.

4. Валгина Н. С. Теория текста : учебное пособие. М. : Логос, 2003. 279 c.

5. Каменская О. Л. Текст и коммуникация : учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1990. 151 с.

6. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Л. : Просвещение, 1972. 272 с.

7. Михайлов H. Н. Теория художественного текста: учеб. пособие. М. : Академия, 2006. 223 с.

8. Николина H.A. Филологический анализ текста: учеб. пособие. М. : Академия,

2003. 256 с.

9. Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения. Теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом. М. : Форум, 2015. 368 c.

10. Рудяков А. Н. Топоры и тексты. Лингвистическая инструментология: учебное пособие. М. : Флинта : Наука, 2013. 309 с.

11. Рудяков Н. А. Поэтика, стилистика художественного произведения. Симферополь : Таврия, 1993. 143 с.

12. Теория текста: учеб. пособие / Ю. Н. Земская, И. Ю. Качесова, Л. М. Комиссарова [и др.]; под ред. A. A. Чувакина : 2-е изд., перераб. и доп. М. : Флинта : Наука, 2010. 223 с.

13. Тюпа В. И. Анализ художественного текста: учеб. пособие : 3-е изд., стер. М. : Академия, 2009. 336 с.

14. Artelt C., Schiefele U. and Schneider W. Predictors of reading literacy // European Journal of Psychology of Education, 2001.Vol. 16/3. P. 363–384.

15. Becker M., McElvany N. and Kortenbruck M. Intrinsic and extrinsic reading motivation as predictors of reading literacy: A longitudinal study // Journal of Educational Psychology, 2010. Vol. 102/4. P. 773–785.

16. Bergler S. From Lexical Semantics to Text Analysis // In Saint-Dizier, Patrick, & Viegas, Evelyne. Computational Lexical Semantics. Cambridge, England : Cambridge University Press. 1995. P. 98–124.

Скачать статью в формате pdf

Комментарий к художественному произведению как читательская практика: от текста к деятельности (статья вторая)

Автор(ы):

Романичева Елена Станиславовна, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2649-3715, Институт системных проектов, Московский городской педагогический университет

129226, Россия, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, тел.: +7(499)1812133, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Во введении к статье обозначена её цель, которую автор трактует как обоснование одного из путей решения проблемы освоения (чтения и изучения) корпуса текстов, составляющих школьный канон через практику их самостоятельного комментирования.

Материалы и методы. Для обоснования предложенного пути автор использует методы анкетирования обучающихся, анализа методической литературы, включённого наблюдения над педагогической практикой и анализа практик комментирования текстов в современных изданиях для подростков. После небольшого экскурса в историю литературного образования автор обозначает «типы» чтения, которые использовали в практике своей работы отечественные методисты, реализуя разные подходы к обучению литературе (словесности). Автор показывает, что во главу угла в российской школе ставился не обязательный для чтения и изучения список текстов, а подход к изучению художественного текста. В тексте статьи после исторического обзора представлены ход и результаты исследования. Автор утверждает: в сегодняшней социокультурной ситуации, когда подавляющее большинство учеников не готово к самостоятельному освоению классических текстов (об этом свидетельствуют профессиональные дискуссии, ответы на вопросы анкеты), на урок должно вернуться совместное с учителем чтение. Это чтение организуется как коллективно-распределённая работа с текстом, в процессе которой ученик приобретает умение отслеживать своё понимание, обращаясь к разным источникам, составлять читательский комментарий, предшествующий аналитической работе с текстом. В качестве примера такой успешной практики представлена работа московского учителя-словесника Р. И. Зандман. Исходя из выдвинутого тезиса о том, что дальнейшее развитие методики возможно лишь в междисциплинарном контексте, автор показывает, как можно выстроить работу над читательским комментарием к текстам, не входящим в школьную программу, но составляющим канон отечественного подросткового чтения, знакомит читателей с опытом успешной издательской практики Ильи Бернштейна (издательский проект «А и Б»), к которой были привлечены школьники. В статье показано, в каких условиях и почему составление комментария к художественному тексту становится не учебным заданием, а учебной задачей, решение которой выводит школьников «за стены классной комнаты» и реализуется в учебно-проектной деятельности. В заключение автор утверждает: успешные читательские практики комментирования текстов, реализуемые в рамках деятельностного подхода (в статье описаны лишь две из них), − ещё один убедительный аргумент в пользу того, что в основе содержания школьного литературного образования должна лежать текстовая (чтение и письмо) деятельность школьника, а не список. Описание новых эффективных читательских практик – первый шаг к существенному обновлению методики обучения литературе.

Ключевые слова: комментарий, читательская практика, классический текст, лексическая работа, активное чтение, учебная задача, деятельность, методика обучения литературе.

Для цитирования: Романичева Е. С. Комментарий к художественному произведению как читательская практика: от текста к деятельности (статья вторая) // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 3 (44). С. 333–347. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-333-347

УДК: 371.332

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-333-347

Дата поступления в редакцию: 20.07.2019

Список литературы:

1. Ахапкин Д. Н. Аналитическое чтение и письмо в системе современного образования [Электронный ресурс] // Либеральное образование в России: теории, дискуссии, методы. СПб. : Факультет свободных искусств СПбГУ, 2014. С. 166−187. URL: https:// www.academia.edu/20007641/ (дата обращения: 07.03.2019).

2. Балталон Ц. и В. Воспитательное чтение. Беседы по методике начального обучения. Изд. 3-е с портретом и со вступительной статьёй В. Е. Ермилова. М. : тип. Вильде, 1913. XXXII. 299 с.

3. Булкина И. Приключения с комментариями, или Комментарии с приключениями [Электронный ресурс] // Новое литературное обозрение. 2018. № 6 (154). URL: https:// www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/154_nlo_6_2018/article/20453 (дата обращения: 07.03.2019).

4. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка // История литературного образования в российской школе. Хрестоматия : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. специальности / авт.-сост. В. Ф. Чертов. М. : Кафедра-М : Академия, 1999. С. 51−62.

5. Виткович В., Ягдфельд Г. Сказка среди бела дня / ил. Е. Гавриловой. М. : Издат. проект «А и Б», 2018. 84 с.

6. Виткович В., Ягдфельд Г. Сказки среди бела дня / ил. Н. Кузьминой, послесловие И. Бернштейна и М. Лурье. М. : Теревинф, 2009. 160 с.

7. Воронцов А. Б., Чудинова Е. В. Учебная деятельность: введение в систему Д. Б. Эльконина − В. В. Давыдова. М. : Рассказов А. И., 2004. 304 с.

8. Гаспаров М. Л. Филология как нравственность : о прошлом и будущем, об интеллигенции, о культуре, о школе, о жизни : статьи, интервью, заметки. М. : Фортуна ЭЛ, 2012. 288 с.

9. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразоват. орг. с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1. / под ред. В. Ф. Чертова. 4-е изд.. М. : Просвещение, 2014. 303 с.

10. Пушкин А. С. Капитанская дочка : подробный комментарий, учебный материал, интерпретации / cост. Е. Д. Волжина. М. : Айрис-пресс, 2006. 252 с.

11. Российский гуманитарный энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // URL: https://humanities_dictionary.academic.ru/5247/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D 0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D

0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5 (дата обращения: 07.03.2019)

12. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. Пособие для учителя. 4-е изд., испр. М. : Просвещение, 1985. 288 с.

13. Черняк М. А. «РУСЛИТ» как живой «литературный памятник» детской литературе: интервью с издателем Ильей Бернштейном // Школьная библиотека: сегодня и завтра. 2016. № 12. С. 4−9.

Скачать статью в формате pdf

Креативная компетентность педагога – новый вектор развития образования

Автор(ы):

Брякова Ирина Евгеньевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры литературы, журналистики и методики преподавания литературы, ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-6922-0197, Оренбургский государственный педагогический университет

460014, Россия, Оренбург, ул. Советская, 19, тел.: +7(3532)772452, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Введение. Актуальность проблемы формирования креативной компетентности учителя-словесника обусловлена современным состоянием развития образования, вызовами времени. Цель статьи заключается в обосновании с позиций компетентностного, системного, синергетического подходов необходимости формирования креативной компетентности педагога.

Материалы и методы. В статье рассматриваются теоретические основы феномена креативной компетентности педагога, доказывается самостоятельность данного образования по отношению к профессиональной компетентности. Экспериментальным путём доказана эффективность формирования креативной компетентности учителя-словесника, при этом использовались такие методы, как интервьюирование и анкетирование, биографический метод, диагностика по экспресс-методу Р. Джонсона и методике Дж. Рензулли; авторские методики.

Результаты исследования. Учителя, не обладающие высоким уровнем креативности, могут успешно развивать творческие способности школьников при условии владения методикой развития литературно-творческих способностей учеников, что составляет основу креативной компетентности педагога. Экспериментальным путём доказана целесообразность введения понятия «креативная компетентность педагога» в педагогический и методический тезаурус.

Заключение. Практическая значимость исследования состоит в его направленности на совершенствование профессиональной подготовки педагога, креативной деятельности учителя-словесника. Перспективность данного направления в науке определяется необходимостью совершенствования креативной компетентности у практикующего учителя русского языка и литературы; дальнейшего исследования требует изучение специфики формирования креативной компетентности учителей других школьных дисциплин. креативная компетентность учителя-словесника; аксиологический, мотивационный, когнитивный, операциональный, рефлексивный компоненты; филологическая, культурологическая, психолого-педагогическая, методическая компетенции, компетенции в составе креативной компетентности; типология учителей по уровню креативности; компетентностный подход, синергетический подход.

Ключевые слова:

Для цитирования: Брякова И. Е. Креативная компетентность педагога – новый вектор развития образования // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 3 (44). С. 309–320.

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-309-320

УДК: 371.13

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-309-320

Дата поступления в редакцию: 10.03.2019

Список литературы:

1. Аверьянов А. Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М. : Политиздат, 1985. 263 с.

2. Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учебно-методическое пособие. М. : Высш. шк., 2015. 144 с.

3. Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода. М. : Наука, 1973. 270 с.

4. Боно Э. Искусство думать: латеральное мышление как способ решения сложных задач : пер. с англ. М. : Альпина Паблишер, 2015. 172 с.

5. Браже Т. Г. Гуманитарная культура взрослых: развитие в процессе непрерывного образования. СПб. : Тускарора, 2006. 164 с.

6. Браже Т. Г. О литературе в школе. Книга для учителя. СПб. : МИРС. 2008. 393 с.

7. Бранский В. П. Социальная синергетика и акмеология: Теория самоорганизации индивидуума и социума. СПб. : Политехника, 2001. 158 с.

8. Брякова И. Е. Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02.

СПб., 2010. 51 с.

9. Брякова И. Е. Формирование креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза: монография. Оренбург : ОГПУ, 2010. 380 с.

10. Выготский Л. С. Психология искусства. М. : Директ-Медиа, 2014. 578 с. 11. Галицких Е. О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. СПб., 2002. 43 с.

12. Колесникова И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии: курс лекций по философии педагогики. 2-е изд., доп. и переработ. СПб. : Дет-

ство-пресс, 2001. 288 с.

13. Князева Е. Н. Основания синергетики: режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб. : Алетейя, 2002. 414 с.

14. Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской. М. : Молод. гвард., 1997. 402 с.

15. Палфри Д., Гассер У. Дети цифровой эры : пер. с англ. М. : Эксмо, 2011. 368 с.

16. Прангишвили И. В. Системный подход и общественные закономерности. М. : СИНТЕГ, 2000. 521 с.

17. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой : пер. с англ. / общ. ред. и послесл. В. И. Аршинова [и др.]. М. : Прогресс, 1986. 431 с.

18. Сосновская И. В. Литературное развитие учащихся 5–8 классов в процессе анализа художественного произведения : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. М.

2004. 44 с.

19. Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 2. С. 144–160.

20. Спенсер Л., Спенсер С. Компетенции. Модели максимальной эффективности работы. М. : Hippo. 2005. 371 с.

21. Терентьева Н. П. Литературное образование как способ ценностного самоопределения учащихся : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. СПб. 2014. 50 с.

22. Ядровская Е. Р. Развитие интерпретационной деятельности читателя-школьника в процессе литературного образования : 5–11 классы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. СПб. 2012. 42 с.

23. Kaufman J. C., Sternberg, R. J. Creativity. Change, 2007; 39 (4) : 55–60.

24. Muirhead B. Utilizing creative pedagogy // Journal on Educational Psychology, 2011; Feb.–Apr.; 4 (4): p. 1–10.

Скачать статью в формате pdf